Преезентация к уроку литературы по теме "Обзор литературного процесса 20-х годов ХХ века"
презентация к уроку по литературе (11 класс)

Клименко Мария Владимировна

Презентация к уроку литературы в 11 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon 20-e_gody_20_veka.ppt178 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русская литература 20-х гг. Эмигрантская литература «Потаенная» литература Советская литература

Слайд 2

В сфере литературы раскол общества, завершившийся революцией и гражданской войной, выразился в том, что после 1917 года литературный процесс развивался по трем противоположным и часто почти непересекающимся направлениям. Особенности литературы 20-х гг

Слайд 3

Эмигрантская литература В начале 20-х годов Россия познала эмиграцию миллионов русских людей, не желавших подчиниться большевистской диктатуре. И. Бунин, А. Куприн, В. Набоков, И. Шмелев, М. Цветаева. Оказавшись на чужбине, они не только не поддались ассимиляции, не забыли язык и культуру, но создали — в изгнании, в чужой языковой и культурной среде — литературу диаспоры, русского рассеяния.

Слайд 4

«Потаенная» литература Создавалась художниками, которые не имели возможности или же принципиально не хотели публиковать свои произведения. Это были произведения, написанные «в стол» А. Платонов «Чевенгур» и «Котлован» М. Булгаков «Мастер и Маргарита» А. Ахматова «Реквием»

Слайд 5

Советская литература создавалась в нашей стране, публиковалась и находила путь к читателю. Эта ветвь отечественной литературы испытывала на себе самое мощное давление политического пресса.

Слайд 6

Борьба двух противоположных тенденций 1) стремление власти привести литературу к идеологической монолитности и художественному единообразию. Письмо ЦК РКП(б) «О Пролеткультах»,1920 г. Резолюция «О политике партии в области художественной литературы»,1925 г. Постановление «О перестройке литературно-художественных организация» 1932 г. 2) тенденция многовариантного литературного развития. Многоголосие, разнообразие авторских манер, обилие группировок, литературных объединений, салонов, групп

Слайд 7

Литературные направления I. Реализм. Реализм пытался адаптироваться к мироощущению человека XX столетия, к новым философским, эстетическим реалиям. Обновленный реализм. Социалистический реализм , новая эстетика, в основе которой лежит утверждение нормативных характеров в нормативных обстоятельствах.

Слайд 8

Литературные направления II. Модернизм рождает жанр антиутопии (Замятин Е. «Мы») – произведения о будущем, которое рисуется отнюдь неидеальным и светлым, в этих произведениях предсказывается такое мироустройство общества, при котором человеческая личность будет обесценена, подавлена властью машин или политической диктатурой фантастический гротеск (Булгаков М. «Роковые яйца») жанр фрагмента (Пильняк Б. «Голый год») развивает сатиру (Зощенко М.).

Слайд 9

Литературные группировки РАПП ЛЕФ Имажинисты «Перевал» ОБЕРИУ Конструктивисты «Серапионовы братья» ОПОЯЗ

Слайд 10

РАПП - российская ассоциация пролетарских писателей 1925-1932 гг. Печатный орган – журнал «На посту», «На литературном посту» Представители – Дм. Фурманов, Ал. Фадеев. Идеи: поддержка пролетарских литературных организаций, учиться у классиков, развитие коммунистической критики, отрицание романтизма, борьба с новобуржуазным влиянием в литературе, Ахматова, Ходасевич, Цветаева, Бунин – «классовые враги», Маяковский, Пришвин, К. Федин – «попутчики», теория «живого человека».

Слайд 11

ЛЕФ - левый фронт искусств литературная группа 1922-1929 гг. Печатный орган – журнал «ЛЕФ», «Новый ЛЕФ». Представители – Маяковский В., Б. Пастернак, О. Брик. Идеи: создание действенного революционного искусства, критика пассивного «бытоотражающего психологизма», теория «литературного факта», отрицающая художественный вымысел, требующая освещения в искусстве фактов новой действительности.

Слайд 12

Имажинизм литературное течение 1919-1927 гг. Печатный орган – «Советская страна» Представители – С. Есенин, Н. Клюев, В. Шершневич. Идеи: «поедание образом смысла», которое выражалось в нарушении грамматических форм, определяющих смысл

Слайд 13

«Перевал» литературное объединение Кон.1923-нач. 1924 – 1932 гг Печатный орган – журнал «Красная новь». Представители – В. Катаев, Э. Багрицкий, М. Пришвин, М. Светлов. Идеи: выступали против «бескрылого бытовизма», ратовали за сохранение преемственной связи с художественным мастерством русской и мировой классической литературы, выдвигали принцип искренности, интуитивизма, гуманизма

Слайд 14

ОБЕРИУ – объединение реального искусства литературно – театральная группа. 1927-1928 гг. Представители – Д. Хармс, Н. Заболоцкий, А. Введенский. Идеи: в основе творчества – «метод конкретного материалистического ощущения вещи и явления», развивали отдельные стороны футуризма, обращались к традициям русских сатириков кон.19-нач. 20 в.

Слайд 15

Конструктивизм литературное течение 1923-1930 гг. Представители – И. Сельвинский, В. Инбер, В. Луговской. Идеи: целесообразность, рациональность, экономичность творчества; лозунг: «Коротко, сжато, в малом – многое, в точке – все!», стремление сблизить творчество с производством (конструктивизм тесно связан с ростом индустриализации), отвергали немотивированную декоративность, язык искусства доводили до схематизма

Слайд 16

«Серапионовы братья» литературная группа. 1921 г. представители – К. Федин, В. Каверин, М. Слонимский. Идеи: «поиски приемов овладения новым материалом» (война, революция), поиски новой художественной формы, цель – овладение техников писательского мастерства

Слайд 17

ОПОЯЗ – общество изучения поэтического языка русская литературоведческая школа. 1914-1925 гг. Представители – Ю. Тынянов, В. Шкловский.

Слайд 18

Расцвет русской драматургии М. Булгаков «Дни Турбиных», «Зойкина квартира»; Н. Эрдман — «Мандат», «Самоубийца»; Е. Замятин — «Блоха»; В. Маяковский — «Клоп»

Слайд 19

Время поиска и эксперимента в литературе Главной темой в литературе было изображение революции и гражданской войны: М. Булгаков «Белая гвардия» Фурманов «Чапаев» Б. Пильняк «Голый год» А. Серафимович «Железный поток» М. Шолохов «Донские рассказы» А. Малышкин «Падение Дайра» И. Бабель«Конармия» А. Веселый «Россия, кровью умытая».

Слайд 20

Художники широко использовали гротеск, фантастику, иронию и сатиру: М. Зощенко Рассказы А. Платонов «Город Градов» М. Булгаков «Собачье сердце» Е. Замятин «Мы» И. Ильф и Е. Петров «Двенадцать стульев», «Золотой теленок» А. Грин «Алые паруса» и «Бегущая по волнам»

Слайд 21

1929 год Все изменилось. Этот год ознаменовал начало травли М. Булгакова, А. Платонова, Б. Пильняка. С этого года было резко нарушено относительное равновесие сил. В литературу перенеслись методы беспощадной политической борьбы. Наступало новое время с новыми героями и новым пониманием вещей в произведениях. Это была общая драма русской интеллигенции, пережитая ею на рубеже 20-х и 30-х годов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку литературы в 11 классе "Литературный процесс конца 19-начала 20 века"

Презентация  отражает литературно-историческую обстановку конца 19-начала 20 века, основные литературные направления этого периода, философские мысли.Презентация "Однородные члены предложения" по...

Тематический зачет. Литература в годы Великой Октябрьской революции и литературный процесс 20-х годов ХХ века.

Тематический зачет состоит из двух частей: тестовых заданий (с выбором ответа)  и  творческой  работы....

урок литературы 11 класс Литературный процесс 20 гг. XX века

урок литературы 11 класс  Литературный процесс 20 гг.  XX века...

Конспект и презентация к уроку "Литературный процесс 20-х годов ХХ века"

Публикация содержит презентацию и материалы к уроку по теме "Литературный процесс 20-х годов ХХ века"...

Урок "ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 20-Х ГОДОВ 20 ВЕКА"

Конспект обзорного урока литературы в 11 классе...

Урок литературы в 11 классе. Литературный процесс 30-х годов

На уроке учащиеся  знакомятся с общественно - культурной ситуацией в России в 1930-е гг., с основными тенденциями развития литературы этого периода, с разными идейно-художественными позиция...