ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕНТАЛЬНОЙ КАРТЫ В РАБОТЕ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Запольская Инна Александровна

Ментальная карта к уроку литературы в 11 классе и методический комментарий к ней. Может быть спользована на этапе обобщения работы по творчеству М.А.Булгакова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_obosnovanie_k_ispolzovaniyu.docx24.91 КБ

Предварительный просмотр:

Запольская Инна Александровна, 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

гимназия №1 г. Хабаровска

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕНТАЛЬНОЙ КАРТЫ В РАБОТЕ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ

(МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ)

                Уважаемые коллеги, хочу предложить к использованию в уроке ментальную карту «Образ дома в произведениях М.А.Булгакова».  

                 Логическое завершение работы над творчеством писателя – это итоговый урок обобщения изученного, где мы ещё раз должны сформулировать авторскую концепцию, основные положения мировоззрения писателя. Это представляется несложным, когда мы работаем с одним произведением. В противном случае обобщение  многопланового материала вызывает  затруднения: как не уйти в обычную систематизацию материала по пунктам и подпунктам,  от чего оттолкнуться, какое положение будет основополагающим, стержневым, как уложить максимум  информации в минимум знаков? К счастью, новые технологии предлагают сегодня немало приёмов  и форм такой обработки информации. Одной из наиболее удобных является  составление ментальной карты.

                О ментальных картах, которые изначально являются скорее  инструментом менеджмента, сегодня более чем достаточно информации в глобальной сети. Ментальные карты - удобный  способ  отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме –  теперь удачно адаптирован к использованию в учебной деятельности, в т.ч. в уроках литературы.

                В центре ментальной карты – основная проблема, основное  понятие. На боковых ветвях обозначены несколько основных признаков (возможно, в знаках, графических изображениях), на вспомогательных веточках каждый из признаков конкретизируется. Ментальная карта позволяет систематизировать и конкретизировать информацию.

             Составление удачных в плане содержания ментальных карт – дело техники. Основной принцип здесь следующий:  ментальная карта не привычная нам схема из логических цепочек,  в которой каждое следующее звено закономерно.  Здесь  лучше идти от ассоциаций. Размышляя над какой-либо задачей,  мы «стенографируем»  все мысли и чувства ключевыми словами, знаками. Суть этого процесса проста и понятна: наш мозг, который свернул информацию до минимума, легко воспримет и развернёт её после. Сначала следует оформить основные идеи, а затем уже их редактировать, перестраивать карту с тем, чтобы сделать ее более понятной и красивой. Важно   использовать и рисунки для более полного  раскрытия идей и положений.

             Составление ментальных карт хорошо развивает объёмное мышление, логическое мышление, навыки анализа и синтеза материала,  а  также мышление творческое. Более того работа   с ментальными картами на уроках литературы и русского языка позволяет выйти на метапредметный уровень, поскольку часто построение их организуется вокруг архетипических  образов,  понятий,  категорий, общих для разных областей.

             Необходимость  в такой карте возникла на этапе обобщения работы по творчеству М.А.Булгакова в 11 профильном (социально-гуманитарном) классе, где на литературу отводится 5 учебных  часов в неделю. В 9 классе (по программе Б.Л.Ладыгина) была изучена повесть «Собачье сердце». В 11 классе подробно рассмотрены два романа: «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита».    

            Булгаковская проза  выстраивается на нескольких главных архетипах, одним из которых является образ дома. Художественное пространство – один из возможных  вариантов смыслового ядра данной карты. Пространство вообще очень значимо в прозе Булгакова, а образ дома – один из архетипических образов – есть во многих его произведениях. Проблема же ответственности человека за свои поступки, за добро и зло, которое совершается на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих к истине и свободе или к рабству, предательству и бесчеловечности – фундаментальна в творческой концепции писателя.

              В поисках общего, основополагающего,  мы с учениками решили пойти от образа дома, который они увидели во всех трёх произведениях. Во-первых, это дом Турбиных,  который прежде всего  означает семью, единство близких людей. Вокруг этого дома выстраивается целый смысловой ряд. Пространство дома расширяется вначале до целого Города, а затем и до масштаба России. Ответственность за страну – это ответственность за свой дом и свою семью.

                  В повести «Собачье сердце»  это уже пространство квартиры – квартиры Преображенского и коммунальной, занятой «товарищами». На противопоставлении индивидуального и общего, коллективного вновь рождается мысль об ответственности  каждого человека как за созидание, так и за разрушение.

                  Работа с пространством романа «Мастер и Маргарита» может стать весьма плодотворной.  Мы смогли  выделить сразу  несколько  важных для нас смысловых полей.  Во-первых, «квартирный» вопрос поставлен в произведении самим автором. И речь не только о вожделенных для москвичей квадратных метрах, ради которых они готовы лгать, доносить, пресмыкаться….»» «Квартирный вопрос» испортил  людей.  Он стал животрепещущим не только для обывателя. Для писательской среды Массолита он важнее самого творчества. С этой точки зрения символичным становится название места, где «обЫтают» лжеписатели - «Дом Грибоедова». По сути своей он, конечно,  скорее дом  талантливого автора бессмертной пьесы. Или его тётки. Но никак не членов Массолита, для которых важнее вдохновения вкусные обеды и ужины в ресторане знаменитого дома. Чревоугодничество вкупе с атеизмом означает ничто иное,  как духовную смерть. Лжетворцам противопоставлен Мастер, который довольствуясь малым, счастлив в своей комнатке в подвале: счастлив любить, счастлив творить. И это тем более очевидно в сопоставлении с хорошо обставленной квартирой Маргариты Николаевны, которая до встречи с Мастером абсолютно несчастная женщина.  И любовь, и рождение гениального романа сконцентрированы в одном пространстве – временном жилище  Мастера. И он должен быть ответственен и за одно, и за другое. Для любящих не важны материальные блага, они ценят духовные отношения, совместное творчество. Мастер чувствует свою ответственность за судьбу Маргариты: «Зачем тебе ломать свою жизнь с больным и нищим?»  Для него счастье любимой становится важнее самой любви. Маргарита же продает душу дьяволу ради мастера, делает все возможное во имя любви. Но выше своих ценностей для нее чувство ответственности - и она просит Воланда о Фриде, которой она подала надежду. И поэтому Маргарита была вознаграждена - Воланд возвращает ей Мастера, возвращает её любовь. 

                 «Нехорошую квартиру», которую занимает Воланд со своей свитой,  трудно назвать домом. Однако расширившись и став местом проведения бала сатаны – выставки всех возможных человеческих пороков -  она становится значимой в решении проблемы ответственности человека  за выбор, который он делает.

               Данная карта вовсе не выступает окончательным вариантом работы с текстом. При кропотливой и вдумчивой работе её поле можно значительно расширить, причем поручить подобную работу можно самим учащимся. Три смысловых  поля связаны одним метапредметным по своей сути понятием дома. Эти поля могут быть конкретизированы, дополнены, уточнены, могут быть перераспределены акценты, изменена соотнесённость отдельных понятий, образов, поскольку мы имеем дело с интерпретацией произведения. Например,  можно предложить ученикам обоснованно  ввести  в смысловое поле романа образ Ивана Бездомного, который, как известно, в конце романа обретает свой «дом», став Иваном Поныревым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности использования ментальных карт на уроках истории для оптимизации процесса обучения

Материалы представлены на Городских педагогических чтениях. Дана краткая история появления технологии, ее суть, применение в процессе обучения....

Использование ментальных карт на уроке английского языка.

Данная работа рассматривает методы использования ментальных карт (Mind maps) на уроках английского языка....

Cистемf использования ментальных карт в учебном процессе.

Данные ментальные карты могут быть использованы на уроках английского языка для 8 класса, обучающихся по учебнику "Spotlight-8", Ю.В.Ваулиной, О.Е.Подоляко....

Система использования ментальных карт в учебном процессе .

Данные ментальные карты могут быть использованы для изучения темы "Food and Shopping" в 8 классе, при изучении английского языка по учебнику "Spotlight-8" В.Эванс, О.Подоляко....

Статья "Использование ментальных карт как приёма технологии фасилитации при интерактивном обучении на уроках английского языка"

В данной статье подробно описаны основные приёмы фасилитации (упрощения) образовательного процесса изучения английского языка и техники улучшения результативности образовательного процесса. Статья даё...

конспект занятия по ОО "Познавательное развитие" "Дикие животные наших лесов" с использованием ментальной карты памяти (интеллект-карты)

систематизирование целостного представления о жизни диких животных на основе интеллект-карты....