Подготовка к ЕГЭ и ГИА (русский язык, литература)
методическая разработка (литература, 9 класс) по теме

Татьяна Александровна Новикова

Трафарет сочинения на лингвистическую тему (ГИА).

Сопоставительные темы С2, С4 (ЕГЭ литература)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовка к ЕГЭ по литературе

 

История русской литературы

Сквозные темы (образы)

 Любое художественное произведение насыщено образами.    Художественный образ не только воспроизводит явление действительности, но и типизирует их.

  Сквозной образ много значит в творчестве каждого писателя. Он обрастает в разных контекстах дополнительными оттенками смысла. Иногда художественный образ не является «сквозным» у одного писателя, но поражает своей значимостью, глубиной другого и становится таковым в его произведении.

  Иногда сквозной образ выходит за рамки творчества конкретного писателя и становится символом целого писательского поколения, направления, человеческого сообщества в целом. Известны такие образы-понятия: «дым отечества», «лишний человек», «луч света в тёмном царстве», «тургеневские девушки», «дубина народной войны», «потерянное поколение».

  Итак, художники слова часто используют «кочующие» темы, сюжеты и образы, которые создают определённые модели явлений действительности.

   

«Сквозные» темы в русской литературе:

  1. тема «героя нашего времени»; «лишние», «странные» герои, 

А.С.Грибоедов «Горе от ума» А.А.Чацкий; А.С. Пушкин «Евгений Онегин»; М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» Г.А.Печорин;   И.С.Тургенев «Отцы и дети» Е.Базаров; Н.А.Некрасов «Русские женщины» Е.И.Трубецкая, М.Н.Волконская; А.П.Чехов «Студент», И.Великопольский, студент духовной академии;  «Вишнёвый сад», П.Трофимов и др.

Отправной материал.

Что такое «герой времени»? Это человек в чём-то незаурядный, выдающийся.Для Лермонтова « это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Для Чернышевского -наоборот- «соль соли земли».Ясно одно, что под героем времени необходимо понимать характер, выражающий собой сущность той или иной эпохи, её важнейшие закономерные черты.

   

     2    тема Родины, народа,

           

 А.С.Пушкин «К Чаадаеву», «Клеветникам России», Н.В.Гоголь «Мёртвые души», М.Ю.Лермонтов «Родина», А.П.Чехов «Злоумышленник», Н.А.Некрасов «Элегия», «В дороге», Л.Н.Толстой «Война и мир», Н.С.Лесков «Левша», «Очарованный странник»,  А.А.Блок «Россия», С.А.Есенин      «Гой ты, Русь моя родная», «Я покинул родимый дом..», А.А.Ахматова «Мне ни к чему одические рати..», «Мне голос был. Он звал утешно..»? «Родная земля». В.Белов «Привычное дело»,В.Распутин «Последний срок», А.И.Солженицын «Матрёнин двор», В.П.Астафьев «Царь- рыба» и др.

   

 Отправной материал.

Тема патриотизма – самая древняя в русской литературе. Ещё в «Слове о полку Игореве» речь идёт о русской земле, о её бедах и невзгодах. И не случайно для каждого русского писателя судьба родины и её народа была важнейшей темой раздумий.

 

 

 

   4 тема поэта и поэзии; тема судьбы художника,

  (  Г.Р.Державин «Памятник», А.С.Пушкин «Памятник», «Поэт», «Пророк», «Осень» ,М.Ю.Лермонтов «Нет, я не Байрон…»,Н.А.Некрасов «Поэт и гражданин», «Вчерашний день часу в шестом…»,В.В.Маяковский «Юбилейное», «Разговор с фининспектором о поэзии» ; М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита», Б.Пастернак «Доктор Живаго», К.Паустовский «Золотая роза», С.Довлатов «Наши» и др.)

Отправной материал.

Е.Евтушенко принадлежат слова: «Поэт в России – больше, чем поэт». Проблема назначения поэзии и места поэта в мире – традиционная тема русской поэзии. Её мы находим её в творчестве поэтов 18 века Исправлять общественные нравы и быть полезным государству – такой видел задачу поэта Антиох Кантемир. Поэзия Пушкина утверждала общечеловеческие, общегуманистические ценности и в этом её общественное предназначение, вложенное в поэзию самим Богом. Н.Некрасов понимал поэзию как жертвенное служение: «Я лиру посвятил народу своему…». В.Маяковский относился к поэтической работе как к сложному, порой изматывающему, но необходимому стране труду. Искусству поэзии нет однозначного определения. Она и муки творчества, и счастье обретения себя в слове, и лёгкая забава, и высокий долг.

   5. тема человека и истории,

А.С.Пушкин «Медный всадник», Л.Н.Толстой «Война и мир», А.Толстой «Пётр 1», С.А.Есенин.стихотв. о крестьянской Руси, послереволюционной России, М.А.Шолохов «Донские рассказы», «Тихий Дон», В.Шаламов «Колымские рассказы», К.Воробьёв «Это мы,Господи»,Ю.Трифонов «Старик», и др.

   

Отправной материал.

 

Различные способы художественного изображения исторического прошлого; личность в истории; судьба человека в определённых исторических обстоятельствах.

6. тема «маленького человека»,

А.С.Пушкин «Станционный смотритель»,Самсон Вырин, Н.В.Гоголь «Шинель», Акакий Акакиевич Башмачкин, М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»,штабс-капитан Максим Максимыч, Ф.М.Достоевский «Бедные люди», Макар Девушкин, Варенька Добросёлова и др.

   

    Отправной материал.

 С этой темой связаны лучшие гуманистические традиции, писатели предлагали задуматься о том, что каждый человек имеет право на жизнь, на счастье; их миропонимание базируется на непреходящей ценности – на любви к человеку.

   7. тема поиска нравственного стержня как основы

человеческого существования,

И.А.Гончаров «Обломов», Л.Н.Толстой «Война и мир»,Н.С.Лесков «Левша», А.П.Чехов «Ионыч»,М.Горький «На дне»,А.И.Куприн «Поединок», В.М.Шукшин рассказы А.И.Солженицын «Матрёнин двор»,  А.В.Вампилов, «Прощание в июне», А.Т.Твардовский «Вся суть в одном единственном завете…», «Я знаю, никакой моей вины…»и др.

 

 

 Отправной материал.

 Духовность и нравственность в русской литературе, её гуманистическое начало; герои- носители русского национального характера; стремление к нравственному самоусовершенствованию, диалектика души; несостоятельность «сильной личности», духовная гибель.

8. тема войны,

Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы», «Война и мир», М.А.Шолохов «Донские рассказы», «Тихий Дон»,  «Они сражались за Родину», «Судьба человека»,  В.Некрасов «В окопах Сталинграда», Ю.Бондарев «Горячий снег», В.Г.Распутин «Живи и помни» и др.

 

 Отправной материал

 

Война - большая беда для любого человека, для любой страны, так было во все времена; люди сплачивались перед врагом, был ли это Батый или Гитлер; войны назывались отечественными, когда страна боролась за свою независимость; мировыми, когда друг с другом боролся почти весь мир; гражданскими, эти братоубийственные войны – одна из величайших трагедий.

9. тема детства,

Отправной материал

«Будущее человечества,»- так называл детей один из героев Ф.Достоевского; «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства!- восклицал Л.Н.Толстой.

Л.Н.Толстой «Детство», «Отрочество», «Юность», Николенька Иртеньев;

мир глазами ребёнка и наблюдение за детской душой с позиции взрослого человека;

Н.А.Некрасов «Школьник», цикл «На улице», «На Волге», «Плач детей»; поэта волнует социальный аспект темы, проблема детского труда, отношение общества к ребёнку; Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке»,изображение детей страдающих, униженных, задумавшихся; М.Горький, автобиографическая трилогия: «Детство», «В людях», «Мои университеты»-изображение «свинцовых мерзостей жизни»; И.А.Бунин «Цифры»-сложность взаимопонимания детей и взрослых; Ю.П.Казаков «Тихое утро»-взаимовыручка как мерило нравственности человека;

В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой», М.М.Пришвин «Кладовая солнца»

10. тема природы,

А.С.Пушкин «Зимнее утро», «Осень»,М.Ю.Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива», Ф.И.Тютчев «Неохотно и несмело…»,»Листья», «Осенний вечер»,

А.А.Фет «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Даль», «Я пришёл к тебе с приветом…», А.А.Блок «Летний вечер», «О,как безумно за окном…»,С.А.Есенин «Мелколесье.Степь и дали…», «Пороша», И.А.Бунин «Листопад», «Родина»,А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край», «Благовест», Н.Рубцов «Первый снег», «Звезда полей», «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны…»и др.

Отправной материал.

  Художественное осмысление пространства; каждый из поэтов индивидуален: у Пушкина все эстетические разновидности пейзажей: идеальный, бурный, унылый, мрачный,- доведённые до совершенства; горный, морской, крымский, кавказский; то же время создаёт самобытный национальный пейзаж, представляющей природу конкретных мест: Михайловского, Болдина, Захарова ; для Лермонтова характерна устремлённость ввысь, что определило его увлечённость природой Кавказа; противопоставление земли - небу; Н.Некрасов - тесная связь между своеобразием природы и укладом национальной жизни; для Блока и Бунина важны степные и лесные просторы; поэзия Есенина - значительный этап в формировании национального пейзажа, передающего красоту России, нередко в лубочной форме; традиционны мотивы грусти;

11. тема русской деревни,

И.С.Тургенев «Записки охотника», И.Бунин «Антоновские яблоки», «Деревня», «Косцы», Н.Рубцов «Звезда полей», А.И.Солженицын «Матрёнин двор», В.Белов «Привычное дело», В.М. Шукшин рассказы, В.Г.Распутин «Прощание с Матёрой» и др.

Отправной материал.

 Деревня- воплощение морального идеала в русской прозе и поэзии.

Тема деревни неразделима с темой природы. Проблема « диалога» человека и природы – общечеловеческая. Для русского человека, русской литературы природа не только пейзаж, но и представление об естественности человеческого существования, об истоках нравственных представлений. Гармония социального и природного в жизни – это гармония ума, сердца, разума и чувства.

12. тема (образ) дороги,

Слово о полку Игореве», А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»,А.С.Грибоедов «Горе от ума», А.С.Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»,М.Ю.Лермонтов «Мцыри», «Герой нашего времени», Н.В.Гоголь «Ревизор», «Мёртвые души»,Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»,А.П.Чехов «Остров Сахалин»,Н.С.Лесков «Очарованный странник», А.Т.Твардовский «Дом у дороги» и др.

Отправной материал.

 Г.Гачев: «…модель русского движения - дорога. Это основной организующий образ русской литературы»; дорога объединяет целый ряд образов национального характера: тройка, верстовые столбы, санная езда, ветер, метель; важность темы осознаётся с фольклора – три дороги (выбор); путь как движение человеческой души, духовный путь; с темой дороги тесно связана тема странствий, скитаний, путешествий; путешествие может характеризовать героя, быть оценкой определённого этапа жизни, доказательством бесцельности существования (Онегин, Печорин), могут вызвать контрастное видение своей Родины(Чацкий: «Когда ж постранствуешь, воротишься домой, и дым Отечества нам сладок и приятен!»), странствие в поисках правды, счастья смысла жизни (Некрасов, семь мужиков – правдоискателей)

!3. тема русского офицерства,

А.С.Пушкин «Капитанская дочка», М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»,

Л.Н.Толстой «Война и мир», А.И.Куприн «Поединок»,Н.С.Гумилёв( факты биографии),М.А.Булгаков «Белая гвардия»,Ю.Бондарев «Горячий снег» и др.

Отправной материал.

 Один из первых – Скалозуб (А.С.Грибоедов)-негативная окраска, весь во внешнем, человечески не существенном; типичный аракчеевский офицер, тупой и бездумный, противник всякой свободной мысли и просвещения; два противоположных типа русского офицера Гринёв – Швабрин, в повести противопоставлены по всем параметрам: от к любви к Маше Мироновой до взаимоотношений  с Пугачёвым; «герои» своего времени Максим Максимыч и капитан Тушин, много общего и различия; М.М.-нет фамилии - образ типичный, национальные черты: человечность, душевная теплота, «тип чисто русский», но - ограниченность умственного кругозора, инертность; у Толстого - одна из ведущих тем- простые армейские офицеры; Тушин, Тимохин - незаметный, но подлинный героизм, выражают самую сущность русской армии; противопоставлены штабникам и карьеристам; мужество, дружелюбие, верность долгу;

14. тема памяти,

А.П.Чехов «Вишнёвый сад», А.А.Ахматова «Реквием», А.Т.Твардовский «По праву памяти», «Я убит подо Ржевом»,публицистика Д.С.Лихачёва и др.

 

 Отправной материал.

 

Вместе с жизнью героев в пьесу «Вишнёвый сад» вместилось и движение истории: от предреформенной поры до конца 19 века; Фирс вспоминает об отмене крепостного права, как о «несчастье», об остатках крепостничества говорит Трофимов, Гаев произносит речь по поводу столетнего служения шкафа; в пьесе три поколения: Фирсу-87лет, Гаеву-51,Ане-17; неразрывность времени олицетворяет поэтический образ вишнёвого сада, он всё помнит, символ не только исторической памяти, но и вечно обновляющейся жизни;

  поэма Ахматовой – дань скорбной памяти обо всех безвинно загубленных в годы сталинского произвола; боль, всеобщая беда – это правда того времени;

тяжёлой была судьба семьи Твардовского, раскулаченной в ходе одного из типичных  «перегибов»; душевные переживания того времени отразились в поэме;

Д.С.Лихачёв: «Историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живёт народ»; «…память – основа совести и нравственности,…основа эстетического понимания ценностей,…без памяти нет совести».

15. тема (образ) города,

А.С.Грибоедов «Горе от ума», фамусовская Москва ; А.С.Пушкин «Евгений Онегин», «Медный всадник»; Н.В.Гоголь «Петербургские повести»(«Невский проспект», «Нос», «Портрет»,);Ф.М.Достоевский «Бедные люди», «Белые ночи», «Преступление и наказание».Петербург Достоевского;  А.Н.Островский «Гроза», город Калинов и его обитатели; М.А.Булгаков «Белая гвардия»,Киев во власти разных сил и др.

Отправной материал.

 Два утра Чацкого; утро приезда радостно, Москва открыта ему, «дым отечества» «сладок и приятен»; он проезжает мимо Кремля, университета, домов своих друзей; утро отъезда: «Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок»; Ч. едет мимо домов, где живёт «мучителей толпа», которые « разливаются в пирах и мотовстве»;

  «Невский проспект»- это повесть о Петербурге, о жестоких контрастах большого города, о гибели честного, одарённого художника Пискарёва и о благополучии пошлого и самодовольного поручика Пирогова;

Петербург изображён Достоевским в двадцати произведениях, иногда как фон, на котором развивается действие, чаще как действующее лицо. Это город, где  трудно жить «маленькому человеку», нагнетание мрачных деталей усиливает ощущение надвигающейся катастрофы, город, который способствует зарождению теорий о вседозволенности « сверхчеловека».

16. тема (образ) Петра,

М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия на престол…», А.С.Пушкин «Заметки по русской истории 18в.», «Арап Петра Великого», «Полтава», «Медный всадник», А.Толстой «Пётр Первый»

Отправной материал.

 Величайший исторический деятель, реформатор, перевернувший всю российскую жизнь;

Сквозь все препятства он вознес

Главу победами венчанну.

Россию, грубостью попранну,

С собой  возвысил до небес.

Пётр – олицетворение государственности, Евгений – один из «маленьких» людей; Пётр, мечтавший о величии государства, обернулся не только «чудотворным» строителем, но и «горделивым истуканом», вечный вопрос о гармонии интересов личности и государства; пока остаётся в силе пренебрежение чаяниями и нуждами «маленького человека» счастливое государство невозможно;

17. тема дуэли,

 «Дуэльная» проблематика встречается в романах «Евгений Онегин», «Капитанская дочка» А.Пушкина, «Отцы и дети» И.Тургенева, в романе «Война и мир» Л.Н.Толстого и в «Поединке» А.Куприна.

   Отправной материал.

 Кодекс чести; персонажи не допускают мысли о том, что дело чести можно оставить неразрешённым; писатели сосредоточили внимание на психологии дуэлянта на его преддуэльных размышлениях и переживаниях, на его состоянии и поведении во время дуэли;

   У Пушкина поединок изображён иронически, хотя Гринёв дерётся за честь дамы, а Швабрин заслуживает наказания;

   В «Евгении Онегине» всё серьёзнее, случайная ссора только повод для дуэли, причина в том , что Ленский, с его наивным розовым миром, не может выдержать столкновение с жизнью; Онегин , в свою очередь, не в силах противостоять общепринятой морали, общественному мнению; носитель этой «силы» ненавистен автору (Зарецкий);

   Грушницкий, который принял вызов Печорина, идёт на обман, ему нечего страшиться: заряжен будет только его пистолет; первое чувство П. – такое же, как у Г.: желание мести, потом – грусть, горечь; дуэль в «Княжне Мери» не похожа ни на один поединок в русской литературе, потому что в её основе – бесчестный заговор.

 18. тема (образ) дома,

Л.Толстой «Детство», «Отрочество», «Юность», М.Горький «Детство», «В людях», «Мои университеты», И.Бунин «Цифры», М.Булгаков «Белая гвардия»,В.Астафьев «Фотография, на которой меня нет»и др.

Отправной материал.

 Ю.М.Лотман: «История проходит через Дом человека, через его частную жизнь». Это пространство уюта и благополучия, здесь раскрываются проблемы взаимоотношений детей и взрослых;

дом - дворянская усадьба (дом Онегина, Лариных); атмосфера дома Фамусовых, Обломовых, Кабановых, Ростовых - художественные цели.

19. тема (образ) кавказского пленника,

 

    А.Пушкин «Кавказский пленник», Л.Толстой «Кавказский пленник»,    В.Маканин «Кавказский пленный».

Отправной материал.

 Тема Кавказа актуальна; все события в произведениях происходят на Кавказе, он привлекает своей экзотичностью, красотой; непростыми были отношения России с Кавказом на протяжении 19-20 веков; Л.Толстой сам служил на Кавказе, материалом послужили события из жизни писателя и истории, услышанные на службе; рассказ – быль, герой, пленённый иноверцами, носит фамилию Жилин, это соответствует его характеру; он крепкий, стойкий и побеждает обстоятельства;

   Пушкин тоже был на Кавказе, где и начал свою поэму, вдохновлённый его красотой и рассказами горцев; создаёт характер молодого человека своего времени, неудовлетворённого действительностью и охваченного жаждой свободы; романтический герой;

Маканин пишет о реальных событиях 90-х в Чечне; главный герой, Рубахин (говор. фамилия – рубаха-парень), в постоянном состоянии войны не только реальной, но и душевной; он устал от войны, а уехать не может, т.к. её «пленный»; нравственно-психологическая трагедия поколения, прошедшего Чечню и Афганистан.

20. тема индивидуализма, «сверхчеловека»,

   Философско-эстетические воззрения Ф.Ницше,  поэма «Цыганы», повесть         «Пиковая дама» А.С.Пушкина, роман «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского, рассказ «Старуха Изергиль» М.Горького.

Отправной материал.

 Ницше принадлежит учение об «элите», «сверхчеловеке», воспринятое фашистами; старый цыган говорит об Алеко: «Ты для себя лишь хочешь воли»; эгоист не может быть истинно свободным человеком, в этом источник основного конфликта поэмы и её трагического финала; себялюбец, оторванный от народа, от «почвы» (Достоевский), не способен на гармоничное существование, он обречён на вечную неволю;

Германн: эгоистическое стремление во что бы то ни стало утвердить свою личность с безграничной  жаждой власти, с неразборчивостью в средствах; новый герой наполеоновского типа, подавлен своей социальной зависимостью, социальным неравенством и только деньги, думает он, принесут ему свободу; «Мы все глядим в Наполеоны двуногих тварей миллионы…»(Пушкин); Ларра - воплощённый индивидуалист, полный гордости и презрения к людям

21. образ метели,

А.С.Пушкин «Капитанская дочка», «Бесы», «Метель», А.Блок поэма «12», М.А.Булгаков «Белая гвардия»и др.

Отправной материал.

 Метель – сквозной образ в творчестве Пушкина: это и природное явление, и вторжение «потусторонних» сил в жизнь человека, и смятение души; метель «приходит извне», и человеку не остаётся ничего иного, как ждать, терпеть и надеяться, изменить происходящее он не может; буран, снежная буря, метель застаёт Петра Гринёва по дороге в Белогорскую крепость – это предсказание испытаний для героя и предсказание бунта, «безжалостного и беспощадного»;

метель военных зим в литературе о революции и Гражданской войне: вьюжный ветер, редкие опасливые прохожие, красногвардейский патруль у Блока, символический «многопенный вал», стихия, разгулявшаяся «на всём божьем свете».

22. тема любви, «русский человек на rendez-vous»,

  Отправной материал.

 А.С.Пушкин «На холмах Грузии…», «Я вас любил…», «Я помню чудное мгновенье».

   Эти стихотворения  объединяет высокое  чувство любви, преклонение перед женщиной, возлюбленной, чувство, переполняющее душу полнотой бытия, обострённым восприятием мира; любовь как гармония душ.

   М.Ю.Лермонтов. В большинстве стихотворений поэта о любви она является в трагическом облике; кокетливая Екатерина Сушкова заставила юношу испытать всю жестокость неразделённой любви ( «Нищий); Наталия Иванова вызвала горечь напрасно растраченных чувств («Я не унижусь пред тобою…»); несмотря на кратковременные увлечения, неизменно, всю жизнь Лермонтов любил Варвару Александровну Лопухину (Бахметьеву), но судьба разлучила их («Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Молитва»).

   Ф.И.Тютчев.  Денисьевский цикл. Стихотворения посвящены Елене Александровне Денисьевой, молодой красивой женщине, возлюбленной поэта, матери его детей; любовная лирика Тютчева бесконечно богата оттенками и глубиной мыслей об этом великом чувстве; любовь для поэта - роковая страсть, «мятежный жар», чувство мучительное и опасное для обоих любящих, т.к. становится роковым поединком, страданием; поэт рифмует глаголы «любим», «губим»; трагическая история мучительной, греховной, осуждаемой  обществом, любви.

    2-я подтема: И.С.Тургенев повесть  «Ася», А.П.Чехов рассказ «Дом с мезонином», И.Бунин «Руся» из цикла «Тёмные аллеи»- каждый по-своему высветил поведение русского человека в «экстремальной» ситуации любовного свидания.

         

Обучение написанию сочинений.

Сопоставительные темы (С2, С4).

Главная задача:

раскрыть идейно – художественные особенности анализируемых текстов в сопоставлении с другими произведениями ( по разным аспектам).

С2(эпическ., драматич. пр.)                    С4(лирич. пр.)

проблемно – тематические                     общность мотивов.

связи.

                              Алгоритм.

  1. Обдумать вопрос, определив, на какие аспекты обратить внимание.
  2. Вспомнить имена писателей, произведения, для которых данные аспекты характерны.
  3. Отобрать наиболее сопоставимые.
  4. Сделать набросок ответа в соответствии с поставленным вопросом.
  5. «Сжать» набросок до объёма 5-10 предложений, сохраняя, позиции сопоставления, логику, необходимую аргументацию.
  6. Оформить работу, соблюдая речевые и грамматические нормы.

                                               

Варианты сочинений.

С1 Какое место в развитии действия пьесы занимает данная сцена? (А.Н.Островский «Гроза»)

С2. В каких произведениях русских писателей ставятся проблемы семьи и брака и в чём эти произведения перекликаются с «Грозой» А.Н.Островского?

     Тема дома, семьи – одна из сквозных тем русской литературы. Д.И.Фонвизин в комедии «Недоросль» показывает семью Простаковых, в которой нет любви, тепла, и согласия.  Грубая, властная хозяйка дома единолично расправляется не только с  крепостными, но и со своим мужем. А её безмерная любовь к Митрофанушке только  развращает недоросля.

    В романе-эпопее «Война и мир» Л.Н.Толстой представляет разные семьи, но наибольший интерес вызывает семья Ростовых и семья Болконских. Старый князь, Николай Андреевич Болконский, глубоко скрывая свою любовь к детям, выстраивает жёсткую линию взаимоотношений с ними. От этого больше всего страдает княжна Марья.

    С пьесой  Н.Островского данные произведения сближает тема взаимоотношений «отцов и детей» и тема жестокого единовластия в семье.

  

С1. С какой целью Воланд и его свита устроили выступление в театре Варьете.

С2. В каких произведениях русских писателей-классиков используются фантастические элементы и в чём они сопоставимы с романом М.А.Булгакова?

   В «Петербургских повестях» Н.В.Гоголя воплощено желание автора создать психологический портрет времени и человека в нём. Реализуя поставленные задачи, Гоголь использует реалистические приёмы в переплетении с фантастикой.

   Социальные условия таковы, что Акакий Акакиевич Башмачкин из повести «Шинель» способен покарать порок только в неземном образе.

   В повести А.С.Пушкина «Гробовщик» к Андрияну Прохорову «приходят» мертвецы, во взаимоотношениях которых, как в зеркале, отражаются социальные отношения живущих.

   Названные произведения сопоставимы с романом М.А.Булгакова, т.к. фантастические приёмы также призваны «карать порок». «Нет фантазии, в основе которой не лежала бы реальность», - писал М.Горький.

С3. Как вы понимаете заключительные строки стихотворения? (Ф.И.Тютчев «Певучесть есть в морских волнах…»).

С4. Кто из русских поэтов обращался в своих стихах к изображению морской стихии и в чём их произведения созвучны стихотворению Тютчева?

    В стихотворении В.А.Жуковского «Море» - грустные размышления лирического героя о таинственной и живописной стихии воды. Море также символ переменчивой человеческой судьбы у данного поэта.

    Для А.С.Пушкина понятие свободы – высшая человеческая ценность. В мире природы его привлекали море, океан, гроза, всякого рода стихии, т.к. они ассоциировались у поэта со свободой. Стихотворение «К морю» - декларация свободы и протест против рабства:

            Как ты, могущ, глубок и мрачен,

            Как ты, ничем неукротим.

   В поэзии М.Ю.Лермонтова образ моря, паруса философски раскрывается в общеизвестном стихотворении «Парус». Море для поэта – символ страсти и свободы. В этом небольшом лирическом произведении – вечное противоречие между жизнью вообще и человеческой личностью, всегда неудовлетворённой:

           А он, мятежный, ищет бури,

           Как будто в бурях есть покой!

   Со стихотворением Ф.И.Тютчева данные произведения созвучны философией взаимопроникновения мира природы и мира человека.

С3. Что символизирует у Цветаевой куст рябины? (Стихотворение «Тоска по родине…»).

С4. У кого из русских поэтов звучит ностальгическая тема?

   Многие русские поэты и писатели по ряду различных причин вынуждены были покинуть Родину. Живя на чужбине, часто страдая, они вспоминали свою страну и в произведениях отображали то, что чувствовали, о чём думали вдали от неё.

   В апреле 1922 года И.Бунин, уже будучи эмигрантом, написал строки, проникнутые живой скорбью прощания с Родиной:

                 У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.

                  Как бьётся сердце, горестно и громко,

                  Когда вхожу, крестясь, в чужой наёмный дом…

   Игорь Северянин в годы эмиграции находился в Эстонии. Россию он называл «крылатой страной» и посвящал ей трепетные строки:

                  О России петь – что стремиться в храм

                   По лесным горам, полевым коврам.

   У  писателей – эмигрантов было ясное понимание: без внутренних  связей с русской культурой быстро наступит духовная смерть и полное растворение в чужой национальной среде.

   Культура оказалась той соломинкой, взявшись за которую можно было попытаться спасти и себя и её.Зинаида Гиппиус писала:

                  Знайте!

                   Она не погибнет,- знайте!

                    Она не погибнет, Россия.

                   Они всколыхнуться,- верьте!

                   Поля её золотые.

                 

 



Предварительный просмотр:

Трафарет сочинения на лингвистическую тему.

Подготовка к ГИА

1. - Известный учёный (лингвист, писатель)…(назвать автора высказывания)   утверждал: «…(привести полностью высказывание)». Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.

    -  Нельзя не согласиться с высказыванием учёного (лингвиста, писателя; назвать автора высказывания) о том, что «… (привести частично цитату)»

2. - Прежде, чем доказательно рассуждать по этой проблеме, необходимо вспомнить важное: словарный запас человека и знание основ морфологии, синтаксиса и пунктуации помогают ему правильно оформлять свою речь.

3. – С учётом смысла высказывания, поговорим о таком лексическом явлении как …(многозначные слова, фразеологизмы, синонимы, антонимы, диалектизмы, профессионализмы, устаревшие слова, неологизмы, заимствованные слова, просторечные слова, эмоциональная лексика; изобразительно-выразительные средства: эпитеты, олицетворения, сравнения, метафора, гипербола, литота, антитеза, лексический повтор и др.)

4. – Нужны ли нам знания о …

    - Нужно ли нам понимание того, что такое…

5. – Безусловно, это необходимо. Владение этим материалом делает нашу речь ярче, разнообразнее.

6. – Дать определение.

7. - Проиллюстрировать названное лексическое явление можно на примере предложения…

   

 При необходимости используйте тестовые задания!

А 2 – лексическое значение слова ( Чтобы правильно употреблять слова в речи, необходимо знать их лексическое значение. Например, слово «…» в данном тексте обозначает «…». Автор использует его, т.к….)

А 3 – средство выразительности речи (В предложении … автор использует такое средство выразительности речи, как метафора (эпитет, олицетворение, антитеза и т. д.), чтобы подчеркнуть …)

В 1 – лексика разных стилей (В предложении … употреблено разговорное слово «…». Оно уместно только для данного стиля. Автор использует его, чтобы подчеркнуть …  В других случаях следует употреблять стилистически нейтральный синоним «…».)

8. – Чтобы построить предложение из отдельных слов, надо их изменить, связать между собой, расположить в определённом порядке. А это уже область грамматики.

9. – Пример грамматического явления (способы связи слов в с\с: согласование, управление, примыкание; разнообразие предложений по цели высказывания, по интонации; простые двусоставные и односоставные предложения; однородные члены; обособленные и уточняющие члены предложения; обращения; вводные слова; прямая речь, диалог; виды сложных предложений.) можно найти в предложении…

При необходимости используйте тестовые задания!

В 2 – связи слов в с\с.(Чтобы создать предложение, используем с\с, в которых слова уже связаны определённой связью. В предложении …)

В 3 – грамматическая основа предложения. (В грамматической основе содержится основной смысл предложения, основная информация. Например,...)

В 4,5 – осложнённое простое предложение.(В распространённом, осложнённом предложении мысль выражается наиболее точно, конкретно. Например, в предложении …)

В 7,8 – виды сложных предложений. ( В сложном предложении содержится развёрнутая информация, которая необходима автору, чтобы передать…Например, предложение …)

В 9 – сложные предложения с разными видами связи.

10. – Знание грамматики помогает человеку правильно и ясно излагать свои мысли (раскрывает его внутренний мир, состояние, отношение к окружающим)

11.- Таким образом, грамотное использование лексических и грамматических единиц позволяет более точно высказываться.

     

   -  Выбирая примеры этих языковых явлений, я доказывал (а) всю важность   и необходимость владения словом.

    - Следовательно, можно сделать вывод, что…

 

     

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для подготовки и проведения МО учителей русского языка и литературы Неклиновского район

27.08.2013год. М.О. "Установочное"Цель:Совершенствование личности педагога, имеющего установку на инновационное развитие, который способен разработать и реализовать проекты в сфере профессиональной де...

Образовательный проект «Патриотическое воспитание учащихся 10-11 классов посредством подготовки к ЕГЭ на уроках русского языка и литературы»

Образовательный проект ««Патриотическое воспитание учащихся 10-11 классов посредством подготовки к ЕГЭ на уроках русского языка и литературы» представляет собой методический материал, который может бы...

Урок подготовки к домашнему сочинению по русскому языку и литературе в 9 классе. «Характеристика литературного героя. Марья Ивановна Миронова.» (По роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).

Очень часто говорится о том, что наши ученики, выполняя задание С по русскому языку на ЕГЭ, показали неумение приводить аргументы. Сейчас многие учителя ищут пути решения данной проблемы. Предлагаю ва...

Рабочие программы и КИМы по дисциплинам "Русский язык", "Литература", "Русский язык и культура речи", "Отечественная литература", "Родной язык" и "Родная литература" для отделений Дизайн, Живопись, Реставрация, Музыканты и СКД

Рабочие программы содержат в себе тематику изучаемой дисциплины, количество часов, отведенное на данную дисциплину, а также задания для оценивания изучаемой дичциплины....

Мастер - класс "Нестандартные задания, приёмы при подготовке к ГИА по русскому языку, литературе", или "Может ли подготовка к ГИА одновременно развивать творческие способности?"

Лекция-беседа с использованием компьютерной презентации, практическое занятие. технология модульного и блочно-модульного обучения...

Рабочие программы по русскому языку, литературе, родному (русскому) языку, родной литературе на русском языке - 2021-2022 учебный год

   Рабочая  программа по русскому языку для 5-9 класса составлена  в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения основного общего...