А.С.Пушкин. Поэма "Руслан и Людмила". Итоговый урок - викторина.
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Итоговый урок-викторина по поэме А.С.Пушкина "Руслан и Людмила". Командные, индивидуальные, групповые задания и конкурсы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ruslan_i_lyudmila_viktorina.doc135.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРЕДМЕТ:  литература, 5 класс.

РАЗДЕЛ/БЛОК: Творчество А.С.Пушкина.  Поэма «Руслан и Людмила».

ТЕМА: итоговый урок по поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».

ЦЕЛЬ:  проверить знания учащихся,  закрепить пройденный материал.

ЗАДАЧИ: образовательная: проверка знаний, умений и навыков, обобщение, систематизация  изученного материала;

             воспитательная: воспитание уважительного отношения  к партнеру по команде, сплоченности, личной ответственности, уважения к национальной культуре;

             развивающая: развитие речи, коммуникативных навыков,  творческих способностей,  навыков работы в группе.

ВИД УРОКА: урок-викторина.

ПРИМЕНЯЕМЫЕ МЕТОДЫ: конкурсные задания, соревнование,   обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие технологии, модельный метод (обучающие игры).

ОБОРУДОВАНИЕ: доска, карточки с заданием, плакаты, выставка рисунков, призы, аудиоаппаратура, элементы костюмов для театрального конкурса и конкурса «Шапка Черномора».

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ  ТЕХНОЛОГИИ:  игровые технологии, технология дифференцированного обучения, групповая технология.

ХОД  УРОКА:

  1. Организационно-психологический  этап.
  1. подготовка психологического настроя;
  2. обеспечение порядка;
  3. проверка состояния классного помещения;
  4. взаимное приветствие;
  5. проверка отсутствующих;
  6. проверка рабочих мест, внешнего вида учащихся.          

II      Этап постановки  темы, цели и задач урока:

                Задачи:

  1. организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся;
  2. показать значимость изучаемого материала;
  3. поставить перед учащимися учебную проблему.

Музыка в качестве фона:  М.И. Глинка, увертюра к опере  «Руслан и Людмила».

Слово учителя:

Сегодня мы заканчиваем изучение поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».  Несколько уроков мы с вами находились в красивой волшебной сказке, переживали приключения вместе с героями поэмы.

Сто девяносто один год назад  Пушкин написал это произведение. И до сих пор оно интересно читателю. Каждый увидит в этой поэме  то, что близко ему: борьбу добра и зла или красивую историю любви и верности,  опасное очарование колдовства или пример доблести и мужества русского витязя, «преданья старины глубокой» или волшебную сказку. А со сказкой всегда очень жаль расставаться.

В классе сегодня сказочная атмосфера:  звучит музыка великого русского композитора П.И. Чайковского, которую он написал  специально для балета «Руслан и Людмила», класс украшает выставка ваших рисунков - иллюстраций  к  поэме.

Сегодня мы с вами вспомним  сюжет и  героев поэмы,  сказочный пролог к ней, ответим на интересные вопросы, выполним  различные задания. Чтобы все это стало еще интереснее, устроим конкурс команд.

III.    Этап проверки домашнего  задания.         

          Задачи:

  1. установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися класса ;
  2. выявить, устранить и скорректировать обнаруженные в ходе  проверки пробелы  в знаниях;

                3. осуществить дальнейшее совершенствование знаний, умений и навыков.  

Конкурс № 1. Представление команд.

         Представление команд, названий, презентация эмблемы и плаката.

Название

команды

Команда

 «Кот ученый»

Команда

 «Руслан и Людмила»

Команда

«Черномор»

Объяснение названия

В прологе Пушкин написал, что эту сказку поведал ему кот ученый.

Руслан и Людмила – главные герои поэмы.

Черномор - главный противник Руслана.

Презентация эмблемы

Учащиеся объясняют, что и почему изображено на эмблеме их команды.

Плакат –

иллюстрация

На плакате – дуб, кот и сказочные герои пролога.

На плакате – карта «Путь Руслана».

На плакате – сад Черномора.

Презентация плаката

Кот ученый живет на волшебном дубе и рассказывает чудесные сказки.

Изображен путь Руслана к Людмиле, все его подвиги, встречи и приключения.

Этот прекрасный волшебный сад создан чарами Черномора.

Взаимооценивание домашнего задания (оценка эмблемы и плаката по пятибалльной  системе).

IV.      Этап актуализации знаний и умений  учащихся.

           Задачи:                                                                                              

  1. воспроизведение связи прежних знаний  в новой ситуации;
  2. установление внутрипредметных и межпредметных связей;
  3. опора на жизненный опыт  учащихся.

                Конкурс № 2.   Словарный конкурс.

В поэме много устаревших слов. Многие из них Пушкин        употребил нарочно, чтобы передать читателю ощущение «старины глубокой». Читая и анализируя поэму, мы объясняли эти слова и выражения. Сейчас проверим, как вы это усвоили.

Условия конкурса: участники команд выходят по одному к доске и объясняют одно слово из списка, предназначенного для его команды.

Музыка в качестве фона: М.И. Глинка,  «Персидский хор» из оперы «Руслан и Людмила».

«Кот ученый»

 «Руслан и Людмила»

«Черномор»

слово

значение

слово

значение

слово

значение

Чашники

Слуги

Десница

Правая рука

Лобзать

Целовать

Вещает

Говорит

Венец

Корона

Балдахин

Занавес над постелью

Яхонт

Рубин

Перл

Жемчуг

Карла

Карлик

Багрить кровью

Убивать

Искусство брани

Боевое искусство

Рыцари парнасских гор

Поэты

Гридница

Зал для пиров дружины

Риза

Верхняя одежда

Ретивый

Быстрый

              Совместная проверка (учитель с учениками), оценивание –по баллам.

  1. Этап организации усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений для применения.

Задачи:

  1. установить правильность и осознанность изученного материала;
  2. обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях.

Конкурс № 3. «Пролог»

Слово учителя: поэма начинается с пролога, в котором Пушкин вводит читателя в мир народной сказки, где обитают чудеса, волшебство, живут сказочные герои.

Вы должны хорошо знать строки пролога.

Задание: составьте отрывок пролога из разрозненных строчек.

Условия выполнения: командное задание (учитывается быстрота и правильность выполнения).

Музыка в качестве фона: М.И. Глинка «Марш Черномора»  из оперы «Руслан и Людмила».

«Кот ученый»

 «Руслан и Людмила»

«Черномор»

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо - песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пеняет грозного царя;

Там королевич мимоходом

Пеняет грозного царя;

Там в облаках, перед народом

Через леса, через поля

Колдун несет богатыря;

Царевна там в темнице тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с бабою - Ягой

Идет-бредет сама собой;

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух… там Русью пахнет!

Проверка: учащийся читает пролог наизусть, участники-соперники проверяют задание другой команды, учитель контролирует проверку.

VI.   Этап обобщения  и проверки  ранее усвоенных знаний.

        Задачи:

       1. повторение, обобщение  и проверка  полученных на предыдущих уроках знаний;

       2. формировать целостную систему ведущих знаний по теме, курсу;

 

Конкурс № 4.  Конкурс «Блиц-опрос» на знание героев произведения.      

Условия конкурса: конкурс похож на игру «Ручеек». Участники команды выстраиваются друг за другом. Сначала задается вопрос первой тройке игроков –соперников. Тот, кто первый ответит на вопрос, возвращается к команде (снова встает в очередь), остальные двое выбывают (садятся за парты). Игра продолжается до тех пор, пока на игровом поле не останутся представитель/представители одной команды.

Конкурс «Блиц-опрос»

ВОПРОСЫ

ОТВЕТЫ

1. Людмила брюнетка или блондинка?

Блондинка.

2. В какое животное превращалась Наина?

В черного дракона.

3. Кем приходится Черномор Голове?

Братом.

4. Назовите имя и титул отца Людмилы.

Князь Владимир.

5. В чем сила Черномора?

В бороде.

6. Какая волшебная вещь помогала Людмиле?

Шапка-невидимка.

7. Кого из своих соперников вынужден убить Руслан?

Рогдая.

8. Кто возвращает Людмилу отцу?

Фарлаф.

9. Почему Людмила, вернувшись домой, не обнимает своего отца?

Она спит волшебным сном.

10. Какую вещь дарит Финн Руслану? Для чего она нужна?

Волшебный перстень. Он должен разбудить Людмилу.

11. Что происходит с Черномором в финале произведения?

Он стал шутом у князя.

12. Какую помощь оказывает Финн Руслану  в финале поэмы?

Воскрешает его.

13. О чем просит Голова Руслана?

Отомстить Черномору.

14. Зачем голова была нужна Черномору?

Охраняла волшебный меч.

15. Как Черномор заманил Людмилу в сеть?

Обманом и волшебством: превратился в Руслана.

Победившая команда получает пять призовых баллов. Команда, выбывшая второй – 2 балла. Команда, выбывшая первой получает 1 балл.

Конкурс № 5.

Конкурс «Восстанови сюжет». Командный конкурс.

Слово учителя: В поэме несколько сюжетных линий. Пушкин внезапно оставляет одну на самом интересном месте, чтобы переключиться на другую. Так он держит читателя в постоянном нетерпении, желании узнать: «Что же будет дальше?»

Задание: На карточках представлены  эпизоды поэмы. Восстановите сюжет, надпишите карточки цифрами 1, 2, 3, 4 и т.д.

Музыка в качестве фона: М.И. Глинка, «Танцы» из оперы «Руслан и Людмила».

ВОССТАНОВИ СЮЖЕТ

СЮЖЕТ

История Головы.

1. Пир-свадьба.

Победа над печенегами.

2. Похищение Людмилы.

Поединок Руслана и Рогдая.

3. Встреча Руслана с Финном.

Предательство Фарлафа.

4. К Людмиле попадает шапка Черномора.

Встреча Руслана с Финном.

5. Поединок Руслана и Рогдая.

Черномор заколдовал Людмилу.

6. Наина предупреждает Черномора.

Руслан возвращает Людмилу к жизни.

7. История Головы.

К Людмиле попадает шапка Черномора.

8. Черномор заколдовал Людмилу.

Финн оживляет Руслана.

9. Поединок Руслана и Черномора.

Похищение Людмилы.

10. Предательство Фарлафа.

Наина предупреждает Черномора.

11. Финн оживляет Руслана.

Поединок Руслана и Черномора.

12. Победа над печенегами.

Пир-свадьба.

13. Руслан возвращает Людмилу к жизни.

Проверка:  совместная  проверка (учитель и ученики), подсчет правильных ответов. Количество правильных ответов – количество баллов добавляется  к общему счету команды.

Конкурс № 6. Конкурс «Шапка Черномора».

В шапку кладутся сложенные билетики по числу учащихся. В билетах написаны вопросы по сюжету поэмы. Игроки выходят по очереди  (по одному от команды). За правильный ответ получают приз. Победита команда, к которой больше призов. Количество призов - баллов добавляется в общий счет команды.

Конкурс «Шапка Черномора»

ВОПРОСЫ

ОТВЕТЫ

1. В чем был не побежден Фарлаф?

«В пирах никем не побежденный».

2. Что обещал князь Владимир тому, кто вернет ему дочь?

Людмилу в жены и полкняжества.

3. Как Руслан узнал о похитителе Людмилы?

От Финна.

4. Почему Финн стал волшебником?

Чтобы добиться любви Наины.

5. Как четыре витязя выбрали себе дороги?

Их кони сами разошлись.

6. Кто самый трусливый из витязей?

Фарлаф.

7. Имя молодого хазарского хана.

Ратмир.

8. Витязь, ставший призраком.

Рогдай.

9. Когда финн узнал, что Наина – колдунья?

Когда сам стал колдуном.

10. Зачем Рогдай погнался за Фарлафом?

Ошибся, думал, что это Руслан.

11. Почему Финн отверг Наину?

Она стала старухой.

12. В чем тайна Черномора?

Его волшебная сила в бороде.

13. Что увидела Людмила из окна в замке Черномора?

Заснеженные  горы.

14. Как Людмила обнаружила волшебство шапки Черномора?

Примеряла ее перед зеркалом.

15. Как волшебная шапка оказалась у Людмилы?

Она сняла ее с  головы Черномора.

16. Почему Наина стала помогать именно Фарлафу?

Он был самый легковерный и управляемый.

17. Зачем Наина мешала Руслану?

Он был счастлив в любви.

18. Кем был брат Черномора?

Великаном.

19. Как Черномор победил своего брата?

Обманом.

20. Что сделала Людмила, впервые увидев  своего похитителя?

«Завизжала так, что всех арапов оглушила».

Команды подсчитывают призы. Учитель подводит итоги.

Конкурс № 7.  Театральный конкурс.

У каждой команды было еще одно тайное задание: представить коротенькую сценку-пантомиму. Вы знаете, что пантомима –это сценка без слов. Актеры должны играть с помощью жестов, движений  и  мимики. Задание для команд – определить эпизод, представленный командой - соперницей.

Музыка в качестве фона:  М.И. Глинка, увертюра к опере  «Руслан и Людмила».

Команда

«Кот ученый»

 «Руслан и Людмила»

«Черномор»

Сценка/

Эпизод

Первая встреча Людмилы и Черномора.

Поединок Руслана с Черномором.

Наина уговаривает Фарлафа ехать домой.

         Оценивание: совместное (ученики и учитель) по пятибалльной  системе. Критерии: выразительность, наличие элемента костюма, узнаваемость.

VII. Этап контроля за результатом учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися.

         Задачи:

  1. выявить качество и уровень знаний;
  2. дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу дальнейшей работы.

Подведение итогов

Награждение команд.

Рефлексия

Совместный анализ работы команды и каждого учащегося.

  1. Какой конкурс понравился?
  2. Какой конкурс был самым сложным?
  3. Кто стал лучшим игроком в команде?

Результат учебной деятельности.

Сегодня мы с вами снова побывали в сказке. Оказалось, что ее вы хорошо знаете. Вы не только играли и соревновались, но и  продемонстрировали свои знания и умения, а еще повторили все то, что мы изучали на нескольких уроках.

Не забывайте: «Сказка –ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!»

Перспектива дальнейшей работы.

На следующем уроке мы продолжим изучение творчества А.С. Пушкина.

Домашнее задание.

Прочитать стихотворения А.С.Пушкина : «Зимний вечер», «Зимнее утро», «Няне».