Конспект урока на тему: «Бессердечность лирических героев в стихотворении Эдуарда Асадова «Стихи о рыжей дворняге», чувство сострадания к братьям нашим меньшим» (8 класс, литература и технология)
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока на тему:
«Бессердечность лирических героев в стихотворении Эдуарда Асадова «Стихи о рыжей дворняге», чувство сострадания к братьям нашим меньшим»
(8 класс, литература и технология)
Багинова Татьяна Валерьевна, учитель русского языка и литературы
Мандарханова Эрна Васильевна, учитель технологии
МБОУ «Нагалыкская СОШ», Баяндаевский район
Пояснительная записка
Урок по теме «Бессердечность в стихотворении Эдуарда Асадова «Стихи о рыжей дворняге», чувство сострадания к братьям нашим меньшим» через межпредметные связи литературы и технологии позволяет создать в процессе преподавания дисциплин условия мотивированного практического применения знаний, навыков и умений, дать учащимся возможность увидеть результаты своего труда и получить от него радость и удовлетворение.
Обучающиеся в ходе анализа литературного произведения приходят к пониманию главной мысли рассказа о том, что малодушное, мнимое сострадание со стороны героев по отношению к животному страшнее открытого зла. Поэтому необходимо отличать мнимое, сентиментальное сострадание от истинного деятельного сострадания. Данный важный воспитательный аспект служит основой для формирования высоких нравственных качеств восьмиклассников. Практическая работа по изготовлению коврика для собаки позволяет проявить деятельное сострадание, тем самым расширяет рамки обычного урока литературы, увеличивая возможность развития творческих способностей каждого ученика, осуществляя связь с жизнью и личным опытом деятельности обучающихся.
Тема урока литературы «Бессердечие в стихотворении Эдуарда Асадова «Стихи о рыжей дворняге»» входит в раздел «Произведение писателей 20 века», основной общеобразовательной программы по литературе 8 класса. Восьмиклассники на уроке технологии знакомятся с процессом изготовления различных петель в разделе «Декоративно- прикладное творчество. Вязание крючком», что является основанием для достижения межпредметного результата как умственного (анализа художественного произведения), так и физического (изготовление коврика)
Используемое оборудование: ноутбук, медиапроектор, авторская мультимедийная презентация, авторские фотографии бездомных собак в г. Иркутск; набор крючков, различные виды пряжи.
Данная методическая разработка может быть использована при подготовке к урокам литературы: по теме «А.П. Платонов «Юшка», 7 класс; по теме «Уроки доброты в произведении В.Г.Распутина «Уроки французского»», 6 класс; для проведения уроков внеклассного чтения в основной школе; для подготовки к итоговому сочинению в рамках раздела «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека».
Бинарный урок по теме:
«Бессердечность в стихотворении Эдуарда Асадова «Стихи о рыжей дворняге», чувство сострадания к братьям нашим меньшим»
(8 класс, литература и технология)
Термины и понятия: Художественные средства выразительности, проблема и идея художественного произведения.
Методики и технологии: Развитие критического мышления через письмо и чтение, проблемное обучение
Формы работы: Фронтальная. Индивидуальная. Групповая. Методы «Корзина идей», «Профессиональные пробы», «Провокация».
Планируемые результаты:
Личностные умения:проявлять интерес к изучаемой теме. Осознавать успешность собственной учебной деятельности. Развивать свои творческие способности, работать над культурой речи, совершенствование духовно- нравственных качеств, воспитание чувства сострадания к животным.
Межпредметные умения: выполнять учебное задание в соответствии с целями, производить действия в материализованной и умственной форме. Уметь формулировать собственные мысли, обобщать и делать выводы, адекватно использовать речевые средства для представления результата.
Предметные умения:
(Литература) Знать содержание и проблематику изучаемого поэтического произведения, теорию литературы, уметь анализировать лирический текст, выявлять главную мысль произведения и позицию автора, самостоятельно выполнять творческие задания, читать выразительно стихотворение, уметь анализировать.
(Технология) Понимание и определение понятий: петля, крючок, вязание. Умение применять теоретические знания в практической деятельности.
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1. Мотивация Цель: инициирование процесса познания, выявление проблемы | Приветствие учителей: 1учитель:
-Получается, что люди и животные нуждаются друг в друге?
-Как можно охарактеризовать отношение людей к бездомным собакам?
| Участие в беседе, настрой на работу. Выявление проблемы. | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза |
2. Актуализация. Стадия «Вызов» Цель: побуждение обучающихся к активному внутреннему и внешнему диалогу на основе личностного жизненного опыта, вызов эмоциональных переживаний. Прием «Провокация» | 2 учитель:
-Когда она вам разонравится или надоест, вы ее бросите, выгоните из дома?
-Собаки — это единственные существа на Земле, которые любят хозяев больше самих себя. -Преданная человеку и преданная человеком. Так можно сказать о лирическом герое стихотворения Э. Асадова «Стихи о рыжей дворняге»
-познакомиться со стихотворением Э. Асадова «Стихи о рыжей дворняге»; -развивать умение анализировать поэтический текст и определять с помощью анализа идею произведения. -Ребята, сегодня наш урок бинарный: литература и технология соединены в одном уроке. Такая связь позволит расширить рамки обычного занятия.
Какую цель добавим?
| Определяют совокупность уже имеющихся знаний, способов действий и жизненного опыта. Самостоятельно формулируют тему урока, ставят цели. Устанавливают направленность на достижение новых образовательных результатов | Регулятивные: самостоятельно формулируют тему и цели урока. Познавательные: осуществляют анализ и синтез, устанавливаютпричинно- следственные связи, строят рассуждения. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. оформляют свои мысли в устной форме с учѐтом речевой ситуации. |
Цель: формирование умения думать над текстом до чтения, установки на чтение при помощи вопросов |
| Выбирают слова- ассоциации к слову «дворняга», строят предположения | |
#1055;роблемное объяснение нового знания Цель: формирование умения видеть через эпиграф основную смысловую нагрузку произведения | 1 учитель
сострадании) | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Дополняют тему урока, отвечает на вопросы. | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) необходимые действия, операции. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность |
Добавим в формулировку темы урока: Бессердечие героев в стихотворении Э. Асадова «Стихи о рыжей дворняге», чувство сострадания к братьям нашим меньшим. - В конце урока мы вернёмся к эпиграфу. | |||
4. Образовательная ситуация на основе организации процесса мыследеятельности Стадия «Осмысление» Цель: обогащение, преобразование прежнего опыта, конструирование нового опыта; побуждение эмоциональных переживаний. Постановка проблемных вопросов. | 2 учитель Выразительное чтение и анализ стихотворения .
| Читают стихотворение, отвечают на вопросы, анализируют поэтический текст. | Познавательные: самостоятельно вычитывают все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; извлекают информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация); излагают содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; осуществляют анализ и синтез; устанавливают причинно- следственные связи, строят рассуждения. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют еѐ. Личностные результаты: формируют эмоционально- оценочное отношение к прочитанному; воспринимают текст, как произведение искусства. |
Физминутка. Нейрогимнастика «Регулировщик». Т.В. Повторяем 3-4 раза. -Писатели и поэты в своих произведениях множество раз указывали на способность животных чувствовать глубоко, страдать искренне, а главное, мыслить и понимать. Михаил Афанасьевич Булгаков - Известный русский писатель XX века, с творчеством которого вы познакомитесь в этом году, - в своём знаменитом произведении «Собачье сердце» приводит мысли бездомного пса. Давайте посмотрим видеофрагмент из одноимённого художественного фильма, снятого по названному выше произведению Булгакова, и попробуем ответить на следующие вопросы: как этот видеофрагмент связан со стихотворением Эдуарда Асадова, с темой нашего урока? Просмотр и анализ видеофрагмента из художественного фильма «Собачье сердце» (1976г) (с начала до 11 мин 20 сек) | Выполняют нейрогимнастику. Смотрят и анализируют видеофрагмент. |
- Какие чувства вызвал у вас этот видеофрагмент? - О чем он заставляет нас задуматься? (Жестокость порождает жестокость. Порой жестокость творится взрослыми людьми) |
Выявляют авторскую позицию. Определяют на основе анализа текста основную мысль произведения. | |||
5. Практическая | 1 учитель | Соотносят результат | Познавательные: следуют |
работа. | -Какие цели урока реализовали? | выполненной работы с | инструкциям по вязанию |
Цель: изготовление | -Что необходимо ещё сделать? | целями урока. | коврика, оперируют |
коврика. | (Изготовить коврик для собаки.) | понятиями «петля», | |
Прием | -На предыдущем уроке технологии мы с вами | «крючок», «вязание». | |
«Профессиональные | познакомились с видами петель, с материалами | Метапредметные: | |
пробы». | для вязания — это нитки и пряжа из натуральных | формируют | |
или химических волокон. | профессиональную | ||
-Повторим правила безопасности при вязании. | компетенцию, пробуют себя |
Теперь можно приступать к практической работе. Практическая работа Представление готовых изделий Игра «Продолжи фразу»: «Я связал (а) коврик для , потому что (для того, чтобы) »
| Повторяют правила безопасности при вязании. Вяжут коврик для животного. Демонстрируют свое изделие. Прогнозируют, в каких жизненных ситуациях пригодятся приобретенные на уроке знания, умения и навыки. | в роли вязальщицы; понимают связь каждого интегрированного предмета в уроке в виде метапредметных результатов, формулируют результат деятельности конкретно в контексте специфики каждого из учебных предметов, применяют теоретические знания в практической деятельности. |
6. Этап включения в систему знаний Цель: достижение новых образовательных результатов в другой остановке. Прием «Корзина идей» | 1 учитель -Вернемся к эпиграфу, раскроем смысл слов Стефана Цвейга: «…Есть два рода сострадания. Одно — малодушное и сентиментальное, оно, в сущности, не что иное, как нетерпение сердца, спешащего поскорее избавиться от тягостного ощущения при виде чужого несчастья; это не сострадание, а лишь инстинктивное желание оградить свой покой от страданий ближнего. Но есть и другое сострадание — истинное, которое требует действий, а не сантиментов, оно знает, чего хочет, и полно решимости, страдая и сострадая, сделать всё, что в человеческих силах и даже свыше их». - Что такое сострадание? Найдите в толковом словаре значение этого слова. (Сочувствие чужому страданию, участие, возбуждаемое горем, несчастьем другого человека) -Какие виды сострадания определяет в своём высказывании Стефан Цвейг? -Малодушное и сентиментальное сострадание – это искреннее сострадание? -Так какое сострадание искреннее? (Деятельное сострадание, которое поможет решить проблему) -Какую проблему мы определили в начале урока? (Проблема бессердечного отношения человека к животным) -Вы на стороне малодушного сострадания к | Анализируют смысл эпиграфа. Работают с толковым словарём. Выясняют лексическое значение слова. | Познавательные: выявляют лексическое значение слова, устанавливают причинно- следственные связи, строят речевое высказывание, логическую цепь рассуждений. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач. |
животным или готовы к деятельному состраданию? -Первый шаг вами сегодня сделан – подняли проблему, осмыслили, пропустили через себя, изготовили коврик для собаки своими руками. - Какие идеи для решения проблемы вы можете ещё предложить? Приём «Корзина идей». Работает 2 группы. Каждая группа высказывает свои идеи на тему «Как решить проблему жестокого отношения к животным?» | Формулируют проблему Выражают свою позиция по заявленной проблеме. Предлагают свои идеи для решения проблемы. | Познавательные: моделируют свои идеи для решения проблемы. Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения, слушают и слышат других, пытаются принимать иную точку зрения, готовы корректировать свою точку зрения, выступают перед аудиторией сверстников. | |
7. Рефлексия Цель: соотнесение цели урока и результатов собственной деятельности, создание условий для оценки собственных образовательных | 2 учитель -Ребята, оцените свою работу подбором фразеологизма, которое характеризует вашу работу на уроке: «Как я работал на уроке?» - хлопал ушами -слышал краем уха -шевелил мозгами -не покладая рук -засучив рукава -тяп-ляп | Анализируют результаты своей работы на уроке. Выбирают фразеологизм. | Регулятивные: оценивают свою работу. |
результатов. | -в поте лица -считал ворон Почему так решили? | ||
Цель: закрепление, применение знаний, полученных на уроке, в другой обстановке. | 2 учитель На выбор: Написать свод правил «Ответственное отношение к животным». / Придумать собственное окончание стихотворения. Довязать коврик для собаки. | Записывают домашнее задание, задают вопросы | Личностные: адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности. Познавательные: применение знаний, полученных на уроке, в новой обстановке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно- творческий проект "О братьях наших меньших"(2 класс)
Проблема включения проектной деятельности в учебный процесс является прогрессивной и новой. В ней содержится огромный развивающий потенциал, что особенно важно в условиях современной школы, наце...

Конспект урока по теме""Нищий". Тематика, художественное своеобразие стихотворения в прозе"
конспект урока, который может быть проведен как в рамках программы, так и в качестве урока внеклассного чтения....
Технологическая карта урока литературы в 7 классе "Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев в рассказе Л. Н. Андреева «Кусака»"
Цели:Образовательные:1) познакомить учащихся с историей создания рассказа «Кусака»;2) учиться различать добро и зло в понятийном плане; приводить примеры из личного опыта, характеризующие понятийные к...

Конспект урока по теме «Анализ лирического произведения. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва»
Следующая программа по литературе составлена под редакцией В.Я. Коровиной. Она считает, что «серьезным результатом и плодотворной работой учителя является верное понимание учащимися произве...

"Л. Н. Андреев «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим".
Цель урока: формировать умение определять тему, идею рассказа, характеризовать героев, использовать устное словесное рисование, кратко пересказывать эпизоды; учить создавать...

Конспект урока по литературе для 7 класса по произведению Л.Андреева "Кусака". Тема урока "Чувство сострадания к «братьям нашим меньшим», бессердечие героев"
Цели урока:1) развивать образное и ассоциативное мышление, творческое воображение; 2) способствовать развитию речи учащихс...