Урок литературы в 11 классе "Футуризм как литературное направление".
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Прокопчук Инна Валентиновна

Урок разработан на основе технологии развития критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon futurizm_kak_literaturnoe_napravlenie._trkm.doc190.5 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт урока литературы в 11 классе

ФИО учителя, название ОО: Прокопчук Инна Валентиновна

Целевой компонент

Тема урока:

Футуризм как литературное направление

Образовательная цель

Формирование ценностного отношения к литературе как искусству слова, развитие критического мышления одиннадцатиклассников через осмысление  роли и значение футуризма как литературного направления.

Планируемые образовательные результаты

По окончании изучения темы ученик:

ЛР: - проявляет интерес к изучаемой,

- осуществляет рефлексию собственной деятельности;

МП: -структурирует информацию по определённым параметрам;

- формулирует цель предстоящей деятельности;

- владеет способами сотрудничества анализирует информацию, выделяет её основные смысловые единицы;

- переводит информацию из одной знаковой системы в другую (текст в схему);

- осуществляет оценку и самооценку учебной деятельности;

- осознаёт своё знание и незнание

ПР: - поясняет философско-эстетические предпосылки возникновения футуризма;

- раскрывает историю происхождения футуризма и его содержание;

- называет группы футуристов и их представителей;

-  поясняет значение футуризма для литературы 20 века.

Программные требования к образовательным результатам раздела «Футуризм»

Ученик научиться: понимать образную природу словесного искусства;  основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;                                                                                Ученик получит возможность научиться: принимать участие в диалоге или дискуссии; аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению; выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения.

Программное содержание

Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.

Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак).И. Северянин .

Мировоззренческая идея

Отводя себе роль прообраза искусства будущего, футуризм в качестве основной программы выдвигал идею разрушения культурных стереотипов и предлагал взамен апологию техники и урбанизма как главных признаков настоящего и будущего.

Ценностно-смысловые ориентиры

Бережное отношение к слову

План изучения учебного материала

1. Культурно-историческое развитие России в первые десятилетия XX века

2. Новое литературное течение – футуризм

 А) истоки футуризма

 Б) эстетические взгляды поэтов

 Б) группы футуристов

3. Причины «смерти» футуризма как литературного направления.

Основные понятия

Эгофутуризм, кубофутутризм, символизм, футуризм.

Основные законы, закономерности

-

Организационно-деятельностный компонент

Тип урока

Урок изучения нового материала

Форма урока

Практическая работа

Образовательная технология

ТРКМ

Оснащение урока

Дидактический материал

Мизансцена урока

традиционная

Предварительная подготовка к уроку учащихся

-

Домашнее задание

1. В творчестве каких поэтов (последователей) нашло свое отражение футуристическое направление? Дополните кластер.

2. Выразительное чтение понравившихся  стихотворений представителей футуризм.

Технологическая карта урока литературы в 11 классе по теме «Футуризм как литературное направление»

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

ПОР урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ УРОКА

Приветствие. Проверка отсутствующих. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой на урок

II. СТАДИЯ «ВЫЗОВ»

Эпиграф к уроку

Каждая строчка – пощечина. Голос мой – сплошь издевательство.

Рифмы слагаются в кукиши. Кажет язык ассонанс.

Я презираю вас пламенно, тусклые Ваши Сиятельства,

И, презирая, рассчитываю на мировой резонанс!

И. Северянин  «В блесткой тьме».

Слово учителя.

Культурно-историческое развитие России в первые десятилетия XX века характеризуется сложнейшими переменами во всех сферах жизни. Духовная атмосфера этого периода наиболее ярко проявляется в общем умонастроении, характере эстетических поисков и пафосе творчества поэтов и художников. Именно они верно уловили основные тенденции общественного развития: наступление новой урбанистической цивилизации (т. е. рост городов, возрастание их роли, бурное развитие науки и техники) и дегуманизации общественных отношений (обезличивание человека, нарастание бездуховности, бесправия, неравенства и несправедливости). Поэтому художники и поэты пытаются активно осмыслить эти факты действительности, выходя за рамки повседневного, обыденного. Цель искусства они видят в созидании новой жизни. Как закономерный результат этого возникает футуризм.

- Прочитайте эпиграф к уроку.

- Ваше впечатление от данного четверостишия.

Практическая работа: составление кластера:

-Что мы знаем о футуризме?  

Работа с таблицей

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Каковы истоки возникновения  футуризма в России?

 Основная цель футуристов.

Назовите ярких представителей этого направления.

В чем особенность эстетических взглядов футуристов?

Фронтально  на листах А4 формата (приложение 1)

Работа в парах: письменно в тетрадях

фронтально

- проявляет интерес к изучаемой теме

-структурирует информацию по определённым параметрам;

-формулирует цель предстоящей деятельности;

- владеет способами сотрудничества

III. СТАДИЯ «ОСМЫСЛЕНИЕ»

Чтение текста с маркировкой: Где и как мы можем узнать ответы на наши вопросы?

Приём «ИНСЕРТ»«v» – уже знал     «-» -  думал иначе«+» - новое  «?» - не понял, есть вопросы

Аналитическая беседа по тексту:

- Что нового мы узнали из данной статьи?

- В чём наши знания и информация в тексте совпали?

- Что узнали новое? На какие вопросы из таблицы можем ответить?

- Какие наши знания оказались ошибочными?

- Что осталось непонятным, требует уточнения, объяснения, конкретизации?

самостоятельное чтение текста

Раздаточный материал (приложение 2)

По ходу чтения карандашом

фронтально

-  анализирует информацию, выделяет её основные смысловые единицы

- переводит информацию из одной знаковой системы в другую (текст в схему);

- осознаёт своё знание и незнание

- поясняет философско-эстетические предпосылки возникновения футуризма,

- раскрывает историю происхождения футуризма и его содержание,

- называет группы футуристов и их представителей,

-  поясняет значение футуризма для литературы 20 века.

IV. СТАДИЯ «РЕФЛЕКСИЯ»

Практическая работа: заполнение кластера:

Обобщающая беседа:

- Что мы теперь знаем о предпосылках появления футуризма в России?

- Какие цели преследовало данное литературное направление?

- Из каких групп состояло литературное направление?  

- В чем  заключалась эстетика футуризма?

Практическая работа: составление синквейна

Футуризм

Новый, «заумный»

Бунтует, отрицает, борется.

Энергия разрушения ударяет по разрушителю

Быстротечность.

самостоятельно

фронтально

самостоятельно

фронтально

работа в парах

- выделяет существенные признаки объектов, явлений, процессов (понятий);

- переводит информацию из одной знаковой системы в другую (текст в схему);

- осуществляет рефлексию собственной деятельности;

- осуществляет оценку и самооценку учебной деятельности.

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Содержательная оценка

Приложение 1.

Начало работы с кластером

Итоговый вариант заполненного кластера


Приложение №2

Русский футуризм (1910 – 1917)

Цель футуризма – созидание новой жизни.

        Русский футуризм основывается на философии Бергсона, Шопенгауэра, Ницше, которые провозглашали интуитивизм (познание действительности, основанное на интуиции),  идеал «целостного» человека ("сверхчеловека"), свободного от каких – либо моральных ограничений, от власти объективных законов и разрушение прогнившей традиционной культуры.

        Одни исследователи — В. Брюсов, М. Горький, считали, что термин "футуризм" имеет итальянские корни (впервые был введен литератором Филиппе Маринетти, который 20 февраля 1909 года в парижской газете "Фигаро" опубликовал "Манифест о футуризме".) Эстетической предпосылкой русского футуризма можно считать символизм. Футуристы, в отличие от символистов, поставили человека в центр мира, воспевая его пользу, а не тайну, провозглашая «Искусство для масс» вместо «Искусства ради искусства» и антиэстетизм.

Русский футуризм как новое литературное течение первоначально заявляет о себе поэтическим творчеством В. Хлебникова, В. Маяковского, В Крученых, Д.Бурлюка, И Северянина, затем провозглашаются теоретические положения в многочисленных декларациях и манифестах. Первый манифест "Пощечина общественному вкусу" был опубликован в декабре 1912 года в Москве, в котором футуристы утверждают себя на роль "новых людей нового времени".

        Русские футуристы выражали свою современность, с одной стороны, эксцентричностью, эпатажем – скандальной выходкой, поведением, нарушающим общеризнанные нормы и правила. С другой стороны, современность футуризма проявлялась в создании иной художественной картины мира, базирующейся на новой системе ценностей урбанистической цивилизации. Однако следует заметить, что отношение к этим ценностям было неоднозначным. Для одних представителей русского футуризма — В. Шершеневича, И. Северянина — образ города с его динамизмом выступает как выражение сущности жизни, современной культуры XX века. Так, творчество И. Северянина насыщено образами автомобилей, аэропланов, пёстрой сутолокой города.

        Исходя из идеи движения, которая пронизывает образ города, русские футуристы по-новому пытаются осмыслить окружающий мир. Он понимается ими как макрокосм, а разумная часть его — человек - как микрокосм. Развитие мира рассматривается футуристами как движение к всеединству.

        Для русских футуристов современный мир — это движение, устремленность в будущее. Они буквально жили им. Идти в будущее означало для русских футуристов — творить его. Подтверждением этого явились "заумь" А. Крученых, "звездная азбука" В. Хлебникова, "Самоценное" (самовитое) слово В. Маяковского. Вся прошлая культура рассматривается русскими футуристами как ничтожный этап развития. Отсюда взгляд на предшествующую культуру как на "собрание окаменелых ценностей", порождает призывы: "Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности", уничтожить каноны, старый язык, старые литературные авторитеты.

        В пятом тезисе манифеста "Садок судей II" футуристы пишут: "Мы характеризуем существительные не только прилагательными (как делали главным образом до нас), но и другими частями речи, также отдельными буквами и числами: а) считая неотделимой частью произведения его помарки и виньетки творческого ожидания; б) в почерке полагая составляющую поэтического импульса; в) в Москве поэтому нами выпущены книги (автографов) "Самописьма".

         В литературе также существовало несколько групп: кубофутуристы — "Гилея", эгофутуристы —"Мезонин поэзии" и "Центрифуга". Все эти зачастую отрицавшие друг друга группы утверждали собственное исключительное право представлять идею футуризма

        Первая группа кубофутуристов «Гилея» возникла зимой 1910 года. В ее составе были Д. Бурлюк, Л. Лившиц, В. Каменский, А. Крученых, Е Гуро. Среди них особенно отличался Д Бурлюк, неизменным атрибутом которого было раскрашенное лицо. Футуристы в своем творчестве стремились по-новому отобразить мир, окружающую действительность. Поэты "Гилеи" поддерживали творческие связи с группами художников "Бубновый валет" (1910—1916), "Ослиный хвост" (1912), с футуристическими движениями в живописи ("Кубисты", "Лучисты", "Беспредметники"). В самом начале своего существования "Гилея" представляла скорее примитивизм, нежели "кубизм", который удивительным образом соединил поэзию, живопись, музыку. Только через год существования группы, в 1911 году в её состав вошли В. Хлебников и В. Маяковский, а в 1912 году появился первый манифест русского футуризма "Пощечина общественному вкусу", о чем мы уже упоминали выше.

        "Эгофутуристы" создается И. Северяниным и К. Олимповым в январе 1912 года. В неё вошли И. Игнатьев, К. Олимпов, П. Широков, В. Гнедов. Лозунгами эгофутуризма были: "Душа — единственная истина", "Самоутверждение личности", "Поиски нового без отвергания старого", "Осмысленные неологизмы", "Смелые образы, эпитеты, ассонансы и диссонансы", "Разнообразие метров". Эгофутуристы провозглашали "вселенский эгоизм". Теоретик эгофутуризма И. Северянин в своем творчестве опирался на урбанизм, индивидуализм, самообожествление ("Я, гений Игорь Северянин"), культ самодовлеющей личности и красоты.

         Другая группа футуристов "Мезонин поэзии", возникшая летом 1913 года в Москве, просуществовала недолго — около полугода. Во главе группы стоял В. Шершеневич, а в состав вошли К. Большаков и С. Третьяков). За время своего существования они выпустили альманахи "Вернисаж" (1913) и "Пир во время чумы" (1913), а также брошюру "Футуризм без маски" (1913), где излагались основные положения нового объединения. Центральное место в поэтике занимало "слово-запах". В. Шершеневич, возглавивший данную литературную группу, развивал идеи футуризма не только теоретически, но и практически. В своих сочинениях он воплощает урбанистическую тему.

         Последняя футуристическая группа "Центрифуга" возникла в Москве в 1914 году на основе отошедшей от символизма группы "Лирика", куда входили С. Бобров, Н. Асеев, Б. Пастернак. Эта группа дольше всех других просуществовала, не испытывая сильного влияния ни со стороны "Гилеи", ни со стороны эгофутуристов. Члены группы выступали против культурного нигилизма; задачу искусства они видели в преобразовании временного в вечное. Наиболее значительным представителем данной группы был Б. Пастернак.

        Русский футуризм, наряду с символизмом и акмеизмом,- чрезвычайно важное, плодотворное для развития русской поэзии направление в культуре Серебряного века в России. Многие находки, многие открытия представителей этого направления стали основой поэзии  последующих поколений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку литературы в 11 классе "Литературный процесс конца 19-начала 20 века"

Презентация  отражает литературно-историческую обстановку конца 19-начала 20 века, основные литературные направления этого периода, философские мысли.Презентация "Однородные члены предложения" по...

Проектная деятельность на уроке литературы при изучении историко-литературного материала

Презентация является приложением к статье "Проектная деятельность на уроке литературы при изучении историко-литературного материала", содержит иллюстративный материал....

Методическая разработка к уроку литературы в 10 классе. Литературная игра по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» «Умницы и умники».

Игра проводится в соответствии с регламентом телевизионной игры «Умницы и умники» и состоит из 4 этапов- агонов ( агон – соревнование), в ходе которых определяется агонист – победитель...

Презентация к методической разработке урока литературы в 10 классе. Литературная игра по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» «Умницы и умники».

Обобщение и систематизация знаний ключевых эпизодов романа, а также философской, нравственной и эстетической позиции автора, воплощенной в романе....