РП Кутузов 9 класс
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему

Парахина Ирина Викторовна

Учебный предмет "Литература" занимает центральное место в общей системе эстетического и нравственного воспитания школьников, в развитии их самосознания, познавательных интересов, коммуникативных способностей, художественного вкуса, читательской и речевой культуры. Одной из важных задач "Федеральной программы развития образования" является "усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kutuzov_9_klass.doc455.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         

                                                       Пояснительная записка

 

  1. В мире литературы. 9 кл.: учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений /Авт.-сост. А.Г.Кутузов, В.В.Леденёва,     Е.С. Романичева, А.К.Киселев. М.: Дрофа, 2008г.

  1. Как войти в мир литературы: методическое пособие для 9 класса /А.Г.  Кутузов, А.К. Киселев, Е.С. Романичева. - М: Дрофа, 2007г.

  1. Тематическое планирование по литературе 5-9 кл /Составитель Л.М.Серегина.- Волгоград: Учитель, 2007г.

  1. Литература. Поурочные планы по программе А.Г.Кутузова. 9 класс / Составитель Л.М.Серегина. - Волгоград: Учитель, 2007г.

  1. Литература. Поурочное планирование. 9 класс / Составитель Н. Егорова. – Москва: Дрофа, 2007г.

     

Учебный предмет "Литература" занимает центральное место в общей системе эстетического и нравственного воспитания школьников, в развитии их самосознания, познавательных интересов, коммуникативных способностей, художественного вкуса, читательской и речевой культуры. Одной из важных задач "Федеральной программы развития образования" является "усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе". Это определило следующие цели литературного образования:

  1. Воспитательные цели:
  1. воспитывать любовь к книге как культурной ценности;
  2. способствовать воспитанию нравственных качеств личности школьника;
  3. формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.

Развивающие цели:

  1. развивать эмоциональное восприятие текста;
  2. развивать образное и аналитическое мышление и творческие способности обучающихся;
  1. Образовательные цели:
  1. обучать школьников анализу художественных произведений;
  2. способствовать запоминанию основных теоретических понятий: автор, образ, читатель.

        ЗАДАЧИ  литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы:

  1. формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;
  2. осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции;
  3. формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;
  4. формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
  5. формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;
  6. формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
  7. формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

Общая характеристика учебного предмета

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления обучающихся об историческом развитии литературы, позволяет обучающимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Приобщение школьников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности обучающихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. Теоретико-литературные знания должны быть функциональными, т. е. помогать постижению произведения искусства. Именно поэтому базовые теоретико-литературные понятия одновременно являются структурообразующими составляющими программы. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема . В 9 классе базовыми являются понятия «автор – образ - читатель».

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  1. осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
  2. выразительное чтение.
  3. различные виды пересказа.
  4. заучивание наизусть стихотворных текстов.
  5. определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
  6. анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
  7. выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
  8. участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
  9. подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

         

Требования к уровню подготовки учащихся

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

  1. сравнение и сопоставление;
  2. самостоятельное выполнение различных творческих работ;
  3. способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
  4. осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  5. владение монологической и диалогической речью, выбор и использование выразительных средств языка составление плана, тезиса, конспекта;
  6. формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  7. использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы;
  8. самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Работа учителя и обучающихся по формированию навыков слушания, говорения, чтения, письма обозначена в таких разделах программы, как «Творческая мастерская» и «Творческий практикум». Именно в них намечена технология освоения предмета, которая целенаправленно осуществлена в учебниках «В мире литературы» под редакцией А.Г.Кутузова.

Руководство самостоятельным чтением обучающихся осуществляется через систему «Библиотечных уроков», списки для самостоятельного чтения можно найти в разделах «Советы библиотеки». В «Творческих практикумах» предложены возможные варианты заданий разного характера, которые могут быть предложены ученику. При этом у учителя и учеников всегда есть возможность выбрать задания. Таким образом, можно сказать, что программа не только конкретизирует содержание предметных тем, но и задает технологию их освоения.

Литературное развитие школьника предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и литературно-творческих возможностей, не только накопление читательского опыта и обогащение понятийного аппарата, но и самореализацию в деятельностной сфере, поэтому программа направлена на выработку у обучающихся следующих основных умений:

  1. владение техникой грамотного и осмысленного чтения;
  2. владение умениями выразительного чтения;
  3. восприятие художественного произведения как сюжетно-композиционного единства;
  4. умение видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;
  5. умение выделять этическую,  нравственную проблематику произведения;
  6. умение определять жанрово-родовую природу произведения;
  7. умение самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;
  8. умение давать эстетическую оценку произведения и аргументировать ее.

В программе не введено понятие «Развитие связной речи обучающихся». Речевое развитие — психологический процесс. На всех уроках идет последовательное речевое развитие, т. е. формирование навыков слушания, говорения, чтения, письма.

Личностно-ориентированный подход к обучающимся осуществляется через ежедневное планирование педагога.

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

  1. образную природу словесного искусства;
  2. содержание изученных литературных произведений;
  3. основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
  4. изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  1. воспринимать и анализировать художественный текст;
  2. выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
  3. определять род и жанр литературного произведения;
  4. выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
  5. характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  6. сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
  7. выявлять авторскую позицию;
  8. выражать свое отношение к прочитанному;
  9. выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  10. владеть различными видами пересказа;
  11. строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  12. участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
  13. писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения .

Содержание программы по литературе в 9 классе

Автор – образ – читатель

Введение

Читатель и жизнь литературного произведения. Художественное произведение – «послание» автора читателю, его современнику и потомку. Чтение и осмысление художественного произведения читателями разных поколений и эпох. Чтение и перечитывание. Интерпретация.

Средние века

Лирическая поэзия средних веков.

Поэтическое мастерство трубадуров, миннезингеров и вагантов. Основные мотивы их поэзии. Новый тип лирического героя.

УК де ла Бакалариа. «Вместо нежного привета…»

Рудольф фон Фенис. «Должно быть, сам себе я враг исконный…»

Безымянный поэт. «Любовь к филологии».

Советы библиотеки.

Эпоха Возрождения

Эпоха Возрождения: новый взгляд на человека.

У.Шекспир. «Ромео и Джульетта».

«Вечные» образы и проблемы трагедии. Основной конфликт и его различные интерпретации. Тема, мотив, сюжет, жанр.

Творческий практикум. Классная дискуссия

М.де Сервантес Сааведра. «Дон Кихот».

Рыцарский роман или пародия на него? Интерпретация образа главного героя. Образ и символ. Жизнь произведения во времени.

Советы библиотеки.

Творческий практикум. Эссе на тему «Галерея образов эпохи Возрождения».

Эпоха Просвещения

Литературное направление и эпоха.

Мольер. «Тартюф».

Человек эпохи абсолютизма. «Вечные» образы и их восприятие читателями разных эпох. Злободневность и актуальность комедии. Мастерство комедийной интриги. Понятие о классицизме.

Творческий практикум. Литературоведческое исследование.

Просветительский реализм.

Зарождение реализма как одного из основных, наряду с романтизмом, художественных творческих методов.

Особенности изображения человека в литературе этого периода.

Советы библиотеки.

Девятнадцатый век

«Золотой век» русской литературы.

А.С.Пушкин –  «начало всех начал» и ориентир русской культуры. Взаимосвязь и взаимовлияние прозы и поэзии в творчестве А.С.Пушкина.

А.С.Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».

Поэзия и история. Поэт и его предназначение. «Вечная жизнь» как художественная метафора и реальность.

А.С.Пушкин. «Капитанская дочка».

Человек в русской литературе XІX века. Проблема нравственного долга, верности и чести. Две России. Тема «русского бунта». Автор, герой, рассказчик. Композиция и система образов. Особенности повествовательной манеры автора. Реализм романа.

Творческий практикум. Эссе «Проза Пушкина насквозь проникнута поэзией».

А.С.Пушкин. «Медный всадник».

Интерпретация конфликта человека и власти, неоднозначность его разрешения в поэме. Стихия и разум. Философское осмысление темы бунта.

Творческий практикум. Общие сюжетные мотивы.

М.Ю.Лермонтов. «Смерть Поэта».

Судьба и предназначение поэта. Особенности композиции и образа переживания лирического героя.

М.Ю.Лермонтов. «Парус», «Молитва».

Особая эмоциональная ёмкость художественного образа. Образ и символ. Романтизм Лермонтова.

Творческий практикум. Сочинение-размышление.

Н.В.Гоголь. «Ревизор».

Своеобразие сюжета, системы образов. Гоголевский смех. Страх как основа развития комедийного действия. Мастерство композиции и речевых характеристик. Мотивы и преемственность сюжетных линий и образов. Общечеловеческое значение характеров. Романтическое и реалистическое в творчестве Н.В.Гоголя.

Н.В.Гоголь. «Шинель».

Человек и государство. Гуманистический пафос произведения. Традиции и новаторство в изображении «образа реального (маленького) человека». Человек,  лицо и вещь в художественном мире Гоголя. Единичное, особенное, всеобщее. «Шинель» в писательском и читательском восприятии и осмыслении.

Творческий практикум. Словарь крылатых слов и выражений комедии Гоголя «Ревизор» или эссе «Общечеловеческое выражение роли».

И.С.Тургенев. «Ася».

Проблема счастья в повести. Автор и рассказчик. Образ «тургеневской девушки». Лиризм повести. Злободневное и вечное в повести.

Творческий практикум. Сочинение-размышление «Злободневное и вечное в повести».

Советы библиотеки.

Н.А.Некрасов. «Тройка», «Внимая ужасам войны…», «Тишина».

Художественное мастерство и гражданственность поэзии Некрасова, её основные мотивы и образы.

Н.А.Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо» (в сокращении).

Мастерство Некрасова в изображении характерных человеческих типов. Связь поэзии Н.А.Некрасова с фольклором и духовной литературой.

Советы библиотеки.

Творческий практикум. Сочинение-сопоставление мотивов поэмы Н.А.Некрасова и притчи Платона Каратаева из «Войны и мира» Л.Н.Толстого.

Ф.М.Достоевский. «Белые ночи».

Русская действительность в художественном мире повести. Нравственно-философская проблематика. Утверждение самоценности человеческой личности. Сюжетные коллизии «Станционного смотрителя» и «Шинели» в повести.

Творческий практикум. Мечтатели в русской и мировой литературе.

Европейская литература XІX века (обзор)

Советы библиотеки. Самостоятельное чтение одного произведения по выбору учащихся. Художественные особенности и «вечные» образы европейской литературы XІX века.

О.Уальд. «Кентервильское привидение».

Художественное своеобразие рассказа. Образ и символ в рассказе.

А.П.Чехов. «Студент».

Композиционная и образная структура рассказа. Традиционные темы и образы русской литературы в рассказе. Художественное мастерство писателя.

Творческий практикум. Рецензия-отзыв на рассказ.

Советы библиотеки.

Духовная литература

Православная духовная традиция и светская русская литература. Их взаимосвязь и взаимовлияние.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). «Слово на Светлой пасхальной седмице».

Иеромонах роман. «Пресвятая Богородице».

Двадцатый век

«Эпоха войн и революций»

Литературная революция: А.Блок, С.Есенин, В.Маяковский. традиции и новаторство. Особенности художественной лирики поэтов.

А.А.Блок. «Гамаюн, птица вещая», «Поэт в изгнаньи и сомненьи…».

С.А.Есенин. «Гой ты, Русь, моя родная…», «Неуютная жидкая лунность…».

В.В.Маяковский. «А вы могли бы?», «Послушайте!».

Творческий практикум. Поэтический семинар.

И.А.Бунин. «Тёмные аллеи».

Сюжет, характер, образ. Изображение «мгновения» жизни как художественный приём. Психологизм и лиризм бунинского художественного стиля.

Творческий практикум. Интерпретация художественного произведения.

Советы библиотеки.

А.А.Ахматова. «Смятение». М.И.Цветаева. «Ошибка».

Образ переживания лирического героя и приёмы его создания в творчестве поэтов.

Творческий практикум. Поэтический практикум.

М.А.Булгаков. «Собачье сердце».

Система образов произведения. Сатирические традиции русской литературы в повести, её новаторство. Отражение в повести постреволюционной действительности и глубина философской проблематики. Фантастика и реальность в повести. Образы повести, ставшие символами.

Творческий практикум. Эссе или классная дискуссия «Уроки эксперимента».

Советы библиотеки.

Б.Л.Пастернак. «Зимняя ночь…», О.Э.Мандельштам. «Век».

Особенности художественно образности: ассоциативная манера письма, тяготение к зрительному образу, драматизм, тайнопись, поэтические шифры.

Творческий практикум. Поэтический семинар.

М.А.Шолохов. «Судьба человека».

Война в жизни народа и человека. Человек в экстремальной ситуации. Психологизм повествования. Образ главного героя: безысходная трагичность или победившая трагедию сила духа?

Творческий практикум. Сочинение-рассуждение.

Советы библиотеки.

Современная русская проза (по выбору учителя и учащихся)

В.Г.Распутин. «Прощание с Матёрой», В.И.Белов. «Привычное дело», В.П.Астафьев. «Царь-рыба».

Традиции и новаторство современной прозы. Нравственно-философская проблематика. Совестливость как ключевое качество прозы писателей. Образы-типы. Писательское мастерство.

Современная зарубежная литература

Р.Бах. «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».

Жанр произведения. Евангельские и сказочные мотивы, особенности композиции. Читательская интерпретация.

Творческий практикум. Классная дискуссия. Зачем человеку художественная литература?

Советы библиотеки.

Прошлое, настоящее, будущее

Ознакомительное чтение произведений А.С.Пушкина «Евгений Онегин», М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», Н.В.Гоголя «Мёртвые души».

Проблема взаимоотношения героя и времени в этих произведениях.

                                         

                                     Учебно-методический план

                  Классы: 9 а

                  Количество часов: 102

                                              Характеристика класса

    Данная рабочая программа реализуется в 9 «а» классе и продолжает работу, начатую в 5-7 классах по УМК А.Г.Кутузова.

 Учащиеся 9 «а» класса имеют сформированные теоретико- литературные навыки в рамках установленных требований, самостоятельно разбираются в прочитанном, владеют коммуникативными умениями, которые планируется развивать в текущем учебном году. Ученики со слабой учебной мотивацией будут работать под контролем учителя и пользоваться помощью учащихся-консультантов. Разноуровневый состав учеников учтен при составлении тематического планирования.

                                   

                                          Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Дата проведения

Практичес

кие и контроль

ные

работы

Оборудова

ние, нагляд

ность, основная и дополнитель

ная литература

Основные понятия темы

Подготовка к итоговой аттестации

Домашнее задание




1

Автор – образ – читатель

 (5 ч)

Введение. Повторение. Литературные роды. Жанры.




4.09




литературный процесс




1.1. Художественная литература как искусство слова




Читать с. 9-18

2

Интерпретация.

Литературные традиции.


6.09

Литература: справочные материалы для школьника /Под ред. С.В.Тураева – М., Просвещение, 1988.

интерпретация

1.6 историко-литератур

ный процесс

Читать с. 24-25, выполнить интерпретацию стихотв. Ахматовой

3

Семинар «Человек и литература»


7.09

Герой - образ

Сообщения по темам, предложенным учителем

4-5

Творческий практикум «Традиции и новаторство в литературе»

11.09

13.09

Литературные направления

С. 29-34, конспект



6

Средние века (2 ч.)

Новый тип лирического героя в поэзии средних веков

Ук де Бакалариа., Рудольф фон Фенис


14.09



трубадуры, миннезингеры и ваганты



1.6 историко-литератур

ный процесс



Читать с. 29-33

7

Поэтическое мастерство миннезингеров, трубадуров  и вагантов. К эпохе Возрождения.


18.09

Мини-эссе «Средние века: эпоха рыцарей или поэтов?»

Литература в таблицах и схемах /Сост. Марина Мещерякова. – М., Айрис-пресс, 2003г.

лирический герой

1.8. Лирический герой

Выполнить анализ стихотворе

ния

с. 34



8

Возрождение (4 ч+2 ч вн. чт.)

Эпоха Возрождения: У.Шекспир. «Ромео и Джульетта».

«Вечные» образы и проблемы в трагедии. Изображение величайшего человеческого чувства – любви



20.09



Доклады о культуре эпохи Возрождения




трагедия, эпоха Возрождения



1.8. Художественные средства создания образов



Написать сочинение-рассуждение «Мысли, навеянные трагедией»

9

Основной конфликт трагедии

«Ромео и Джульетта»  и его различные интерпретации


21.09

трагический конфликт

Выполнить анализ композиции трагедии «Гамлет»

10

Мигель де Сервантес Сааведра «Дон Кихот». Вечный рыцарь и «дон- кихотство»


25.09

тестирование

Тесты по литературе /Сост. Л.Ю.Алиева, Т.В.Торхунова

конфликт

Подготовиться к чтению по ролям

11

Интерпретация образа главного героя в произведении М.де Сервантеса «Дон Кихот»


27.09

Портреты писателей и поэтов

Тема, мотив, сюжет, жанр, «бродячие сюжеты»

1.8. Художественные средства создания образов

Ответить на проблемный вопрос «Дон Кихот. Кто он: чудак, безумец или герой?»

12

Вн. чтение

Лопе де Вега «Собака на   сене»

28.09

Творческий практикум «Галерея образов эпохи Возрождения»

Литература: справочные материалы для школьника /Под ред. С.В.Тураева – М., Просвещение, 1988.

Образ, символ, пародия

1.8. Художественные средства создания образов

Читать с. 69-71

13

Вн. чтение

У. Шекспир «Гамлет».

Сонеты Шекспира. Особенности жанра.

02.10

Вн. Чт. Интерпретация самостоятельно прочитанного произведения

Литература в таблицах и схемах /Сост. Марина Мещерякова. – М., Айрис-пресс, 2003г.

Приметы эпохи и вневременное в произведении

Прочитать произведения русской литературы конца 18 века – начала 19 века




14

Эпоха Просвещения (4 ч)

Человек эпохи абсолютизма в комедии Мольера «Тартюф»




04.10




Литература в таблицах и схемах /Сост. Марина Мещерякова. – М., Айрис-пресс, 2003г.

Портреты писателей и поэтов




Эпоха абсолютизма, классицизм, барокко, просве

тительский реализм




1.8. Художественные средства создания образов




Составить характеристику главного героя

15

Комическое в произведении. «Вечные образы» и их восприятие читателями разных эпох

5.10

интрига

1.8. «Вечные»  темы, мотивы и образы

Подготовить индивидуальные сообщения

16

Творческий практикум. Литературоведческое исследование.

Интерпретация народной легенды о Фаусте

09.10

Портреты писателей и поэтов

Злободневность и актуальность произведения

Ответить на проблемный вопрос

17

Добро и зло в трагедии И.В.Гете «Фауст»

11.10

Мини-сочинение «Моя интерпретация образа Фауста»

Составить сравнитель

ную характеристику Мефистофе

ля и Фауста






18

19 век. Золотой век русской литературы (34ч))

А.С. Пушкин  «Я памятник себе воздвиг».

Взаимосвязь и взаимовлияние прозы и поэзии в творчестве А.С.Пушкина.






12.10








Семинар «Литератур

ные традиции»








альбом «А.С.Пушкин»

Портреты писателей и поэтов








духовное завещание поэта, традиция и новаторство








Читать с.95-99

19

Человек в русской литературе XІX века. Проблема нравственного долга, верности и чести в произведениях  А.С.Пушкина.

Роман «Капитанская дочка».

16.10

Подготовить индивидуальные сообщения

20

Главный

 герой и его характер в повести «Капитанская дочка»

18.10

Нравственная проблематика

21

Встреча с вожатым. Случайность или судьба? Центральные образы романа.

19.10

Анализ глав

Ответ на проблемный вопрос

22

Национальное и историческое в повести. Становление личности под влиянием «благих потрясений»

23.10

Художественный пересказ

Автор и рассказчик

Отрывок наизусть, вопросы и задания к разделу

23

Художественные особенности романа «Капитанская дочка»

25.10

Средства художественной изобразительности

Творческий практикум

24

А.С.Пушкин. «Медный всадник».

Конфликт человека и власти, неоднозначность его разрешения в поэме. Стихия и разум.

26.10

25-26

Философское осмысление темы бунта. Подготовка к семинару. Семинар. Два бунта

Автор, герой, рассказчик. Композиция и система образов. (для 9в – 1 час)

6.11

8.11

р/р

Тесты по литературе

Читать произведе

ния М.Ю.Лермонтова

27-28

Основные темы и мотивы лирики М.Ю.Лермонтова

Стихотворение «Смерть поэта» как политическая декларация Лермонтова.

9.11

13.11

МР3-хрестоматия «М.Ю.Лермонтов»

Портреты писателей и поэтов

Тема, мотив, поэтический образ и средства его создания, романтизм

4.8. М.Ю.Лермонтов. Стихотворения

Читать с. 221-227, стихотворе

ния

29-30

Своеобразие поэтического видения мира и его воплощение в лирике М.Ю.Лермонтова

Ключевые образы стихотворений «Парус» и «Молитва»

15.11

16.11

сочинение-размышление по стихотворению

Поэтическое видение мира

4.8. М.Ю.Лермонтов. Стихотворения

Выучить стихотворе

ние наизусть

31

Н.В.Гоголь – человек и писатель

20.11

Поиски творческой фантазии

Чтение пьесы «Ревизор»

33-35

Замысел автора и его образное воплощение в комедии «Ревизор». Своеобразие сюжета, системы образов комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

22.11

23.11

27.11

Мини-сочинение «Хлестаковщи

на» в современном обществе»

МР3-хрестоматия «Н.В.Гоголь»

Портреты писателей и поэтов

Сюжет, система образов, комедия

4.12. Н.В.Гоголь. Пьеса «Ревизор»

Подготовить сообщения о системе образов комедии

36

Мастерство композиции и речевых характеристик в комедии «Ревизор»

!!!!!

композиция

4.12. Н.В.Гоголь. Пьеса «Ревизор»

Выполнить анализ эпизода, инсценирование

37

Традиции и новаторство в изображении «образа реального (маленького) человека». «Шинель» в писательском и читательском восприятии и осмыслении.

МР3-хрестоматия «Н.В.Гоголь»

38

Человек,  лицо и вещь в художественном мире Гоголя. Единичное, особенное, всеобщее.

39

Человек и государство. Гуманистический пафос произведения.

40-41

И.С.Тургенев Повесть «Ася». Место повести в творчестве писателя.

Герои повести

42

Семинар «Спор критиков» (по повести И.С.Тургенева «Ася»

Сборник «Русская критика середины 19 века»

Характеристика героев

эссе

43

Н.А.Некрасов. Лирика.

Публицистиче-ская лирика

Выразитель-ное чтение

44

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (обзор)

Поэт и народ

45

Поэма «Тишина» (отрывок). Творческий практикум

Тема и мотив

46

Ф.М.Достоевский «Белые ночи»

Герой-мечтатель

Проблемный вопрос

47

Творческий практикум «Мечтатель. Кто он?»

Сравнительная характеристика

48

Семинар «Маленькие люди и их судьбы в произведениях русской литературы 19 века»

22.12

дискуссия

Повторение: роды и жанры литературы

49

Модернизм. О. Уайльд «Кентервильское привидение»

23.12

О. Уайльд «Я был символом искусства и культуры своего века»

новелла

С. 128, вопросы на с. 160

50

Киноурок. Художественная интерпретация новеллы

17.01

Авторский замысел

Инд. задания

51

Художественный мир русской литературы второй половины 19 века.

А.П.Чехов «Студент» Традиционные образы в рассказе

19.01

Литература: справочные материалы для школьника /Под ред. С.В.Тураева – М., Просвещение, 1988.

Традиции и новаторство

52-53

Духовная литература (2 ч)

Православная духовная традиция и светская русская литература

20.01

24.01




Мультимедийный диск



Духовная литература



54

20 век. Эпоха войн и революций (24ч))

А.Блок «Гамаюн – птица вещая»

26.01

МР3 – хрестоматия «А.А.Блок»

Символизм

 Образ-символ

С. 178 ; ст-е наизусть

55-56

Традиции и новаторство лирики начала 20 века

Россия в поэзии А.Блока и С.Есенина

27.01

31.01

Портреты писателей и поэтов

Новаторство поэтического языка, ритм, рифма

Читать стихотворе

ния Блока, Есенина, Маяковского, Пастернака

57

В.Маяковский «Послушайте!» Художественно-поэтический семинар. Особенности художественной образности лирики начала 20 века

2.02

Литература: справочные материалы для школьника /Под ред. С.В.Тураева – М., Просвещение, 1988.

Футуризм: «рубленый стих», «лесенка», авторские неологизмы

1.3. Художествен

ный образ

Выучить стихотворе

ние наизусть

58

«Всякая любовь – великое счастье» (по рассказам И.А.Бунина )

3.02

Портреты писателей и поэтов

Лирико-философское эссе

Ответить на проблемный вопрос

59

Сюжет, характер, образ в рассказе «Темные аллеи»

7.02

1.3. Художествен

ный образ

Подготовить художественный пересказ

60

Библиотечный урок «Любовь… Что может быть прекрасней! Что может быть мучительней любви…»

9.02

Портреты известных людей

Двоемирие рассказа

61

Образ-переживание лирического героя и приемы его создания в творчестве поэтов Серебряного века

10.02

Портреты писателей и поэтов

Поэтический образ

7.8. М.И.Цветаева. Стихотворения

7.10 А.А.Ахматова. Стихотворения

Читать стихотворе

ния Ахматовой, Цветаевой

62

Женская поэзия

14.02

Образ-переживание и средства его воплощения в поэтическом тексте

7.8. М.И.Цветаева. Стихотворения

7.10 А.А.Ахматова. Стихотворения

Выучить стихотворе

ние наизусть

63

Система образов произведения М.А.Булгакова «Собачье сердце»

16.02

Эссе «Уроки эксперимента»

Портреты писателей и поэтов

Символика в повести

1.3. Художествен

ный образ

Читать с.197-204

64

Сатирические традиции русской литературы в повести М.А.Булгакова

17.02

Сатирические традиции

Читать с.205-208

65

Фантастика и реальность в повести «Собачье сердце»

21.02

Реальность и фантастика

1.5. Художественный вымысел. Фантастика

Подготовить художественный пересказ эпизода

66

Образы повести, ставшие символами

24.02

Символ

Подготовить чтение по ролям разговора Шарикова и Преображенского

67-69

От Шарика к Полиграф Полиграфычу Шарикову. «Шариковщина как социальное явление». Открытый финал повести.

28.02

1.03

Творческий практикум

С. 210-213

70-71

Р/р Поэтический семинар. Знакомство с «непонятной» поэзией

2.03

р/р

Читать стихи, анализ

72

Библиотечный урок. Современная русская проза

6.03

73

Человек в экстремальной ситуации в произведении М.А.Шолохова «Судьба человека»

11.03

Портреты писателей и поэтов

Своеобразие жанра: рассказ-эпопея

1.3. Художествен-

ный образ

Читать с. 215-249

74

Психологизм повествования М.А.Шолохова

13.03

Психологизм в литературе

Ответить на вопросы с249

75

Образ главного героя в произведении

Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»

15.03

Личность в переломный исторический момент

Сопоставитель-ный анализ

Составить словесный портрет Соколова

76-77

 Классическая литература. Прошлое, настоящее, будущее.(22ч.)

А.С.Грибоедов. Личность писателя. История создания комедии «Горе от ума»

16.03

20.03

реализм

78

Развитие общественного конфликта: Фамусов – Чацкий - Софья

22.03

79-80

Фамусовское общество. Анализ III действия комедии. Сцена бала как одна из ключевых сцен пьесы.

23.03

3.04

типизация

81

«Мильон терзаний» Чацкого. Анализ IV действия

5.04

дискуссия

82

Обобщающий урок по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

6.04

Классицизм

Реализм

романтизм

Домашнее сочинение

83-84

А.С.Пушкин. «Михайловский период» творчества. Замысел и композиция романа «Евгений Онегин»

10.04

12.04

МР3-хрестоматия

«А.С.Пушкин»

Роман в стихах

«Онегинская» строфа

85

Система образов романа «Евгений Онегин». Сюжет романа

13.04

86

Онегин – Ленский. Изображение поместного дворянства в романе. Татьяна и Ольга

17.04

Завязка и конфликт романа

87-88

Трагический конфликт в романе. Торжество пошлости.

19.04

20.04

Герой и время

89

Решение судеб главных героев.

24.04

«грибоедовская и пушкинская» Москва

90

Финал романа. Уроки Онегина. Вопрос о счастье героев

26.04

эссе

91

М.Ю.Лермонтов. Вопрос о композиции романа «Герой нашего времени».Система рассказчиков в романе.

27.04

рассказчик

4.11. М.Ю.Лермонтов

Роман «Герой нашего времени»

Составить цитатную характеристику Печорина

92

Психологизм романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

3.05

4.11. М.Ю.Лермонтов

Роман «Герой нашего времени»

Подготовить художественный пересказ главы «Тамань»

93

Печорин в системе художественных образов романа

4.05

МР3-хрестоматия «М.Ю.Лермонтов»

Система художественных образов

4.11. М.Ю.Лермонтов

Роман «Герой нашего времени»

Сравнительная характеристика образов Печорина и Онегина (сочинение)

94

Глубина нравственной проблематики романа М.Ю.Лермонтова

8.05

Тесты по литературе

Нравственная проблематика

4.11. М.Ю.Лермонтов

Роман «Герой нашего времени»

Ответить на проблемный вопрос

95

История создания и публикации поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»

10.05

в/ф «Мертвые души»

4.14. Н.В.Гоголь.

Поэма «Мертвые души»

Читать поэму

97

Сюжетно-композиционные особенности , «сквозные образы» поэмы Н.В.Гоголя

11.05

«сквозной образ»

4.14. Н.В.Гоголь.

Поэма «Мертвые души»

Читать с. 295-298

98

Система художественных образов поэмы

15.05

Художествен

ный образ

4.14. Н.В.Гоголь.

Поэма «Мертвые души»

Выучить отрывок наизусть

99

Русский национальный характер (2ч.) в изображении Солженицына

17.05

Портреты писателей и поэтов

Русский национальный характер

7.18. А.И.Солжени

цын. Рассказ «Матренин двор»

Составить характеристику Матрены

100

Смысл названия произведения «Матренин двор»

18.05

мини-сочинение «В чем смысл названия произведе

ния?»

7.18. А.И.Солжени

цын. Рассказ «Матренин двор»

Написать мини-сочинение «В чем смысл названия произведения?» Подготовиться к тестирова

нию

101

Нравственно-философская проблематика прозы второй половины 20 века (1ч.)

22.05

тестирование

Нравственно-философская проблематика прозы

Подготовить доклады

Рассказ-откровение «Я рад(а) встрече с этой книгой»

102

Итоговый семинар (1ч.) Подведение итогов года. Рекомендации для летнего чтения.

24.05

25.05



Формы и средства контроля

Система творческих работ на уроках литературы в 9 классе

Предшествующий материал, тема

Творческие практикумы

Отработка ЗУН

1.

Повторение. Семинар «Человек и литература»

Образ человека в новой литературе.

На   примере   любимого   произведения

показать,   как   происходит   обогащение

характера:

1)        через внутреннюю речь

2)        детализацию портрета

3)        характеристику других персонажей

4)        пейзаж

5)        нравственный выбор

1.        Повторение          ранее
изученного    материала
(образ, герой, характер).

2.        Отработка         умений
сопоставлять,
анализировать

2.

Повторение. Семинар «Литературные традиции»

Выразите    своё    мнение    по    поводу утверждения, что вся мировая литература - «про любовь» и «про войну». Докажите     на     примере     изученных произведений, используя мнение критиков, литературоведов.

Отработка умения выражать своё мнение, доказать.

3.

Повторение. Тема - мотив - жанр. Традиции. Интерпретация. Шекспир «Гамлет»

Интерпретация темы, мотивов в разных произведениях мировой литературы. «Гамлет» Шекспир, «Станционный смотритель» А.С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкин, «Часовня» И.А.Бунин

Умение сопоставления. Формирование понятия о литературе    как   едином целом.

4.

М.   Сервантес   «Дон Кихот Ламанчский» Дискуссия:     «Чудак? Безумец?       Герой?»

Используя жанр эссе, составить галерею образов эпохи Возрождения, являющейся основой мировой духовной культуры

Понятие о жанре эссе, формирование умения писать сочинения в этой форме.

5.

Литература       эпохи Просвещения. Классицизм. Мольер Комедии.

Рассмотреть комедию «Тартюф» Мольера с точки зрения соответствия или несоответствия правилам классицизма.



Формирование понятия умения о направлениях и

эпохе.

6.

С.Грибоедов «Горе от ума»


Сочинение на
одну       из       предложенных       или
самостоятельно    выбранных    тем    






7.

Золотой век русской

литературы.

А.С.             Пушкин

«Евгений Онегин»

        Сочинение на
одну       из       предложенных       или
самостоятельно    выбранных    тем    по
роману Пушкина   А.С.
(конкурс)

Умение отбирать из текста

нужные эпизоды;  факты,

доказательства.

Умение писать сочинения

на литературную тему.

8.

М.Ю.Лермонтов Лирика. Роман «Герой нашего времени»

Задание для желающих: Самостоятельный  анализ  стихотворения Лермонтова        М.Ю.

 Сочинение на
одну       из       предложенных       или
самостоятельно    выбранных    тем    

Закрепление         понятия «эссе»,                 умение самостоятельно подойти к интерпретации произведения.

9.

Н.В.Гоголь

«Ревизор». «Мертвые души»

Сообщение на одну из предложенных тем:

1.        Положительное лицо комедии.

2.        Что такое «хлестаковщина»?

3.        Зачем         в         драматическом
произведении нужен эпиграф?


Сочинение на
одну       из       предложенных       или
самостоятельно    выбранных    тем    

Умение устного выступления, сообщения.

10.

«Женская поэзия

Как поэты оценивают творчество других поэтов.

«Пушкин ...» - имя фамилия в нем одном (Браун) (Цветаев, Ахматова и другие)

Умение сказать своё об уже давно известном ...

11.

М. Булгаков «Собачье сердце»

Интерпретация      критиками      повести «Собачье сердце», высказать своё мнение в эссе «Уроки эксперимента».

Умение чтения критической литературы и отстаивания своей точки зрения.

12.

М. Шолохов «Судьба человека»

Разговор с подготовкой «Жизнь и судьба - это   синонимы   или    самостоятельные понятия?»       (использование       ранее изученного произведения).

Умение высказать своё мнение.

Контрольные работы

  1. Классное контрольное сочинение по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»:
  1. Каким я вижу Александра Андреевича Чацкого?
  2. В чем смысл названия комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»?
  3. Чацкий: победитель или побежденный?
  4. Анализ сцены бала в доме Фамусова. (По комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»)
  5. Чем опасны Молчалины? (По комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»)
  6.  В чем смысл «открытого» финала комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?
  1. Классное контрольное сочинение по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»:
  1. Является ли Онегин убежденным циником и эгоистом?
  2. Мой взгляд на Евгения Онегина.
  3. Анализ эпизода «Сон Татьяны». (По роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»).
  4. «Онегин – «умная ненужность», герой времени, которого постоянно находишь возле себя или в себе». Герцен.
  5. Какова роль лирических отступлений в романе? (По роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»).
  1. Классное контрольное сочинение по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»:
  1. В чем трагизм судьбы Григория Печорина? (По роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»).
  2. Анализ главы «Тамань». (По роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»).
  3. В чем особенности изображения внутреннего мира Григория Печорина? (По роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»).
  1. Классное контрольное сочинение по творчеству Н.В.Гоголя:
  1. Чичиков – это беда или надежда России? (По поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».)
  2. «…Русь, куда же несешься ты?» (По поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».)
  3. Как предыстория Чичикова помогает понять его характер? (По поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».)
  4. Над чем смеется Н.В.Гоголь в своей комедии «Ревизор»?
  1. Классное контрольное сочинение по теме «Поэтическая революция»:
  1. Поэт или поэтесса?
  2. Мое любимое стихотворение «эпохи войн и революций»: анализ, истолкование, оценка.
  1. Домашнее контрольное сочинение по произведению М.А.Шолохова «Судьба человека»:
  1. «Русское достоинство и гордость» в рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека».
  2. В чем смысл и правда человеческого существования? (По рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»).
  3. Рецензия на рассказ М.А.Шолохова «Судьба человека».

Список произведений для заучивания наизусть

  1. А.С.Грибоедов «Горе от ума» (отрывок).
  2. А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (отрывок),
  3. А.С.Пушкин  «К***»,  «Я вас любил»,  «К Чаадаеву».
  4. М.Ю. Лермонтов «Смерть поэта», «Родина», «Дума», «Поэт», «Пророк», «Нет, не тебя я пылко так люблю» ( стихотворения по выбору )
  5. Н.В. Гоголь «Мёртвые души» (отрывок)
  6. А.А. Блок  «Гамаюн – птица вещая», «Рожденные в года глухие…»
  7. В.В.Маяковский «Нате!»
  8. Б.Л.Пастернак «Метель»
  9. А.А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…», «Сероглазый король»
  10. М.И.Цветаева «Идешь, на меня похожий…»

Тестирование

Хорошо ли вы знаете героев комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»? 

Соедините имя персонажа с его отчеством и фамилией, если таковые имеются.

1. Павел                          а) Степанович                               a) Скалозуб

2. Софья                         б) Дмитриевна                               в) Чацкий

3. Лизанька                    в) Антонович                                 c) Молчалин

4. Алексей                     г) Павловна                                    d) Фамусов

5. Сергей                       д) Афанасьевич                              e) Загорецкий

6. Александр                 е) Сергеевич                                   f) Фамусова

7. Наталья                      ж) Михайлович                             g) Горич

8. Антон                         з) Андреевич                                 h) Репетилова

9. Платон                       и)  Васильевна                               i) Горич

10. Мария                       к) Ивановна                                  g) Хлестова

Тест

Творчество  А.С.Пушкина

1. Назовите годы жизни А.С. Пушкина.

А) 1802-1841 
Б) 1789-1828 
В) 1799-1837 
Г) 1805-1840

2. В каком городе родился А.С. Пушкин?

А) Петербург 
Б) Москва 
В) Киев 
Г) Тула

3. Сколько лет было Пушкину, когда он стал лицеистом?

А) 10 лет 
Б) 8 лет 
В) 12 лет 
Г) 11 лет

4. Какая дата, связанная с Лицеем, не раз встретится в лирике Пушкина?

А) 5 мая 
Б) 21 октября 
В) 1 января 
Г) 19 октября

5. Какое стих-е читал Пушкин перед Державиным на экзамене в Лицее?

А) “Лицинию” 
Б) “Воспоминания в Царском Селе” 
В) “Городок”
Г) “Деревня”

6. Кто из названных поэтов не был лицейским товарищем Пушкина?

А) И.Пущин 
Б) А.Дельвиг 
В) В.Кюхельбекер 
Г) П.Чаадаев

7. Назовите жанр стихотворения “Вольность”.

А) мадригал 
Б) стансы 
В) баллада 
Г) ода

8. Из какого стих-я строки: “Мы ждем с томленьем упованья / Минуты вольности святой…”?

А) “К Чаадаеву” 
Б) “Вольность” 
В) “Поэт” 
Г) “К морю”

9. Какое стих-е Пушкина восходит к библейскому источнику?

А) “Поэт” 
Б) “Поэт и толпа” 
В) “Пророк” 
Г) “Я памятник себе…”

10. Какое историческое событие предшествовало написанию стих-я “Пророк”?

А) Отечественная война 1812 г. 
Б) восстание декабристов 1825 г. 
В) смерть императора Николая 1 в 1855 г.
Г) восшествие на престол Александра 1 в 1801 г.

11. Какие темы были развернуты в элегии “К морю”?

А) тема революционного преображения 
Б) тема природы 
В) тема свободы и несвободы
Г) патриотическая тема

12. Героем какой романтической поэмы является Алеко?

А) “Бахчисарайский фонтан”

Б) “Цыганы” 
В) “Руслан и Людмила”
Г) “Кавказский пленник”

13. Соотнесите стих-я и жанры.

А) “На холмах Грузии” 
Б) “Вольность” 
В) “К Чаадаеву” 
Г) “На Воронцова”

1) элегия
2) послание
3) эпиграмма
4) ода

14. Распределите стих-я по тематике.

А) пейзажная 
Б) философская 
В) свободолюбивая 
Г) назначение поэта и поэзии 
Д) дружба 
Е) любовная

1) “Во глубине сибирских руд”
2) “Памятник”
3) “К Чаадаеву”
4) “Пророк”
5) “ Я помню чудное мгновенье”
6) “Зимнее утро”

15. Соотнесите стих-я и адресаты.

А) “Я помню чудное мгновенье” 
Б) “Мадонна” 
В) “Я вас люблю…” 
Г) “Сожженное письмо”

1) Е. Воронцова
2) Н. Гончарова
3) А. Керн
4) А .Осипова

Тест 2. “Евгений Онегин”. 9 класс

1. Кто из русских критиков назвал роман “Евгений Онегин” “энциклопедией русской жизни”?

А) И.Гончаров 
Б) В.Белинский 
В) Д.Писарев 
Г) Н.Добролюбов

2. К какому литературному направлению следует отнести роман?

А) классицизм 
Б) сентиментализм 
В) реализм 
Г) романтизм

3. Как долго создавался роман?

А) 3 года 
Б) 8 лет 
В) 10 лет 
Г) всю жизнь

4. Какие этапы биографии отражены в романе?

А) детство 
Б) Лицей 
В) южная ссылка 
Г) женитьба 
Д) Михайловское

5. В романе повествователь говорит: “Но вреден север для меня”. Что он имеет в виду?

А) нездоровье 
Б) нелюбовь к Петербургу 
В) “охоту к перемене мест”
Г) южную ссылку

6. Сколько дней сидел Онегин у постели умирающего дяди?

А) один 
Б) три 
В) ни одного 
Г) неделю

7. Назовите отчество Татьяны Лариной.

А) Ивановна 
Б) Дмитриевна 
В) Владимировна 
Г) Николаевна

8. Какое чувство, по мнению Онегина, овладеет им у постели больного дяди?

А) скука 
Б) злость 
В) любовь 
Г) забота

9. Чей это портрет:

Всегда скромна, всегда послушна, 
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна, 
Как поцелуй любви мила…

А) Ольга Ларина 
Б) Татьяна Ларина 
В) Дуняша 
Г) няня

10. Какой стихотворный жанр предпочитал Ленский, когда писал Ольге?

А) ода 
Б) баллада 
В) элегия 
Г) мадригал

11. Кому посвящена следующая эпитафия:

Надгробный памятник гласит:
Смиренный грешник…
Господний раб и бригадир
Под камнем сим вкушает мир.

А) дядя Онегина 
Б) В.Ленский 
В) Дмитрий Ларин 
Г) Онегин

12. В чем был “истинный гений” Евгений Онегин?

А) “был глубокий эконом” 
Б) в лицемерии 
В) в науке “страсти нежной”
Г) “знал довольно по латыне”

13. Почему Ленского называли “полурусским соседом”?

А) стремление подражать иностранному 
Б) один из родителей был нерусским 
В) в родне были иностранцы
Г) имел иностранное образование

14. О Ленском сказано, что он “красавец, в полном цвете лет”. Сколько ему лет?

А) 17 лет 
Б) 18 лет 
В) 19 лет 
Г) 20 лет

15. Кто был секундантом Ленского?

А) Петушков 
Б) Зарецкий 
В) Трике 
Г) Гильо

16. Как сложилась судьба Ольги после дуэли Онегина и Ленского?

А) вышла замуж за улана 
Б) ушла в монастырь 
В) посвятила жизнь памяти Ленского
Г) вышла замуж за богатого помещика

17. Ларины устроили бал по поводу:

А) помолвки Ольги 
Б) Нового года 
В) Рождества
Г) именин Татьяны

18. Чьи традиции использует А.Пушкин, описывая святочные гадания?

А) Батюшкова 
Б) Жуковского 
В) Баратынского 
Г) Державина

19. На каком языке написала свое признание Татьяна?

А) английский 
Б) немецкий 
В) французский 
Г) русский

20. Где родился Евгений Онегин, О котором подробно рассказано в 1 главе?

А) Москва 
Б) Петербург 
В) Михайловское 
Г) Болдино

21. Ленский является в романе олицетворением:

А) высокого героизма 
Б) торжественного классицизма 
В) мечтательного романтизма
Г) сурового реализма

22. В ком из героев воплощен авторский идеал?

А) Онегин 
Б) Ленский 
В) Татьяна 
Г) Ольга

23. Где встречается Татьяна с Онегиным после трехлетней разлуки?

А) Москва 
Б) Париж 
В) поместье Лариных 
Г) Петербург

24. Сколько писем написал Онегин Татьяне?

А) одно 
Б) три 
В) пять 
Г) ни одного

25. Какие фрагменты романа не соответствуют “онегинской” строфе?

А) сон Татьяны 
Б) письмо Татьяны к Онегину 
В) авторские отступления 
Г) письмо Онегина к Татьяне
Д) сцена дуэли

Тест по роману

М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

1.

Укажите название повести из романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени", в которой рассказано о таком событии из жизни главного героя, Печорина: "Выстрел раздался у меня над самым ухом, пуля сорвала эполет. Но дым, наполнивший комнату, помешал моему противнику найти шашку, лежавшую возле него. Я схватил его за руки; казаки ворвались, и не прошло трёх минут, как преступник был связан... Офицеры меня поздравляли - и точно, было с чем!"


"Фаталист"


"Тамань"


"Бэла"


"Княжна Мэри"

2.

Какой персонаж романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" так рассуждает о своём понимании жизни: "Я люблю врагов, хотя не по-христиански. Они меня забавляют, волнуют мне кровь. Быть всегда настороже, ловить каждый взгляд, значение каждого слова, угадывать намерения, разрушать заговоры, притворяться обманутым, и вдруг одним толчком опрокинуть всё огромное и многотрудное здание из хитростей и замыслов - вот что я называю жизнью!"?


Грушницкий


Вернер


Максим Максимыч


Печорин

3.

Кто из персонажей романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" так говорит о загадке характера Печорина: "...в твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное, что-то гордое и таинственное; в твоём голосе, что бы ты ни говорил, есть власть непобедимая... ни в ком зло не бывает так привлекательно, ничей взор не обещает столько блаженства, никто не умеет лучше пользоваться своими преимуществами,- и никто не может быть так истинно несчастлив, как ты..."?


Грушницкий


Вернер


Вера


княжна Мери

4.

Кому из героев романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" дана такая авторская характеристика: "Его маленькие чёрные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли. В его одежде заметны были вкус и опрятность. Его сюртук, галстук и жилет были постоянно чёрного цвета. Молодёжь прозвала его Мефистофелем; он показывал, будто сердился за это прозвание, но, в самом деле, оно льстило его самолюбию"?


Печорину


Грушницкому


Вернеру


Вуличу

5.

Укажите название повести из романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени", в которой Печорин рассказывает о себе: "Около двух часов пополуночи я отворил окно и, связав две шали, спустился с верхнего балкона на нижний. придерживаясь за колонну... В эту минуту кто-то шевельнулся за кустом; я спрыгнул с балкона на дёрн. Невидимая рука схватила меня за плечо.

- Ага! - сказал грубый голос, - попался!..

- Держи его крепче! -  закричал другой, выскочивший из-за угла".


"Фаталист"


"Тамань"


"Бэла"


"Княжна Мери"

6.

О какой героине романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" Печорин размышлял: "...За что она меня так любит, право не знаю! Тем более, что это одна женщина, которая меня поняла совершенно, со всеми мелкими слабостями, дурными страстями... Неужели зло так привлекательно..."


о Бэле


о княжне Мери


о Вере


о Насте

7.

Портретная характеристика какого героя романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" приведена ниже: "Он хорошо сложён, смугл и черноволос; ему на вид можно дать двадцать пять лет, хотя ему едва ли двадцать один год. Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правой опирается на костыль. Говорит он скоро и вычурно..."?


Печорина


Грушницкого


Вулича


Вернера

Итоговый тест по литературе 9 кл

1. В повести «Тамань» («Герой нашего времени» Лермонтова) действующим лицом

     является:   

      а) девушка-ундина        б) Вера       в) княжна Мери        г) Бэла

 

2. Кто из названных ниже персонажей не является героем поэмы «Мертвые души»? 

         а) Чичиков      б) Манилов        в) Степан - пробка         г) Гибнер

 

3.  Героем какого произведения является Самсон Вырин?   

        а) «Бедная Лиза» Карамзина                       

        б) «Герой нашего времени» Лермонтова    

        в) «Станционный смотритель» Пушкина    

        г) «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева

 

4. Определите стихотворный размер в следующем отрывке.

               Буря мглою небо кроет,

               Вихри снежные крутя;

               То, как зверь, она завоет,

               То заплачет, как дитя.

  а) хорей         б) дактиль        в) ямб            г) анапест

 

5. Определите жанр «Мертвых душ» Гоголя.   

         а) повесть      б) роман      в) поэма      г) песнь

 

6. Кто из героев «Слова о полку Игореве» «изронил золотое слово, со слезами

      смешанное»?    

      а) Ярославна, жена Игоря         б) Святослав, князь Киевский       

      в) Всеволод, брат Игоря            г) сам князь Игорь

 

7. Стихотворение «К***» («Я помню чудное мгновенье…») Пушкина посвящено:     

        а) М.Н. Раевской      б) Е.Н. Карамзиной        в) А.П. Керн      г) Е.П. Бакуниной

 

 8. По данному описанию жилища определите, кому оно принадлежит.

  Дом господский стоял одиноко на юру, открытом всем ветрам; покатость горы была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны две-три клумбы… Была видная беседка с деревянными голубыми колоннами и надписью: «Храм уединенного размышления».

 а) Плюшкин        б) Собакевич        в) Манилов            г) Коробочка

 

9. Высказывание «И дым отечества нам сладок и приятен» принадлежит:  

         а) Стародуму из «Недоросля»                        б) Чацкому из «Горя от ума»    

         в) мужу Татьяны из «Евгения Онегина»       г) молодому солдату из «Бородина»

 

10. Кто из названных авторов написал поэму «Медный всадник»? 

         а) Лермонтов      б) Пушкин      в) Радищев        г) Фонвизин

 

11. Кому из русских поэтов принадлежат следующие строки?

      На холмах Грузии лежит ночная мгла;

      Шумит Арагва предо мною.

      Мне грустно и легко; печаль моя светла;

      Печаль моя полна тобою…

   а) Жуковский            б) Батюшков            в) Пушкин            г) Лермонтов

 

12. Укажите, кому из героев комедии Грибоедова «Горе от ума» принадлежат следующие

      слова.

             Безродного пригрел и ввел в мое семейство,

             Дал чин асессора и взял в секретари,

             В Москву переведен через мое содейство,

             И будь не я, коптел бы ты в Твери.

   а) Чацкий       б) Репетилов     в) Молчалин         г) Фамусов

 

13. К какому жанру лирики относятся стихотворения Пушкина: «К Чаадаеву», «Пущину»,

      «Во глубине сибирских руд…»?  

      а) ода       б) послание     в) элегия         г) эпиграмма

 

14. Назовите адресата стихотворения Пушкина «Мадонна».    

         а) А.П. Керн         б) Н.Н. Гончарова     в) Е.К. Воронцова         г) М.В. Раевская

 

15.  Укажите произведение, главный герой которого «не хотел учиться, а хотел жениться».

         а) «Недоросль» Фонвизина                   б) «Женитьба» Гоголя        

         в) «Ревизор» Гоголя                               г) «Горе от ума» Грибоедова

 16. Какой художественный прием использован автором в следующем отрывке?

               Белеет парус одинокий

               В тумане моря голубом!..

               Что ищет он в стране далекой?

               Что кинул он в краю родном?..

   а) метафора       б) гипербола       в) инверсия           г) олицетворение

Перечень учебно-методических средств обучения

  1. В мире литературы. 9 кл.: учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений /Авт.-сост. А.Г.Кутузов, В.В.Леденёва, Е.С. Романичева, А.К.Киселев. М.: Дрофа, 2007г.
  2. Программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы / А.Г.Кутузов, Е.С. Романичева, А.К.Киселев  и др.; Под ред. А.Г.Кутузова. М.: Дрофа, 2005.
  3. Как войти в мир литературы: методическое пособие для 9 класса /А.Г.  Кутузов, А.К. Киселев, Е.С. Романичева. - М: Дрофа, 2007г.
  4. Тематическое планирование по литературе 5-9 кл /Составитель Л.М.Серегина.- Волгоград: Учитель, 2007г.
  5. Литература. Поурочные планы по программе А.Г.Кутузова. 9 класс / Составитель Л.М.Серегина. - Волгоград: Учитель, 2007г.
  6. МР3-хрестоматия «М.Ю.Лермонтов», «Н.В.Гоголь», «Л.Н.Толстой», «А.П.Чехов», «Ф.М.Достоевский», «И.С.Тургенев», «А.И.Куприн».
  7. Анализ произведений русской классики: школьный курс/ И.Е.Каплан. – М., Новая школа, 2001г.
  8. Тесты. Литература 9 – 11 классы: учебно-методическое пособие /Автор-составитель И.М.Михайлова. – М., Дрофа, 2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«М.И.Кутузов и Наполеон Бонапарт. (Опыт сравнительной характеристики)»

Аннотация       Работа представляет собой исследовательский проект в форме исторического расследования. Автор выдвигает гипотезу, которая...

Методическая разработка классного часа "Михаил Илларионович Кутузов"

Задачи классного часа :1. На примере жизни и деятельности М. И. Кутузова воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины, гордость за героические подвиги русского народа.2. Развивать познавате...

М. И. Кутузов. Методическая разработка внеклассного мероприятия на конкурс "Недаром помнит вся Россия"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "М.И. Кутузов" в форме игры. Рассчитана на команды старшеклассников, но в мероприятии могут быть задействованы обучающиеся разных параллелей, начиная с...

Рабочие программы по русскому языку 7,9 классы Разумовская, 10класс Гольцова, литература 7класс Коровина, 9 класс Кутузов, 10 класс

Все программы составлены согласно авторским программам, расчитаны на 35 рабочих недель...

Открытый урок литературы в 9 классе "Кутузов и Наполеон"

Открытый урок литературы в 9 классе "Кутузов и Наполеон"...

Презентация - Михаил Илларионович Кутузов. Великий российский полководец. История. 9 класс.

В этой презентации содержится информация о великом полководце Кутузове М. И., необходимая для повторительно - обобщающего урока....

Открытый урок литературы в 10 классе с использованием ИКТ на тему: Кутузов и Наполеон в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». «И нет величия там, где нет простоты, добра и правды» Л.Н. Толстой

Цель урока: сравнить образы Наполеона и Кутузова в романе «Война и мир»; узнать, как раскрываются они автором в романе, соответствуют ли реальным историческим личностям, рассмотреть вопрос...