Статья "Формирование «таланта читателя» на уроках литературы"
статья по литературе
Одна из главных задач уроков литературы состоит в том, чтобы укоренить идеалы добра, чистоты, порядочности в душах детей. Художественная литература – хранитель культуры. Читатель окунается в жизнь героев. Чтением формируются вкусы, взгляды, характеры. Вдумчивому, талантливому читателю, который способен осознать не только главную мысль прочитанного, но и смысл диалогов, пейзажа, монологов, роль деталей, значение избранной автором темы, который способен тонко чувствовать красоту и своеобразие писательского слога, открывается очень и очень многое.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Зузулинская Лидия Витальевна
МАОУ «СОШ №23 им. Г.А. Кадзова» п.Айхал, Мирнинского района,
Республики Саха (Якутия)
Формирование «таланта читателя» на уроках литературы
Одна из главных задач уроков литературы состоит в том, чтобы укоренить идеалы добра, чистоты, порядочности в душах детей. Художественная литература – хранитель культуры. Читатель окунается в жизнь героев. Чтением формируются вкусы, взгляды, характеры. Вдумчивому, талантливому читателю, который способен осознать не только главную мысль прочитанного, но и смысл диалогов, пейзажа, монологов, роль деталей, значение избранной автором темы, который способен тонко чувствовать красоту и своеобразие писательского слога, открывается очень и очень многое.
Многомерные инструменты формирования «таланта читателя»:
- Приёмы развивающего обучения. Проект «Чтение и письмо для развития критического мышления».
Технология представлена базовой схемой: вызов – осмысление – рефлексия. Стадия вызова – завязка урока, тот момент, когда учитель вызывает в памяти учащихся всё, что они когда-то слышали, знали, читали по той проблеме, которая будет обсуждаться на уроке. Стадия осмысления посвящена обсуждению и осмыслению прочитанного при помощи письменной фиксации учеником содержания статьи по новой методике. Стадия рефлексии: здесь учен6ики обнаруживают, фиксируют то, что недосказано в тексте, а им ещё хотелось бы узнать; здесь они пишут творческие работы, которые раздвигают рамки прочитанного.
- Уроки-зачёты по тексту изучаемого произведения.
Уроки-зачёты могут иметь разнообразные формы: кроссворды, уроки-путешествия, письменные работы с элементами опережающего анализа, письменные задания, основанные на интересе к художественной детали, зачёты по принципу «вертушки». Уроки-«вертушки» не только помогают осуществить контроль над чтением, но и приучают детей читать качественно.
- Работа с вопросами по теории литературы. Деловые игры «Анатомия стихотворения».
Серьёзное знакомство со словарями необходимо начинать с самого начала, с пятого класса. На уроках всегда находится работа для «дежурного по словарю». При обучении анализу лирического произведения используются разнообразные методики, в том числе деловые игры «Анатомия стихотворений». Суть работы заключается в том, что стихотворение анализируется с разнообразных точек зрения. Аспекты этого анализа делят между собой 6 групп учеников («отделы НИИ»); седьмая группа образует аналитическую группу («Учёный совет»).
- Словарная работа. Лингвистические спектакли-миниатюры.
Словарная работа включает в себя не только объяснение слова, но и особенности использования слова автором, особенности его употребления героями. Этой цели и служат лингвистические спектакли-миниатюры, в которых школьники могут выступать в роли действующих лиц или зрителей, участвуя в викторинах, конкурсах, составлении чайнвордов, отгадывании загадок. Такого рода увлекательная работа, позволяющая почувствовать себя Личностью, пробуждает интерес к слову и, тем самым, формирует умного, талантливого читателя.
- Работа с иллюстративными материалами и современными техническими средствами.
Важно использование современных технических средств (дисков с записями художественных фильмов, аудиозаписи музыкальных произведений, репродукции картин художников, иллюстрации к произведениям). Сопоставление своего читательского восприятия литературного образа с видением художника, режиссера, актёра неизбежно приводит ученика к тексту, побуждая его при чтении подмечать детали, размышлять. «Такое эмоциональное погружение в текст, - как считает В.Г. Маранцман, - первый этап постижения литературного произведения, неизбежный и во многом решающий для читателя». Он ведёт к поиску, а от него – к творческому исследованию текста и к оценке произведения искусства.
- Игра как средство воспитания активного читателя.
Игру можно использовать при решении практически любой проблемы, стоит только внести в неё элемент соревновательности или предложить ученикам войти в какую-то роль. Одни игры провожу как викторины, другие игры требуют групповой работы, соревнования команд. Любимая игра учеников 7-9 классов – игра со стилизациями. Предлагаю им изложить заявленную мной тему в стиле сказания, летописи, поэмы, в жанре басни, баллады, сценок, рассказа-миниатюры и т.д.
- Создание характеристик героев.
Для того чтобы ученик мог лучше понять поступки героев, их слова, взаимоотношения, разобраться в собственном отношении к проблемам, поднимаемым автором, веду работу по созданию индивидуальных, групповых, сравнительных характеристик героев. Часто с этой целью использую карточки как для домашней подготовки, так для работы в парах на уроке.
- Воспитание через творческую работу.
Успешный опыт воспитания «талантливого читателя» можно наблюдать в творческих работах разнообразного вида. На начальном этапе обучения сочинению данного вида ввожу элемент его как задание по анализу небольшого отрывка опережающего характера в числе вопросов письменной практической работы. И учащиеся пишут работы, носящие личностный отпечаток, выражающие осознанную жизненную позицию…
Такие разные творческие работы и в то же время объединенные одним – критически мыслящим человеком, Читателем с большой буквы. А человек, умеющий чувствовать и понимать прекрасное, как правило, сам созидает красоту и стремится к гармонии во всех проявлениях жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 7 классе по теме: "Автор-образ-читатель. Как создает героя автор, как создает героя читатель".
ТИП УРОКА: творческая мастерская. ЦЕЛИ УРОКА: 1) знать, при помощи каких средств создают образы авторы (писатели, поэты, художники, музыканты); 2) закрепить и систематизировать знания по теории лит...

Развёрнутый конспект урока литературы в 11 классе с использованием технологии проблемного обучения. Тема: А.И.Куприн. Жизнь и творчество. Талант любви в рассказе «Гранатовый браслет»
Урок построен с использованием технологии проблемного обучения и рассчитан на 2 часа....

Талант любви в рассказе А.И. Куприна “Гранатовый браслет”. Урок литературы в 11 классе
Цель урока: показать мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств; роль детали в рассказе.(Урок нацелен на создание эмоционального опыта учащихся, формирование представления о силе любви...
Интегрированный урок литературы и музыки в 11 классе. Талант любви( по рассказу А.И.Куприна "Гранатовый браслет")
Урок предназначен для использования на уроке литературы в 11 классе, либо на уроках музыки для рассказа о преобразующей силе музыки, о созвучности её жизни....

Статья "Развитие творческого потенциала учащихся на уроках литературы и во внеурочной деятельности как один из способов формирования и развития читательского таланта"
Несомненно, развитие творческого потенциала учащихся осуществляется всеми учителями. Но литература отличается от других предметов тем, что ...

Письменные работы на уроках литературы как путь воспитания вдумчивого читателя
В презентации представлены формы работы по развитию интереса учащихся к чтению. Материал носит практический характер и оринторован на педагогов....

