ИКТ - среда реализации ФГОС
статья по литературе на тему

Чуклай Татьяна Михайловна

информационные технологии помогут учителю-словеснику освоить новые государственные Стандарты в среднем звене школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИКТ – среда реализации ФГОС

Особенность ФГОС нового поколения – системно - деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика, обеспечивает  активную учебно-познавательную деятельность обучающихся  через использование в образовательном процессе современных образовательных технологий  деятельностного типа. Например, информационно-коммуникационные технологии на уроках в школе.

В современной методической науке мультимедиа  рассматривается как наиболее распространенный вид средств новых информационных технологий, который способствует оптимизации учебного процесса. Использование компьютера, как я убедилась на собственном опыте, значительно повышает наглядность обучения, активизирует процесс овладения знаниями и формирования навыков и умений, помогает обеспечить индивидуализацию обучения, организовать самостоятельную работу учащихся.

Я считаю, что использование информационно-коммуникационных технологий эффективно на всех уроках: при изучении нового материала, на повторительно-обобщающих уроках, заключительных лекциях по курсу и других типах уроков. Методы обучения, применяемые мной при деятельностном подходе на уроках с использованием ИКТ: частично-поисковый, проблемный, исследовательский, объяснительно-иллюстративный. Применяемые приёмы – поиск решения проблемы, исследование каких-либо явлений, направлений в русском языке и литературе, прогнозирование,  разъяснение с применением презентации, видеофрагментов и т.д.

Как показывает опрос моих учеников, интересно звучит на уроке лекция с использованием мультимедийного проектора, когда компьютер позволяет учителю расширить возможности обычной лекции, демонстрировать учащимся красочные схемы, для пояснения использовать звук и анимацию, быстрые ссылки на ранее изученный материал. Построение схем, алгоритмов, таблиц в презентации позволяет экономить моё время, более эстетично оформить материал. Особо важные моменты на схеме выделяются мной цветом, учащиеся приводят примеры по схеме, составляют предложения на все случаи.

Самостоятельная работа обучающихся на уроках с ИКТ формирует у них универсальные учебные действия (УУД), развивает у них способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой  на электронных носителях. При использовании на уроке ПК, в чём я убедилась не один раз, очень важны задания с последующей проверкой, так как активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Учащиеся самостоятельно выполняют задание, при проверке или сомнении в правильности выполненного задания они могут по ссылке обратиться к справочной литературе, помогающей вспомнить правило, объяснить нужные  орфограммы, пунктограммы.

А использование на уроках с ИКТ кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий делают урок более интересным, повышают творческую деятельность учеников.

 Уроки литературы - это уроки искусства, где важны и музыка, и живопись. Всем этим, я считаю,  может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать актерское прочтение стихов, прозы и классическую музыку. В этом учителю помогут показ презентаций, проигрывание музыкальных композиций, просмотр видеофильмов. Многие классические произведения нашли свое воплощение в кинематографе. Фильмы служат хорошим подспорьем на уроках литературы для создания проблемной ситуации, заставляют учеников провести сопоставительный анализ с текстом. Учитель может использовать отдельные видеофрагменты при проведении урока, а может организовать киносеанс с обязательным последующим обсуждением просмотренного кинофильма.

Самой распространенной формой работы на моих уроках литературы можно назвать работу с компьютерными презентациями, выполненными в программе PowerPoint, так как основная функция презентации - служить наглядным материалом. При помощи проектора на широкий экран выводятся цветные портреты писателей, иллюстрации к произведениям, фотографии и многие другие изображения, оживляющие ход урока, пробуждающие у обучающихся интерес к литературным произведениям, позволяющие образно представить жизнь и личность писателя. Вторая функция презентации - информативная. Цели урока, задания, вопросы выводятся на экран, чтобы предоставить учащимся возможность самостоятельно работать с ними.

Кроме того, презентации могут быть одной из форм отчетности по завершении работы над литературным проектом. Мои ученики неоднократно использовали именно презентации в качестве сопровождения к исследовательским работам по литературе. Материал учащиеся находят сами в Интернете, составляют презентации. Таким образом, индивидуальная работа учащихся по созданию презентаций развивает их самостоятельность, поисковую деятельность, инициативность, творчество. ИКТ развивает  у них умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку.

ИКТ постоянно использую для проведения промежуточной и итоговой аттестации.  Компьютерное тестирование более привлекательно для детей, чем бланковое, так как  можно выбрать тест по своему уровню,  увидеть результат сразу, получить оценку компьютера, с которой им сложно не согласиться. Для  создания электронных тестов  использую программу My  Test, PowerPoint, Excel. Тесты, созданные в PowerPoint и Excel, имеют больше возможностей, красочны, поэтому  интересны ученикам.

Я уверена, использование  ИКТ на уроках значительно повышает эффективность обучения,  помогает создать  продуктивную атмосферу на уроке, развить активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, сформировать у них универсальные  УД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование информационно-образовательной среды лицея как условие реализации ФГОС второго поколения

Кургузов В.А., к.г.н., заместитель  директора по ИКТМОБУ «Лицей №1» г. Оренбурга Переход на  Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения предполагает создани...

Создание модели мотивационной образовательной среды достижения образовательных результатов обучающихся в условиях реализации ФГОС ОО

Практическая значимость  разработанной  модели  обусловлена  тем, что  на ее основе может быть  организован  процесс обуче...

Создание модели мотивационной образовательной среды достижения образовательных результатов обучающихся в условиях реализации ФГОС ОО

Практическая значимость  разработанной  модели  обусловлена  тем, что  на ее основе может быть  организован  процесс обуче...

ИКТ – СРЕДА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.

Повышение качества обучения на уроках русского языка и литературы с помощью русского языка и литературы с помощью современных электронных материалов....

Современная электронная образовательная среда школы как условие оптимизации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО

Одной из особенностей ФГОС второго поколения является их деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления ре...

Современная электронная образовательная среда школы как условие оптимизации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО

Одной из особенностей ФГОС второго поколения является их деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления ре...

Формирование и совершенствование предметной информационно-образовательной среды как условие реализации ФГОС

Материалы, разрабтанные мной для совершнствования информационно-образовательной среды по математике следующие. В ресурсурсной сфере – мультимедийное приложение в виде презентаций к урокам математики в...