Урок "ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 20-Х ГОДОВ 20 ВЕКА"
презентация к уроку по русскому языку (11 класс) на тему

Псянина Светлана Александровна

Конспект обзорного урока литературы в 11 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 20gody20veka.pptx315.88 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 20-Х ГОДОВ 20 ВЕКА

Слайд 2

К литературе 20-х годов принято относить произведения, созданные в период с 1917г. по начало 30-х годов .

Слайд 3

Главная тема – изображение революции и гражданской войны. Повышенное внимание к прозе объясняется тем, что исторические события затрагивали всех и каждого и требовали не столько выражения эмоций, сколько их осмыслен ия.

Слайд 4

1. Эмигрантская литература - оказавшиеся за границей писатели не растворились в чужеродной среде, а создали литературу русского зарубежья (И.Бунин , В.Набоков , З.Гиппиус, И.Куприн, М.Цветаева, Е.Замятин и др.)

Слайд 5

2. «Потаённая литература» - создавалась авторами, которые не могли или не хотели публиковать свои произведения. Они стали известны читателю лишь в конце 80-х годов ХХ века ( некоторые произведения М.Булгакова , И.Бабеля , А.Платонова , М.Зощенко,)

Слайд 6

3. Советская литература –публиковалась , но её развитие было не менее драматично.

Слайд 7

Литературные группировки 20-х годов Они делились на пролетарские и непролетарские.

Слайд 8

ПРОЛЕТКУ́ЛЬТ ( СОКР. ОТ ПРОЛЕТАРСКАЯ КУЛЬТУРА) массовая культурно-просветительская и литературно-художественная организация пролетарской самодеятельности при Наркомате просвещения, существовавшая с 1917 по 1932 год.

Слайд 9

РАПП (Российская Ассоциация Пролетарских Писателей) литературное объединение, самая мощная литературная группировка, продолжавшая традиции Пролеткульта. Рабочие хотели образовываться. К началу 20-х годов в Пролеткульте было 400 тысяч членов, 80 тыс. занимались в литературных, музыкальных, театральных студиях, издавалось более 20 журналов. Цель Пролеткульта – приобщение масс к культуре и творчеству.

Слайд 10

Идеология РАПП выражалась в журнале «На литературном посту» (1925—1932). В журнале они выдвигали принцип классовой литературы, концепции развития литературы «союзник или враг», отталкивания писателей-" попутчиков«(К «попутчикам» принадлежали Горький, Маяковский, Пришвин, Федин, Есенин и т.д .), « призыв ударников в литературу». Основным направлением литературы рапповцы признали психологизм, «живого человека», психологический анализ изображаемых героев.

Слайд 12

ЛЕФ (Левый Фронт Искусств) 1922-1929 гг. Это были бывшие футуристы во главе с Маяковским. Издавали журнал «ЛЕФ». Любили рисовать плакаты, писали рекламные тексты.

Слайд 13

Основные принципы деятельности ЛЕФа литература факта, производственное искусство, социальный заказ. Теоретики этого течения утверждали союз искусства с производством, пропагандировали веру в технический прогресс, а в искусстве -«литературу факта», репортажа, монтирования документов вместо вымысла, отменяемого как пережиток прошлого. Призывали к уничтожению классики.

Слайд 15

« Серапионовы братья» Серапион – пустынник, герой полусказочного произведения Гофмана. Группировка возникла в 1921 году . Защищали традиционные ценности искусства, самоценность творчества. Искусство не зависит от политики. Проповедовали братство, свободу от горлопанов.

Слайд 17

«Перевал» ( 1923—1932 гг .) - оппозиция РАППу . Основоположником группировки был критик Воронский А.К . Издавала первый «толстый» журнал «Красная новь». Перевал – трудный участок пути, но за ним, в будущем – «завтрашняя мораль», «новый гуманизм». Опора на будущее вела к утверждению общечеловеческих ценностей. Лозунгом переваловцев были искренность, гуманизм, эстетическая культура.

Слайд 18

Творческие лозунги: « искренность творчества»; творчество по вдохновению, по наитию; «новый гуманизм»; свобода писателя от «госзаказа».

Слайд 20

Разногласия с РАППом были по следующим пунктам: а ) отношение искусства к действительности Рапповцы , пролеткультовцы , лефовцы считали, что задача искусства – служить производству и быту, т.е. обеспечивать комфорт для производителя материальных благ. Задача писателя – выполнять социальный заказ, создавать летопись революции, историю фабрик и заводов. б) вопрос о творцах новой культуры Может ли выразить идеологию пролетариата художник, никогда не стоявший у станка? «Красная новь» печатала всех, а не только пролетариев. А рапповцы запрещали своим писателям печататься в «Красной нови». в) вопрос о культурном наследии

Слайд 21

ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства ) (1927-1930 гг.) отказ от традиционных форм искусства, необходимость обновления методов изображения действительности, Группа продолжила модернистскую поэтику. Гротеск и фантастика, сочетание реального и нереального , алогизм, поэтика абсурда . Свои творческие эксперименты они называли «заумью» и «чушью», а себя неизвестно почему « чинарями ». Работали на стыке взрослой и детской литературы. Основной творческий метод – перенесение детских представлений во взрослую литературу (причем не всегда добрых и хороших ).

Слайд 23

Группа ЛЦК (Литературный центр конструктивистов ) (1923-1930 гг.) Утверждая господствующую роль техники в современной жизни, конструктивисты считали, что произведение искусства должно отвечать всем требованиям технической конструкции с максимальным функциональным использованием каждой из его частей.

Слайд 25

Имажинизм – литературное течение 1919-1927 гг. Печатный орган – « С оветская страна» . Представители – С.Есенин, Н.Клюев, В.Шершеневич . Идеи – «поедание образом смысла», которое выражалось в нарушении грамматических форм, определяющих смысл.

Слайд 26

ОПОЯЗ (общество изучения поэтического языка) - русская литературоведческая школа (1914-1925 гг.) Ю. Т ынянов В. Шкловский

Слайд 27

Поэты, не входившие ни в одну литературную группу: О. Мандельштам М. Цветаева Ф. Сологуб Б. Пастернак В. Ходасевич М.Волошин И . Анненский

Слайд 28

Расцвет русской драматургии: М.Булгаков «Дни Турбиных », «Зойкина квартира» Е.Замятин «Блоха» В.Маяковский «Клоп»

Слайд 29

В 1932 году постановлением партии все группировки были устранены, а всем писателям «стоявшим на платформе советской власти» предписывалось войти в Союз советских писателей (М.Горький) . Создалось литературное Министерство (А.Фадеев) .

Слайд 30

Основным художественным методом становится социалистический реализм. Человек не может жить частной жизнью, он вовлечен в исторический процесс. Не только среда воздействует на героя, но и герой воздействует на среду. Утверждается возможность насилия (если хотим изменить мир, то мы должны разрушать, чтобы создать свой идеал) Соцреализм отвергал исследовательскую, познавательную функцию литературы, он требовал не исследования противоречий времени, а создания модели идеального будущего. Художник не исследует характеры, а создает их в соответствии с предписанной нормой и превращает в примитивные социальные маски (враг, друг, коммунист, обыватель, крестьянин, кулак, вредитель) Искусство стало орудием создания художественного мифа, отвлекающего общество от реальных проблем. Свобода художника под запретом. Он волен в выборе формы, но не содержания. Заранее определен конфликт, пути его разрешения, расписаны социальные роли героев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«НЭП и промышленность Мурома в 20-30 годы XX века»

Новая экономическая политика и её реализация на примере развития города Мурома (привлечение краеведческого материала)...

Обзор литературы 20 -30 годов 20 века

Можно использовать на уроках литературы в 11 классе....

Реформы 60-70 - х годов XIX века

урок истории для 8 класса...

Учебный фильм по истории средних веков "Композитор, художник и поэт IX века Туотило (и разные интерпретации его песнопения "Kyrie, Cunctipotens genitor Deus" (около 900 года))"

Туотило из монастыря Святого Галла, в других произношениях Туотилон, Тотило (англ. Tuоtilo of Saint Gall, около 850, Ирландия — около 915, Санкт-Галлен) - средневековый к...

Тематический зачет. Литература в годы Великой Октябрьской революции и литературный процесс 20-х годов ХХ века.

Тематический зачет состоит из двух частей: тестовых заданий (с выбором ответа)  и  творческой  работы....

Конкурс чтецов "Времена года в стихотворениях русских поэтов 19 века" (в рамках предметной декады, посвящённой "Году экологии")

В материале представлена программа конкурса, стихи русских поэтов 19 века о временах года....