Конспект урока литературы в 7 классе на тему: "Л. Н. Андреев «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим".
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Жакина Вера Викторовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx31.44 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Л. Н. Андреев «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим.

Цель урока: формировать умение определять тему, идею рассказа, характеризовать героев, использовать  устное словесное рисование, кратко пересказывать эпизоды;  учить создавать самостоятельные  творческие тексты, анализировать проблемную ситуацию;  воспитывать сострадание к брошенным животным, показать связь отношений к людям и животным, дать ребятам понять, что «мы в ответе за всех, кого мы приручили»; формировать  навыки самостоятельной деятельности.

Ход урока

Слайд 2

  1. Орг. момент.                                                                                                                   -Друзья мои! Я очень рада войти в приветливый ваш класс. И для меня уже награда внимание ваших добрых глаз. Я знаю, каждый в классе гений, но без труда талант не впрок. Скрестите шпаги ваших мыслей, и с пользой проведем урок.

II. Мотивация учебного процесса

- Начать наш урок мне хотелось бы с притчи.  Притча – это короткий поучительный рассказ. Сейчас вы прослушаете песню-притчу и попытайтесь ответить, какая проблема затронута в ней?  

Слайд 3  (Приложение 1 видеоролик  «Притча про собаку» в исполнении Светланы Копыловой.)                                                                                                                                                 - Итак,  какие проблемы вы можете сформулировать?

 (проблема взаимоотношения человека и животных; проблема добра и зла; проблема    дружбы и предательства)

Слайд 4 - Вы абсолютно правы. Но самой главной, наверное, является проблема ответственности человека за судьбу братьев наших меньших

- К проблеме « Человек и животные» обращались многие русские писатели. Вспомните произведения, которые повествуют о собаках.                                                          Слайд 5  (А. П. Чехов « Каштанка»,  И. С. Тургенев « Муму», Г. Н. Троепольский  « Белый Бим Чёрное ухо»).

- Почему, по-вашему, писатели обращались и обращаются к этой теме? (Много людей жестоких и равнодушных, в жизни часто видим жестокое отношение к животным.)

III. Вступительное слово учителя.

Слайд 6 - Тема нашего урока «Тема сострадания и бессердечия в  рассказе  Л.Н. Андреева».

- Сегодня на уроке мы с вами не только будем анализировать произведение Л.Андреева о верном друге человека – собаке, давать оценку поступкам персонажей, выявлять тематику и проблематику рассказа, но и попытаемся принять живое участие в этой непростой истории, попробуем повлиять на ход событий, изменить ситуацию, в которой оказалась героиня произведения – то есть, переработать рассказ.

Слайд 7 - Леонид Андреев о своем рассказе «Кусака»  писал: «…В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни».

IV. Словарная работа. (слайд)

- Какие чувства вы испытали, читая рассказ «Кусака»?

- Читая рассказ, вы чувствовали и жалость к Кусаке, и стыд за Лелю и ее маму, и возмущение против жестокосердия людей в целом, милосердие, сострадание, внимание, неравнодушие, ответственность, боль души. 

Слайд 8 - Что же означают эти слова?

Милосердие- готовность помочь или простить из сострадания, человеколюбия.

Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь несчастьем, горем.

Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.

Гуманность- человеколюбие и отзывчивость.

Ответственность- необходимость, обязанность отдавать отчёт в своих действиях, поступках. 

- Все эти чувства и эмоции пробудил в вас писатель Леонид Андреев. А вот как он это сумел сделать и для чего, мы попробуем сегодня разобраться.

  1. Эксперимент-исследование.

- Какими способами писатель добивается у читателя чувства сострадания по отношению к Кусаке и подводит к мысли, что он несет ответственность за тех, кого приручил?
слайд 9 Работа в группах.

Первая группа – исследователи.

1. Какова была жизнь бездомной Кусаки? Чего она была лишена? Как относилась к людям?

2. Как происходило приручение Кусаки? (найдите и зачитайте этот эпизод). Охарактеризуйте поведение собаки. Что с ней произошло, когда ее впервые погладили, приласкали? Почему она уже никогда не сможет укусить человека?

3. Кусака и хозяева дачи. Как изменился внешний вид Кусаки и ее внутренний мир? Как собака выражала свою признательность? Как к ней относились хозяева дачи?

4. Отъезд дачников. Что происходит с Кусакой? Зачитайте этот эпизод.

Вторая группа – психологи.

1. Отношение детей и взрослых к бездомной Кусаке до приезда дачников.

2. Отношение к Кусаке дачников.

3. Кусака – игрушка для людей. ( докажите примерами из текста)

4. Почему дачники оставили Кусаку?

5. Проследите по тексту, как меняется настроение Лели, когда она узнает о предстоящей разлуке с Кусакой. Почему Леля смирилась с расставанием?                    6. Сравните поведение Лели во время приезда (2 глава) и во время отъезда (4 глава). Чем вы можете объяснить перемену настроения Лели?                                                    7. В чем причина отказа Лели от Кусаки?                                                                                              8. Зачем Андреев вставляет в рассказ  эпизод с дурачком Илюшей, не имеющим прямого отношения к истории Кусаки? (Люди жестоки не только к животным, но и друг к другу.)

Третья группа – аналитики.

Составьте цитатный  план по рассказу.

Примерный цитатный план:

  1. «Она никому не принадлежала».
  2. «У неё отняли ее непримиримую злобу».
  3. «Всей своей собачьей душой расцвела собака»
  4. «А Кусаку придется оставить. Бог с ней!»
  5. «Собака выла — ровно, настойчиво и безнадежно спокойно».

Четвертая группа – законодатели.                                                                     Составьте правила для людей, приручающих животных.

Пятая группа –  литераторы.

«И когда уже не было сомнений, что она наступила, собака жалобно и громко завыла. Звенящей, острой, как отчаяние, нотой ворвался этот вой монотонный, угрюмо покорный шум дождя, прорезал тьму и, замирая, понесся над темным и обнаженным полем.
Собака выла — ровно, настойчиво и безнадежно спокойно. И тому, кто
слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама
беспросветно-темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу. Собака выла».
Выпишите художественные средства выразительности и объяснить цель их использования.

Слайд 10 – 14 VI. Представление и обоснование результатов, обсуждение итогов работы групп.

-Обратите внимание на последний абзац. Какие слова являются ключевыми, главными? (« Собака выла»).                                                                                                 - Почему Леонид Андреев выбирает именно эти слова? (Кусака снова превратилась по воле людей в бездомную, брошенную собаку. Если она в начале рассказа лает, то в конце – она воет).                                                                                                                         Слайд 15 - Каково лексическое значение  этого  глагола?                                                               Выть – во 3-ом значении: протяжный громкий плач, вопль.                                           «Собака выла» - надо читать: « собака плакала». Это плач Кусаки от отчаяния, от обиды, от безысходности, от боли душевной.                                                                      - Сопоставьте 1 и 5 части. Первая и последняя главы говорят нам об одиночестве собаки.                                                                                                                                      - Одинаковое ли это одиночество? (В первой главе собака не знала человеческой ласки, а в последней главе испытала человеческое предательство.)                                      - Мы отметили, что в конце первой части появляется надежда. А сейчас? (Зачитываем ключевые слова: «…свет долго еще боролся с тьмою…, но скоро уступил и он».)                                                                                                                  - Сможет ли Кусака вновь когда-нибудь поверить людям? Скорее всего, нет.                Слайд 16 - Есть в рассказе ещё одно действующее лицо. Это пейзаж. Какую функцию он выполняет? ( Он является фоном, где происходят действия; средством раскрытия характера; предвещает, как могут закончиться события).                                                   - Когда Кусака одинока – в природе всё мрачно: холод, слякоть, дождь; когда Кусака любит и любима, то вокруг солнце, тепло, цветущие яблони и вишни. Зачитать отрывки: «Наступила весна…гл. 2; «Поднялся часты дождь…» гл. 5)                                    VII. Творческая работа в группах. (Приложение 2)                                                                      Слайд 17 - Ребята, какие чувства вызвал у вас рассказ?

- Хотелось бы вам изменить ситуацию, в которой оказалась бедная Кусачка?

- Как же нам сделать, чтобы Кусака обрела настоящий дом, друзей, сохранила любовь и доверие к людям?

- Давайте станем соавторами рассказа и попробуем написать свою историю со счастливым концом.

- Итак, начнем работу.

- Скажите, что хочется изменить в рассказе, прежде всего?

- Конечно, финал произведения.

- Чтобы изменить финал рассказа, нам нужно изменить самих людей, в данном случае – Лелю и ее маму.

- А может, включить в произведение новых персонажей, которые смогут повлиять на решение мамы?

Первая группа

Представьте себе, что мама Лели оказалась не такой бессердечной и равнодушной к судьбе собаки женщиной. Придумайте новый финал рассказа и обыграйте его.

Вторая группа

Представьте себе, что Леля сильно привязалась к Кусаке, полюбила ее всей душой и не хочет расставаться со своей любимицей. Придумайте выход из сложившейся ситуации. Обыграйте новый финал рассказа.

Третья группа

Представьте себе, что перед самым отъездом дачников приезжает Лелин папа, по профессии доктор (или ветеринар), человек добрый и отзывчивый. Может, он окажет влияние на решение супруги или предложит выход из сложившейся ситуации? Придумайте свой финал рассказа, включив в сюжет произведения новое действующее лицо. Обыграйте ситуацию.

Четвертая группа

Представьте себе, что свое решение семья девочки могла изменить тогда, когда они находились на вокзале. Именно там они бы поняли, что не смогут жить без доброй и благодарной собаки Кусаки. Вернувшись за ней, семейство бы отправилось в город. 

Пятая группа

 Представьте себе, если семья, которая проводила весну и лето на даче, действительно не имела возможности привести в свою городскую квартиру Кусаку, то она могла бы попросить своих друзей на время приютить собаку, которую они бы забрали на лето к себе на дачу. Это позволило бы людям и собаке весело проводить друг с другом время, и в холодные времена Кусака была бы в безопасности.

VIII. Заключительное слово учителя.        

Слайд 18 - Совпали ли ваши ожидания с тем, что было на уроке? Что вы хотели узнать?               - В начале урока мы говорили о том, что писатель утверждает, что всё живое «страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни». Прав ли был писатель?                                                                                                          -Помог ли рассказ осознать ваше отношение к животным? Как?                                   - Пробудилось ли в вашей душе милосердие и сострадание во время работы на уроке?  

- Что же такое милосердие? Что значит быть милосердным?

Это одно из самых красивых слов. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет. Любовь бывает разной. Бывает радостной. Бывает с заплаканным лицом. Такой бывает она при встрече с чужой бедой. Ты не можешь пройти равнодушно. Быть милосердным или оставаться равнодушным – это твой выбор. Всё в твоих руках.

Слайд 19 IX. Домашнее задание:  письменно ответить на вопрос «Над чем меня заставил задуматься рассказ Леонида  Андреева?», написать письмо Лёле, написать сочинение-рассуждение «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил?»

Слайд 20 X. Итог урока. Оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "М.ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН» СВОЕОБРАЗИЕ ЖАНРА РОМАНА-ЭПОПЕИ. ДУХОВНЫЙ МИР ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА"

Это первый урок в теме "М.А.Шолохов. Роман-эпопея "Тихий Дон". Цели урока: познакомить учащихся с особенностями жанра романа-эпопеи; через анализ текста узнать о духовном мире, жизненном укладе донско...

План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "Роман М.А.Шолохова "Тихий Дон". Семья как хранилище нравственности"

Цели урока: размышление над вечными проблемами добра и зла, духовного и душевного здоровья семьи и нации; развивать умение анализировать текст, выделять в нём главное, сравнивать, сопоставлять;  ...

Технологическая карта урока литературы в 7 классе "Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев в рассказе Л. Н. Андреева «Кусака»"

Цели:Образовательные:1) познакомить учащихся с историей создания рассказа «Кусака»;2) учиться различать добро и зло в понятийном плане; приводить примеры из личного опыта, характеризующие понятийные к...

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...

"Л. Н. Андреев «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим".

Цель урока: формировать умение определять тему, идею рассказа, характеризовать героев, использовать  устное словесное рисование, кратко пересказывать эпизоды;  учить создавать...

Конспект урока по литературе для 7 класса по произведению Л.Андреева "Кусака". Тема урока "Чувство сострадания к «братьям нашим меньшим», бессердечие героев"

Цели урока:1) развивать образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;              2) способствовать развитию речи учащихс...