Урок литературы в 10 классе по творчеству Ф.М.Достоевского. РОЛЬ ПЕЙЗАЖА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ
методическая разработка (литература, 10 класс) по теме

Мозговая-Гирянская Наталия Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_peyzazha_v_hudozhestvennom.doc86.5 КБ
Office presentation icon rol_peyzazha_v_romane_dostoevskogo.ppt1.41 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: РОЛЬ ПЕЙЗАЖА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ

ПРОИЗВЕДЕНИИ

X КЛАСС

Как правило, о роли пейзажа в художественном произведении мы говорим с учащимися еще в среднем звене, во время изучения повести А.С.Пушкина «Дубровский», затем, обращаясь к тургеневской «Асе», к пейзажам в творчестве Пушкина, Лермонтова, Некрасова. Позже проводим урок в X классе, где на примере анализа пейзажей в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» покажем механизм перехода от восприятия художественных образов произведения к системе понятийных обобщений, чтобы вернуться к изображаемой автором действительности на новом, более высоком уровне восприятия, и попытаемся доказать, что, чем шире наши сведения по теории литературы, тем совершеннее становится  процесс  познания произведения.

Цели:

  1. Проанализировать художественные средства (пейзаж, интерьер, символические детали), помогающие создать неповторимый образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», определить их художественную функцию.
  2. Сопоставить образ города с видами «Северной Пальмиры», представленными в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.
  3. Выяснить, какое влияние оказал Петербург на формирование идеи Раскольникова о праве сильной личности на преступление.

Методы и приемы:

  1. репродуктивный: слово учителя о литературных местах Петербурга, связанных с жизнью и творчеством Достоевского, об истории создания романа «Преступление и наказание»;
  2. метод творческого чтения: различные виды пересказа, устное словесное рисование, комментированное чтение;
  3. эвристический: аналитическая беседа, сравнительный анализ.

Оборудование: на уроке используются информационные технологии (презентация, проектор, компьютер).

Ход  урока.

♦ Примечание: урок проводится в форме беседы, сопровождаемой показом презентации.

Итак, изображению пейзажа в романе Достоевского отводим сдвоенный урок-исследование, целью которого является углубление самого понятия «пейзаж», расширение сведений о его изобразительно-выразительной роли в произведении; развитие образного восприятия, формирование интереса к произведению через глубинный анализ художественных деталей.

Во вступительном  слове  говорим о том, что в центре внимания на уроке остается роман, который стал классикой, прошел испытание временем и к которому вот уже 135 лет неизменно обращаются читатели, чтобы постигнуть суть добра и зла.

После объявления целей урока предлагаю десятиклассникам записать тему в тетради. Слайд 1-2 –Тема урока.

Слайд 3.

Что такое пейзаж? Что нам уже известно о роли пейзажа в художественном произведении? (Учащиеся отмечают, что пейзаж может выступать в качестве фона, на котором разворачиваются события, и подчеркивать внутреннее состояние героя, отражая его чувства и переживания.).

Слайд 4.

С целью расширения и углубления сведений о пейзаже познакомимся со статьей в словаре литературоведческих терминов. После обсуждения в тетради появляется запись: Роль пейзажа.

Выражение авторского отношения к природе;

изображение характерных черт местности, области, страны (создание местного колорита);

дополнительное средство для более выразительного изображения действующих лиц: путем контраста; путем соответствия природных явлений чувствам и мыслям персонажа.

Затем читаем статью о пейзаже в книге для учащихся

(Литература: Справочные материалы. — М.: Просвещение, 1988. — С. 124) и отвечаем на вопрос: Что нового в дополнение к записанному узнали из этой статьи о роли пейзажа в прозаическом произведении? (Учащиеся отмечают символическое значение пейзажа и дописывают это значение в тетрадь.)

Выясняем роль пейзажа в романе «Преступление и наказание».

  1. К какому литературному направлению относится это произведение?
  2.   Во время чтения романа много ли вы заметили описаний природы?
  3. Какие же функции, по-вашему, выполняет пейзаж в романе писателя-реалиста?

Чтобы постичь художественное мастерство писателя, проникнуть в неповторимый мир его образов, индивидуальность стиля, необходимо знать текст литературного произведения. К нему-то мы и обратимся.

Подберем определения к слову «пейзаж», характеризующие его по отношению к времени года, суток, месту действия.

На доске и в тетрадях появляется запись по ходу беседы: зимний, летний, весенний, осенний; вечерний, полуденный, ночной, утренний; морской, горный, сельский, городской (промышленный, индустриальный).

Какой пейзаж наиболее часто встречается у Достоевского? (Летний, вечерний, городской.) Слайд 5.

       Далее класс разделяется на группы, каждая из которых получает задание выписать в тетрадь эпитеты, сравнения, которые использует автор в различных пейзажных зарисовках.

После выполнения работы на экране  появляется по ходу сообщений учащихся следующий Слайд 6-7:

Часть 1 (1), с. 32. Жара страшная; летняя вонь; нестерпимая вонь; отвратительный, грустный колорит; глубочайшее омерзение.

Часть 1 (5), с. 70. Время серенькое; день удушливый; дорога пыльная; пыль черная.

Часть 2 (6), с. 145. Духота прежняя; вонючий, пыльный, зараженный городом воздух.

Часть 2 (6), с. 156. Розовый отблеск заката; последний луч; темневшие, сгущавшиеся сумерки, темневшая вода канавы, дикое, безобразное видение.

Часть 6 (6), с. 413. Было темно, как в погребе; темные пятна.

Часть 6 (6), с. 415. Молочный, густой туман; скользкая, грязная мостовая; мокрые дрожки.

(Страницы указаны по изд.: Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. — М.: Художественная литература, 1978.)

  1. Какие картины рисуются в нашем воображении при чтении этих пейзажей?
  2. Как эти удручающие, мрачные картины связаны с темой романа, и помогают ли они глубже проникнуть в авторский замысел?

(Изображение безысходности, заброшенности и одиночества «маленького человека» в огромном городе, зараженный зловонием воздух вызывают в сознании омерзительные видения, порождают бесчеловечные теории и т.п.)

Слайд 8-15.

       Рассмотрим иллюстрации художников Шмаринова и Глазунова из серии «Петербург Достоевского», обращаем внимание на их темный колорит, отсутствие растений, не видно неба; только камни, дома, скрывающие горизонт; фигурки одиноко бредущих, сгорбленных, словно задавленных бездушной громадой города, людей.

      На доске открывается запись всех страниц, на которых читатель встречает пейзаж.

Все ли изображенные в романе пейзажи  представляют собой реальные картины?

(Нет, есть пейзажи, которые видятся героям в их мечтах или снах.)

Предлагается рядом с указанными страницами записать время суток и указать, реальный пейзаж изображен на этих страницах или из сна. На доске и в тетрадях появляется запись:

С. 32: реальность — полдень.

С. 70: сон — день.

С. 75: реальность — вечер (закат).

С. 80: сон.

С. 84: воображение — день.

С. 85: реальность.

С. 115: реальность — день.

С. 145: реальность — вечер.

С. 156: реальность — вечер (закат).

С. 237: сон — поздний вечер.

С. 412: сон — ночь.

С. 413: реальность — ночь.

С. 415: реальность — ночь.

С. 443: реальность — раннее утро.

Слайд 17-18

Есть ли какая-то закономерность в смене времени суток, после какого события появляется вечерний пейзаж? (После убийства Раскольниковым старухи-процентщицы.) Какой персонаж действует на фоне ночного пейзажа? (Свидригайлов.)

 С какой целью бродит Свидригайлов по ночному Петербургу в грязь, в туман? (Ищет место для самоубийства.)

Обратим внимание на такую деталь: Свидригайлов хочет покончить счеты с жизнью и бродит в тумане (причем густом, молочном, из-за которого ничего не видно впереди) по скользкой, грязной мостовой.

  1. Как вы думаете, случайно ли употреблены Достоевским эпитеты «густой», «скользкая», «грязная»?

Слайд 19. Герой, еще в молодости вступивший на скользкую, грязную, безнравственную дорогу, испачкавшийся в ее «грязи», теперь, когда ему уже за пятьдесят, не видит впереди ничего светлого, он словно заблудился в тумане, из которого у него только один выход: найти «тот самый куст», под которым он сведет счеты с жизнью, и для него наступит вечная ночь.

  1. Изображен ли где-нибудь Раскольников на фоне ночного пейзажа?
  2.  Как вы думаете, почему?

 Достоевский хотел подчеркнуть, что для Раскольникова еще не все кончено, у него есть надежда свернуть со скользкой дороги бесчеловечных идей. Он еще молод, у него отзывчивое, доброе сердце. Он может духовно возродиться.

Все ли пейзажи в романе исполнены в мрачных тонах?

Просмотрим пейзажи в ч. 1 (6), с. 80; ч. 1 (6), с. 84; ч. 3 (6), с. 237; ч. 6 (6), с. 412.

Какие краски преобладают в них, какие эпитеты использует автор?

(Краски светлые, яркие; пейзажи наполнены цветами, зеленью, свежим воздухом; там бьют фонтаны, светит солнце, цветут сады, журчат ручьи с прохладной голубой водой.) Эти пейзажи видят герои в реальной жизни? (Нет, в мечтах, в воображении, в снах.) Слайд 20.

Пейзажи в романе

Реальность

Город

Природа

Сон

Жара страшная; летняя вонь; нестерпимая вонь; отвратительный, грустный колорит; глубочайшее омерзение.

Время серенькое; день удушливый; дорога пыльная; пыль черная.

Духота прежняя; вонючий, пыльный, зараженный городом воздух.

Розовый отблеск заката; последний луч; темневшие, сгущавшиеся сумерки, темневшая вода канавы, дикое, безобразное видение.

Было темно, как в погребе; темные пятна.

Молочный, густой туман; скользкая, грязная мостовая; мокрые дрожки.

яркие краски, состояние покоя и тишины, яркое красное солнце, яркий закат

Краски светлые, яркие;

пейзажи наполнены цветами, зеленью, свежим воздухом;

 там бьют фонтаны, светит солнце,

цветут сады, журчат ручьи с прохладной голубой водой.

Читается наизусть отрывок из ч. 1 (5) от слов: «Да что же это я...» до слов: «...от колдовства, обаяния, от наваждения» (с. 75).

В изображении природы здесь Достоевский использует яркие краски, герой погружается в состояние покоя и тишины, он видит яркое красное солнце, яркий закат. Но это не сон. Почему же тот реальный пейзаж такой яркий, непохожий на все остальные? (Раскольников на какое-то время избавился от наваждения, он решил, что не сможет  совершить убийство, почувствовал облегчение. Но все же здесь преобладает тревожный красный цвет, как бы предупреждающий, что это еще не избавление от страшной идеи, терзавшей героя. Она не покинула его окончательно.)

Читается наизусть отрывок из ч. 2 (2) от слов: «Он зажал двугривенный в руку...» до слов: «... духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина...» (с. 115).

  1. Какой художественный прием положен в основу изображения этой пышной панорамы Петербурга?

(Контраст. Демонстрируются виды красивого, чистого, светлого города.)

  1. С какой целью автор использует прием контраста в этом эпизоде и встречаем ли мы этот прием в других пейзажных зарисовках?

(См. ч. 1 (1), с. 32; ч. 1 (6), с. 85; ч. 6 (6), с. 412 — мрачный пейзаж и портрет прекрасного, красивого героя; сказочно яркий воображаемый пейзаж и грязь окружающей реальности; пейзаж с цветами и солнцем  во сне и темнота, сырость реальной обстановки, сравниваемой с погребом.)

Итак, еще раз посмотрим на иллюстрации, изображающие реальные пейзажи, на фоне которых разворачивается действие романа (мрачные картины Шмаринова и Глазунова, контрастирующую с ними картину пышной панорамы города, которая вызывает у героя чувство одиночества, еще большего отчуждения, холода), и попытаемся словами «нарисовать» картину, которая возникает в воображении героя.

Сформулируем вывод о роли контраста в пейзажах Достоевского.

Слайд 21.

  1. Есть ли в романе утренний пейзаж?
  2. Где и с какой целью использует его автор, какую роль играет этот пейзаж? Наизусть читается отрывок из эпилога (с. 443).

 Делается вывод о пробуждении любви в душе Раскольникова, появлении надежды на духовное возрождение. Отмечается символическая функция пейзажа.

Подводим итоги. Слайд 22.

Пейзаж в романе Достоевского используется для создания местного колорита; выступает в качестве фона, на котором разворачиваются события; служит дополнительным средством для более выразительного изображения действующих лиц (прием контраста или соответствия природных явлений чувствам и мыслям персонажа).

С помощью пейзажа автор более ярко и достоверно отражает состояние безысходности, одиночества «маленького человека» в большом, бездушном городе, подчеркивает, что, живя в таких условиях, люди дичают, озлобляются, теряют человеческую сущность, доброту, милосердие, поэтому в их умах зарождаются жестокие бесчеловечные идеи. Но наступает утро, когда зараженная душным, зловонным городским воздухом душа очищается через страдание, открывается навстречу любви, надежде, поворачивается к людям. И в этом символическое значение пейзажа.

 В заключение урока слушаем в выразительном чтении наизусть отрывок из эпилога от слов: «День был ясный и теплый» до слов: «Конвойный на ту пору отворотился» (с. 443).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: