Футуризм как литературное направление
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Толопилова Наталья Юрьевна

Урок знакомит с основными принципами футуризма, даёт первоначальное представление о раннем творчестве футуристов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:

          Футуризм как литературное направление.

Цели: 

              познакомить с основными принципами футуризма;

          дать первоначальное представление о раннем    

            творчестве футуристов;

          совершенствовать умения анализа лирического

            произведения;

          развивать творческие способности учащихся;

          воспитывать уважительное отношение к «негромким»  

            именам литературы.

                

Предварительная подготовка к уроку:

  1. инсценировка выступления группы футуристов;
  2. индивидуальное сообщение о направлении в искусстве и литературе – кубофутуризме;
  3. индивидуальное сообщение о направлениях живописи – фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, авангардизм. Дадаизм, сюрреализм, абстракционизм, метафизическая живопись;
  4. выучить отрывок из стих-я  А.С.Пушкина.

Домашнее задание:

                  выучить наизусть одно из стихотворений В.Маяковского,

                   сформулировать «плюсы» и «минусы» направления футуризм.

                       

                                             МОУ СОШ п.г.т. Уруша

                                                             Испепеляющие годы!

Безумье ль в вас,          надежды ль весть?                                                                    

                                                                       А.Блок

                                                                 Только мы – лицо нашего времени!

                         Мы новые люди новой жизни!

                                                                                    Подготовила и провела                  

                                                                                    учитель Толопилова Н.Ю.

                                                             2009г

                                                

        Переломное время конца 19 – начала 20 столетия в нашей стране характеризовалось глубоким кризисом существующей власти. Требовались перемены. Но кризис коснулся не только политической жизни, но и жизни литературы и искусства.  

        Поиск новых форм привёл к возникновению модернизма.

Слайд 1.

 - С какими направлениями модернизма вы знакомы?

                                                Слайд 2.

        Сегодня более подробно мы поговорим об основных принципах футуризма и его представителях; через анализ лирических пр-й выявим особенности ранней лирики футуристов.

                Запись темы урока, эпиграфов. Слайд 3.

        Мы с вами находимся на литературном вечере в кафе, где звучит фортепианная музыка Скрябина, Чайковского, Рахманинова, где в мягком свете приглушённых ламп расположилась благопристойная, интеллигентная публика. Все внимательно внимают степенным писателям, поэтам, провожая со сцены кого бурными, кого вежливыми аплодисментами.

        И вдруг конферансье вечера с запинкой объявляет: «А теперь, господа, молодые поэты, назвавшие себя группой кубофутуристов, желают познакомить нас со своей литературной программой».

        Но прежде чем молодые поэты предстанут перед благопристойной публикой, давайте послушаем искусствоведа, который познакомит нас с особенностями направления искусства кубофутуризм.

                        Выступление учащегося, слайды 4,5,6.

        Итак, кубофутуризм – направление в искусстве, соединяющее принципы кубизма (разложение предмета на составляющие структуры ) и футуризма (лат. – «будущее», т.е. искусства будущего).

        Едва ли в истории искусства можно найти моменты, когда поэзия и живопись настолько тесно соприкасались между собой, как это было в период возникновения так называемого кубофутуризма в России. Единый круг кубофутуристов объединил художников и поэтов-будетлян ( «будетляне» - придуманная одним из основоположников направления В.Хлебниковым версия слова «футуристы» - здесь соединились понятия «будущее» и «земляне».)

        Их совместные манифесты, выставки, диспуты, поездки по стране служили одной цели – провозглашению нового искусства. Они вместе эпатировали публику, сотрудничали и соперничали, а главное – учились друг у друга.

           - Ну  что ж, господа кубофутуристы, просим!

                                        Слайд 7.

        Выходят кубоф-ты: В.Хлебников, А.Кручёных (с разрисованными лицами, перьями лука и петрушки в одежде), В.Маяковский в жёлтой кофте с бантом, Давид Бурлюк в цилиндре. Громко читают отрывки из манифеста «Пощёчина общественному вкусу»:

- Всем этим Куприным, Блокам, Сологубам, Ремизовым, Аверченкам, Чёрным, Кузминым, Буниным и прочим нужна лишь дача на реке!

- С высоты небоскрёбов мы взираем на их ничтожество!

- Только мы – лицо нашего времени!

- Прошлое тесно! Бросить Пушкина

- Достоевского

- Толстого с Парохода Современности!

- Мы презираем славу!

- Мы выдвинули новые принципы творчества!

- Мы отрицаем правописание, нами уничтожены знаки препинания.

-Мы расшатали синтаксис.

- Гласные мы понимаем как время и пространство, согласные – краска, звук, запах.

- Нами сокрушены ритмы.

- Мы, будетляне, любим пользоваться разрубленными словами, полусловами, их хитрыми сочетаниями.

- Мы новые люди новой жизни!

                                Слайд 8 – выступление Д.Бурлюка.

        Возгласы из зала:

- Довольно!

- Кто их допустил сюда!

- Это же не поэты, это табор дикарей!

- Шайка хулиганов!

        Благопристойная публика ревела, свистела. Известные мастера слова возмущались. Но кубофутуристы решили стоять до конца – они ведь тоже поэты…

                Чтение стих-я А.Кручёных «Русь».

        Возгласы из зала:

- Безобразие!

- Бессмыслица!

- Нелепость!

        Ну что ж вы так грубо, господа, а ведь между прочим авторы, подписавшие с Алексеем Кручёных манифест «Пощёчина общественному вкусу», отрывки из которого вы прослушали, утверждают обратное: «…в этом стих-и больше русского, национального, чем во всей поэзии Пушкина».

        Возглас из зала:

- Пушкина?!

                Чтение отрывка из стих-я А.С.Пушкина.

        Возглас Д.Бурлюка:

- Вот это и есть безобразие, бессмыслица и нелепость!

                                Слайд 9.

- Как вы думаете, каково название этого стих-я?

                Чтение стих-я В.Хлебникова «Заклятие смехом».

        Возгласы из зала:

- Безвкусно и бездарно!

        Но всё-таки попробуйте оценить словотворчество юного поэта – слайд 10.

                           Высказывания уч-ся.

        Он пытался «найти, не разрывая круга корней, волшебный камень превращения всех славянских слов из одного в другое – свободно плавить слова».

                Чтение стих-я В.Маяковского «Нате!»

        Возгласы из зала:

- Долой грубиянов и неучей!

                                        Слайд 11.

- Почему у стих-я такое странное название? Чего добивается этим автор?

                                (бросает вызов)

- Кому брошен вызов?

                (публике, думающей только о собственном благе – еде, моде, вещах)

- Как поэт называет себя?

                        («бесценных слов мот и транжир»)

- О ком эти слова?

                        (о поэте)

- В каких строках противопоставлены два мира?

                        ( «на бабочку поэтиного сердца» -  «грязные»)

- Какова тема этого стих-я?

                        (1. вызов буржуазному миру, ведущему бесполезный образ жизни;

  2. тема поэта и поэзии)

        Конечно же, после такого дебюта молодых поэтов попросили со сцены, закончить выступление им не удалось.

- Попросим господ кубофутуристов?!

                        Кубофутуристы уходят.

- Что же шокировало публику в таких выступлениях?

                Предположения ребят.

        Вернёмся к слайду 7: почему футуристы отвергают великих писателей прошлого и настоящего?   (ищут новое в искусстве)

- Можете ли вы объяснить дерзость высказываний этих молодых людей?

                                     (это был намеренный эпатаж)

- Для чего?                              (вызвать интерес к себе) – слайд 11.

        Действительно, творчество футуристов было необычайно по содержанию и совершенно непривычным по форме. Равнодушными они не оставляли никого: одних они раздражали, других смущали, третьи восторгались ими. Но непременно любое их выступление сопровождалось атмосферой скандала.

                                Рассказы футуристов.

        Одной из главных задач футуристы считали «увеличение словаря в его объёме произвольными и производными словами (словоновшество)».

                                        Слайд 12 – это фрагмент из рукописи В.Хлебникова.

В своём стих-и «Любхо» он образует до – скольки бы вы думали словоновшеств от глагола «любить»?       (400)

        «Люблея в любисвах и любви любвеющих… любрами олюбрясь нелюбрями залюбить… приполюбливать в люблениях любёж» и т. д.

        И всё же несмотря на скандальное поведение, столь странный взгляд на мир, отрицание всего и вся, - слайд 13.

                        Звучит музыка

        С направлениями модернизма в живописи вас познакомит искусствовед…..

                           Слайды 14 – 48.

        Подведём итоги:

- Против чего бунтовали футуристы?

- Уходили ли они, как, например, акмеисты, от насущных проблем жизни?

- Какие темы волновали поэтов-футуристов?

- Какие принципы творчества они выдвигали?

- Можно ли считать, что они обогатили литературу и искусство?

        Вывод: эстетическое бунтарство футуристов было реакцией на стремительно меняющийся, теряющий опоры мир;

творчество фут-тов раздвинуло границы поэзии, поставило вопрос о новых функциях искусства, сделало искусство сферой не потребления, а сотворчества читателя.

        Поэтому всех представителей модернизма мы можем смело назвать «Колумбами новых поэтических материков». Сказать так, как сказал В.Хлебников, умерший в 37 лет на подъёме творческих сил, может только настоящий талант:

                                Слайд 49.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по теме Футуризм как литературное течение. Поиск новых поэтических форм русскими футуристами.

Урок углубляет  понятие о футуризме, обзорно познакомит с творчеством русских поэтов - футуристов; формирует навык самостоятельной   работы и совершенствует  умение пользовать...

презентация Футуризм как литературное течение

краткие сведения: авангардным направлениям в искусстве и литературе....

Учебное пособие по литературе "Историко-литературный процесс: литературные направления"

Учебное пособие «Историко-литературный процесс. Литературные направления» представляет собой мультимедийную презентацию обучающего характера, предназначенную для уроков литературы в 8 – 9 классах и дл...

Футуризм как литературное направление

В презентации освещены философско- эстетические предпосылки возникновения футуризма, раскрыта история происхождения понятия "футуризм" и его содержание....

Урок литературы в 11 классе "Футуризм как литературное направление".

Урок разработан на основе технологии развития критического мышления....

Футуризм как литературное направление.

Учебная презентация по литературе XX века....