Рабочая программа кружка "Проба пера: основы стилистики"
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме
Программа кружка «Проба пера: основы стилистики» предназначена для учащихся 5-х классов и рассчитана на 34 часа.
Цель кружка: расширение лингвистического кругозора учащихся за счёт усвоения стилистических знаний; совершенствование практических, коммуникативных умений учащихся.
Задачи курса:
- ввести понятия «стили речи», «стилистические приемы», «жанр», «язык художественной литературы»;
- изучить стилистические функции слов;
- изучить стилистические возможности грамматики;
- формировать практические навыки по обнаружению и исправлению речевых и грамматических ошибок; по написанию текстов различных жанров и стилей;
- способствовать интеллектуальному, творческому развитию учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа кружка для учащихся 5-х классов по основам стилистики | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7»
ГОРОДА КАЛУГИ
«Утверждаю».
Директор МБОУ «Средняя
общеобразовательная
школа №7» г. Калуги
___________ Гапеева С. Г.
Рассмотрено на заседании МО. «Согласовано».
Протокол № от «30» «августа» 2012г. Заместитель директора по ВР
Председатель МО _____________ / Л.В.
____________ / «____»__________ 2012г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «ПРОБА ПЕРА: основы стилистики»
ДЛЯ 5 КЛАССА
НА 2012 /2013 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель программы:
Павлова Ирина Михайловна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории.
Калуга 2012
Пояснительная записка.
Программа кружка «Проба пера: основы стилистики» предназначена для учащихся 5-х классов и рассчитана на 34 часа.
Цель кружка: расширение лингвистического кругозора учащихся за счёт усвоения стилистических знаний; совершенствование практических, коммуникативных умений учащихся.
Задачи курса:
- ввести понятия «стили речи», «стилистические приемы», «жанр», «язык художественной литературы»;
- изучить стилистические функции слов;
- изучить стилистические возможности грамматики;
- формировать практические навыки по обнаружению и исправлению речевых и грамматических ошибок; по написанию текстов различных жанров и стилей;
- способствовать интеллектуальному, творческому развитию учащихся.
Новизна для учащихся заключается в материале, не содержащемся в достаточной мере в базовых программах, и в новых формах учебной деятельности. Занятия помогут членам кружка создавать собственные художественные тексты, в которых учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного языка, основами культуры устной и письменной речи.
Программа кружка построена по модульному принципу, т.е. каждый тематический раздел программы может использоваться относительно самостоятельно при углублении и расширении его в такой степени, какая определяется интересами учащихся, уровня их подготовки и конкретными задачами этапа обучения. Последовательность изучения отдельных блоков может быть изменена.
Изучение каждого стиля речи основывается на интегративном принципе, так как требует от учащихся реализации знаний и умений из различных отделов науки о языке (лексики, словообразования, грамматики и т.д.) при анализе и использовании в собственной речевой практике разных функциональных стилей.
Предполагаемые результаты.
- полученные учащимися новые знания и представления о стилистике,
- осознание неразрывной связи развития языка с развитием общества в целом;
- практические умения и навыки по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности,
- приобретение опыта создания первых творческих работ.
Содержание программы кружка.
Введение
Понятие о стилистике русского языка. Связь стилистики с другими разделами науки о языке. (Фонетика и стилистика. Лексика и фразеология и стилистика. Морфология и стилистика. Синтаксис и стилистика.) Экспрессивно-выразительные средства языка. Роль стилистики в воспитании речевой культуры.
Функциональные стили речи
Понятие о функциональном стиле речи. Отбор и организация языковых средств с учетом содержания, цели, адресата, формы речи и условий общения.
Научный стиль речи
Научная сфера общения. Научное информативное сообщение как основная функция стиля речи.
Современные жанры научных текстов: монография, статьи, информационные сообщения, лекции, рецензии, рефераты, тезисы докладов и сообщений, отчеты о научно-исследовательской работе, аннотации и др. Устные и письменные формы научных жанров.
Особенности научного стиля. Передача максимально обобщенных объективных знаний. Тенденция к стандартизации структуры учебного текста. Требования в структуре разных жанров научных текстов (к статье в словарях справочниках, научному докладу, рецензии, аннотации и т.д.)
Рассуждение как основной функционально-смысловой тип речи. Использование описания и повествования как способов аргументации в рассуждении
Языковые средства научного стиля (лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические):
Примерные практические работы
- Выписать из справочников, словарей, какого-либо учебника 10-15 терминов, раскрыть их значение и указать, в какой области науки они используются.
- Произвести стилистический разбор научного текста.
- Найти отрывок из произведения научного стиля, указать в нем лексические, морфологические и синтаксические приметы научного стиля.
- Составить сокращенный вариант предложенного учителем текста научного стиля, сохранив основные мысли автора, средства связи предложений в тексте.
- Прочитать рецензию на книгу, выписать предложения, присущие жанру научного стиля.
- Написать рецензию на сочинение товарища или научно-популярную книгу.
Официально-деловой стиль
Официально-деловая сфера общения. Деловое сообщение как основная функция официально-делового стиля речи.
Жанры официально-делового стиля: нота, меморандум, коммюнике, договор, закон, указ; инструкция, акт, справка, приказ, протокол, деловые бумаги; характеристика, биография, расписка и др.
Особенности официально-делового стиля. Содержательная полнота, объективность, точность, однозначность, лаконичность всех жанров. Стандартизация формы (членение на части, цифровые обозначения частей, расположение текста на странице, условно-графические сокращения и др.), точность дат, географических названий, цифрового материала, названий учреждений. Обусловленность речевых штампов в деловых бумагах, повторение слов.
Языковые средства официально-делового стиля речи. Использование слов-наименований лиц (глав государств, официальных представителей, должностных лиц), названий документов, сложносокращенных слов, канцеляризмов, устойчивых сочетаний.
Примерные практические работы
-составить характеристику одноклассника (указать фамилию, имя, отчество, год рождения, где учится, в каком классе, какой школы, как относится к учебе, чем занимается в свободное время, как ведет себя с товарищами, чем поощрялся);
-составить план автобиографии, написать автобиографию, сохраняя точность, ясность, лаконичность, характерную для данного вида деловых бумаг;
-произвести стилистический разбор текста официально-делового стиля;
-самостоятельно подобрать тексты официально-делового стиля, найти в них характерные стилевые черты
Публицистический стиль речи
Сфера общественных отношений, обслуживаемая публицистическим стилем. Воздействие на массовую аудиторию как основная функция публицистического стиля.
Жанры публицистического стиля речи: выступление на собрании; публичные лекции; газетные жанры (репортаж, очерк, фельетон, проблемная статья, хроника); радио- и телерепортажи, интервью; критическая статья. Устные и письменные формы публицистического стиля речи.
Особенности публицистики. Сообщение информации и ее осмысление, откровенно высказанная оценка, проявление авторской индивидуальности; эмоциональность, экспрессивность публицистического высказывания. Проникновение в произведения публицистического стиля научного, делового, разговорного и художественного стилей.
Фонетические средства устной формы публицистики (тональность, тембр голоса, интонация, паузы)
Разнообразие общественно-политической, производственной, спортивной лексики, слов из области культурной жизни, частотность оценочной лексики и фразеологии, газетных клише, обилие перифраз.
Примерные практические работы:
- выбрать из газет 10-15 слов общественно-публицистической тематики, фразеологизмов, характерных для публицистического стиля;
-проанализировать язык статьи из газеты, найти в тексте специфические средства публицистического стиля, общекнижные слова, слова и выражения, характерные другим книжным стилям, разговорные слова и выражения;
-написать хроникальную заметку в школьную газету;
-проанализировать портретный очерк, отметить стилистические особенности языка очерка;
-написать портретный очерк (о ветеране Великой Отечественной войны, о друге семьи, враче, учителе и др.), используя точность в датах, географических названиях, собственных именах, пользуясь разнообразными средствами публицистического стиля;
-проанализировать заголовки из газет; охарактеризовать, какие из них отражают особенность публицистического стиля речи, желание заинтересовать читателя.
Разговорный стиль
Бытовая и производственная сфера человеческого общения. Общение как основная функция разговорно-обиходной речи. Речевой этикет в устной и письменной формах бытового общения.
Жанры разговорного стиля: беседа, разговор по телефону, личные письма, телеграммы.
Особенности разговорного стиля речи. Неподготовленность речи, стремление к экономии речевых средств. Выразительность разговорного стиля. Использование внеязыковых средств (мимики, жестов). Орфоэпические и фонетические особенности разговорного стиля.
Употребление разговорных и просторечных слов. Повышенная эмоциональность и
экспрессивность разговорного стиля. Образность, основанная на гиперболе, жаргонные элементы, метафоры.
Примерные практические работы:
-найти в текстах публицистического стиля примеры употребления разговорных слов;
-определение значений данных учителем слов и выражений, выделить разговорные и жаргонные слова, заменить их нейтральными;
-в изученном художественном произведении найти примеры с использованием разговорного стиля. Отметить специфические лексические, морфологические и синтаксические средства разговорного стиля. Указать, какова роль этих эпизодов в тексте;
-найти письмо какого-либо писателя к знакомым и официальным лицам. Отметить факты разговорного стиля в письмах. Указать различие в языке этих текстов.
Стиль художественной литературы
Основная функция – воздействие через художественный образ. Литературный язык и язык художественной литературы Эстетическая функция языка в художественном произведении. Особенности стиля художественной литературы. Использование разных функциональных стилей в художественном произведении. Зависимость используемых в художественном произведении языковых средств от темы, идеи, жанра, индивидуального стиля автора. Индивидуальность стиля писателя. Изобразительная роль лексических средств в художественном тексте (образность, оценочность, эмоциональность, экспрессивность). Использование многозначных слов и слов в переносном значении. Роль архаизмов, неологизмов, диалектизмов в художественном стиле.
Изобразительно-выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, перифраза, аллегория, параллелизм, антитеза, градация, риторическое обращение, риторический вопрос и др.).
Примерные практические работы;
-подготовить сообщение на тему «Особенности стиля художественной литературы»;
-подготовиться к выразительному чтению художественного текста;
-произвести анализ художественного текста с целью выявления лексических средств: синонимов, антонимов, слов, употребленных в переносном значении, архаизмов, диалектизмов и др.;
-привести примеры использования метафор, сравнений, олицетворений в предложенном стихотворении, выявить их роль;
-сопоставить тексты художественный и публицистический, поэтический и прозаический с целью выявления их особенностей.
Учебно-тематическое планирование
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
22-23 | Многозначность слова в художественном тексте. Синонимы, антонимы, омонимы и их стилистическая роль. | Исследовательская работа |
24-25 | Слова, разные по происхождению и употреблению, их роль в художественном тексте. | Практикум |
26 | Стилистический анализ прозаического художественного текста. | Самостоятельная письменная работа |
27 | Анализ рецензии литературоведов на одно из литературных произведений. | Круглый стол |
28-29 | Проба пера: создание прозаического художественного текста на заданную тему. | Написание рассказа. |
30 | Специальные образные средства языка художественной литературы. Простейшие тропы. | Анализ отрывков из стихотворений |
31 | Первичное представление о сложных тропах. | Работа с памяткой |
32 | Стилистический анализ лирического произведения. | Самостоятельная письменная работа |
33 | Проба пера: создание стихотворения на заданную тему. | Написание стихотворения |
34 | Итоговое занятие. | Чаепитие, чтение стихотворений, беседа |
Список литературы для учителя
- Барлас Л.Г. Русский язык: Стилистика. – М., 1978
- Бондалетов В.Д., Вартапетова С.С., Кушлина Э.Н., Леонова Н.А. Стилистика русского языка. – М., 1989
- Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 1988
- Ипполитова Н.А. Упражнения по грамматической стилистике при изучении частей речи. – М., 1980
- Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Популярная стилистика русского языка – М., 1983
- Львов М.Н. Основы теории речи. – М., 2000
- Львов М.Н. Риторика. Культура речи. – М., 2002
- Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 класс. – М., «Дрофа», 1996
- Одинцов В.В. Стилистика текста. – М., 1980
- Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1998
- Третьякова И.Ю. Стилистика русского языка. Основы культуры речи. - Кострома, 2002
Список литературы для учащихся
- Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. - М., 1988
- Кудрявцева Т.С., Шарапова О.Ю. Деловые бумаги. Деловой стиль речи. Тесты по психологии делового общения. Деловой этикет. М., 1997
- Розенталь Д.Э. А как сказать лучше? – М., 1979
- Тихова В.В., Третьякова И.Ю. Речеведческий атлас. – Кострома, 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа секции «Проба пера: творческие работы разных жанров и литературоведческие исследования» (Малая академия наук)
Программа предназначена для занятий с разновозрастным коллективом школьников, проявляющих интерес к исследовательской и творческой работе, а потому предполагает вариативность и индивидуальный по...
Программа кружка "Проба пера"
Данная авторская программа разработана с целью реализации внеклассной работы по предмету, дополнения к урокам литературы, не позволяющим в рамках урока заниматься творческой поэтической деятельн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «ПРОБА ПЕРА: основы журналистики»
Программа кружка «Проба пера: основы журналистики» предназначена для учащихся 6-х классов и рассчитана на 34 часа.Особенностью методики проведения занятий в кружке является объединение тво...
Рабочая программа кружка_Волшебное перо
Рабочая программа кружка_Волшебное перо...
Программа работы школьного объединения «Проба пера» (основы журналистики)
программа занятий, тематическое планирование...
Календарно-тематическое планирование работы кружка "Проба пера"
Календарно-тематическое планирование работы кружка "Проба пера" для обучающихся 6-9 классов....
Рабочая программа объединения "Проба пера" для 9 класса
Данная рабочая программа составлена на основе программы «Журналистика в школе».Актуальность и практическая значимость. Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически разви...