Путешествие в Серебряный век
методическая разработка по литературе по теме

Коловская Галина Петровна

Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся старших классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_serebryanyy_vek.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий внеклассного мероприятия

«Путешествие в Серебряный век»

(методическая рекомендация для педагогов старших классов)

Республика Тыва, г. Кызыл, МОУ СОШ №3,

учителя русского языка и литературы

Коловская Галина Петровна, Конева Наталья Васильевна.

Цели и задачи:

Дать в доступной форме более широкое представление об эпохе Серебряного века (история, философия, кино, музыка, театр, изобразительное искусство, литература) - одной из ярких эпох русской культуры и искусства конца 19 - начала 20 веков.

Развитие творческих способностей учащихся.

Оформление

Декорации на сцене в стиле театра Таирова (разноцветные кубы, конусы, фонарики; сцена посередине наискосок сверху вниз затянута прозрачной тканью); справа на сцене 2 столика «Литературного кафе», стулья; свободное пространство для игры актеров.

Со стороны «кафе» - афиша (приглашение на вечер поэзии И.Северянина):

Первый Вселенский поэзоконцерт... Начало точно в полночь.

В парке липовая иллюминация. Эоло-колокольчики.

Незримые окарины и свирели.

Киоски:

Уединения

Эго-сборников

Молока и черного хлеба

Шалэ Амура

Буфет на восточной веранде Дворца у самой Эстрады.

Вина садов князя Юсупова; ликер Creme de Violettes фирмы Cusinier.

Розовые гатчинские форели: хариусы.

Bonbons - violettes от Гуриэ.

Чай из лепестков fleur d,orange...

Вшаг по пригласительным вержеткам.

Обратный поезд в 5ч. утра.

На заднике сцены часы в форме черного квадрата, вокруг часов портреты поэтов Серебряного века. Слева (ближе к краю сцены) мольберт художника с незавершенной работой.

Отдельно - «Галерея Серебряного века» - выставка картин (репродукций) художников различных течений и направлений искусства к.ХIХ-н.ХХ вв. (используются стены зрительного зала). В течение всего мероприятия по сценарию проецируются портреты, фотографии, репродукции картин и театральных декораций, разыгрываются театральные действия. Музыкальное сопровождение отдельных фрагментов выступления

Вступление

(звучит музыка С. Рахманинова - 1 часть 2-го фортепьянного концерта)

Ведущий:

Над буйным хаосом стихийных сил

Сияла людям мысль, как свет в эфире.

Исканьям тайн дух человека жил,

Мощь разума распространялась в мире.

(В.Брюсов «Светоч мысли», «Венок сонетов»)

2-ой ведущий: Эпоха Серебряного века ознаменована важными событиями, мы напомним некоторые из них:

(На экране проецируются даты, фотографии, репродукции. Даты зачитываются одним из ведущих (голос «за кадром»).

1896 Коронация Николая II

1898 Основание Московского художественного академического театра

КС. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко.

1902 Постановка пьесы М. Горького «На дне»

1895-1904 Выход первых поэтических сборников «Русские символисты»

1904-1905 Русско-японская война

1904 Присуждение Нобелевской премии физиологу И.И. Павлову, создателю учения о высшей нервной деятельности

1907 Выставка художников-символистов «Голубая роза»

1907-12 Научные экспедиции на Кавказ, в Сибирь, на Дальний Восток, Среднюю Азию

1905-1907 1 русская революция. Начато русской многопартийности и парламентаризма. Открытие I Государственной Думы

1912 Манифест группы футуристов «Пощечина общественному вкусу»

1913 Создание группы «Акмеисты».

  1.  Колоссальный шаг вперед в нашей молодой авиации - перелет Петербург-Москва.
  2.  Открытие Русского музея в Москве. Экономический подъем в России

1914 Начало I мировой войны

1917 Февральская революция. Отречение Николая II от престола. События Октября.

Ведущий:

Это было время, отмеченное войнами и революциями; время, ознаменованное величайшими достижениями в искусстве и науке...

Разумеется, мы не можем рассказать обо всем, что произошло за три десятилетия. Мы перелистаем лишь некоторые страницы Серебряного века.

(Голос « за кадром» называет разделы, озвучивают разделы ведущие при участии ребят-актеров)

Философия Ведущий (и далее несколько ведущих):

Время рубежа веков было временем усвоения русским обществом различных философских идей, направлений.

Социальная борьба породила религиозные искания эпохи. Проповедям классовой ненависти были противопоставлены христианские заветы Добра, Любви, Красоты. В учении Христа искали путь к спасению человечества философы Н.В.Федоров и Вл. Соловьев (портреты)

«Религиозный Ренессанс» определил деятельность целого ряда философов нового времени: Н.А.Бердяева и С.Н.Булгакова, В.Н.Трубецкого и П.А.Флоренского, (портреты) Все они мечтали приобщить слабого, заблудшего человека к божественной истине. Философские искания составили основу духовных и творческих поисков искусства Серебряного века.

Театр

Создание Московского Художественного академического театра Станиславским и Немировичем-Данченко (портреты режиссеров) занимает особое место в истории русского театра. Творческой основой постановок пьес А.П.Чехова был психологический реализм. Имена актеров В.Качалова, JI,Леонидова, О.Книппер, И.Москвина, В. Комиссаржевской, П.Орленова стали легендой, (портреты актеров)

Наряду с реалистическим театром складывался новый, модернистский театр.

В спектаклях режиссера Таирова преобладала «эмоциональная жестикуляция», возникшая из взаимодействия музыки, декораций, пластики, слова и жеста. Оформление отличалось трехмерным построением. Нагромождения разноцветных кубов и конусов на сцене напоминало какие-то причудливые пейзажи, дикую природу. Плоскость сцены и граница между ней и залом была разрушена. Некоторые эпизоды игрались на ступенях лестницы. (на экране эскизы декораций театра Таирова)

Всеволод Мейерхольд (портрет) создавал спектакли, в которых все построение действия было подчинено живописно-декоративной гармонии. На первый план выдвигается принцип трагического гротеска и яркой зрелищности. Важное значение для будущего имели опыты Мейерхольда по использованию традиции народного искусства, в частности итальянской комедии масок. Именно Мейерхольду Блок посвятил пьесу «Балаганчик», в которой роль Пьеро сыграл сам режиссер.

Несчастный Пьеро мечтает встретиться со своей возлюбленной Коломбиной. Вместо нее по предсказанию мистиков появляется девушка-смерть.

(У края сцены сбоку появляются «мистики», затем по ходу действия из-за кулис выходит Пьеро, и далее из-за прозрачной натянутой ткани медленно движется Коломбина).

Актеры исполняют отрывок из пьесы Блока со слов:

«Первый мистик: Ты слушаешь?»

до слов:

«Коломбина (идет к выходу вслед за Пьеро) Я не оставлю тебя».

Ведущий:

Изменения коснулись и музыкального театра. На сцене появляются лирико-драматические, по-прежнему традиционные оперы Чайковского «Иоланта», «Пиковая дама». Но вот оперы-сказки Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Кашей Бессмертный», «Золотой петушок» требовали уже иной исполнительской манеры, постановки и оформления (портреты композиторов, театральных сцен и декораций.) Более того, центр тяжести в музыкальном театре постепенно перемещается с оперы на балет.

Балет

Триумфальное шествие русского балета началось с «Русских сезонов» в Париже (1907). Подлинным реформатором балетного искусства стал Михаил Фокин. (Портрет М.Фокина). Насколько разнообразны темы балетов Фокина, настолько же разнообразны и созданные им танцевальные формы. В постановке балета «Египетские ночи» (муз. А.Аренского) Фокина вдохновляло изобразительное искусство древнего Египта. В балете «Дафнис и Хлоя» (муз. М. Равеля) он отказался от танцев на пуантах и в свободных, пластических движениях оживил античные фрески. «Шопениана» возродила атмосферу романтического балета. Образы балета «Петрушка» (И.Стравинского) во многом навеяны русской Масленицей.

Фокин стремился создать из балета-забавы балет-драму, из танца - язык жестов.

Символом русского балета в те годы стала Анна Павлова (фотографии балерины). С первых выступлений она обратила на себя внимание грациозностью, большой выразительностью мимики, внутренней одухотворенностью танца. Обладая безукоризненной техникой классического танца, Павлова стремилась раскрыть характер героини, воплощая в танце глубоко реалистичные образы. В 1908 году Павлова гастролировала в Швеции, Дании, Германии, где каждое ее выступление с восторгом встречалось зрителями.

(Звучит музыка Сен-Санса «Умирающий лебедь»)

В 1909 она участвует в «Русских сезонах». Для нее Фокин поставил своего знаменитого «Умирающего

лебедя» на музыку Сен-Санса. (Исполнение ученицей фрагмента танца)

Шаляпин

(Портреты Шаляпина художников Б. Кустодиева, А. Головина)

Самая колоритная фигура в русской опере Серебряного века. Шаляпин внес в искусство оперного пения нечто новое - полнейшую гармонию между музыкальной характеристикой образа и его психологическим содержанием. (Звучит ария в исполнении Шаляпина) Голос певца был настолько богат красками, что его можно сравнить с бесконечной живописной гаммой. Шаляпин великолепно владел оперным речитативом, подняв при этом актерскую игру до высот шекспировской трагедии.

Как не похожи друг на друга созданные Шаляпиным образы! (Репродукции оперных образов певца) Царь Борис и Варлаам («Борис Годунов» Мусоргского), Досифей («Хованщина» Мусоргского) и Сусанин («Иван Сусанин» Глинки), Иван Грозный («Псковитянка» Римского-Корсакова) и Мефистофель («Фауст» Бойто). Искусство Шаляпина сыграло огромную роль в развитии оперного театра.

Оперные спектакли превратились из костюмированных концертов в театральное действие, тесно связанное с музыкой.

«На оперной сцене, - писал критик Стасов (портрет), - Шаляпин превосходил громадным дарованием и правдивостью всех своих оперных предшественников и дал ряд фигур, характеров и сцен, с которыми никакие другие не могут сравниться...»

Кино

(Кадры кино нач. 20 века и по возможности кадры из указанных ниже картин)

Возникнув в 1895 году как особый вид фотографии и как технический аттракцион, кинематография разделилась на три отрасли: художественную, хроникальную и научно-популярную. Кино еще в значительной мере подражало театру и литературе, но уже велись поиски собственных возможностей. Однако в этот период кинематография еще не стала самостоятельным видом искусства.

В 1911 году был создан первый в мире художественный фильм, продолжавшийся 2 часа: «Оборона Севастополя» - о Крымской войне, а затем - «1812», в которых использованы образы русской исторической и батальной живописи. Появились салонные драмы, мелодрамы, комедии. С 1907 по 1917 год выпушено более 2-х тысяч картин. Лучшими среди них были экранизации произведений русских классиков 19 века.

И хотя кино пока могло лишь создавать живые иллюстрации к романам, поэмам и драмам, улавливать внешние черты героев, все же такие экранизации, как «Пиковая дама», «Дворянское гнездо». «Война и мир», имели успех.

Артисты пользовались огромной популярностью, среди них лучшими были Иван Мозжухин, Вера Холодная (портреты). Нередко на экранах появлялись и корифеи театров. Режиссеры Яков Протазанов, Владимир Гардин, Евгений Вауэр (портреты) стали опытными профессионалами, освоили крупный план и параллельный монтаж. Оператор В.Старевич изобрел объемную мультипликацию - кукольные фильмы.

Среди известных и шумных, непримиримых и влюбленных, голодных и счастливых создателей нового кино центральное место занял Сергей Михайлович Эйзенштейн (портрет)

Эйзенштейн открыл, что при соединении в монтаже различных изображений, кино достигает художественного эффекта, близкого к литературной метафоре, что выразительные средства кино - монтаж, крупный план, ракурсы, освещение, внутрикадровое движение (все это показать на отдельных кадрах) — образуют как бы особый язык, на котором можно говорить на важнейшие темы политики, истории, современности.

Живопись

Очень наглядно противоречия эпохи Серебряного века отразились в живописи, для которой характерны стремительная смена стилей и направлений, изобилие групп и объединений художников, каждое из которых провозглашало свое отношение к творчеству. Все это вы можете увидеть в нашей «Галерее Серебряного века».

Наряду с именитыми реалистами, художниками-передвижниками, И.Репиным, В.Суриковым, М.Нестеровым, В.Васнецовым, Б.Кустодиевым, В.Серовым, И.Левитаном и художниками группы «Мир искусства» (А.Бенуа, К.Сомов и др.) работали молодые модернисты. Авангард был представлен М.Ларионовым, разработавший собственную форму беспредметности - «лучизм», К.Малевичем «супрематизм», В. Татлиным — «конструктивизм».

Сценка (Разговор художника со зрителем-скептиком).

Художнику мольберта, с ним в разговор вступает зритель.

Зритель: Скажите на милость, это разве живопись? Авангард? - Подходит к картине, показывая: - Это белиберда, это не искусство, это смерть искусства!

Художник: Ну хорошо, авангардизм, как вы говорите, «смерть искусства», то почему он существует, развиваясь, уже 100 лет? Зритель: Ну-у-у...

Художник: Я скажу больше. Появление авангардизма объяснимо с точки зрения истории: он существует в мире трагически разомкнутом, какой и была эпоха начала 20 века. В противовес классической академической традиции, которую отличает ясность и известная упорядоченность.

Зритель: То есть вы утверждаете, что для появления авангарда были определенные исторические условия и что явления, подобные авангарду, наверное, уже были в мировом искусстве. Хорошо... Но что означает ваш «Черный квадрат»?

Художник. Он создан К.Малевичем в 1915 году, и к этому времени изобразительные искусства утвердили собственный язык и объявили искусство аполитичным, алогичным, знаковым. Зритель: Что значит знаковым?

Художник: Это значит, что авангардизм становится беспредметным, осмысленно работает в знаковых системах, то есть в символах. Это, кстати, одно из толкований «Черного квадрата». Зритель: Не понимаю. Почему квадрат? А не круг или треугольник?

Художник: Треугольник - самая устойчивая форма. А квадрат легко поддается изменениям - в ромб, например. Квадрат - символ, знак изменчивой, нестабильной эпохи перемен. Квадрат - это и символ четырех стихий: огня, воды, воздуха, земли. Видя квадрат, вдумчивый зритель понимает, что перемены происходят во всем мире.

Зритель: Понятно. Но все равно я остаюсь при своем мнении. Это (показывает на работу художника) - не искусство. То ли дело «Купание красного коня». Все понятно - конь, мальчик, река.

Сценка (Экскурсовод у картины «Купание красного коня» К.Петрова-Водкина - картина проецируется на экран)'.

Экскурсовод:

Все не так просто, голубчик. Вот уже несколько десятилетий вокруг картины не умолкают споры. Искусствоведы толковали о глубокой символике, о том, что кроваво-красный конь предвещает бойню I империалистической войны, или что он означает приближение революционной бури, или что это конь библейский, прискакавший сюда с древних икон. Картина волнует ощущением многоплановости содержания, выразительностью, сдержанной страстью, той духовной глубиной, которая составляла тайну древнерусской живописи, и которой очень дорожил Петров-Водкин. Литература

Завершаем наше путешествие. Постараемся воскресить атмосферу блистательного, ренессансного русского Серебряного века.

В это время творили яркие индивидуальности, прежде всего - символисты, которые считали свою эпоху совершенно исключительной. Поэты не жили обособленно, они встречались, спорили, читали и комментировали стихи.

Сцена «В Литературном кафе»

(В правой стороне сцены столики, пара танцует танго, за столиками разговаривают посетители. Два господина скептически рассуждают о поэзии; две дамы; представитель символизма Бальмонт).

Дама (разочарованно): Наш век таинственный и пестрый маскарад, Такого не найти ни в песне нам, ни в сказке! Где ум давно надел дурачества наряд,- А глупость с важностью гуляет в умной маске!..

(пауза)

1-й господин: Где Бог, благородство, любовь? Ученые убили Бога. Буржуа доказали, что благородство лишь тормозит прогресс и, не печалясь расстались с ним. Ну, а возвышенной любви откуда ж взяться в обществе, где не верят в Бога и насмехаются над порядочностью? Что делать? Во что верить? Вот символисты утверждают, что власть мгновений - единственный протест против механического строя жизни. Бальмонт, например, поет гимны стихии, земле и космосу, мечте, влекущей вперед.

(Из-за столика выходит артист и читает стихи К.Бальмонта)

Бальмонт: 

Я изысканность русской медлительной речи,

Предо мною другие поэты - предтечи,

Я впервые открыл в этой речи уклоны,

Перепевные, гневные, нежные звоны.

Я - внезапный излом,

Я - играющий гром,

Я - прозрачный ручей,

Я -для всех и ничей.

Переплеск многопенный, разорвано-слитный,

Самоцветные камни земли самобытной,

Переклички лесные зеленого мая -

Все пойму, все возьму, у других отнимая.

Вечно юный, как сон,

Сильный тем, что влюблен

И в себя и в других,

Я - изысканный стих.

(Дамы аплодируют)

2-ой господин: А ведь символизм переживает кризис! И это понятно. Какие-то таинственные миры, туманный и неясный язык. Я бы предложил денежную награду, включая и автора, кто разъяснит мне содержание стихотворений Блока.

1-ый господин. Слава богу, у акмеистов роза опять стала хороша сама по себе своими лепестками, запахом и цветом, а не своими мыслимыми подобиями с мистической любовью или чем-нибудь еще. Звезда Маир, если она есть, прекрасна сама по себе, а не как невесомая точка опоры неведомой черты.

2-ой господин: Вот еще появились и другие, футуристами называются. Они, видите ли, строят новое искусство! Никого не признают, кричат: «Всех долой!» даже Пушкина, вы подумайте, великого Пушкина сбрасывают с так называемого «корабля современности»! Скандалят, шумят.

(шум за сценой)

Выходит Маяковский (с вызовом):

Долой ваше искусство!

Долой вашу любовь!

Долой вашу религию!

Долой ваш строй!

(Посетители в недоумении. Пауза)

Маяковский:

Через час отсюда в чистый переулок

Вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,

А я вам открыл столько стихов шкатулок,

Я - бесценных слов мот и транжир.

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста

где-то недокушанных, недоеденных щей,

вот вы, женщина, на вас белила густо,

вы смотрите устрицей из раковины вещей.

Все вы на бабочку поэтиного сердца

Взгромоздитесь грязные, в калошах и без калош.

Толпа озвереет, будет тереться,

Ощетинит ножки стоглавая вошь.

А если сегодня мне, грубому гунну,

Кривляться перед вами не захочется - и вот

Я захохочу и радостно плюну,

плюну в лицо вам

я- бесценных слов транжир и мот.

«Нате!»

Публика:

- Это чудовищно!

- Безобразие!

- Откуда он взялся?!

- Ну что я говорил? Вот вам, пожалуйста, откровенное хамство. И это новая поэзия!..

- А все-таки настоящее искусство живет!

(Небольшая пауза. Звучит музыка С.Рахманинова (1 часть 2-го фортепьянного концерта). Все участники выходят на сцену выходят на сцену)

Ведущий:

Мы вспомнили лишь некоторые факты, события, имена Серебряного века, в котором мировые достижения русской культуры стали всеобъемлющими. Поэзия и проза, философия и театр, балет и опера, живопись и архитектура «русского модерна» обозначили видную роль России в мировой культуре и истории двадцатого столетия.

Пусть помнят все, что ряд столетий

России ведать суждено,

( все):

Что мы пред ними - только дети,

Что наше время - лишь звено!

В. Брюсов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока "Путешествие в серебряный век русской поэзии"

Разработка урока "Путешествие в серебряный век русской поэзии" представляет собой конспект урока и презентация к нему....

О.В. Мутыгулина Литературный вечер "И серебряный месяц ярко над серебряным веком плыл..."

Данное мероприятие способствует формированию у учащихся  целостного представления о культуре  Серебряного века,  содействует  эстетическому воспитанию школьников,  разви...

УРОК-ЗАЧЁТ по теме «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ» (в форме литературного кафе). «И дольше века длится день…» (один день серебряного века)

Уровень образования:  среднее (полное) общее образование Целевая аудитория:  Учитель (преподаватель) Класс(ы):  11 класс Предмет(ы):  Литература  Краткое о...

Турнир поэтов 2017 Фестиваль авторской поэзии "И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл..."

Фестиваль авторской поэзии посвящается 125-летию М.И. Цветаевой,130-летию И.В. Северянина и 140-летию М.А. Волошина      « И СЕРЕБРЯНЫЙ МЕСЯЦ ЯРКО        ...

«Путешествие в серебряный век русской поэзии»

Изучение поэзии серебряного века в 5 классе должно носить ознакомительный, вводный характер. Сведения о поэзии на рубеже веков, получаемые учащимися пятых классов, носят фрагментарный характер. Сначал...

ИММЕРСИВНЫЙ СПЕКТАКЛЬ по литературе "И СЕРЕБРЯНЫЙ МЕСЯЦ ЯРКО НАД СЕРЕБРЯНЫМ ВЕКОМ СТЫЛ"

ИММЕРСИВНЫЙ СПЕКТАКЛЬ по литературе "И СЕРЕБРЯНЫЙ МЕСЯЦ ЯРКО НАД СЕРЕБРЯНЫМ ВЕКОМ СТЫЛ"...

Методическая разработка урока: "Характеристика литературы Серебряного века. Крым в творчестве поэтов Серебряного века"

Методическая разработка урока содержит конспект урока и презентацию на тему: "Характеристика литературы Серебряного века. Крым в творчестве поэтов Серебряного века". Разработка может быть полезна преп...