Тема урока: «Сатира В. В. Маяковского дореволюционного периода»
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Мисикова Инна Геннадьевна

 

Разработка урока по литературе для обучающихся 10 класса учителя русского языка  и литературы  МБОУ Фёдоровской СОШ  Мисиковой Инны Геннадьевны.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Разработка урока21.02 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:

«Сатира В. В. Маяковского дореволюционного периода»

                                                   Разработка урока

                                                                       учителя русского языка

                                                                                             и литературы

                                                                           МБОУ Фёдоровской СОШ

       Мисиковой Инны Геннадьевны.

Цели урока:
Образовательная: расширять и углублять знания учащихся о лирических произведениях, о творчестве В. В. Маяковского дореволюционного периода, дать учащимся представление о раннем творчестве В. В. Маяковского как представителя футуризма; показать своеобразие живописной поэтики стихов поэта; развивать умения и навыки анализа поэтического текста, выразительного чтения;

Воспитательная: формировать у учащихся чувство уважения к людям, чувство собственного достоинства; воспитывать культуру чувств учащихся;

Развивающая: развивать образное мышление учащихся, навыки устной и письменной речи.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: портрет В. В. Маяковского, иллюстрации к его стихотворениям, композиции представителей кубизма, супрематизма и смежных с ними течений (например, П. Пикассо, К. Малевича, Н. Гончаровой, М. Ларионовой, А. Лентупова и др.); тетради учащихся.

Методы и приемы: репродуктивный метод (беседа учителя с учащимся, слово учителя); метод творческого чтения (выразительное чтение учителя).

Ход урока

I.Организационный момент.

Приветствие учащихся; проверка готовности класса к уроку; сообщение темы и целей урока.

II. Проверка домашнего задания.

Задача: актуализировать опорные знания учащихся о творчестве В. Маяковского, о «серебряном веке» и литературных течениях и группах, возникших в начале XX века.

Учитель: Попытаемся вспомнить, что означает понятие «серебряный век русской поэзии».

1-й ученик: НачалоXXвека было ознаменовано появлением целой плеяды замечательных русских поэтов. Поэтому в истории культуры эта эпоха получила название «серебряный век русской поэзии».

2-й ученик: В литературе начала века наибольшего расцвета достигла поэзия, вошедшая в историю как Серебряный век русской поэзии. Ее называют также поэтическим ренессансом, часто сравнивая с пушкинской эпохой-«золотым» XIX веком.

Учитель: В отличие от поэтов XIX века поэты «серебряного века» были модернистами. Какие основные направления выделяются в модернизме?

1-й ученик: В модернизме выделяются три основных направления: символизм, акмеизм и футуризм. Помимо этих трех, существовали и другие литературные направления.

III.Изучение нового материала

В течение урока вы должны будете записывать в свои тетради основные, наиболее важные, на ваш взгляд сведения в виде развернутого плана, который в конце занятия вы на оценку зачитаете.

Маяковский как поэт-сатирик начал складываться еще в дореволюционные годы. Активному протеканию этого процесса мешала в некотором смысле узость рамок футуристического искусства. Но по мере разрыва между Маяковским и футуризмом на первое место в его творчестве выдвигается тема социальных контрастов современного общества. Ярко выраженной социальной сатирой прозвучало, например, одно из его ранних стихотворений «Нате!» (1913), обличавшее уродство пресыщенных буржуа:

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста

      Где-то недокушанных, недоеденных щей;

  Вот вы, женщина, на вас белила густо,

       Вы смотрите устрицей из раковин вещей.

Стихотворение построено на контрасте. Ложным ценностям в первом четверостишии противопоставляются драгоценности подлинные, духовные:

       Я вам открыл столько стихов шкатулок,

Я – бесценных слов мот и транжир.

Первую мировую войну Маяковский «принял взволнованно». Но хотя в августе-сентябре 1914 года он рисовал высмеивающие немцев лубочные картинки, делая к ним юмористические подписи, как поэт серьезных тем он сразу же откликнулся стихотворениями остро драматическими.

С тех пор сатира прочно укрепилась в творчестве поэта, а решение ее основной темы – разоблачение буржуазного мира – осуществлялось средствами утонченной иронии, скрытой издевки. Об этом свидетельствует серия стихотворных памфлетов Маяковского, печатавшихся в 1915-1916 году в «Новом Сатириконе». Часть из них написана в виде гимнов, одновременно «воспевающих» и хоронящих под градом сатирических издевок какой-либо порок («Гимн судье», «Гимн ученому», «Гимн обеду»).

Поэт раскрывает безобразие и порочность персонажей своих стихотворений – судьи, ученого, взяточника, обжоры, - «воспевая» их «достоинства». При этом преследует две цели: подчеркнуть не только индивидуальную природу «достоинств», но и их социальную обусловленность.

Что составляло существо сатирического метода Маяковского в дореволюционные годы?

Дореволюционная поэзия Маяковского чрезвычайно тревожна, трагична и во многом пессимистична, на что неоднократно указывали критики: «она отмечена искривленной болью улыбкой», «гримасой смеха»:

          Если кто-то смеется – кажется,

Что ему разодрали губу.

Природа пессимизма, трагичность у Маяковского лежала в сознании одиночества поэта перед окружавшей его массой безразличных людей:

                                                          Брошусь на землю,

                                                          Камня корою

  В кровь лицо изотру,

         Слезами асфальт омывая

                       Истомившимися по ласке губами

                                                    Тысячью поцелуев покрою умную морду трамвая.

(«Надоело»)

Трагическое и комическое в поэзии Маяковского сливались в единое целое и придавали его смеху глубокий философский смысл. Трагизм Маяковского был отвергающий, бунтующий, и для выражения всех этих сложных эмоций, для воплощения ненависти и насмешки была необходима сатира.

Сила презрения у Маяковского к «жующей» массе прямо пропорциональна страстной надежде на перемены. Сильные чувства требуют выражения в гиперболических образах.

Отсюда у Маяковского трагический, гневный гротеск. Отсюда вся система «гипертрофированных физиологических» образов:

   Пусть в сале совсем потонут зрачки –

 Все равно их зря отец твой выделал:

На слепую кишку хоть надень очки,

   Кишка все равно ничего б не видела.

(«Гимн обеду»), т. е. физиологическое постепенно вытесняет человеческое, слепая кишка (непривлекательная подробность человеческого организма) заменяет самого человека. Образ огрубляется до безобразия, но поэтическая цель и заключалась в том, чтобы вызвать негативные эмоции (презрение, неприятие, брезгливость и т.д. )

   Зачастую акцент на физиологической детали приводит к отделению детали от образа. Такая деталь как «желудок в панаме» заменяет весь портрет буржуа. Огрубление образа должно подчёркивать, что в буржуа нет ничего человеческого. Социальная  тема, звучащая в стихах 1915-1916 года, продолжает разрабатываться Маяковским в поэмах «Облако в штанах», «Война и мир», «Человек», они также направлены против бесчеловечного мира, где торжествует нажива и война, где собраны все высокие человеческие чувства.

IV. Закрепление изученного материала.

Несколько учеников вызываются учителем с целью прочтения составленных ими планов лекции.

V. Подведение итогов урока.

Раннее творчество В.Маяковского дооктябрьского периода было подвержено влиянию футуристического движения. Но футуризм В.Маяковского не ограничен созиданием форм. Кроме стремления овладеть мастерством, он включил в себя и атеизм, и интернационализм, и антибуржуазность, и революционность. Футуризм В.Маяковского – опыт не столько самоценного творчества, сколько факт жизнетворчества.

VI. Домашнее задание.

Прочитать поэму «Облако в штанах»; прочитать в учебнике раздел «В.Маяковский и футуризм»; записи в тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 7 классе по теме "Анализ стихотворения В.В.Маяковского "Хорошее отношение к лошадям"

Материал содержит развёрнутый конспект урока по теме "Анализ стихотворения В.В.Маяковского "Хорошее отношение к лошадям"...

Про это, про любовь (В.Маяковский и Лиля Брик) Презентация к уроку по лирике В.Маяковского в 11 классе

Данная работа может быть использована на уроке литературы в 11 классе при изучении любовной лирики Владимира Маяковского. В работе содержится интересный материал об отношениях поэта с Лилей Брик....

Разработка урока литературы в 11 классе по теме "Тема любви в творчестве В.Маяковского"

Тема любви в лирике В.В.Маяковского.  Стихотворение  Лиличка! Вместо письма . Конспект урока, проведенного в 11 классе   с использованием элементов технологии творческих мастерских...

Конспект урока по литературе в 11 классе по теме: «Дореволюционный период творчества В.Маяковского».

Обучение работе с поэтическим текстом.Представление о раннем творчестве Маяковского, показать новаторский характер поэтики Маяковского, знакомство с биографией поэта. Анализ поэтического текста....

Презентация к уроку по теме: " Тема любви в лирике В.Маяковского" (11 класс)

quot; Тема любви в лирике В. Маяковского" в 11классе является основным для восприятия как личности поэта Маяковского,так и понятия его неоднозначной лирики любви. В.Маяковский пережил необычные ...