Урок внеклассного чтения в 8 классе "Делай что-нибудь, чтобы быть счастливым"
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

Савиных Елена Викторовна

Мастерская по рассказу А.Гавальды "35 кило надежды".В процессе работы учащиеся наблюдают за тем, как главный герой Грегуар Дебюск сам становится "строителем своего внутреннего мира".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное автономное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа №18» города Кирова.

Савиных Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы.

                   Урок внеклассного чтения в 8 классе.

            «Делай что-нибудь, чтобы быть счастливым!»

(Мастерская по рассказу А.Гавальды «35 кило надежды».)

Данное произведение было предложено учащимся 8 класса для внеклассного чтения.  Во время работы над ним большое внимание уделяется развитию устной речи и творческих способностей учащихся, умение за деталями видеть целостный образ персонажей. Данная мастерская позволяет развить и углубить эти способности и навыки.

Цели. 1. Научить каждого ученика самостоятельно добывать знания.

            2.Развивать речь: обогащение и усложнение словарного запаса,   усиление коммуникативных свойств речи. Развивать мышление: умение анализировать и выделять главное, строить аналогии, обобщать и систематизировать.

             3.Воспитывать требовательность к себе, чувство собственного достоинства, ответственность, трудолюбие, доброту.

Ход урока.

1.Знакомство с биографией и творчеством французской писательницы А.Гавальда.

2.Работа над ассоциативным рядом.

Мастерская начинается с объявления ее названия и составления ассоциативного ряда к слову счастье.

3.Составление опорного конспекта урока.

Учитель предлагает учащимся изобразить процесс становления Грегуара Дюбоска счастливым. Затем учащиеся выбирают  то изображение, которое больше всего подходит к изменениям, происходящим с мальчиком( линейка, стрела, пирамида…).

Ребята предлагают выбрать те рисунки, которые отражают изменения внутреннего мира Грегуара (пирамида). Так как у пирамиды прочное основание, она устремлена вверх и состоит из отдельных кирпичиков, олицетворяющих какое-то душевное качество Грегуара. Таким образом, главный герой сам становится «строителем своего внутреннего мира».

4.«Построение» знаний о главном герое. Погружение в текст.

Каждая группа представляет домашнее задание. Определяются качества героя в общении с разными людьми.

1 группа.  «Я ненавижу школу».

Выписывают цитаты, таким образом, составляя план к данной теме, и определяют, какие качества героя проявляются в данных эпизодах.

  1. До трех лет жил счастливо.
  2. Вот тебе и школа. Так начался кошмар.
  3. Два раз оставался на второй год.

Раздражительность.

  1. Воспитательница Мари.  Ее подарок.
  2. Интересны мои руки, то, что они способны мастерить.

Увлеченность. Голова, как решето, золотые руки и большущее сердце.

             2 группа. Отношения с родителями.

  1. Долдонят одно: работай, работай, работай. Вечные скандалы.

Стремление уйти в свой мир.

  1. Затыкаю себе уши и стараюсь думать о том, что в данный момент мастерю, например, космический корабль для звездных войн.

Обман.

  1. Записывал в дневник только половину заданий, чтобы меньше было скандалов  слез по вечерам.

Самокритика.

  1. Татами и я – вещи несовместимые. Я натуральный хлюпик.
  2. Родители не поверили.
  3. Можешь лечь на кровать и реветь. А можешь встать и что-нибудь смастерить. Смастерил «Чучело-Берлючело».
  4. Родители рвали волосы друг на друге.

            3 группа. «Только один человек меня тогда утешал – мой дедушка».

  1. Закуток деда Леона – это вся моя жизнь, где мне лучше всего на свете.
  2. Почему?
  3. Запах счастья. Желание выделить этот запах в чистом виде и создать духи «Закуток».
  4. Сказка про зайца и черепаху.
  5. Разговор с дедом после 6 класса.
  6. Делай же что-нибудь, чтобы стать счастливым!

           4 группа. Исключение из школы. Колледж Жан-Мулен.

  1. Занятия Грегуара и его отдых с родителями.

Мечтательность.

  1. Изобретения Грегуара: усовершенствование гладильной доски, почистил мотор газонокосилки, специальные ботинки, чтобы ходить по горам, помощь в ремонте соседу. Заработок.

Трудолюбие.

  1.  Самый старший в классе и не самый тупой.
  2. Погружался в спячку.

Равнодушие.

         5 группа . Технический лицей Граншан.

  1. Я вот здесь хочу учиться.
  2. «Перегорел» - принимают по успеваемости.
  3. Письмо в лицей: мне хочется учиться у вас, я первый раз прошусь в школу…  Во мне 35 кило надежды…

Решительность.

               Целеустремленность.

  1. Экзамен в лицее.
  2. Никогда в жизни мне не было так плохо.
  3. Помощь деда -  сон наяву.
  4. Болезнь деда.
  5. Поступление в лицей.
  6. Я бездарен, но хотя бы стараюсь с этим бороться.
  7. Жилось неплохо, но счастлив я не был ( не мог помочь деду).
  8. Канат с узлами.

Преодоление трудностей.

Вера в свои силы и возможности.

Любовь к деду.

  1. Жизнь ради деда: «Дыши.  Я  - твои легкие, твое дыхание, твое сердце».
  2. Встреча с дедом.

5.Работа над проблемными вопросами.

1 группа. Почему Грегуар ненавидел школу?

2 группа. Почему не складывались отношения с родителями?

3 группа. «Делай что-нибудь, чтобы быть счастливым!» - говорит дед. Как вы понимаете эту фразу?

4 группа. Почему рассказ называется «35 кило надежды»?

  1. группа. Какие качества проявляет герой на пути к счастью?

6.Рефлексивный этап. Творческая работа.

Какие черты характера и поступки Грегуара Дюбоска вам нравятся и почему? Чему нас учит это произведение?

     

           Пирамида.

      Вера в свои силы

    Решительность. Преодоление трудностей.

     Запах счастья: мечтательность, трудолюбие.

Раздражительность.  Стремление уйти в свой мир. Самокритика.

У       в       л      е       ч      е       н      н      о       с         т          ь.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по английскому языку "Мы хотим быть счастливыми"

Разработка мероприятия для учеников 2-11 классов...

Урок внеклассного чтения "Человек сотворен,чтобы думать..."

Цели:1) обогащение литературного кругозора и нравственного опыта учащихся;2) «воспитание от противного»: учить ребят не поступать так, как герои произведения И.С. Тургенева «Дурак», а думать…; над сло...

Классный час "Чтобы быть счастливым. надо...."

Внеклассное мероприятие по профилактике правонарушений....

Занятие "Чтобы быть счастливым, надо..."

Занятие "Чтобы быть счастливым, надо..."...

Сочинение Парамонова А. Я рожден, и это все, что необходимо, чтобы быть счастливым!

Сочинение Парамонова А. Я рожден, и это все, что необходимо, чтобы быть счастливым!...

Всероссийский конкурс сочинений "Я рождён и это всё, что необходимо, чтобы быть счастливым!"

Жизнь устроена так, что получить желаемое легче, чем сохранить желание радоваться приобретенному. Многие люди научились получать то, чего хотят. Но обретённое перестаёт удовлетворять их потребности и ...