Разработка внеклассного интегрированного мероприятия, посвящённого 200-летию Бородинского сражения, «Да были ж схватки боевые…»
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Галеева Лилия Вагизовна

 

Разработка внеклассного интегрированного мероприятия, посвящённого 200-летию Бородинского сражения, «Да были ж схватки боевые…»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_k_200_letiyu_borodinskogo_srazheniya.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка внеклассного интегрированного мероприятия,

посвящённого 200-летию Бородинского сражения,

«Да были ж схватки боевые…»

Составила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №4 г.Агрыз РТ

Галеева Лилия  Вагизовна.

Цели:

сформировать представление о войне 1812 года;

развивать познавательный интерес;

учиться анализировать и делать выводы.

Методические приёмы:

выступление учащихся (чтение стихотворений, инсценирование отрывков из произведений)

ответы на поставленные вопросы;

Предварительная работа.

 1Прочитать стихотворение М.Ю Лермонтова “Бородино”.

2. Прочитать роман Л.Н.Толстого «Война и мир», басню И.А.Крылова «Волк на псарне».

3.Просмотреть отрывки из х/ф Бондарчука “Война и мир”, “Эскадрон гусар летучих”.

4.Презентация

Тип мероприятия: интегрированная (история, литература) интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

Ход игры:

Звучит барабанная дробь (начало песни из кинофильма «Эскадрон гусар летучих»_.

 Вед. Сегодня мы проводим интеллектуальную игру, посвящённую 200 - летию Бородинской битвы. 2012 год в России объявлен Годом Истории.

Я приглашаю участников игры.

Звучит песня «Я люблю кровавый бой» из кинофильма «Эскадрон гусар летучих».

Вед.

В грозный час опасности для нашего государства жизнь каждого воина принадлежит Отчизне. Родина требует от каждого величайшего напряжения сил, мужества, геройства и стойкости. Родина зовёт стать несокрушимой стеной и преградить путь захватчикам.

1.Воин-освободитель:

Россия, моя родная мать,

Люблю тебя всем сердцем свято.

Тебя иду я защищать

По долгу сына и солдата.

Честь и красу твою храня,

Тебя спасу я от огня.

2.Россия, дом священный мой,

Мы связаны одной судьбой,

Мы за тебя уходим в бой,

Чтобы прикрыть тебя собой.

Чтоб ты могла вовеки жить-

Не страшно голову сложить.

3.Россия, я твой бесстрашный сын.

К врагам я беспощаден буду.

Я стану искрой той грозы,

Что пепелит врага повсюду.

Тебя, пройдя огонь и дым,

Спасу я подвигом своим.

1 тур. Разминка.

1.Уважаемые знатоки с вами играет учитель истории Камалова И.И.

Внимание! Вопрос:

Еще до нападения Наполеона на Россию, когда только обсуждалась такая возможность, русский император Александр I сказал, что: "Если Наполеон вторгнется в Россию, я устрою ему вторую Испанию". Что он имел в виду?

Воронцов имел в виду русскую зиму, постоянную и верную союзницу России.

2.Уважаемые знатоки с вами играет учитель русского языка и литературы Долженкова Т.И.

Внимание! Вопрос:

Л.Н. Толстой в романе "Война и мир" так характеризовал это событие: "Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил... поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие". О чем идет речь?

Речь идёт о партизанском движении.

3.Уважаемые знатоки с вами играет учитель русского языка и литературы Валеева З.А.

Внимание! Вопрос:

Великому французскому полководцу Наполеону Бонапарту приписывают следующий знаменитый афоризм: "Каждый французский солдат носит в своем ранце маршальский жезл". Назовите известную русскую пословицу 19 века, которая в более простой и понятной форме передает смысл крылатого выражения Наполеона.

Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом.

4.Уважаемые знатоки с вами играет учитель истории Тимирашева Н.В.

Внимание! Вопрос:

Цель миссии Балашова( министра полиции) заключалась в том, чтобы попытаться убедить Наполеона в его ошибке (нападение на Россию) и этим остановить войну. Интересно, что в ходе одной из бесед самоуверенный французский император спросил русского генерала: "Каков самый подходящий путь на Москву?". На что Балашов ответил: "Есть много дорог на Москву, одна из них, например, ведет...". Предположите, какой знаменитый город Российской империи назвал Балашов, пытаясь тем самым предостеречь наполеона в его стремлении поставить Россию на колени?

"Одна из них ведет через Полтаву", - недвусмысленно сказал Балашов, напоминая Бонапарту печальную судьбу еще одного "завоевателя" России - шведского короля Карла XII.

 2 тур.

Узнай по отрывку.

А) Игрокам предлагаются сцены из басни И.А.Крылова «Волк на псарне» .Рассказать историю басни.

Б ) Романа Л.Н.Толстого «Война и мир» Эпизоды «Монолог Андрея Болконского под небом Аустерлица. Рассказать о значении этих сцен.

3 тур: узнай героя по портрету.

Вед.Р.Рождественский писал:

Пройдут годы, десятилетия,

Век за веком прошумят над землёй

Придут новые поколения,

И вечно будут живы герои в памяти человеческой.

4 тур. Угадай эпизод из фильма по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

А) Шенграбенское сражение

Б) Аустерлиц

В) Совет в Филях.

Г) Бородинское сражение

Д) Смотр войск под Браунау.

5 тур.

Продолжи стихотворение.

Ученик читает стихотворение «Бородино» наизусть.

6 тур. Чёрный ящик.

Внимание! Вопрос.

В царской и некоторых иностранных армиях знаки различия офицеров, генералов, адмиралов.

Эполеты.

7 тур.

"Восстанови хронологию"

 "Отечественная война 1812 года"

Переправа Великой армии через Неман

Смоленское сражение

Сражение у Малоярославца

Переправа французов через Березину

Бородинская битва

Назначение Кутузова главнокомандующим

Пожар Москвы

Венский конгресс

Пока игроки восстанавливают хронологию, проводится викторина среди болельщиков.

8 тур: игра с болельщиками.

1.Великая заслуга этого героя Отечественной войны 1812 года заключалась не только в том, что он еще перед вторжением Наполеона указывал на необходимость заманивания неприятеля вглубь страны (тогда об этом говорили многие). Будучи великим стратегом, он взял на себя ответственность за выполнение непопулярного в русском народе плана. Назовите этого военачальника, труднопроизносимую фамилию которого простые солдаты, недовольные производимым им отступлением, переиначили в "Болтай да и только"?

2. За всю военную карьеру пуля дважды попадала ему в голову. Первая (1774 г. при взятии неприятельского укрепления в деревне Шумне) вошла в левый висок и вышла у правого глаза. Столь же опасна была и вторая пуля, пробившая ему голову в 1788 году у турецкой крепости Очаков. Врач, лечивший его, писал: "Надобно думать, что само Провидение сохраняет этого человека для чего-нибудь необыкновенного, потому что он исцелился от двух ран, из коих каждая смертельна". Назовите имя этого человека, вошедшего в русскую историю как спаситель Отечества.

Михаил Богданович Барклай-де-Толли (1761 - 1818)

3.Уходя из Москвы французы заложили взрывчатку в основание этого храма и только доблесть горожан и проливной дождь не позволили французам осуществить свой варварский план. Как называется этот храм, являющийся и поныне визитной карточной Москвы?

Покровский собор или Храм Василия Блаженного

4.Куда был сослан Наполеон после Венского конгресса 1814 года?

На остров Эльба.

5. Этот дворянин был командиром регулярного партизанского отряда. Прославился же он не только своими подвигами, но и лирикой. Так кто же это такой поэт и офицер? Денис Иванович Давыдов.

Подведение итогов игры.

Заключение.

Вед.:

Михаил Ключицкий - доблестный защитник Отечества, лейтенант, командир пулемётного взвода и ещё талантливый поэт писал:

Не до ордена.

Была бы Родина

С ежедневными Бородино.

Выступления учащихся 5 класса.

1. По рассказам и книжкам я знаю войну,

Что сиротами сделала многих детей,

Что заставила плакать седых матерей.

По рассказам и книжкам я знаю войну.

2.По рассказам и книжкам я знаю войну.

Слышу грохот орудий и раненых крик.

Слышу вздох партизан, замеревших на миг.

По рассказам и книжкам я знаю войну

3.Я не знаю войны . Да зачем она мне?

Я хочу мирно жить, гимны петь красоте.

Надо мир укреплять, чтоб всегда и везде

Знали б лишь о прошедшей войне.

4. На планете сейчас неспокойно,

 Но мы верим в цветенье весны.

Не нужны нам «звёздные войны»,

Пусть нам снятся звёздные сны!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТВОЙ ВЫБОР Разработка внеклассного интегрированного мероприятия ( о вреде накомании, алкоголя, табакокурения).

Наша игра - решительное «нет» алкоголю, табаку, наркотикам.Внеклассное интегрированное мероприятие «Твой выбор», подготовлено совместно учителями биологии, химии, физики. Проводится группой учащ...

Лингвистический поединок Разработка внеклассного интегрированного мероприятия по английскому и русскому языкам для учащихся 5-6 классов средней общеобразовательной школы.

Данное внеклассное мероприятие проводилось учителями русского и английского языков. В занимательной форме дало возможность учащимся узнать об общих и отличительных признаках в русском и английском язы...

Сценарий классного часа «О подвигах, о доблести, о славе…», посвящённого 200-летию Бородинского сражения.

Сценарий классного часа, посвящённого 200-летию Бородинского сражения. Исторические факты, стихи, инсценировка. указание на музыкальное сопровождение...

Внеклассное интегрированное мероприятие, посвящённое 190-летию со дня рождения Н.А. Некрасова

Внеклассное интегрированное  мероприятие ,посвящённое 190-летию со дня рождения Н.А.Некрасова...

Внеклассное интегрированное мероприятия, посвященное 70- летию образования Приморского края "Милый сердцу край - Приморье!"

       Данная  работа  посвящена  75- летию образования Приморского края. В  работе  представлены: история образования Приморского края,г. Уссурийск...

Внеклассное мероприятие, посвященное 200-летию Бородинского сражения «О поле, поле…»

Цель мероприятия: расширить знания учащихся о войне 1812 года, о истории события между Россией и Францией....

Методическая разработка внеклассного (интегрированного) мероприятия

Введение Федеральных государственных образовательных стандартов и современная образовательная система требуют от школы высококачественного обучения каждого ребенка, которое обеспечит возможность его д...