Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе
календарно-тематическое планирование по литературе (9 класс) по теме
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение», 2001 г.) и учебника «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2009г.).
На изучение курса отводится 102 часов из расчета 3 часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2010-2011.klass_kro_rechevoy.docx | 32.13 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение», 2001 г.) и учебника «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2009г.).
На изучение курса отводится 102 часов из расчета 3 часа в неделю.
При разработке программы учитывались специфика класса (КРО, речевой), а также низкая мотивация к обучению у учащихся. Учащиеся приходят в школу с очень слабой подготовкой.
Характерная черта программы – снижение нагрузки на память учащихся, уменьшение исторических терминов и понятий.
В данной программе преобладают требования назвать, показать, определить, описать, приводить примеры.
В преподавании предмета в данном классе целесообразно использовать такие формы и методы обучения, как наглядный, практический, словесный, репродуктивный. В связи с этим предусмотрены компьютерные презентации и просмотр эпизодов художественных фильмов по произведениям.
Дети данного класса характеризуются ослабленным интеллектуальным и речевым развитием, у них недостаточно развиты навыки чтения, письма, основных форм мышления: сравнения, обобщения, классификации явлений, они с трудом воспринимают переносное значение слова, затрудняются объяснить смысл пословиц, поговорок, определить главную мысль. Поэтому главное внимание следует уделять развитию основных видов речевой деятельности, систематическому проведению творческих небольших работ, составлению предложений, улучшению техники чтения, работе по осмыслению прочитанного.
Применяется более щадящая проверка и оценка знаний и умений учащихся: тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными сведениями, необходимыми для изучения включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня понимания и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы.
Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).
Важно предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного). При чтении и разборе литературных произведений внимание учащихся должно быть обращено на неисчерпаемое богатство, гибкость, красоту и силу русского языка.
Требования к знаниям,
умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 9 класса.
Учащиеся должны знать:
- Основные этапы жизненного и творческого пути классических писателей.
- Тексты художественных произведений.
- Сюжет, особенности композиции.
- Типическое значение характеров главных героев произведений.
- Основные понятия: литературный характер, литературный тип, реализм, критический реализм.
- Изобразительно-выразительные средства языка.
- Элементы стихотворной речи (ритм, размеры, строфа).
Учащиеся должны уметь:
- Выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть.
- Анализировать произведения с учетом его идейно-художественного своеобразия.
- Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).
- Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка.
- Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.
- Обосновывать своё мнение о произведениях и героях.
- Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их доказывать.
- Составлять план и конспект общественно-политической и литературно-критической статей.
- Готовить доклад, сообщение, реферат на литературную тему (по одному источнику).
- Писать рецензию (или отзыв) на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль.
- Писать сочинение на литературную тему.
- Пользоваться словарями различных типов и справочниками.
№ | ТЕМА | Изучение материала | Вн.чт. | Р.р. |
1 | ВВЕДЕНИЕ В КУРС ЛИТЕРАТУРЫ. | 1 | ||
2 | ДРЛ | 2 | ||
3 | ЛИТЕРАТУРА 18 ВЕКА | 7 | 3 | 1 |
4 | ПОЭЗИЯ НАЧАЛА 19 ВЕКА | 3 | 1 | |
5 | А.С.ГРИБОЕДОВ | 5 | 3 | |
6 | А.С.ПУШКИН | 11 | 2 | 4 |
7 | М.Ю.ЛЕРМОНТОВ | 8 | 2 | |
8 | Н.В.ГОГОЛЬ | 6 | 1 | 1 |
9 | ПОЗЗИЯ СЕРЕДИНЫ 19 ВЕКА (ОБЗОР) | 1 | ||
10 | И.С.ТУРГЕНЕВ | 2 | 1 | |
11 | А.Н.ОСТРОВСКИЙ | 2 | ||
12 | Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ | 2 | ||
13 | Л.Н.ТОЛСТОЙ | 2 | 1 | |
14 | А.П.ЧЕХОВ | 1 | 1 | |
М.ГОРЬКИЙ | 2 | |||
15 | И.А.БУНИН | 2 | 1 | |
16 | М.А.БУЛГАКОВ | 3 | 1 | |
17 | М.А.ШОЛОХОВ | 2 | ||
18 | А.И.СОЛЖЕНИЦЫН | 2 | ||
19 | А.А.БЛОК | 1 | ||
20 | С.А.ЕСЕНИН | 1 | ||
21 | В.В.МАЯКОВСКИЙ | 1 | ||
22 | М.И.ЦВЕТАЕВА | 1 | ||
23 | А.А.АХМАТОВА | 1 | ||
24 | Н.А.ЗАБОЛОЦКИЙ | 1 | ||
25 | Б.Л.ПАСТЕРНАК | 1 | ||
26 | А.Т.ТВАРДОВСКИЙ | 1 | ||
27 | ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА | 4 | ||
28 | ИТОГОВЫЙ УРОК | 1 | ||
29 | РЕЗЕРВ | 2 | ||
ИТОГО: | 78ч | 12ч | 12ч |
Календарно-тематическое планирование по литературе в 9 классе
№ пп | Дата | Тема урока | Примечание |
1 | Вводный. Литература и ее роль в духовной жизни человека. | ||
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (2ч) | |||
2 | Древнерусская литература. Многообразие жанров. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник ДР культуры. История открытия. Спор об авторстве. | ||
3 | Образная система «Слова..» Композиция. Образ земли русской в «Слове..». Значение «Слова..» | ||
ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА (7ч+3вн.чт.+1рр) | |||
4 | Характеристика литературы 18 века. Классицизм. | ||
5-6 | Вн.чт. Французский классицизм. Ж.Б. Мольер «Мещанин во дворянстве». Проблематика, герои пьесы. | ||
7 | М.Ломоносов – реформатор русского языка. Реформа стихосложения. Жанр оды. | ||
8 | Ода «На день восшествия императрицы….» - типичное произведение в духе классицизма. | ||
9 | Новая эра русской поэзии. Творчество Г.Державина. | ||
10 | «Сатиры смелый властелин..». Творчество Д.И Фонвизина. Пьеса «Недоросль».Мир скотининых и простаковых. | Просмотр эпизодов фильма | |
11 | Тема образования и воспитания истинного гражданина в комедии. | ||
12 | Вн.чт. Подвиг А. Н. Радищева. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Обличительный пафос произведения. | ||
13 | Понятие о сентиментализме. Карамзин – историк. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». | ||
14 | Рр Сочинение по повести Карамзина или комедии Фонвизина. | ||
ЛИТЕРАТУРА IXI ВЕКА (43ч+12рр+4вн.чт.) | |||
ПОЭЗИЯ НАЧАЛА IXI ВЕКА (3ч+1вн.чт.) | |||
15 | Золотой век русской литературы. От классицизма и сентиментализма к романтизму и реализму. | ||
16 | Романтическая лирика начала века. «Литературный Колумб Руси». Очерк жизни и тв-ва В.Жуковского. | ||
17 | Романтическая лирика начала века. Тв-во К.Рылеева, Батюшкова. | ||
18 | Вн. Чт. И.А. Крылов – мастер басни, музыкант, журналист. Многогранность личности И.А. Крылова. | Просмотр презентации. | |
А.С. ГРИБОЕДОВ (5ч+3рр) | |||
19 | А.С Грибоедов. Личность и судьба. Комедия «Горе от ума», знакомство с героями. | Просмотр презентации. | |
20 | «К вам А.А. Чацкий..». Чтение и анализ I действия. | Просмотр сцен спектакля. | |
21 | «Век нынешний и век минувший». II действие. Обучению анализу монолога. | ||
22 | «Молчалины блаженствуют на свете». III действие. Анализ сцены бала. | ||
23 | Анализ IV действия. Смысл названия. Проблема жанра. Новаторство и традиции в комедии. | ||
24 | Рр Обучение конспектированию. Статья И.Гончарова «Мильон терзаний». | ||
25-26 | Рр Подготовка к сочинению | ||
А.С.ПУШКИН (11ч+4рр+2вн.чт) | |||
27 | А.С.Пушкин. Жизнь и судьба. | Презентация | |
28 | Дружба и друзья в лирике. | ||
29 | Вольнолюбивая лирика поэта. | ||
30 | Любовная лирика. Адресаты лирики. Идеал в любовной лирике. | ||
31 | Тема поэта и поэзии в тв-ве.. | ||
32 | Образы природы в лирике | ||
33 | Вн. Чт. Поэты XX века об А.С. Пушкине. | ||
34 | Рр Обучению анализу лирического произведения. Мое любимое стихотворение А.Пушкина: восприятие, истолкование, оценка. | ||
35 | История создания романа «Е.О.». Сюжет. «Онегинская строфа». | ||
36 | Онегин и Ленский. Татьяна и Ольга. | Просмотр эпизодов фильма | |
37 | Дуэль Онегина и Ленского. Проблемы чести и дружбы. | ||
38 | «А счастье было так возможно…» | ||
39 | Значение романа. Идея романа. | ||
40 | Рр. Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г. Белинский, А.А. Григорьев. Подготовка к сочинению по роману | ||
41-42 | Рр. Сочинению по произведению «Евгений Онегин» | ||
43 | Вн. Чт. А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей. | Просмотр эпизодов фильма | |
М.Ю.ЛЕРМОНТОВ (8+2рр) | |||
44 | Слово о поэте. Два поэтических мира (Пушкин и Лермонтов). Лирический герой поэзии. | Презентация | |
45 | Темы лермонтовской лирики. Судьба поколения 30-х г в лирике поэта. | ||
46 | Тема Родины в поэзии. Анализ стих-я «Родина». | ||
47 | Человек и природа в тв-ве. | ||
48-49 | «Герой нашего времени» - психологический роман. Обзор содержания. Печорин как «портрет поколения». Глава «Бела». | Просмотр эпизодов фильма | |
50 | Печорин и «водяное общество». Печорин и княжна Мери. | ||
51 | Рр . Обучение анализу эпизода. Глава «Тамань». | ||
52 | Итоговый урок по тв-ву. | ||
53 | Рр. Подготовка к сочинению по роману. | ||
Н.В. ГОГОЛЬ (6+1рр+1 Вн.чт.) | |||
54 | Н.В.Гоголь: страницы жизни и тв-ва. История создания поэмы «Мертвые души». Особенности сюжета, система образов. Чичиков и помещики. | Презентация | |
55-58 | Образы помещиков. Деталь как средство создания образов героев поэмы. | ||
59 | «Повесть о капитане Копейкине» (гл 11). Единство лирического и повествовательного начал в поэме. | Просмотр эпизодов фильма | |
60 | Рр. Сочинение по поэме. | ||
61 | Вн. Чт. Н. В.Гоголь. «Шинель» как центральная повесть цикла«Петербургские повести». Тема «маленького человека» . | ||
62 | Вн. Чт. Стихотворения Фета, Тютчева, Некрасова. | ||
И.С. ТУРГЕНЕВ (2+1вн.чт.) | |||
63-64 | Личность писателя. Особенности композиции повести «Первая любовь». История любви как основа сюжета. Психологизм и лиризм. «Открытия» взрослеющего подростка Пейзаж. | ||
65 | Вн.Чт. И.Тургенев. «Вешние воды». | ||
А.Н.ОСТРОВСКИЙ (2ч) | |||
66-67 | А.Островский. Слово о драматурге. Пьеса «Бедность не порок». Герои пьесы. Образ Л. Торцова. | ||
Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ (2ч) | |||
68-69 | Этапы жизни и тв-ва писателя. Повесть «Белые ночи». Тема одиночества человека в странном мире ночей. Тип «петербургского мечтателя». Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского | Просмотр эпизодов фильма | |
Л.Н. ТОЛСТОЙ (2+1рр) | |||
70-71 | Личность писателя. Замысел автобиографической трилогии и его воплощение. Размышление над дневниковыми записями писателя и воспоминаниями о нем современников. «Юность» - автобиографическая трилогия. «Диалектика души» как способ раскрытия внутреннего мира героя. Психологизм прозы. Подлинные и мнимые ценности жизни. | ||
72 | Рр. Сочинение «Мой современник». | ||
А.П.ЧЕХОВ (1+1вн.чт.) | |||
73 | Эпоха Чехова. Нравственно-социальная проблематика рассказа А.П. Чехова "Тоска». | ||
74 | Вн.Чт. А.Чехов. Рассказ «Анна на шее». Художественное мастерство Чехова-рассказчика. | Просмотр эпизодов фильма | |
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА (19ч+2вн.чт.) | |||
РУССКАЯ ПРОЗА XX ВЕКА (10ч+2вн.чт.) | |||
М.ГОРЬКИЙ (2ч) | |||
75 | Раннее тв-во Горького: новизна тематики и героев. Идеализация сильных и гордых людей в рассказе «Макар Чудра». Худ-ое своеобразие рассказа. Роль пейзажа. | Просмотр эпизодов фильма | |
И.А. БУНИН (2ч+1вн.чт.) | |||
76 | Судьба и тв-во. Размышление над рассказом “Темные аллеи”. | Просмотр эпизодов фильма | |
77 | Роль пейзажа в рассказе. | ||
78 | Вн.чт. И.Бунин. Рассказы из цикла «Темные аллеи». | ||
М.А.БУЛГАКОВ (3ч+1вн.чт.) | |||
80 | Личность. Судьба. Творчество (по страницам произведений). История создания и судьба повести «Собачье сердце» | Презентация | |
81 | Социальная действительность и медицинский эксперимент профессора Преображенского | Просмотр эпизодов фильма | |
82 | Шариков и «шариковщина». Смысл названия произведения | ||
83 | Вн. Чт. М.Булгаков. «Роковые яйца». | ||
М. А. ШОЛОХОВ (2ч) | |||
84 | Страницы биографии и творчества. Смысл названия рассказа «Судьба человека». Судьба человека и судьба Родины. | Презентация | |
85 | Особенности авторского повествования. Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра. | Просмотр эпизодов фильма | |
А.И.СОЛЖЕНИЦЫН (2ч) | |||
86 | А.И. Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор» Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе. | ||
87 | Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи. | ||
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК ПОЭЗИИ (8ч) | |||
А.А.БЛОК (1ч) | |||
88 | Слово о А.А. Блоке. Мироощущение лирического героя в эпоху перемен. («Как тяжело ходить среди людей…» и др.) .«Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться…» (размышление над стихотворениями поэта о родине) | ||
С.А.ЕСЕНИН (1ч) | |||
89 | Слово о С.А. Есенине. Единство человека и природы в лирике Есенина | ||
В.В.МАЯКОВСКИЙ (1ч) | |||
90 | Слово о Маяковском. Сатира В.В. Маяковского. | ||
М.И.ЦВЕТАЕВА (1ч) | |||
91 | Тема поэта и поэзии в лирике М.И. Цветаевой. («Моим стихам, написанным так рано…», «Идёшь, на меня похожий…») Любовная лирика Цветаевой («Мне нравится, что вы больны не мной…» и др., стихи о Москве). | ||
92 | А.А.АХМАТОВА (1ч) | ||
«Я отраженье вашего лица». | |||
Н.А.ЗАБОЛОЦКИЙ (1ч) | |||
93 | Слово о поэте. «Образ мироздания» в лирике Н.А. Заболоцкого. Особенности поэтики. | ||
Б.Л.ПАСТЕРНАК (1ч) | |||
94 | Слово о поэте. Особенности поэтики. | ||
А.Т.ТВАРДОВСКИЙ (1ч) | |||
95 | Слово о поэте. Основные темы лирики поэта. | ||
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (4ч) | |||
96 | Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин…» и др. Чувства и разум в любовной лирике поэта. Квинт Гораций Флакк «К Мельпомене». | ||
97 | Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер | ||
98 | У. Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет». Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». | Просмотр эпизодов фильма | |
99 | И.-В. Гете. Слово о поэте. «Фауст». Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. | ||
100 | Итоговый урок. | ||
101-102 | Резерв (2ч) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс
Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы 8 класс (надомное обучение)
Календарно-тематическое планирование уроков литературы 8 класс (надомное обучение)Класс 8, КТП по литературе 8 класс (программа Коровиной)Количество часов: всего 34 , в неделю 1ч...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс (по ФГОС)
Календарно-тематическое планирование разработано на основе новых стандартов....
Календарно - тематическое планирование уроков литературы. 5 класс. Образовательная система "Школа 2100"
Тематическое планирование уроков литературы по программе "Школа 2100", количество часов - 70, количество часов в неделю - 2....
Календарно - тематическое планирование уроков литературы. 5 класс. Образовательная система "Школа 2100"
Тематическое планирование уроков литературы в 5 классе по программе "Школа 2100". Количество часов-70, количество часов в неделю - 2....
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...