Урок литературы по теме "Герой художественного произведения"
план-конспект урока (6 класс) по теме

Урок-путешествие по станциям: Басни, Герои, Крылатые слова,  Сочиняй-ка. Урок построен в форме игры. Для учеников 6 класса игра еще интересна и актуальна.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Семецкая средняя общеобразовательная школа» Почепского района Брянской области

Урок литературы в 6 классе по теме

«Герой художественного произведения. «Путешествие в страну Литературию».

 Шныптева Елена Леонидовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Семецкая СОШ»

Почепского района

Брянской области

2015

Литература                                                                                6 класс.

Урок № 1 (по программе).

Тема: Герой художественного произведения. «Путешествие в страну Литературию».

Цель урока: актуализировать знания по литературе, полученные в 5 классе и самостоятельно; дать понятие о герое художественного произведения как организаторе событий сюжета.

* Задачи: формирование умений применять полученные знания в нестандартной ситуации; вырабатывать  умение работать в группе; выявить представления учащихся о герое-подростке на страницах художественных произведений.

*Оборудование: маршрутный лист для команды, распечатанные задания.

*Организация: урок требует предварительной подготовки (подготовка учеников-экспертов с выполненными готовыми заданиями по каждой станции, чтобы они смогли проконсультировать других учащихся; подготовка загадок каждым экспертом для начала игры; деление учащихся на группы ).

*Форма урока: заочное путешествие.

Ход урока.

I.Введение в урок. Целеполагание.

Музыкальное оформление (звучит мелодия песни «Голубой вагон»)

-Ребята, что мы сейчас будем делать? Чем займёмся?

-А вы любите путешествовать?

-Где вы отдыхали  летом?

-Зачем люди отправляются в путешествия?

-Мы отправляемся в волшебную страну с красивым названием Литературия. В ней действуют свои законы и традиции. Мы с вами уже знакомы со многими коренными жителями этой страны и, путешествуя по ней сегодня, вспомним старых знакомых, чтобы на следующих уроках смогли легко завязать знакомство и с другими её обитателями. Прочитайте названия станций, где мы побываем. Они перечислены в маршрутных листах.

II. Групповая работа по повторению.

1 станция «Литературная цепочка»

В логической цепочке убрать лишнее слово, назвать произведение.

*дуб, златая цепь, кот, сапоги;

*каморка, плащ, стул, дубовая кровать;

*Атлант, яблоки, Геракл, Зевс.

2 станция «Басни»

Прочитайте басню. Вы заметили, что её герои перемешались. Определите, из каких трёх басен И.А.Крылова они взяты.

Однажды Лебедь, Рак да Щука,

Проказница Мартышка,

Осёл, Козёл

Да Косолапый Мишка

Везти с поклажей воз взялись.

И вместе все в него впряглись.

На ту беду Лиса близёхонько бежала.

Ребята совещаются и дают ответы после выполнения заданий на каждой станции. В маршрутном листе отмечаются правильные ответы. В итоге урока оценки ставятся каждому участнику игры в группах в зависимости от степени участия и количества правильных ответов

 3 станция «Герои»

Соедините героев литературных произведений и их авторов. Назовите произведение.

1.Руслан

а)Р.Э.Распэ

2.Герасим

б)А.С.Пушкин

3.Робинзон Крузо

в)Льюис Кэрролл

4.Барон Мюнхаузен

г)Д.Лефо

5. Алиса

д)И.С.Тургенев

 4 станция «Крылатые слова»

Даны следующие крылатые слова:

-хвалилась синица море сжечь

-а ларчик просто открывался

-ты всё пела? Это дело: так пойди же попляши

^ Подберите к текстам подходящие слова:

1.Перед баскетбольным матчем один из нападающих хвастался в раздевалке, что его команда победит. Однако она проиграла. Огорчённые товарищи бурчали__________________________________________________

2.Вместо подготовки к контрольной работе Катя пошла на дискотеку и веселилась весь вечер. На контрольной по математике, обратившись за помощью, услышала ___________________________________________

3.Мальчик, не зная решения задачи, исписал всю доску. Учитель написал рядышком правильное решение и отдал дневник с двойкой со словами:_______________________________________________________

5 станция «Лирика»

Зачеркните лишнее слово в стихотворной строке и восстановите ритм стихотворения.

1)Буря мглою всё небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя.

2)Сквозь волнистые туманы

Пробирается поздней ночью луна,

На печальные поляны

Льёт печальный свет она.

3)Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом.

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в этом краю родном?

 6 станция «Пословицы»

Подберите к данным пословицам близкие по смыслу

- Любишь кататься – люби и саночки возить

- Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

- С кем поведёшься, от того и наберёшься.

(слово – не стрела, а хуже стрелы разит;без труда не вытащишь и рыбку из пруда;с кем хлеб-соль водишь, на того и походишь).

 7 станция «Сочини-ка»

Сочините сказку по опорным словам:

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были___________________________________________________

И была у них___________________________________

Вот однажды______________________________________________

Идёт он по дороге, а навстречу ________________________________

Говорит _________________ такие слова_____________________

Отвечает ___________________________________________________

Идёт дальше, вдруг видит _____________________________________

Долго ли, коротко ли, но пришёл он_____________________________

А там чего только нет!_________________________________________

Достал он ______________________________________________

Стали жить – поживать да добра наживать ________________________

И там я был ____________________________________________

^ Зачитываются все сказки (каждой группы, отмечаются удачные варианты).

III. Подведение итогов:

-Итак, наше путешествие подходит к концу. Мы вспомнили героев художественных произведений, изученных  в 5 классе.

В этом учебном году мы познакомимся с новыми литературными героями, вашими ровесниками.

- А пока у нас  всё замечательно получилось, вы не только вспомнили разных «обитателей» страны Литературии, но и узнали, как здорово работать, когда рядом единомышленники, которые трудятся с вами в команде. Вы советовались друг с другом, иногда спорили, но выбирали правильное решение, потому что в спорах рождается истина. А оценки поставить каждому из вас я попрошу эксперта-консультанта каждой группы. Оценку же эксперту ставят все члены группы, оценивая его роль как организатора работы в группе. (Если есть те, у кого работа не получилась, то выясняем причины неудачи).

^ Для дальнейшего путешествия по стране Литературии нам потребуется на каждом уроке учебник, тетрадь и желание получать знания.

IV.Домашнее задание: ответить на вопросы учебника на стр.4

V. Рефлексия.

-Что нового узнал на уроке?

-Понравилось ли путешествовать?

-Хорошо ли работать в группе?

- Активно  ли я работал на уроке?

Заключение

     Одна из серьёзных проблем сегодняшней школы – резкое падение интереса учащихся к чтению. Следствие этого – снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно выражать свои мысли. Эта проблема не может не волновать учителя, и он стремится всеми возможными средствами пробудить у учащихся интерес к урокам литературе. Как же добиться того , чтобы наш предмет приносил ученикам интеллектуальное удовольствие? Ответ очевиден: заинтересовать . Чем?  Игрой.

     Игру как метод обучения с целью передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности.. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность должна использоваться на уроках литературы для развития познавательной деятельности учащихся и их коммуникативной деятельности с целью адаптации в современном обществе и умения применять полученные знания на практике.

      Игра - особая разновидность миниатюрной задачи, процесс решения которой обязательно сопровождается интересом, является полезным упражнением, своеобразной гимнастикой, мобилизующей умственные силы учащихся, так как для её решения нужно совершить определённые мыслительные операции

        Феномен игры заключается в том, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

       Педагогическое значение игры весьма многообразно и охватывает практически все стороны развития личности школьника. Исследователи игровой деятельности подчеркивают её уникальные возможности в физическом и нравственном воспитании детей, особенно в становлении коллективистических черт личности, формировании способности ориентироваться в окружающей действительности. Обучение осуществляется через активные формы. В процессе обучения важно обеспечить возникновение положительных эмоций учеников к учебной деятельности, к её содержанию и формам осуществления. Осмысление и запоминание учебной информации учащимися становится более результативным.

Список использованной литературы

1. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой / Н. П. Аникеева. - М., 2004.

2. Хуртова Т.В. Интеллектуальный марафон. Литература. – Волгоград, «Учитель», 2007 год.

3. Литература. 6 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2010.

4. Литература. 6 класс: методические рекомендации для учителя.- М.: Дрофа, 2010.

5. Литература. 6 класс: поурочные планы по учебнику Т.Ф.Курдюмовой/ авт. О.А.Финтисова.- Волгоград: Учитель, 2009.

6. Сборник нормативных документов. Литература в образовательных учреждениях с русским языком обучения.- М.: Дрофа, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы. Образ Катерины в произведении Островского "Гроза"

Охарактеризовать образ главной героини произведения Островского " Гроза"...

Урок литературы "Патриотический пафос в произведении Н.В.Гоголя "Тарас Бульба""

Завершающий урок по изучению произведения Н.В.Гоголя  "Тарас Бульба"....

Методическая разработка урока литературы "Пейзажные зарисовки в произведениях русской литературы и живописи"

Урок раскрывает понятие пейзажа в литературе на примерах произведений русских писателей 19 века....

Урок "Пейзаж. Иллюстрация к художественному произведению." 6 класс

Конспект урока в 6 классе иллюстрация к стихотворению в прозе Тургенева И.С....

Урок литературы "Портрет в художественной литературе и изобразительном искусстве" 7 класс

Портрет в художественной литературе и изобразительном искусстве.Автор: учитель русского языка и литературыМАОУ "СОШ с.Бердюжье" Шукалович Е.П.Цель: изучение изображения портрета в художественной...

Интегрированный урок литературы и мировой художественной культуры "Увидеть в капле океан" (роль художественного пространства в сонете А.С. Пушкина "Мадонна" и картине Рафаэля "Бриджуоторская мадонна")

Интеграция в обучении — процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках определённой системы образования с целью формирования целостного представления о мире...