Конспект урока «Вот они – нашей дороги строители!» (по стихотворению Н.А. Некрасова "Железная дорогая")
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Иванова Елена Михайловна

Тема: «Вот они – нашей дороги строители!»

(Композиция стихотворения Н. А Некрасова «Железная дорога»).

Класс: 6

Цель: создание условий для усвоения учащимися содержания произведения через  анализ композиции и построение эмоциональной кривой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Вот они – нашей дороги строители!»

(Композиция стихотворения Н. А Некрасова «Железная дорога»).

Класс: 6

Цель: создание условий для усвоения учащимися содержания произведения через  анализ композиции и построение эмоциональной кривой.

Задачи: через планируемые результаты

Планируемые результаты:

Личностные: формировать любовь и уважение к Родине, истории, людям труда;

Предметные: развивать умение анализировать текст (выявлять выразительные средства, особенности построения, «говорящий» синтаксис.

Метапредметные:

Познавательные: учиться структурировать знания (схема, маршрутный лист), выявлять авторскую позицию; перерабатывать и преобразовывать информацию; устанавливать причинно-следственные связи;

Регулятивные: уметь управлять своей деятельностью, контролировать и оценивать достигнутые результаты своей и чужой деятельности, работать по плану;

Коммуникативные: уметь общаться и взаимодействовать в группе, извлекать информацию, излагать свою точку зрения, аргументировать, владеть различными видами речевой деятельности (устной и письменной), участвовать в диалоге.

Тип урока: урок-проект

Технология: критического мышления

Форма: групповая

Оборудование: презентация, мультимедийное оборудование, маршрутные листы, цветные мелки.


Ход урока:

  1. Вызов 

Ребята, здравствуйте!  Давайте улыбнемся друг другу и с хорошим настроением отправимся в путешествие вместе с поэтом ,к изучению творчества которого мы приступили на предыдущем уроке.

Вы любите путешествовать? На каком транспорте вы путешествовали?

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Но оно непростое. Представьте, что вы дамы и господа 19 века.  1851 год. Только что запущена Николаевской железной дороге (слайд).

Перед поездкой вам необходимо приобрести билеты. А для этого нужно  определить тему нашего урока (определяют сами дети).

Ключевые слова:

Дорога,  композиция, построение, стихотворение, железная

C:\Users\Админ\Desktop\Без названия.jpg

- Какое слово будет первым в определении темы?

- Это слово связано с авторским замыслом (учитель помогает учащимся наводящими вопросами)  (слово «композиция»)

- Какого произведения? («Железная дорога»)

- Творчество какого поэта мы начали изучать? (Н.А. Некрасов)

- Сформулируйте первое предложение темы (Композиция стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога»)

- Что такое композиция? (построение произведения)

-А кто строил железную дорогу? (люди, строители)

- Давайте попробуем объединить значение слова  «композиция» и  «строительство дороги» и определить цель урока. (Цель: выяснить с помощью композиции, кто и как строил железную дорогу) (учитель направляет и помогает ребятам определить цель урока).

- Итак, билеты куплены. Садитесь поудобнее ! Свои наблюдения вы будете записывать в маршрутные листы, которые лежат перед вами на парте. Каждая группа будет работать над своей частью произведения и каждый член группы будет выполнять отдельное задание (самостоятельно определите какое), также вы будете оценивать выступление товарищей из других групп в листе взаимооценки. В конце урока я соберу ваши работы, которые будут оценены, суммируя вашу и мою оценки.

Подпишите свой лист (Ф. И.). Запишите в него тему урока.

  1. Осмысление

Проверьте наличие всех документов, а то могут высадить в пути.

А) Наличие заполненного маршрутного листа (каждая группа работает над своей частью произведения. Посмотрите, что должны заполнить.

(см. маршрутный лист)

Б) Лист с фамилией учащихся, которые будут отвечать (взаимооценка).

В) Текст стихотворения,

 приводить примеры только нескольких строк.

Г) Время в пути небольшое- 8-10 минут

Д)  На выступление группы отводится  2-2,5 минуты.

Е) Давайте вспомним правила работы в группе:

1. Уважай своего товарища.

2. Умей каждого выслушать.

3. Не согласен – предлагай!

Итак, в путь!

  1. Самостоятельная работа в группах (10 минут)
  2. Работа с маршрутными листами
  3. Выступление групп:
  1. Ответы по заданиям маршрутного листа
  2. Вычерчивание на доске общей эмоциональной кривой стихотворения в цвете (мелками на доске)
  3. Взаимооценка выступлений учащихся
  4. Построение  эмоциональной кривой стихотворения:

- Давайте посмотрим, какой получилась эмоциональная кривая.

- Все ли идет ровно или идут «взлеты и падения», противопоставления цвета, эмоций, чувств? (ответы детей)

- Как называется выразительное средство языка, которое строится на противопоставлении? (ответ детей – антитеза)

- Кто, что – чему противопоставлено? Докажите.

Ответы:  - Цвета, изображающие природу и человеческую жизнь;

                 - Богатые и бедные;

                 - Простой народ и генералы;

                 - Красота природы и «безобразия» людей.

- А что сделать, чтобы не было этого безобразия? (ответы детей)

Обобщение учителя: Как говорил сам Некрасов, «надо помочь народу находить выход из того положения, в котором он находился».

- Почему стихотворение посвящено детям? (ответы детей: Ваня - это представитель молодого поколения, которое должно знать, какими усилиями  была построена эта дорога, сколько людей здесь погибло. Ваня должен знать правду о строительстве дороги.

Обобщение учителя:

Несмотря на все страдания, ужасные условия труда и быта, дорога была построена.

- Ребята, мы узнали, кто  истинные строители дороги? Что и как нам в этом помогло? (ответы детей - чтение и анализ произведения, его композиция ,которая  стала понятна  через построение эмоциональной кривой стихотворения)

Обобщение учителя:

- В композиции стихотворения и цвет, и чувства, и выразительные средства – все подчинено главному: показать, кто является истинным героем строительства железной дороги.

III. Рефлексия

- Ребята, составьте синквейн о людях, которые строили первую в России железную дорогу

1. Строители

2. Работящие, безропотные

3. Строили, старались, умирали

4. Построили первую в России железную дорогу

5. Слава!

-  Заполните до конца маршрутные листы.

Ребята, оцените свою работу на уроке, как вы трудились:

  • С огоньком
  • С душой
  • Засучив рукава
  • Через пень колоду

Самооценка и сдача маршрутных листов.

IV. Домашнее задание каждому учащемуся на карточке:

  1. Составление кластера к слову «Композиция» с использованием материала урока.
  2. Нарисовать рисунок-коллаж по стихотворению Н. А. Некрасова »Железная дорога».

Всем спасибо за урок!

Учитель выставляет оценки, анализируя и суммируя свою и оценку детей (взаимооценки)/на следующий день/

Список литературы:

  1. Еремина О. А. Уроки литературы в 6 классе. Книга для учителя,2016.
  2. Лотман Ю. М. Некрасов // История всемирной литературы в 9 томах. Т. 7. – М.: Наука, 1991.
  3. Некрасов Н. А. Стихотворения: Н. Некрасов – М. ЭКСМО, 2003.
  4. Полухина В.П., Коровина В. Я., Журавлев В. П. Литература 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч., М.: Просвещение, 2016.
  5. Челышева И. Л. Литература. 6 класс. Планы-конспекты уроков, Феникс., 2016.
  6. Чуковский К. И. Мастерство Некрасова. М.: Художественная литература, 1977.


Приложение 1

Маршрутный лист

Ф. И. __________________________________________________________

Тема __________________________________________________________

Части произведения, их названия

Впечатления, ощущения, чувства

Краски, цвета

Эмоциональная кривая

Самое главное, существенное для этой части

Приобретаем опыт

(индивидуально)

Эпиграф

/1группа/

1 часть

/2 группа/

2 часть 5 строф/3 группа/

2 часть «Чу…»/4 группа/

3 часть

/5 группа/

4 часть

/6 группа/

 

По моему мнению, истинным создателем железной дороги был ________________________________________________________________________________________________________________________________        

Чувство гордости я испытываю за ___________________________________

______________________________________________________________,

потому что _____________________________________________________

Самооценка  работы на уроке _______________________________________


Приложение 2

Список групп для взаимооценки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Авторская идея и её воплощение в стихотворении АС Пушкина"Анчар"

Урок построен с использованием технологии "Литературное моделирование"...

Конспект урока литературы в 7 классе. И.Тургенев. Стихотворения в прозе

Анализ стихотворения в прозе "Русский язык" И.Тургенева поможет учителю донести до учащихся всю глубину чувств автора. На уроке идет анализ на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях, ...

Конспект урока по теме""Нищий". Тематика, художественное своеобразие стихотворения в прозе"

конспект урока, который может быть проведен как в рамках программы, так и в качестве урока внеклассного чтения....

Разработка конспекта урока литературы по теме "Особенности пейзажа в стихотворении Б.Л.Пастернака "Золотая осень"

урок разработан с целью научить детей видеть в стихотворении изобразительно-выразительные средства, анализировать лирическое произведение,развивать творческие их способности ....

Урок литературы в 6 классе "Вот они - нашей дороги строители! Композиция стихотворения Н.А.Некрасова "Железная дорога"

Сценарий урока литературы в 6 классе "Вот они - нашей дороги строители! Композиция стихотворения Н.А.Некрасова "Железная дорога" + презентация...