План-конспект урока литературы в 5 классе: "Литературная сказка. О жизни и творчестве А.С.Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила». Посвящение"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Урок с применением обучающих структур сингапурской системы обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_5_klasse.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 5 классе
Тема по календарно-тематическому плану: «Литературная сказка. О жизни и творчестве А.С.Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила». Посвящение».
Цели: 1. Определить отличительные черты народной и литературной сказки, особенности стихотворной сказки.
2. Познакомить с биографией А.С.Пушкина, историей «рождения» сказки.
3. Содействовать развитию устной речи и воображения учащихся, развитию умения выразительно читать поэтическое произведение.
4. Содействовать развитию навыков работы в группе.
5. Содействовать развитию интереса и любви к литературе, к творчеству А.С.Пушкина.
Оборудование: доска, учебники, тетради; мэнэдж мэт; компьютер, мультимедийный проектор, презентация.
Обучающие структуры: эй ар гайд, хай файв, релли робин, микс пэа шэа, таймд пэа шэа, релли тэйбл, раунд робин.
Ход урока:
1. Организационный момент (рассадка детей в соответствии с Мэнэдж Мэт).
2. Активизация деятельности учащихся.
- Вступительное слово учителя (подведение учащихся к пониманию, что есть не только народные сказки, но и авторские – литературные):
- Работа с эпиграфом:
Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!
А.С.Пушкин
- Посмотрите на доску и подумайте, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
- Конечно, о сказках. Мы продолжим знакомиться со сказками. Однако новые сказки будут отличаться от изученных нами в начале года.
- Итак, тема урока «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!
(А.С.Пушкин)».
3. Актуализация знаний по теме «Сказка как жанр УНТ, её жанровые особенности», работа над новой темой «Литературная сказка».
- Давайте вспомним, что такое сказка, какие жанровые черты ей присущи.
1. Структура Эй Ар Гайд.
- Я подготовила для вас несколько утверждений. Скажите, они верные?
(обсуждение утверждений, работа с доской)
1). Сказка – это фольклорный жанр; занимательный устный рассказ о невероятной, но поучительной истории.
2). В сказках мы встречаемся с чудесами, волшебными предметами, фантастическими героями.
3). В сказках добро всегда побеждает зло.
4). В сказках герои всегда делятся на положительных и отрицательных.
5). Сказка и стихотворение – это разные и несовместимые жанры.
6). Сказки создаются народом.
- А теперь послушайте отрывки из сказок. Возможно, ваше мнение относительно данных утверждений изменится. (прослушивание фонозаписей сказок – фольклорной и литературной).
- И вновь вернемся к утверждениям: с какими из них мы можем согласиться, а какие можем опровергнуть или дополнить и чем? Обсудите это с соседом по плечу (Релли Робин).
- поблагодарите своего партнера;
- на этот вопрос ответит….
Вывод: сказки бывают фольклорными и литературными (запись в тетрадях схемы (на доске)).
2. Звучит музыка, ученики, молча смешиваются, двигаясь по кабинету (Микс Пэа Шэа).
- Встаньте, задвиньте стульчики, возьмите в руки тетради и карандаши. Когда музыка закончится, вы должны образовать пару с ближайшим к вам учеником и «дать пять», затем я задаю вопрос и даю 3-5 секунд на размышление.
1 вопрос: - назовите черты сходства фольклорной и литературной сказки. (ученики делятся своими ответами с партнерами в теч. 30 секунд Таймд Пэа Шэа);
- поблагодарите своего партнера;
- на этот вопрос ответит….
2 вопрос: - назовите отличительные черты фольклорной и литературной сказки. (ученики делятся своими ответами с партнерами в теч. 30 секунд Таймд Пэа Шэа);
- поблагодарите своего партнера;
- на этот вопрос ответит….
- Названные нами сходства и отличия фольклорной и литературной сказок нужно будет записать в тетрадь, закончив схему (домашнее задание).
4. Работа над темой «О жизни и творчестве А.С.Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила». Посвящение».
1. Беседа.
- Итак, мы начинаем знакомство с литературной сказкой, и первым произведением станет сказочная поэма А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».
- А что вам уже известно об этом замечательном русском поэте?
2. Слово учителя (о жизни поэта) с опорой на презентацию.
А.С. Пушкин родился в семье отставного майора, в Москве. Отец Пушкина (Сергей Львович) принадлежал к старинному, но обедневшему дворянскому роду. Мать поэта, Надежда Осиповна, была внучкой любимца Петра Великого арапа Ганнибала. Родители мало занимались детьми, но уже в детстве у Пушкина была возможность приобщиться к литературе: в Московском доме Пушкина бывали известные литераторы (Карамзин, Жуковский, Батюшков).
Воспитание в семье Пушкина было в духе того времени: дети получали первоначальное домашнее образование у гувернеров (воспитатель, обычно иностранец, нанимаемый в буржуазных семьях для воспитания и начального образования детей) и учителей-французов (языком общения дворян был французский язык).
Яковлева Арина Родионовна – няня А. Пушкина – настоящий кладезь русской народности. В год, когда родился Александр Пушкин, его отец дал Арине Родионовне вольную, но она отказалась и до конца жизни оставалась ангелом-хранителем для своего любимца.
Учитель наизусть читает отрывок из стихотворения Пушкина:
…в вечерней тишине
Являлась ты веселою старушкой,
И надо мной сидела в шушуне,
В больших очках и с резвою гремушкой.
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелен оставила свирель,
Которую сама заворожила.
Чтение еще одного отрывка:
Мастерица ведь была
И откуда что брала!
А куды разумны шутки,
Приговорки, прибаутки,
Небылицы, былины
Православной старины!..
Слушать, так душе отрадно.
И не пил бы, и не ел,
Всё бы слушал да сидел.
Кто придумал их так ладно?
Событием, предопределившим жизненный путь будущего гения, стало зачисление в Царскосельский императорский Лицей. Здесь Пушкин изучал разнообразные науки, здесь сформировались его свободолюбивые взгляды на жизнь и на общественное устройство. В Лицее Пушкин встретил своих лучших друзей – А. Дельвига, И. Пущина, В. Кюхельбекера.
И именно здесь, в Лицее, возникает замысел «Руслана и Людмилы». Эта поэма-сказка будет закончена и напечатана в Петербурге в 1920 году.
Вопрос: - Какая история, произошедшая с А.С.Пушкиным, связана с поэмой «Руслан и Людмила».
3. Рассказ ученика об истории создания поэмы «Руслан и Людмила» (пересказ статьи учебника – домашнее задание).
Пушкину было 20 лет, когда он окончил свою поэму «Руслан и Людмила». Поэма имела большой успех. Первый поэт того времени, считавшийся учителем Пушкина в поэзии, подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил поэму «Руслан и Людмила», 1820, марта 26, великая пятница».
В 1828 году Пушкин переиздал свою поэму, написав пролог, где подчеркнул сказочную ее сторону.
4. Вопрос: – Какие еще сказки А.С.Пушкна вам известны? Запишите свои ответы на одном листочке с партнером по лицу (Релли Тейбл);
- поблагодарите своего партнера;
- на этот вопрос ответит….
5. Работа над вступительной частью поэмы «Руслан и Людмила».
- Открываем учебники на с.77.
1. Выразительное чтение учителем «Посвящения».
2. Словарная работа: слова на доске – записывают их в тетради, дают им объяснение (устно; дома выписать значения этих слов из словаря (недавно на уроках русского языка знакомились с видами словарей)).
Лукоморье – 1. Излучина, кривой берег. 2. Сказочная страна.
Неведомые (дорожки) – неизвестные.
Невиданные (звери) – необычайные, поразительные.
Витязь – воин (в высоком стиле).
Чредой – друг за другом.
Мимоходом – между прочим.
Темница – заточение.
Над златом чахнет – сторожит, трясется, становится хилым.
Мед я пил – напиток, настоянный на меду.
Поведать – рассказать.
Шушун – женская верхняя короткополая одежда или кофта.
3. Беседа с элементами словесного рисования.
- Если бы нам пришлось изобразить чудесный мир, описанный в пушкинском прологе, на холсте, с чего бы вы начали?
- Хорошо ли вы себе представляете героев, местность? Опишите.
- Найдется ли место на вашей картине для автора пролога? (Ответить на этот вопрос можно двояко. Если учащиеся согласятся изобразить автора на своей картине, то они обязательно должны это доказать, обратившись к тексту (нужна небольшая подсказка учителя, чтобы дети обратились к тексту): «И я там был…», также автор нам говорит, что сказку ему рассказал ученый кот, значит, автор был там и слушал кота. Либо учащиеся ответят отрицательно. Можно также задать вопрос «А как еще себя проявляет автор в тексте?» Этот вопрос сложен для пятиклассников, т.к. они не могут воспринимать всю информацию, которая дается в тексте. Но мы с вами знаем, что автор – это тот, кто написал произведение, а тот герой, от чьего имени ведется повествование, называется рассказчиком.
Еще следует обратить внимание на иронично-шутливый тон: «Там королевич мимоходом пленяет грозного царя…», «Там ступа с Бабою Ягой идет, бредет сама собой…». Вспомнить определение и роль иронии: ирония – это высказывание, выражающее насмешку или лукавство; троп, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) смыслу явному. Ирония создаёт ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется.).
Отвечая на эти вопросы, пятиклассники рассказывают о том, что на картине сначала нарисуют огромный дуб на берегу моря и сказочного кота.
- А почему кот «ученый»?
Варианты ответов могут быть разными: мудрый, образованный, дрессированный, кот, который знает песни и сказки. Здесь нужно уточнить ответы детей.
Пространство картины заполняется изображениями сказочных героев и фрагментами сказочных сюжетов. Мы хорошо представляем себе героев, как их нарисовать, потому что они пришли к нам из народных сказок. А из каких?
- «Пролог» Пушкина называют краткой энциклопедией русского сказочного фольклора. Почему?
Учащиеся, отвечая на этот вопрос, во многом опираются на предыдущий: заимствование ключевых сюжетов и мотивов из народных сказок.
4. Выразительное чтение пролога учащимися (1-2 ученика).
5. Задание: - сравните свои впечатления с репродукцией картины «Пушкин у Лукоморья» (1843 год) Н. Рамазанова; обсудите это в группе (Раунд Робин);
- поблагодарите своих партнеров;
- на этот вопрос ответит….
6. Итоги урока.
- Ребята, сегодня мы с вами поработали очень плодотворно: вспомнили, что такое сказка как жанр УНТ и литературы, ее отличительные черты; узнали, чем отличается литературная сказка от фольклорной; вспомнили биографию А.С.Пушкина, узнали о поэте что-то новое; начали знакомство с поэмой А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».
- Оценки за урок: …
7. Домашнее задание: - выучить наизусть «Пролог»;
- дочитать поэму до конца;
- закончить схему;
- нарисовать иллюстрации к поэме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
А.С.Пушкин. Поэма "Руслан и Людмила". Итоговый урок - викторина.
Итоговый урок-викторина по поэме А.С.Пушкина "Руслан и Людмила". Командные, индивидуальные, групповые задания и конкурсы....
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ: «А.С.Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила». История создания, жанровое своеобразие. Пролог к поэме».5 класс
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ: «А.С.Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила». История создания, жанровое своеобразие. Пролог к поэме» Класс: 5. Тип урока: урок открытия нового знания....
Презентация к уроку литературы в 9 классе "Москва в жизни и творчестве А.С. Пушкина"
Презентация к уроку литературы в 9 классе "Москва в жизни и творчестве А.С. Пушкина"...
Контрольная работа по литературе для 7 класса по теме "Жизнь и творчество А.С.Пушкина"
Контрольная работа проверяет знание биографии А.С.Пушкина, его произведений, а также знание теории литературы....
Конспект урока литературы в 10 классе по теме " жизнь и творчество А.С.Пушкина"""
Урок побуждает желание учащихся познакомиться с личностью поэта, обратить внимание на важнейшие исторические события, повлиявшие на мировоззрение А Пушкина....