Авторская песня. Окуджава
план-конспект урока (литература, 11 класс) на тему

Бахтин Сергей Федорович

Авторская песня

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskaya_pesnya.okudzhava.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Форма  урока: музыкально-литературная  композиция.

Оформление:  гитара, фотографии  Б.Окуджавы, музыкальный  центр. 

Цели  урока: 1. Дать  понятие  о  литературном  жанре  «авторская  песня», о  её

                            месте  в  развитии  литературного  процесса  и  музыкальной

                            культуры  страны.

                        2. Познакомить  учащихся  с  жизнью  и  творчеством  Б.Окуджавы.

                        3. Воспитывать  гуманное  отношение  к  человеку,  критическое

                            мышление, умение  нести  в  себе  духовные  ценности.

                                           

Ход  урока.

1. Слово  учителя:

- « Бард»,  «менестрель», «актёр-певец»,  «самодеятельная  песня»,  «авторская

песня» - такие  определения  давались  и  даются  этому  литературному  жанру

и  его  авторам.

   А  как  вы  объясните,  что  такое  «авторская  песня»?

2. Ответы  учеников.

3. – Итак,  авторская  песня  включает  в  себя  «умение  писать  стихи,  музыку, иг-

рать  на  гитаре,  быть  артистичным,  чуть  психологом  (ибо  как  работать  с

тысячными  залами?).  Ещё  важнее  другое:  объединить  всё  это  в  одном  че-

ловеке.  (И.П.Михалёв)

4. Рассказ  учителя  об  авторской  песне.

   - Вероника  Долина  так  объяснила,  что  значит  для  неё  авторская  песня:

«Когда  берёшь  гитару,  она  тихонько  подпевает  тебе  и  учится,  тоже  учит-

ся  подпевать  голосу.  Гитара  подстраивается  к  голосу  сама,  а  потом – голос

к  гитаре.

  Авторская  песня…  это  та  самая,  где  очень  важно  присутствие  автора. Это

песня,  не  предназначенная  для  исполнителя.  Во  всяком  случае,  мне  не  зна-

ком  автор,  пишущий  стихи  с  гитарой  в  руках,  который  искал  бы  исполни-

телей  своих  песен».

   Микаэл  Таривердиев,  композитор,  отмечал,  что  для  него  «барды – явление

драгоценное…  Бард  в  трёх  лицах:  он  автор  стихов,  автор  музыки,  он  же

исполнитель.  И  пусть  его  голос  подчас  уступает  по  красоте  голосу  насто-

ящих  певцов,  а  стихи  не  всегда  идеально  отточены,  но  поразительная  мера

искренности,  помноженная  на  личное,  заинтересованное  восприятие  мира,

составляет…  драгоценность  его  творчества».

   - Авторская  песня  сложилась  на  исходе  50-х  годов  и  стала  выразительной                   приметой  демократизации  общественной  жизни  и  культуры  после  ХХ съезда

КПСС.  Минуя  печатное  слово,  а  значит,  и  цензуру,  она  обращалась  к  широ-

кой  аудитории,  численно  превосходившей  даже  самые  большие  тиражи  поэ-

тических  сборников.  В  этом  отношении  авторская  песня – родная  сестра  так

называемой  эстрадной  лирики,  собиравшей  тысячи  слушателей  на  поэтиче-

ских  вечерах  в  Лужниках.

   Преимущество  жанра  состояло  в  том,  что  именно  в  нём  ставились  во  гла-

ву  угла  именно  стихи,  поэтический  текст.  Отсутствие  композиторского  и  исполнительского  профессионализма  придавало  песне  особую  естественность.

   Авторская  песня  имеет  свои  истоки  в  русской  культуре.  Она  связана,  во-первых,  с  традицией  так  называемого  блатного  фольклора,  получившего  широкое  распространение  в  годы  «оттепели»,  после  массового  возвращения  на  свободу  узников  из  сталинских  лагерей.  Вчерашние  политзаключенные  «привезли»  с  собой  множество  лагерных  песен.  Авторы  их  не  всегда  афишировали  своё  имя,  ибо  такое  сочинительство  могло  обернуться  для  них  большими  неприятностями.  «Под  конец  оттепели  авторы…  осмелели  настолько,  что  имена  свои  перестали  прятать».

   Авторская  песня  воскрешала  и  традиции  городского  романса,  и  туристиче-

ской  песни,  многие  мотивы  и  интонации  которой  она  вобрала.  Вообще  авторская  песня  выражала  внутренний  мир  человека,  открывшего  для  себя  новые,  гуманистические  ценности.  Не  случайно  этот  жанр  очень  раздражал  власть,  а  лучшие  барды  тех  лет  так  или  иначе  оказывались  в  опале.

5. Рассказ  о  жизни  и  творчестве  Б.Окуджавы.

- Одним  из  наиболее  ярких  выразителей    новых  поэтических  настроений  стал  со  второй  половины  50-х  годов  Булат  Окуджава,  на  долгие  десятилетия  вперёд  занявший  место  своеобразного  лидера  жанра.

   Для  радио,  фирмы  «Мелодия»,  Мосэстрады  песни  Окуджавы  оказались  в  те  годы  непривычными  и  даже  неприемлемыми, большинство  слушателей  познакомились  с  ними  в  «магнитофонном  исполнении».  Но  страна  влюбилась  в  эти  песни,  прежде  всего  потому,  что  они  был  добры,  мужественны,  красивы.

Но  именно  они  вызывали  такую  сокрушительную  критику,  какой  не  подвергался  ни  один  из  «предшественников»  Окуджавы.

  Что  же  такого  было  в  этих  песнях,  что  вызывало  столь  радостное  принятие  одних  и  яростное  негодование  других?  Внимательно  всматриваясь  в  биографию  Окуджавы,  мы  можем  теперь  понять,  что  его  «внезапное»  и  довольно  позднее  увлечение  песенным  творчеством  ( ему  было  далеко за  тридцать )  не  случайно.  Судьба  этого  человека,  никогда  не  учившегося  музыке,  складывалась  так,  что  его  детство  и  юность  оказались  насыщенными  самыми  разнообразными  музыкальными  и  звуковыми  впечатлениями.

   В  раннем  детстве,  месяцами  живя  то  в  Москве  с  родителями,  то  в  Грузии с  бабушкой-армянкой,  мальчик  говорил  и  по-грузински  и  по-армянски.  Потом  случилось  так,  что  ни  по-грузински,  ни  по-армянски  говорить  не  приходилось.  Знание  слов  ушло,  но  чувство  этих  звучных  языков  осталось  в  глубине  памяти

«Моя  родина – это  Арбат.  Я  родился  на  Большой  Молчановке,  воспитывался  в  арбатском  дворе.  Потом  меня  стали  возить  в  Грузию,  на  родину  отца  и  матери.  Так  параллельно  с  арбатской  появилась  грузинская  линия,  возник  какой-то  второй  поток  во  мне.  И  всё  же  оставался  москвичом,  и  в  поэзии  меня  воспитывал  русский  фольклор.  После  войны  я  учился  в  Тбилисском  университете,  но  чувствовал  себя  арбатцем.  Так  эти  два  потока  во  мне  сосуществуют».

   В  1937  году  его  отец,  видный  партийный  работник,  был  арестован  и  вскоре  расстрелян.  Мать  сослана  в  один  из  карагандинских  лагерей.  Сын  с  ней  встретится  только  через  десять  лет.  Тринадцатилетнего  мальчика  родственникам  удалось  спрятать  и  тем  самым  спасти  от  детского  дома,  куда  было  положено  «сдавать  детей»  «врагов  народа».

Мой  отец.

           Он  был  худощав  и  насвистывал  старый,  давно  позабытый  мотив,

   И  к  жёсткому  чубчику  ежеминутно  его  пятерня  прикасалась.

     Он  так  и  запомнился  мне  на  прощанье,  к  порогу  лицо  обратив,

              А  жизнь  быстротечна,  да  вот  бесконечной  ему  почему-то  казалась.

  Его  расстреляли  на  майском  рассвете,  и  вот  он  уже  далеко.

                Всё  те  же  леса,  водопады,  дороги,  и  запах  акаций  острый.

                И  кто-то  ж  кричал: «Не  убий!» - одинокий…

                 И  в  это  поверить  легко.

              Но  бредили  кровью  и  местью  святою  все  прочие  братья  и  сёстры.

                 И  время  отца  моего  молодого  печальный  развеяло  прах,

          И  нету  надгробья,  и  памяти  негде  над  гробом  склониться,  рыдая.  

      А  те,  что  виновны  в  убийстве,  и  сами  давно  уже  все  в  небесах,

    И  там,  в  вышине,  их  безвестная  стая  кружится,  редея  и  тая.

        В  учебниках  школьных  покуда  безмолвны  и  пуля,  и  пламя,  и  плеть,

        Но  чьё-то  перо  уже  пишет  и  пишет о  том,  что  пока  безымянно.

         И  нам  остаётся,  пока  суд  да  дело,  не  грезить,  а  плакать  и  петь,

               И  слёзы  мои  солоны  и  горючи.  И голос  прекрасен…

                Как  странно.

   Только  через  полтора  года  Булат  Окуджава  смог  вернуться  в  родной  арбатский  двор,  продолжить  учёбу  в  московской  школе.  Из  9  класса  ушёл  на  войну.  Был  миномётчиком,  связистом  и  взводным  запевалой.  В  1947  году  вернулась  мама.  Об  этой  трогательной  и  горькой  встрече  Б.Окуджава  поведал  в  рассказе  «Девушка  моей  мечты».  

   В памяти  его,  как  и  в  творчестве,  война  запечатлелась  накрепко.  Войну  поэт  воспринимает  как  трагическое  испытание  человеческой  души.  Как  сказал  сам  Окуджава,  «все  мои  стихи  и  песни  не  столько  о  войне,  сколько  против  неё.

   В  1970  году  появилась  одна  из  самых  знаменитых  песен – «Мы  за  ценой не  постоим».  Из  воспоминаний  поэта:  « Ко  мне  обратился  режиссёр  Андрей  Смирнов  и  попросил  написать  песню  для  его  фильма.  Мне  хотелось  выполнить  его  просьбу,  и  я  стал  пробовать.  Далеко  не  сразу,  но  у  меня  появилась  первая  строчка: «Здесь  птицы  не  поют,  деревья  не  растут…»  Появилась  и  мелодия.  Её  я  не  собирался  предлагать,  я  знал,  что  над  музыкой  к  фильму  работает  замечательный  композитор  Альфред  Шнитке.  Но  под  эту  мелодию  мне  было  легче  сочинять.  Я  приехал  на  студию.  Был  Смирнов,  был  Шнитке  и  ещё  несколько  человек  из  съёмочной  группы.  И  стоял  в  комнате  рояль.  Я  говорю: «Вы  знаете,  у  меня  вместе  со  стихами  попутно  родилась  мелодия.  Я  вам  её  не  предлагаю,  но  мне  как-то  легче  под  неё  вам  эти  стихи  исполнить».  Очень  робея  и  конфузясь  перед  Шнитке,  я  стал  одним  пальцем  тыкать  по  клавишам  рояля  и  дрожащим  от  волнения  голосом  петь.  Пою,  а  они  все  сидят  такие  мрачные,  замкнутые…  Еле-еле  допел  до  конца,  говорю: «Ну,  музыка,  конечно,  не  получилась,  но  слова,  может  быть,  можно…»  Смирнов  говорит: «Да,  конечно,  не  получилась…».  И  вдруг  Шнитке  встаёт: «А  по-моему,  даже  очень получилась,  спойте-ка  ещё  раз».  И  тогда  я,  ободрённый  неожиданной  похвалой,  ударил  по  клавишам  и  запел  уже  смелее.  И  все  стали  подпевать,  и  когда  допели,  то  оказалось,  что  песня  всем  понравилась».

Песня  «Мы  за  ценой  не  постоим».

  С  начала  1950-х  годов  он  живёт  в  Москве,  работает  в  издательстве  «Молодая гвардия»,  потом – в  «Литературной  газете».  Он  очень  любил  этот  город  и  посвятил  ему  много  стихотворений-песен.

   Прекрасный  московский  цикл  складывался  как  бы в  полемике  с  двумя  совершенно  различными,  но  значительными  музыкальными  явлениями.  Во-первых,  преобладали  в  то  время  «гимновые»  песни  о  Москве,  а  во-вторых,  увлёкшись  песнями  французских  певцов  о  Париже,  Окуджава  посчитал  несправедливым,  что  нет  таких  же  «интимных»,  «домашних»  песен  о  его  городе,  о  Москве.

   Из  воспоминаний  поэта:  «Мне  давно  хотелось  написать  песню  о  Москве,  о  городе,  который  я  так  люблю.  Но  не  похожую  на  гимн,  а  какую-то  интим-

ную. Вот  так  я  думал,  мечтал,  мечтал… И  вот  у  меня  стали  появляться  «Лёнька  Королёв»,  «Полночный  троллейбус»,  потом  «Московский  муравей»,  «Арбат,  мой  Арбат» - получился  такой  вот  цикл  московских  песен».

Песня  «Ах,  Арбат,  мой  Арбат».

   По  московским  улицам  в  песнях  поэта  ходили  самые  прекрасные,  самые  красивые  женщины.  Б.Окуджава  писал:  «Тема  многих  моих  стихотворений –

любовь. Долгое  время  у  нас  почти  не  пели  о  любви,  и  в  самом  слове  «женщина»  для  некоторых  было  что-то  сомнительное.  Из  протеста  против  пуританского  ханжества  я  решил  воспеть  женщину,  как  святыню,  пасть  перед  ней  на  колени».

Песня  «Не  бродяги,  не  пропойцы…».

     Окуджаву  привлекали  исторические,  литературные  сюжеты  и  образы;  он  одним  из  первых  в  те  годы  почувствовал  возможность  такого  обращения  к  прошлому,  позволявшему  сказать  намёком  о  том,  что  не  могло  прозвучать  открытым  текстом.

   «Лично  меня  многое  привлекает  в  людях  первой  половины девятнадцатого  века.  И  это  без  всякой  попытки  идеализировать.  Я  не  могу  отрицать  большой  нравственной  устойчивости  тех  времён,  высокой  духовности,  болезненных  и  активных  поисков  смысла  жизни,  утверждения  общественного  самосознания.  Для  меня  как  профессионального  литератора  это  время  не  столь  удалено,  чтобы  казаться  недостоверным,  но  и  не  столь  близко,  чтобы  утратить  загадочность».

   В  «Песенке  о  Моцарте»  поэт  противопоставляет  истинную  и  мнимую  любовь  к  Отечеству,  не  нуждающемуся  на  самом  деле  в  приукрашивании  её  «грехов».

«Песня  о  Моцарте».

   Возможно,  песни  Окуджавы  нравятся  не  всем.  Но  уж  тот,  кто  их  полюбит,  тот  навсегда  станет  под  их  знамёна.  Настойчиво  и  последовательно,  но  никогда  не  впадая  в  дидактичность,  Окуджава  внушает  нам  простые  истины  о любви,  вере,  дружбе,  братстве,  верности,  милосердии…  

   «Художник  видит  перед  собой  единственную  задачу – рассказать  о  себе,  выразить  себя,  поделиться  своими  впечатлениями  об  окружающем.  Что  бы  я  ни  писал:  стихотворение,  песню,  повесть,  роман – всегда  и  везде  я  рассказываю  о  себе,  не  стараясь  угодить  ни  своим  поклонникам,  ни противникам».

Песня  «Молитва».

   Какой  особой  магией  обладают  иные  словосочетания  стихов  и  песен  Булата  Окуджавы!  Не  так  просто  подчас  определить,  в  чём  же  состоит  их  привлека-

тельность:  «Возьмёмся  за  руки,  друзья!»,  «До  свиданья,  мальчики!»,  «Пусть  будет  дверь  открыта…»,  «Давайте  понимать  друг  друга  с  полуслова!»

   Давайте!  Эти  добрые  слова,  конечно  же,  близки  и  дороги  всем,  кто  ценит  подлинное  человеческое  общение,  которому  так  верно  служит  хорошая  песня.

Песня  «Пожелание  друзьям».

«А  ИНАЧЕ  ЗАЧЕМ  НА  ЗЕМЛЕ  ЭТОЙ  ВЕЧНОЙ  ЖИВУ?».

(Авторская  песня.  Творчество

Булата  Окуджавы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок.Авторская песня (барды). Б.Ш. Окуджава

Интегрированный урок включает в себя план- конспект урока, презентацию. Цель урока: познакомить обучающихся с авторской поэзией, с творчеством Б. Окуджавы, место авторской песни в развитии литера...

Урок-концерт "Авторская песня. Б.Ш.Окуджава"

Содержание  урока "Пусть будет дверь открыта..." знакомит учащихся с жизнью и творчеством поэта Б.Окуджава...

Внеклассное мероприятие авторской песни для старшеклассников «Песни XX века»

План:       1.Что такое «авторская песня»?       2.Из истории бардовской песни.       3.Современные барды - кт...

Вечер авторской песни, посвящённый творчеству Ю. Визбора, Б. Окуджавы, В. Высоцкого

Вечер авторской песни, посвящённый творчеству Ю. Визбора, Б. Окуджавы, В. Высоцкого...

Авторская песня "Династия врачей моей семьи"Бурловой Марии,воспитанницы студии "Камертон", объединения "Авторская песня"

Авторская песня "Династия врачей моей семьи"Бурловой Марии - 9 лет, воспитанницы студии "Камертон", объединения "Авторская песня" МКОУ ДОД Дом детского творчества г. Кушва, Свердловской области.Эта пе...

Урок литературы в 11 классе. "Авторская песня.Тема войны в творчестве Б.Окуджавы и В. Высоцкого»

На уроке  рассматривается  место авторской песни в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны; дается краткая картина данного периода развития литературы в ее связи с жизн...

Авторская песня, ее место в развитии литературного процесса 1950- 1990-х г.г. Поэзия Ю. Визбора, В. Высоцкого, Б. Окуджавы.

На данном уроке происходит знакомство учащихся с жанром авторской самодеятельной песни,  бардовской песней, с творчеством Ю. Визбора, В. Высоцкого, Б. Окуджавы....