«Картины подневольного труда в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога»
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Подгорская Анна Евгеньевна

«Картины подневольного труда в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога»
(Урок внеклассного чтения. 6 класс.)
Цель урока:
Познакомить учащихся со страницами жизни и творчества Н.А.Некрасова,
Помочь учащимся выявить отношение автора к труду простого человека, показать, как Н.А.Некрасов рисует картины подневольного труда,
Развивать навыки выразительного чтения.
             Методические приемы:
Объяснение учителя
Анализ текста
Выразительное чтение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartiny_podnevolnogo_truda_v_stihotvorenii_n.docx18.18 КБ

Предварительный просмотр:

«Картины подневольного труда в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога»

(Урок внеклассного чтения. 6 класс.)

Цель урока:

  1. Познакомить учащихся со страницами жизни и творчества Н.А.Некрасова,
  2. Помочь учащимся выявить отношение автора к труду простого человека, показать, как Н.А.Некрасов рисует картины подневольного труда,
  3. Развивать навыки выразительного чтения.

             Методические приемы:

  1. Объяснение учителя
  2. Анализ текста
  3. Выразительное чтение

ХОД УРОКА:

  1. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение стихотворения учащимися.

II. Страницы жизни Н.А. Некрасова.

Некрасов рос на Волге, среди живописной природы. С детства запали в душу ребёнка картины подневольного труда и жизни крепостных, тяжкая работа бурлаков. Летом 1838 года Некрасов переехал в Петербург. После долгих лет жизни бедняка он стал известным поэтом, выпускал журналы и вошёл в сознание русских людей как заступник и певец народа.  В прошлом году мы с вами знакомились со стихотворением «На Волге» (в сокращении) и отрывком из поэмы «Мороз, Красный нос».

. Эти произведения по тематике созвучны стихотворению «Железная дорога», которое нам предстоит изучать в 6-м классе. Вспомним, что в начале стихотворения «На Волге» поэт передаёт чувство восторга, восхищения красотой реки, радость жизни. После встречи с бурлаками, один из которых считает, что лучше умереть, чем выздороветь и жить, мальчик (герой стихотворения) начинает по-другому относиться к реке, он не может радоваться по-прежнему. Поэт передаёт чувство горечи и сожаления о судьбе бурлаков, которые предстают людьми уставшими, измученными тяжёлой работой. Они не видят для себя другой доли, кроме тоскливой доли раба. Спустя много лет поэт вернулся в родные места и вновь увидел бурлаков — других, но с той же покорностью в лице, таких же сумрачных и угрюмых. Некрасов с помощью риторического вопроса призывает народ не терпеть, а искать другие пути, искать выход из тяжёлого положения, в первую очередь перестать мириться с собственным рабством.  В то же время в отрывке из поэмы «Мороз, Красный нос» уже звучала тема красивого созидательного труда, радостной крестьянской жизни.

Обратим внимание на эпиграф к главе учебника:

Воля и труд человека

Дивные дивы творят...

(Н.А. Некрасов)

- О чём хотят сказать нам авторы учебника, выбирая в качестве эпиграфа эти слова Некрасова?

 III «Железная дорога». Значение эпиграфа.

 Стихотворение «Железная дорога» было напечатано в 1865 году в журнале «Современник», который редактировал сам Некрасов. В то время все журналы просматривались цензором, и если цензор считал, что какое-то опубликованное произведение не соответствует политике правительства, то изданию объявлялось предупреждение. После трёх предупреждений журнал закрывали.

Цензура — просмотр произведений, предназначенных для печати или постановки на сцене, с целью надзора. Цензор — человек, осуществляющий цензуру.

Одно предупреждение у «Современника» уже было. За публикацию «Железной дороги» журнал получил второе предупреждение.

О чём же говорилось в стихотворении? Сначала обратим внимание на эпиграф.

 - Как вы понимаете эпиграф к стихотворению?

Внешне бытовой разговор в вагоне железной дороги Некрасов с помощью авторских ремарок превращает в разоблачение псевдонародности правящих кругов. Стихотворение опубликовано после 1861 года, то есть после освобождения крестьян от крепостной зависимости. В то время модно было изображать близость к народу, но эта близость носила только внешний характер. В эпиграфе папаша-генерал «в пальто на красной подкладке» одевает своего сына в простонародную одежду — в кучерский армячок. Этим он отдаёт дань моде, но, отвечая на вопрос сына, показывает истинное отношение к народу. Генерал говорит, что дорогу построил царский министр «граф Петр Андреич Клейнмихель», а не народ. «Душенька», — так обращается генерал к сыну, и в этом обращении звучит что-то слащавое и ненатуральное.

Стихотворение читает учитель. (Важно, чтобы у детей осталось целостное впечатление от стихотворения, которое вместило в себя так много мыслей и чувств, что К.И. Чуковский считал «Железную дорогу» поэмой. Прежде чем продолжить работу, дадим детям возможность осмыслить впечатление от этого произведения.)

IV. Составление плана стихотворения.

  1. «Славная осень!»  Осенний пейзаж
  2. «Божии ратники,// Мирные дети труда!» Сон Вани.
  3. «Захохотал генерал!» Диалог-спор.
  4. «Отрадная картина» Описание праздника.

V. Работа с текстом.

  1. Как показаны картины подневольного труда строителей железной дороги?
  2. Кому приписывается заслуга строительства железной дороги?

ВЫВОД: Некрасов показывает подневольный труд строителей дороги, он иронизирует.

Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение наизусть первой части стихотворения.