Технологическая карта урока литературы в 7 классе "Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев в рассказе Л. Н. Андреева «Кусака»"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Цели:

Образовательные:

1) познакомить учащихся с историей создания рассказа «Кусака»;

2) учиться различать добро и зло в понятийном плане; приводить примеры из личного опыта, характеризующие понятийные категории добра и зла.

Развивающие:

1) формировать умение анализировать текст художественного произведения;

2) развивать умение выразить свои мысли, оценить поступки людей— обобщать, делать выводы;

3) развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас.

Воспитательные:

 Воспитывать у учащихся чувство милосердия, сострадания друг к другу, к ближним, уверенности в своих силах.

Задачи: определить  тему, идею, проблематику рассказа Л.Андреева «Кусака»; найти изобразительно-выразительные средства, используемые автором; определить их роль в произведении;  выразить своё отношение к прочитанному, умение работать в группе (паре):  умение планировать работу, уважать мнение выступающего, чувство взаимопомощи, поддержки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnol_karta_semyonova.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы

Составила: учитель  русского языка и литературы Семёнова Нина Владимировна  

 Класс:   7

Предмет: литература

Тема урока: Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев в рассказе Л. Н. Андреева «Кусака» 

Тип урока: урок открытия новых знаний 

Технологии: урок диалогового общения с использованием технологии биоадекватного преподавания,
 синквейн.

Цели:

Образовательные:

1) познакомить учащихся с историей создания рассказа «Кусака»;

2) учиться различать добро и зло в понятийном плане; приводить примеры из личного опыта, характеризующие понятийные категории добра и зла. 

Развивающие:

1) формировать умение анализировать текст художественного произведения;

2) развивать умение выразить свои мысли, оценить поступки людей— обобщать, делать выводы;

3) развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас.

Воспитательные:

 Воспитывать у учащихся чувство милосердия, сострадания друг к другу, к ближним, уверенности в своих силах.

Задачи: определить  тему, идею, проблематику рассказа Л.Андреева «Кусака»; найти изобразительно-выразительные средства, используемые автором; определить их роль в произведении;  выразить своё отношение к прочитанному, умение работать в группе (паре):  умение планировать работу, уважать мнение выступающего, чувство взаимопомощи, поддержки.

Методы и формы обучения: эвристический метод, групповая, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, система голосования и опросов PROCLass.

Наглядно-демонстрационный материал: Репродукция картины И.В. Пчельников «Чуня»,стихотворение Э.Асадова «Покинутая собака», толковые словари, памятка для оценивания работы групп, задания для групп, презентация, учебник, раздаточный материал

Формы работы: коллективная, индивидуальная и групповая.

Образовательные (цифровые) ресурсы: http://festival.1september.ru,http://www.rusmuseum.ru,/www.school-collection.edu.ruhttp://fcior.edu.ru .

Дидактическая структура урока

Содержание учебного материала.

Деятельность  учителя

Деятельность

обучающихся

Форма

организации

взаимо-

действия

Формирование УУД

1.Организационный этап

Здравствуйте, ребята садитесь. Я надеюсь, что вы настроились на работу, все приготовились к уроку. Посмотрим друг на друга и произнесем: «Мне приятно тебя видеть!»

 

Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность

Дети достали «карту успеха», в которой после каждого этапа урока фиксируют, насколько хорошо усвоили материал. Обсуждение первых впечатлений от рассказа, подбор важных слов для демонстрации понимания текста.

Фронтальная

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

2. Мотивация учебной деятельности учащихся

Постановка цели и задач урока

Учитель предлагает просмотреть видеоролик (стихотворение Э.Асадова «Стихи о рыжей дворняге»)

-Как вы думаете, почему я выбрала именно это стихотворение?

(Потому что главной героиней рассказа Л.Андреева тоже является собака.

-А какие чувства вызвал у вас этот ролик? (Записать.) С какими словами соотносятся у вас действия людей? (Записать.)

Жалость к собаке, сочувствие, страх,   жестокость, злоба

Дети дают развернутый ответ на поставленный вопрос. Формулируют предполагаемую тему занятия; составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений.

Групповая

познавательные УУД: выбор критериев для классификации материала;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; 

личностные УУД:  формирование гражданских качеств

регулятивные УУД: целеполагание

3.Актуализация знаний.

У вас на столах карточки, выразите свое отношение к рассказу.

Понравился- зеленая, не понравился – белая

Сегодня – наше первое знакомство с Леонидом Николаевичем Андреевым (показ портрета) , который родился в России, в Орле, а умер в эмиграции в Финляндии в 1919 году.

Талант Андреева даже в самые ранние годы отмечали и Л. Н. Толстой, и А. П. Чехов, и В. Г. Короленко, и многие другие писатели.

Леонид Андреев выступает в защиту слабых и обездоленных, униженных и несчастных. Во многих произведениях отразились воспоминания детства и юности писателя.

Беседа об истории создания рассказа «Кусака»

 - Только ли об отношении к животным этот рассказ?

-В чем особенность композиции?

-Какие изобразительно- выразительные средства использует автор для  лучшего воплощения своих мыслей? 

-Каков жанр «Кусаки»? По каким признакам можно его определить?
-Почему рассказ называется «Кусака?
-Какова тема рассказа?

Заранее подготовленные ученики готовят сообщения о значении слов: добро и зло.

Работа с цветными карточками

Слушают, вступают в диалог с учителем, с одноклассниками. 

- рассказ поделен на пять частей. Каждую главу можно озаглавить. В рассказе есть завязка, кульминация и развязка. Ребята находят и называют. Начало и конец произведения очень похожи.

Работа с толовыми словарями.

Группы учеников знакомят с лексическим значением важных ключевых слов: жалость, сострадание, сочувствие, страх,   жестокость, злоба.

Индивидуальная, групповая

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, умение доказывать и анализировать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами урока; соблюдение правил общения.

личностные УУД: (умение находить ответ на вопрос «Какое значение имеет для меня учение? »

регулятивные УУД: прогнозирование и  получение конкретного результата.

4.Первичное усвоение новых знаний.

Анализ эпизодов из текста.

1 группа  Жизнь Кусаки до знакомства с дачниками.

 2 группа  Жизнь Кусаки на даче.

3 группа – Отъезд дачников.

Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе и индивидуально.

Индивидуальная, групповая

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, умение доказывать и анализировать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение полновыражать мысли в соответствии с задачамиурока; соблюдение правил общения.

личностные УУД: (умение находить ответ на вопрос «Какое значениеимеет для меня учение? »

регулятивные УУД:прогнозирование и  получение конкретного результата.

Релакс-Пауза

Звучит музыка ( Людвиг Ван Бетховен- «Лунная соната» ) Займите удобное положение. Закройте глаза… Расслабьте лицо, плечи, руки, тело, ноги… Представьте ваш любимый уголок природы или любое место, где вы чувствуете себя спокойно, где вы абсолютный хозяин. Представьте своих любимых животных, которых хочется видеть вам в этом месте покоя… Представьте краски, которые окружают вас… Представьте движения и звуки вашего места покоя… Порезвитесь там со своим другом, как вам хочется…

Представьте себя… Как вы выглядите, когда вы отдохнули, когда избавились от бремени ненужных мыслей, мелочных забот?. Дорисуйте образ вашего друга, если вам что-то хочется изменить в нем. Почувствуйте, нравится ли ему быть с вами? Подружитесь с ним.

Найдите это в своем месте покоя. Хорошо ли вам? Тепло, уютно? Вдох, выдох, потянитесь и медленно открывайте глазки. 

Фронтальная

5.Первичная проверка понимания

Чтение 1 части рассказа учителем. Чтение с остановками.

 Беседа по вопросам.- Какое настроение вызвала у вас эта часть рассказа?

- Зачитайте пейзаж этой части. Какие краски в нём преобладают? Как вы думаете, почему?

- Какой предстаёт перед читателями Кусака? Есть ли у неё кличка? Как её зовут?

- Как и каким появляется здесь человек? Почему о нём говорит писатель? ( пропойца-мужик)

Знакомство со 2 частью рассказа. Самостоятельная работа с текстом. Ответить  на вопросы.

- Какое время года описывается в этой части? Какие преобладают краски? Меняется ли настроение? Почему?

- Что изменилось в жизни Кусаки?

- Как складывались её отношения с людьми?  Как называла её Леля? (Кусачка)

- Как Кусака выражала людям свою преданность? (найти в тексте)

- Теперь попробуйте описать Кусаку. (словесное рисование)  Какою вы её видите в этой части?

- Как вы понимаете слова: "Ей больно было от непривычной ласки, словно от удара".

- Как в её жизнь вошла любовь? Зачитайте.

Дают развёрнутый ответ на вопросы.

Дети слушают, дают свои оценки. Отвечают на вопросы учителя.

Индивидуальная, групповая

личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста.

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение  достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

6.Включение в систему знаний и повторения

Совместная работа над пятой частью рассказа. Читаем вслух пятую часть рассказа.) Сопоставление  1 и 5 части, которые говорят об одиночестве собаки.

Тест по теме

1.Каков жанр «Кусаки»? 

1.повесть

2.рассказ

3.очерк

2. Как автор относится к Кусаке?

1. с уважением

2. с любопытством

3. с состраданием

3.Назовите художественно-выразительное средство, используемое в следующих словосочетаниях: «беспросветно-темная ночь», «промокшая, грязная собака».

1.эпитет

2.олицетворение

3.метафора

4.Укажите название изобразительного средства: звенящей, острой…нотой ворвался этот вой в монотонный, угрюмо покорный шум дождя, прорезал тьму и, замирая, понесся над  темным и обнаженным полем.

1.эпитет

2.олицетворение

3.метафора

5. Какой вид тропа «Теплом входило в них солнце и выходило смехом и расположением ко всему живущему»

1.эпитет

2.олицетворение

3.метафора

6. Выбрать качество, которое характеризует данный поступок людей.

У трактира кучка людей дразнила деревенского дурачка Илюшу.

- Дайте копеечку, - гнусавил протяжно дурачок, и злые, насмешливые голоса наперебой отвечали ему:

- А дрова колоть хочешь?

И Илюша цинично и грязно ругался, а они без веселья хохотали.

         А. Юмор

         Б. Жестокость

Чтение текста осмысленно, выделение ключевых слов

Работа в системе голосования и опросов PROCLass.

Индивидуальная

личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные УУД: адекватное восприятие предложения учителя и одноклассников.

познавательные УУД:умение осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.

коммуникативные  УУД: умение строить монологические высказывания; проявление активности в решении познавательных задач

7.Рефлексия (подведение итогов занятия)

-О чем этот рассказ?

-Почему героем является собака?

-Сможет ли Кусака еще раз довериться людям?

-Какие чувства вызвал у вас рассказ?

-К чему призывает автор?

 Организовывает работу в группах по составлению синквейна на тему "Собака"

Подведение итогов урока: проблематика, идея рассказа. Обсуждение представленных на презентации фотографий.

Составление синквейна.

Индивидуальная, групповая

регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

 Домашнее задание (на выбор)

1. Написать сочинение-миниатюру. «О чем заставил меня задуматься рассказ «Кусака»?

2.Ответить на вопрос «Что надо изменить в жизни, чтобы рассказ «Кусака» имел счастливый конец?

Совершают выбор в подборе домашнего задания. Слушают пояснения учителя

Личностные: соотношение своей части работы с общим замыслом.

Регулятивные: умение самостоятельно и рационально работать.

Познавательные: проявление активности в решении творческой задачи.

Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературы по рассказу Андреева "Кусака"

Технологическая карта урока литературы по рассказу Л.Андреева "Кусака". Нравственные проблемы рассказа "Кусака"...

Технологическая карта урока литературы в 5 классе по теме «И.С. Тургенев: детство, начало литературной деятельности. История создания рассказа «Муму». Знакомство с героями. Авторское отношение к героям»

Тип урока Урок изучения нового материала.Цель урока: познакомить учащихся с детством и юностью Тургенева, началом его творческого пути и историей создания рассказа «Муму».Задачи:Образовате...

Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме « Вы их жалейте, люди» (по рассказу П. Джонсон « Лебединая песнь»)

Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме « Вы их жалейте, люди» (по рассказу П. Джонсон  « Лебединая песнь»)  ...

"Л. Н. Андреев «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим".

Цель урока: формировать умение определять тему, идею рассказа, характеризовать героев, использовать  устное словесное рисование, кратко пересказывать эпизоды;  учить создавать...

Конспект урока по литературе для 7 класса по произведению Л.Андреева "Кусака". Тема урока "Чувство сострадания к «братьям нашим меньшим», бессердечие героев"

Цели урока:1) развивать образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;              2) способствовать развитию речи учащихс...

Литература Технологическая карта урока литературы в 6 классе “Встреча с ангелом…” (по рассказу Л.Н.Андреева “Ангелочек”).

И в созерцании впервыеДитя познало красоту,Лелея грезы золотыеИ чистой радости мечту....