Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме « Вы их жалейте, люди» (по рассказу П. Джонсон « Лебединая песнь»)
методическая разработка по литературе (6 класс)

Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме « Вы их жалейте, люди» (по рассказу П. Джонсон  « Лебединая песнь»)   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tku_pdzhonson.doc137.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет:  литература

Учитель: Швец Наталья Ивановна

 Класс:  

Тема урока: « Вы их жалейте, люди» (по рассказу П. Джонсон  « Лебединая песнь»)  

Тип  урока:  урок применения знаний и умений

Дата проведения  урока 16.12. 2015 г.

 Цели урока для учителя:

  • развитие навыков смыслового чтения: извлечение информации из прочитанного; отбор цитатного материала для характеристики героев, определение авторского отношения к героям; владение приёмами коммуникативной  рефлексии (формула ПОПС, синквейн).
  • развитие умений работать в парах, формирование чувства ответственности за результаты учебного труда и устойчивую мотивацию познавательной деятельности;
  • формирование системы духовно-нравственных ценностей обучающихся, расширение их социального опыта;

для учащихся

  • умение давать характеристику героям, подбирая аргументы из текста, опираясь на отношение автора к героям, используемые художественные приёмы;
  • умение выстроить сотруднические отношения при работе в парах;
  •  умение кратко и всесторонне выразить собственную позицию по изученному  тексту;
  • самостоятельная оценочная деятельность, позволяющая оценить понимание собственной деятельности на уроке

 Формируемые УУД

 Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательных целей, смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания, установление причинно-следственных связей, аргументирование

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, контроль и самооценка деятельности на уроке.

Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация, мотивация на процесс и результаты деятельности.

Коммуникативные УУД:  умение слушать и слышать, формулирование и аргументация  собственного мнения, умение работать  в паре

Планируемый результат предметных умений:  определять своеобразие литературного произведения, владеть «языком предмета», объяснять гуманистический пафос произведения,  уметь самостоятельно раскрывать нравственное содержание произведения.  

Используемая  технология: развитие  критического мышления

Используемые приёмы: понятийный диктант, составление смысловых предложений,  мозговая атака, обращение к личному опыту, двухчастный дневник, сводная таблица,  синквейн, сочинение по формуле ПОПС.

Этап урока

(обязательные этапы урока)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Формы организации урока

Организационный этап  урока

   Эмоциональная  разминка

Ребята, сегодня на уроке, впрочем, как всегда, мы будем работать с текстом, наблюдать, делать выводы, поэтому предлагаю начать урок с речевой разминки.  

Мы внимательные!

Мы старательные!  слайд №2

Мы умные!

Мы добрые!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится!

Я надеюсь, что эта разминка поможет нам настроиться на серьёзную работу, Мы вернёмся к ней в конце урока и посмотрим, действительно ли мы такие или над чем-то нужно ещё поработать. Итак, начнём.

Учащиеся приветствуют учителя

 

Настрой учащихся на работу.

Л: умение определять общие для всех правила поведения.

К: умение слушать и понимать речь других.

  Мотивационно-целевой этап урока

 

Организационно-деятельностный этап

Оценочно-результативный этап

 

  Стадия вызова

 Запишем  эпиграф. Слайд №3                                    Люди, человеки, страны и народы

Мы теперь навеки должники

Природы

  1. Фронтальное повторение

Составляем понятийный диктант

Что такое рассказ?

Сюжет?

Идея?                   Слайд 4

Композиция?

Антитеза?

Образ автора

Тропы

2.  Работа в парах. Составить смысловое предложение, продолжив высказывание  

В основе рассказа …(одно событие)

С помощью антитезы … (противопоставляются слова, эпизоды, образы)

На основе сюжета можно …(проследить последовательность событий)

Идея произведения показывает ….(отношение автора к событиям)

Композиция помогает (понять замысел автора)

Тропы являются (выразительными средствами речи)

3.Подводим итоги. Проверяем по слайду.  В конце урока  мы вернёмся к этому заданию, чтобы осмыслить содержание рассказа. Слайд №5 

4.Ребята, представьте, пожалуйста, себе лебедя. Что вы можете сказать об этой птице. Подберите эпитеты для того, чтобы описать ее.  Слайд № 6

Если со словом лебедь образовать словосочетание «лебединая песня», то какое определение можно дать рассказу с названием «Лебединая песнь», обоснуйте свое предположение  

Прослушивание песни «Раненая птица» Эпиграф.

Соотнесите название песни и эпиграф. Как можно сформулировать тему урока словами из песни

Вы их жалейте, люди, не убивайте зря.

Работать мы будем по рассказу Полин Джонсон «Лебединая песнь».

5. Запишем тему в тетрадь.

6.  А каковы цели нашего урока,  как,  по-вашему? Вспомните, чем мы уже занимались, используйте опорные слова на слайде:                       Слайд  №7

Разобраться …

Понять …

         Дать …

Учиться …

Аргументировать …

Развивать …

Формулировать

Итак, тема определена, цели сформулированы  слайд №8

- давать характеристику героев;

- учиться формулировать и аргументировать своё мнение;

 развивать устную и письменную  речь;

 - участвовать в коллективном обсуждении вопросов;

- представлять результаты индивидуальной, парной  работы:

- формулировать идею произведения

Чтобы оценить понимание собственной деятельности на уроке, вам нужно будет заполнить  таблицу самооценки. Она связана  с целями нашего урока.

Стадия осмысления содержания

1. Автором этого интересного рассказа является канадская писательница П. Джонсон. Рассказ «Лебединая песнь» ходит в сборник «Легенды Ванкувера». В своём творчестве П.Джонсон отразила идеологию канадских индейцев.  Слайд  №9

2. Индив. задание. Рассказ о Полин  Джонсон  

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с отрывком из этого рассказа, а весь рассказ прочитаете  самостоятельно.

3.РАССКАЗ-ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ  СЮЖЕТА (ПРОГНОЗИРОВАНИЕ)

Джимми – Ниагарский водопад – как в чудесном сне – белоснежные лебеди – смертельно устали – гигантский поток – крик – каменные сердца – добивали – двадцать долларов – один-единственный. Слайд 10

- Послушаем, что у вас получилось. Слушаются версии, сравниваются

  1.  4. Работа по содержанию.  Чтение с остановками.
  2. Раздаётся текст, разделённый на остановки, самостоятельное чтение до первой остановки.  

Джимми никогда не видел Ниагарский водопад, и отец, едущий по делам в Буффало, взял его с собой. Отец кончил дела, и в два часа они уже стояли на самом краю пропасти.

Столб туманной мглы, сверкающие радуги, гигантские потоки воды – все кружилось перед глазами Джимми, как в чудесном сне. Вдруг до них донеслось далекое, но чистое музыкальное эхо, словно свист сотни ртов. Это летели птицы. На спокойные воды, обманчиво притихшие над водоворотами, опускались один за другим прекрасные белоснежные лебеди. Они смертельно устали, а притаившийся поток готовил им западню. «Джимми! – закричал отец, - они погибли! Они не видят опасности, а если бы увидели, у них не хватило бы сил подняться выше».

Вопросы к тексту  Слайд № 11

- Какими вы представляете героев рассказа? (дополняет характеристику по рассказу обучающийся о клубе любителей животных)

- Опишите, каким вы видите Ниагарский водопад?

- Какие слова помогают увидеть Ниагарский водопад?  СЛАЙД № 12, 13

 Грохот водопада слышен на расстоянии многих километров, особенно ночью,  (по- индейски Ниагара -"грохочущая вода").

4.       Бешеный гигантский поток подхватил дов    ерчивых птиц и с неистовой силой увлек их к самому краю водопада. Мальчик зажмурился и бросился ничком на камни. Когда он открыл глаза, река была пуста.

Отец с сыном опустились к ледяному мосту. Перекрывая яростный шум водопада, несся жалобный предсмертный крик белоснежных птиц и возгласы собравшихся зрителей.

        На ледяном обрыве лежала истекающая кровью, перебитая стая – все, что осталось от великолепного отряда. Их искалеченные тела, предсмертные судороги могли бы растопить даже каменные сердца 

Такой случай действительно произошел в апреле месяце 1908 года, когда стая из ста шестнадцати свистящих лебедей пролетала над Ниагарским водопадом, но только одному из них удалось уйти от вооруженных убийц. Его спас и выходил маленький мальчик. (Прим. автора.)

Заполнение  двухчастного  дневника (виды тропов)

Работа в парах Слайд №14

Ключевые слова, СС

Толкование

Бешеный гигантский поток

Жалобный предсмертный

крик

Возгласы собравшихся зрителей

Искалеченные тела

Каменные сердца

    ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

Какие у вас возникают вопросы?

Какого развития ожидаете вы после этих строк? (Большинство ожидают, что люди бросятся им на помощь и постараются спасти тех, кого еще можно спасти)

Чтение текста до третьей остановки. Заполнение таблицы.

Толпы людей, кто с камнями, кто с палками добивали беспомощных птиц. Они выхватывали их друг у друга, ссорились. Джимми заметил, что несколько лебедей не пострадали, но прежде, чем он успел до них добраться, взрослые люди забили их насмерть. «Перестаньте! – кричал Джимми. – Отпустите их!» - «Как бы не так! – рявкнул здоровенный мужчина. – Эти птицы стоят двадцать долларов за штуку! Я заберу их всех! Последние из тех, что пытались подняться, одна за другой падали на землю, пока не остался один-единственный лебедь. Джимми кинулся к жертве и загородил ее своим худеньким детским телом от занесенной дубинки. Слайд №15

Кто

Какой

Что делают

Лебеди

Джимми

Люди

ОТКРЫТЫЙ ФИНАЛ. ЧТЕНИЕ ТЕКСТА ДО ЧЕТВЕРТОЙ ОСТАНОВКИ

Так случилось, что спасти эту прекрасную птицу удалось маленькому мальчику. Он завернул ее в свою куртку, привез домой и раздвинул прутья клетки, чтобы она свободно могла гулять во дворе. Многие жители городка советовали Джимми посадить лебедя за решетку или отправить в музей.

- Что нового вы можете сказать о характере Джимми?

- Закончите историю о мальчике Джимми.

Работают самостоятельно, пишут концовку рассказа, затем в классе обсуждаются варианты ответов, читается окончание, сравниваются.

открытый финал)

Он не соглашался. Шли дни, а лебедь оставался у Джимми и казался довольным. Но в один яркий майский день лебедь расправил свои царственные крылья и поплыл вверх. Джимми следил за ним глазами, полными печали, но и несказанной радости, пока лебедь не исчез в вышине.

Почему мальчик радовался?

Физминутка  Слайд 16

Лебеди летят, крыльями машут.

Прогнулись над водой, качают головой.

Прямо и гордо умеют держаться

Очень бесшумно на воду садятся

Стадия рефлексии

Какой основной художественный приём использован в рассказе для  характеристики  героев? (таблица 3 –ей остановки) Кого можно сравнить по каким критериям? Какой вы увидели автора?

Мозговая атака. В течение трёх минут  подумайте в парах и запишите: почему, на ваш взгляд, П.Джонсон обратилась в своём рассказе к этому случаю? Что она хотела сказать всем людям?   Слайд 17

Какие два мира противопоставлены в сюжете рассказа?  

Сформулируйте идею рассказа

Вернитесь к смысловым предложениям, которые  были сформулированы в начале урока, и на основе  этих предложений  напишите, как вы поняли  содержание произведения.

  1.  Коммуникативная  рефлексия 

  Напишите синквейн, в котором бы вы отразили идею или показали бы героев рассказа. 

  1.  Итоги урока
  2.  Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока.  СЛАЙД.  Удалось ли нам их выполнить?
  3. Оцените понимание собственной деятельности на уроке по таблице  самооценки, исходя из целей урока.  
  4. Запишите задание на дом. Написать сочинение - рассуждение по проблемам или по формуле ПОПС 

Ребята, давайте поделимся своими впечатлениями от урока, если ответ «да», то  поднимаем обе руки, если нет, то 1 рука:   Интересно ли было  на уроке?

Проделанная работа была нужной  и эффективной?

Работа в парах  помогала лучшему пониманию материала?

Что было особенно трудно?

Вернёмся к началу урока. Речевая разминка

Сдайте ваши  листы  самооценки,  чтобы я могла тоже сделать выводы и помочь вам.

Спасибо за урок.  До свидания

Отвечают на вопросы учителя, записывают понятия

  

   

Слушают,  анализируют   производят соотношение

 

 

Примерный ответ учащегося

(красивые, белоснежные, великолепные, чудесные и др.)

печальный, трагический, грустный;  Лебедь поет один раз в жизни: перед смертью.  Песня означает близкую смерть

Слушают, анализируют

Запись темы в тетрадь,

формулировка целей урока

Слушают, анализируют

Отвечают,  высказывают собственное мнение, прогнозируют  

 

 Самостоятельное чтение

Учащиеся высказывают свою точку зрения,   исходя из жизненного  опыта, опираясь на содержание  рассказа, эмоциональный опыт, приёмы анализа текста.

 

Самостоятельное чтение

Заполняют таблицу, опираясь на личный опыт, осмысливают жизненные проблемы, понимая гуманистический  пафос рассказа. Прогнозируют содержание.

 

 

 

 

Читают,    анализируют,    заполняют  таблицу, дают характеристику героям, сравнивают, формулируют авторское отношение к героям.

Умение кратко и всесторонне выразить собственную позицию по изученному  тексту;

 

 

 

Анализ таблицы,

формулировка выводов

Слушая учителя и одноклассников,  исправляют неточности в записи.  Контроль – сличение результата с  эталоном с целью обнаружения отличий

    Отвечают, осмысливая предметное содержание рассказа .

Пишут синквейн  по формуле

Смотрят слайд,  анализируют,  составляют таблицу  самооценки

 Записывают задание на дом.

Р: выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

 К:   Осуществлять  совместную деятельность в парах с учётом  конкретных  учебно- познавательных задач..

П:  Понимать  информацию , представленную  в разной  форме,  

Формулировать гипотезы;  устанавливать причинно-следственные связи.  

К: Умение слышать и слушать, выделять необходимую информацию.

Р: Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; принимают и сохраняют учебную задачу.

 

П: Смысловое чтение с целью поиска ответа на заранее поставленные вопросы. Работа с текстом: постановка цели чтения, направление внимания на полезную в данный момент информацию.  Выработка умений работать с учебной информацией,  проводить умозаключение и делать выводы.

 

Л: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом , созидательном процессе, осознаёт себя как  индивидуальность и одновременно как член общества

 П: Умение сравнивать и сопоставлять материал, соотносить содержание и смысл. Построение речевого высказывания; владение монологической речью; определяют основную и второстепенную информацию.

П: Смысловое чтение с целью поиска ответа на поставленные вопросы. Работа с текстом: постановка цели чтения, направление внимания на полезную в данный момент информацию.  Выработка умений работать с  информацией,  проводить умозаключение и делать выводы.

 

 

К: Учитывать разные

мнения           и  стремиться

к координации

различных позиций

 

П: Умение сравнивать и сопоставлять материал, соотносить содержание и смысл. Построение речевого высказывания; владение монологической речью; определяют основную и второстепенную информацию.

П: Структурируют знания по тексту.

Р: Осознают качество и уровень усвоения. Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона.

 

 

 

 

 

Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли.  

 К: Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор

К:   Осуществлять  совместную деятельность в парах с учётом  конкретных  учебно - познавательных задач.

   Л: Приобретение  социального опыта

Р: Принимает и сохраняет учебную задачу, анализ собственной деятельности.

  

Фронтальная работа

Индивидуальная работа в тетрадях с терминами

Работа в парах

 .

Фронтальная

работа с классом

Индивидуальная работа в тетрадях

 

Фронтальная

работа с классом

Индивидуальная работа

Коллективное обсуждение

 

Коллективное обсуждение

 

 

Коллективное обсуждение

 

 Работа в парах

Фронтальная эвристическая беседа

Индивидуальная работа в тетрадях

Коллективное обсуждени

 

 

Коллективное обсуждение

 

 

 

Индивидуальная работа в тетрадях

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока в 7 классе на тему "Что думают англоговорящие люди о своих странах" к УМК М.З.Биболетовой "Enjoy English 7"

Тема урока: “What do English-speaking people think about their countries?”/ «Что думают англоязычные люди о своих странах?»Цель урока: Обучающиеся  научаться употреблять в речи лексику по теме «Ч...

Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»

Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...

Технологическая карта урока. Литература 6 класс. «Поэтический мир народных поверий в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».

Предмет: литератураТип урока, вид: открытие нового знания; интегрированныйЦели урока:- сформировать представление о быличках, определить их роль в рассказе, повторить тропы и фигуры речи (сравнение, м...

И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Свинья под дубом». Технологическая карта урока литературы. 5 класс.

Урок:  ЛитератураТема урока: И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Свинья под дубом».Дата проведения урока: 27.10.2017 г.Класс: 5Автор-ра...

Технологическая карта урока обществознания 10 класс на тему "Деятельность- способ существования людей"

Конспект урока обществознания в 10 классе посвящен изучению темы "Деятельность- способ существования людей". Данная тема является частью главы"Человек и общество" и раскрывает поня...