Урок литературы в 7 классе "Литературный герой и читатель"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Пятникова Марина Геннадьевна

По учебнику Бунеева

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_1_trudnyy_put_k_stantsii_ya.docx31.62 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 7 классе.

Пятникова М.Г.

Тема урока: Литературный герой и читатель.

Тип урока: урок изучения нового материала с элементами аналитического чтения* /беседы.

Цели: 

1) предметнные: познакомить с учебником литературы (авторы, структура, содержание и основные вопросы курса;

2) метапредметные:  

  • обучать чтению как средству формирования речевых умений;
  • обучать навыкам аналитического чтения (чтение осмысленное, сопровождающееся превращением чужого текста в свое личное отношение и знание);
  • развивать  речь учащихся, навыки самостоятельной работы;

3) личностнные: 

  • актуализировать личный жизненный опыт учащихся; 
  • развивать навыки самопознания, самовоспитания, самоусовершенствования;
  • воспитывать любовь к художественной литературе и чтению;
  • воспитывать культуру труда.

Методы:  частично-поисковый (постановка проблемных вопросов).

Формы:  коллективная.

Методические приемы:  аналитическое чтение,  слово учителя, работа по вопросам,  эвристическая беседа.

Средства обучения:  учебник литературы, толковый и энциклопедический словарь.

Структура урока:

1 этап -  организационный (2 мин.). 

2 этап -  подготовка учащихся к активному, осознанному усвоению знаний ( 15 мин.):

  • актуализация ранее полученных знаний;
  • знакомство учебником литературы (авторы, структура, содержание);
  • постановка учебной цели.

3 этап – обучающий (20  мин.):

  • организация процесса восприятия, осознания и осмысления текстов учебника (аналитическое чтение, аналитическая беседа).

4 этап - подведение итогов урока  и рефлексия (2 мин.).

5 этап – постановка домашнего задания (1мин.).

Ход урока

1 ЭТАП. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ (2 мин.).

        Приветствие, проверка готовности к уроку, организация внимания.

2 ЭТАП. ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К АКТИВНОМУ,

ОСОЗНАННОМУ УСВОЕНИЮ ЗНАНИЙ (15 мин.).

  1. Актуализация ранее полученных знаний.
  • Какие из изученных в прошлом году произведений особенно запомнились вам и почему?
  • Какие новые художественные произведения вы прочитали летом? О чём они? Что особенно запомнилось и почему?

Дополнительно:

  • Назовите известные вам вечные темы литературы.
  • Назовите роды литературы. В чём особенность каждого из них?

 (эпос- повествование о событиях,

лирика- отражение жизни через переживание человека (лирического героя), его мысли и чувства,

 драма (греч. Действие) - предназначен для постановки в театре (разговоры героев).

  • Как изображается человек в каждом из этих родов литературы?

  1.  Знакомство с учебником.
  • Назовите авторов учебника литературы и год его издания.
  • Рассмотрите обложку учебника, прочитайте его название. Как вы его понимаете?
  • Как вы понимаете символический смысл рисунка на обложке?
  • Назовите темы разделов учебника литературы.
  • Выскажите свои предположения о содержании курса литературы 7 класса.
  • Кто и что,  по-вашему мнению, будет в центре нашего внимания на уроках литературы?
  • Какой материал размещён в конце учебника и как можно его использовать в нашей работе?

Чтение обращения авторов учебника «Свои дела» с.4

  • Что нового предлагают вам авторы учебника в этом учебном году?

  1. Постановка учебной цели.

Чтение эпиграфа (М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени») с.5

  • О чём говорится в эпиграфе? Как вы понимаете смысл эпиграфа?
  • Что, по-вашему мнению, значит выражение «История души человеческой»?

(чувства, мысли, переживания и сомнения человека, познание внутреннего мира (кто Я?, какой Я?).

ЭТАП – ОБУЧАЮЩИЙ ( 20 мин.).

1. Чтение статьи «Вступление от авторов учебника» с.5

  • Как вы думаете, все одинаковы, или внутренний мир каждого человека неповторим?
  • Как вы думаете, существуют ли «обычные» люди? Аргументируй свой ответ.
  • Как вы думаете, что такое личность?

2. Работа со словарём:

ЛИЧНОСТЬ | Толковый словарь Ожегова

  1. Человек как носитель каких-нибудь свойств, лицо (в 3 знач.). Неприкосновенность, свобода личности. Светлая личность.  Роль личности в истории. Установить чью-нибудь  личность. (узнать, что за человек, его имя).

ЛИЧНОСТЬ | Энциклопедический словарь

  1. Человек как сознательный член общества, с индивидуальным складом особенностей характера и интересов, темперамента и способностей, а также других черт и качеств

  • Какие личностные качества ты больше всего ценишь в людях?
  • Что такое дневник как жанр литературы?

ЖАНР ДНЕВНИКА.

Разновидность автобиографической прозы. Дневник нацелен на выражение личности автора, его внутреннего мира (мыслей, чувств, переживания, отношения к самому себе и окружающим людям, к миру в целом).

  • Почему считается неприличным читать чужие дневники и письма?

3. Чтение «Вступление от автора дневника» с.7

Аналитическая беседа:

  • Из вступительной статья авторов учебника мы познакомились с автором дневника, который будет сопровождать нас на протяжении изучения всего курса литературы в этом году. Кто он? В чём поможет нам разобраться? (в понимании самих себя: свои мысли, чувства, поступки).

Чтение отрывка из дневника.

  • Для чего Алексей решил вести дневник?
  • Что Алексей называет «самым загадочным и необъяснимым»? (внутренний мир человека. Начинать изучать мир нужно со своего внутреннего мира – своей галактики).
  • Для чего, по-вашему мнению, человеку необходимо знать и понимать себя? (для принятия правильных решений в любых жизненных ситуациях и самосовершенствования).
  • Как вы понимаете термин самосовершенствование?
  • Что помогает Алексею на пути самопознания и самосовершенствования? (жизненный опыт, общение с другими людьми (мудрыми и опытными) через их книги)

4 ЭТАП - ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, РЕФЛЕКСИЯ (2  мин.).

Итак, подведём самые первые итоги на пути нашего путешествия «к станции Я».

  • Как вы думаете, для чего нужно изучать литературу, читать книги?
  • Какие знания мы можем почерпнуть из художественной литературы?

Почему литература помогает человеку открывать мир вокруг и внутри себя?

5 ЭТАП – Д/З ( 1 мин.).

Выучить наизусть стихотворение Ивана Алексеевича Бунина «Детство» с.9

__________________________________________________________________________________* АНАЛИТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ - это чтение более глубокое, чем при репродуктивном восприятии текста, отражающем только развитие темы, присутствие понятий и идей. Это чтение перекрестное, сопоставляющее новую информацию с ранее полученной, сравнивающее между собой разные положения автора, это чтение с выработкой собственной оценки и отношений к прочитанному, рефлексирующее через прочитанное собственный опыт, это выявление скрытых смыслов текста. Это всегда чтение осмысленное, сопровождающееся превращением чужого текста в свое личное отношение и знание.Такое чтение, как правило, с конспектированием, использованием словарей, чтением в разумном темпе, с повторным обращением к прочитанному и т. д. Аналитическое чтение - наиболее высокий уровень чтения научной литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нелишни…» ( по роману В.Набокова «Машенька»); «О чём поёт эпохи муза…» (по лирике А. Блока)

В методическую копилку учителей словесности предлагаю материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нел...

Урок литературы в 7 классе по теме: "Автор-образ-читатель. Как создает героя автор, как создает героя читатель".

ТИП УРОКА: творческая мастерская. ЦЕЛИ УРОКА: 1) знать, при помощи каких средств создают образы авторы (писатели, поэты, художники, музыканты); 2) закрепить и систематизировать знания по теории лит...

Презентация к вводному уроку литературы по роману "Герой нашего времени"

Предлагаемая презентация может быть использована на первом уроке по изучению романа М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" в 9 классе или при обобщающем повторении. На слайдах представлен материал по...

Формирование «таланта читателя» на уроках литературы

Необходимость  в создании инновационных методик развития речи на уроках русского языка. Разрабатывая свою методику, исходила из того, что: 1) необходимо формировать у детей коммуникативную потреб...

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Урок литературы по теме "Герой художественного произведения"

Урок-путешествие по станциям: Басни, Герои, Крылатые слова,  Сочиняй-ка. Урок построен в форме игры. Для учеников 6 класса игра еще интересна и актуальна. ...

Письменные работы на уроках литературы как путь воспитания вдумчивого читателя

В презентации представлены формы работы по развитию интереса учащихся к чтению. Материал носит практический характер и оринторован на педагогов....