Футуризм как литературное направление
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему
Урок знакомит с основными принципами футуризма, даёт первоначальное представление о раннем творчестве футуристов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
сценарий урока знакомит с направлениями модернизма на рубеже веков | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема:
Футуризм как литературное направление.
Цели:
познакомить с основными принципами футуризма;
дать первоначальное представление о раннем
творчестве футуристов;
совершенствовать умения анализа лирического
произведения;
развивать творческие способности учащихся;
воспитывать уважительное отношение к «негромким»
именам литературы.
Предварительная подготовка к уроку:
- инсценировка выступления группы футуристов;
- индивидуальное сообщение о направлении в искусстве и литературе – кубофутуризме;
- индивидуальное сообщение о направлениях живописи – фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, авангардизм. Дадаизм, сюрреализм, абстракционизм, метафизическая живопись;
- выучить отрывок из стих-я А.С.Пушкина.
Домашнее задание:
выучить наизусть одно из стихотворений В.Маяковского,
сформулировать «плюсы» и «минусы» направления футуризм.
МОУ СОШ п.г.т. Уруша
Испепеляющие годы!
Безумье ль в вас, надежды ль весть?
А.Блок
Только мы – лицо нашего времени!
Мы новые люди новой жизни!
Подготовила и провела
учитель Толопилова Н.Ю.
2009г
Переломное время конца 19 – начала 20 столетия в нашей стране характеризовалось глубоким кризисом существующей власти. Требовались перемены. Но кризис коснулся не только политической жизни, но и жизни литературы и искусства.
Поиск новых форм привёл к возникновению модернизма.
Слайд 1.
- С какими направлениями модернизма вы знакомы?
Слайд 2.
Сегодня более подробно мы поговорим об основных принципах футуризма и его представителях; через анализ лирических пр-й выявим особенности ранней лирики футуристов.
Запись темы урока, эпиграфов. Слайд 3.
Мы с вами находимся на литературном вечере в кафе, где звучит фортепианная музыка Скрябина, Чайковского, Рахманинова, где в мягком свете приглушённых ламп расположилась благопристойная, интеллигентная публика. Все внимательно внимают степенным писателям, поэтам, провожая со сцены кого бурными, кого вежливыми аплодисментами.
И вдруг конферансье вечера с запинкой объявляет: «А теперь, господа, молодые поэты, назвавшие себя группой кубофутуристов, желают познакомить нас со своей литературной программой».
Но прежде чем молодые поэты предстанут перед благопристойной публикой, давайте послушаем искусствоведа, который познакомит нас с особенностями направления искусства кубофутуризм.
Выступление учащегося, слайды 4,5,6.
Итак, кубофутуризм – направление в искусстве, соединяющее принципы кубизма (разложение предмета на составляющие структуры ) и футуризма (лат. – «будущее», т.е. искусства будущего).
Едва ли в истории искусства можно найти моменты, когда поэзия и живопись настолько тесно соприкасались между собой, как это было в период возникновения так называемого кубофутуризма в России. Единый круг кубофутуристов объединил художников и поэтов-будетлян ( «будетляне» - придуманная одним из основоположников направления В.Хлебниковым версия слова «футуристы» - здесь соединились понятия «будущее» и «земляне».)
Их совместные манифесты, выставки, диспуты, поездки по стране служили одной цели – провозглашению нового искусства. Они вместе эпатировали публику, сотрудничали и соперничали, а главное – учились друг у друга.
- Ну что ж, господа кубофутуристы, просим!
Слайд 7.
Выходят кубоф-ты: В.Хлебников, А.Кручёных (с разрисованными лицами, перьями лука и петрушки в одежде), В.Маяковский в жёлтой кофте с бантом, Давид Бурлюк в цилиндре. Громко читают отрывки из манифеста «Пощёчина общественному вкусу»:
- Всем этим Куприным, Блокам, Сологубам, Ремизовым, Аверченкам, Чёрным, Кузминым, Буниным и прочим нужна лишь дача на реке!
- С высоты небоскрёбов мы взираем на их ничтожество!
- Только мы – лицо нашего времени!
- Прошлое тесно! Бросить Пушкина
- Достоевского
- Толстого с Парохода Современности!
- Мы презираем славу!
- Мы выдвинули новые принципы творчества!
- Мы отрицаем правописание, нами уничтожены знаки препинания.
-Мы расшатали синтаксис.
- Гласные мы понимаем как время и пространство, согласные – краска, звук, запах.
- Нами сокрушены ритмы.
- Мы, будетляне, любим пользоваться разрубленными словами, полусловами, их хитрыми сочетаниями.
- Мы новые люди новой жизни!
Слайд 8 – выступление Д.Бурлюка.
Возгласы из зала:
- Довольно!
- Кто их допустил сюда!
- Это же не поэты, это табор дикарей!
- Шайка хулиганов!
Благопристойная публика ревела, свистела. Известные мастера слова возмущались. Но кубофутуристы решили стоять до конца – они ведь тоже поэты…
Чтение стих-я А.Кручёных «Русь».
Возгласы из зала:
- Безобразие!
- Бессмыслица!
- Нелепость!
Ну что ж вы так грубо, господа, а ведь между прочим авторы, подписавшие с Алексеем Кручёных манифест «Пощёчина общественному вкусу», отрывки из которого вы прослушали, утверждают обратное: «…в этом стих-и больше русского, национального, чем во всей поэзии Пушкина».
Возглас из зала:
- Пушкина?!
Чтение отрывка из стих-я А.С.Пушкина.
Возглас Д.Бурлюка:
- Вот это и есть безобразие, бессмыслица и нелепость!
Слайд 9.
- Как вы думаете, каково название этого стих-я?
Чтение стих-я В.Хлебникова «Заклятие смехом».
Возгласы из зала:
- Безвкусно и бездарно!
Но всё-таки попробуйте оценить словотворчество юного поэта – слайд 10.
Высказывания уч-ся.
Он пытался «найти, не разрывая круга корней, волшебный камень превращения всех славянских слов из одного в другое – свободно плавить слова».
Чтение стих-я В.Маяковского «Нате!»
Возгласы из зала:
- Долой грубиянов и неучей!
Слайд 11.
- Почему у стих-я такое странное название? Чего добивается этим автор?
(бросает вызов)
- Кому брошен вызов?
(публике, думающей только о собственном благе – еде, моде, вещах)
- Как поэт называет себя?
(«бесценных слов мот и транжир»)
- О ком эти слова?
(о поэте)
- В каких строках противопоставлены два мира?
( «на бабочку поэтиного сердца» - «грязные»)
- Какова тема этого стих-я?
(1. вызов буржуазному миру, ведущему бесполезный образ жизни;
2. тема поэта и поэзии)
Конечно же, после такого дебюта молодых поэтов попросили со сцены, закончить выступление им не удалось.
- Попросим господ кубофутуристов?!
Кубофутуристы уходят.
- Что же шокировало публику в таких выступлениях?
Предположения ребят.
Вернёмся к слайду 7: почему футуристы отвергают великих писателей прошлого и настоящего? (ищут новое в искусстве)
- Можете ли вы объяснить дерзость высказываний этих молодых людей?
(это был намеренный эпатаж)
- Для чего? (вызвать интерес к себе) – слайд 11.
Действительно, творчество футуристов было необычайно по содержанию и совершенно непривычным по форме. Равнодушными они не оставляли никого: одних они раздражали, других смущали, третьи восторгались ими. Но непременно любое их выступление сопровождалось атмосферой скандала.
Рассказы футуристов.
Одной из главных задач футуристы считали «увеличение словаря в его объёме произвольными и производными словами (словоновшество)».
Слайд 12 – это фрагмент из рукописи В.Хлебникова.
В своём стих-и «Любхо» он образует до – скольки бы вы думали словоновшеств от глагола «любить»? (400)
«Люблея в любисвах и любви любвеющих… любрами олюбрясь нелюбрями залюбить… приполюбливать в люблениях любёж» и т. д.
И всё же несмотря на скандальное поведение, столь странный взгляд на мир, отрицание всего и вся, - слайд 13.
Звучит музыка
С направлениями модернизма в живописи вас познакомит искусствовед…..
Слайды 14 – 48.
Подведём итоги:
- Против чего бунтовали футуристы?
- Уходили ли они, как, например, акмеисты, от насущных проблем жизни?
- Какие темы волновали поэтов-футуристов?
- Какие принципы творчества они выдвигали?
- Можно ли считать, что они обогатили литературу и искусство?
Вывод: эстетическое бунтарство футуристов было реакцией на стремительно меняющийся, теряющий опоры мир;
творчество фут-тов раздвинуло границы поэзии, поставило вопрос о новых функциях искусства, сделало искусство сферой не потребления, а сотворчества читателя.
Поэтому всех представителей модернизма мы можем смело назвать «Колумбами новых поэтических материков». Сказать так, как сказал В.Хлебников, умерший в 37 лет на подъёме творческих сил, может только настоящий талант:
Слайд 49.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по теме Футуризм как литературное течение. Поиск новых поэтических форм русскими футуристами.
Урок углубляет понятие о футуризме, обзорно познакомит с творчеством русских поэтов - футуристов; формирует навык самостоятельной работы и совершенствует умение пользовать...
презентация Футуризм как литературное течение
краткие сведения: авангардным направлениям в искусстве и литературе....
Учебное пособие по литературе "Историко-литературный процесс: литературные направления"
Учебное пособие «Историко-литературный процесс. Литературные направления» представляет собой мультимедийную презентацию обучающего характера, предназначенную для уроков литературы в 8 – 9 классах и дл...
Футуризм как литературное направление
В презентации освещены философско- эстетические предпосылки возникновения футуризма, раскрыта история происхождения понятия "футуризм" и его содержание....
Урок литературы в 11 классе "Футуризм как литературное направление".
Урок разработан на основе технологии развития критического мышления....
Футуризм как литературное направление.
Учебная презентация по литературе XX века....