«НЭП и промышленность Мурома в 20-30 годы XX века»
методическая разработка по истории (9 класс) по теме

Лозяная Людмила Владимировна

Новая экономическая политика и её реализация на примере развития города Мурома (привлечение краеведческого материала)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nep_i_promyshlennost_muroma_v_20-30_gody_xx_veka..doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «НЭП  и промышленность Мурома в 20-30 годы XX века». (9 класс)

Цель урока:

  1. Уяснить, что привело к новой экономической политике, т.е. причины перехода от политики «военного коммунизма» к НЭПу;
  2. Проследить развитие НЭПа на примере Муромского уезда;
  3. Определить итоги НЭПа для страны и нашего города;
  4. Воспитывать в школьниках чувства любви и заинтересованности прошлым малой родины.

Словарь: ПРОДНАЛОГ, ПРОДРАЗВЕРСТКА, НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА, ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ РАСЧЕТ, ВОЕННЫЙ КОММУНИЗМ,

ХОД УРОКА

Эпиграф:

«Мы до известной степени заново создаем капитализм»

«НЭП – пересмотр «всей нашей политики  социализма»

НЭП – «вводится всерьез и надолго, но …  не навсегда».

(В.И.Ленин)

Опережающее задание: прочитать §§ 53-54 «Экономика Мурома» в учебном пособии  История мурома и Муромского края.

1. В начале урока с учащимися следует повторить понятия: «продразверстка»  и «военный коммунизм». (см. словарь)

Далее учитель рассказывает о НЭПе и о 20-х гг. используя статистические данные по России в период НЭПа.

Показатели

1921г. в сравнении с 1913г.

Период НЭПа

Промышленность

Сократилась в 7 раз

Подъем на 80%

Сельское хозяйство

Сократилась на 40%

Восстановление посевных площадей

Урожай зерновых

Сократился на 45%

Увеличился на 20% по сравнению с 1913г.

Выступление ученика с сообщением по теме: «Промышленность Мурома в годы НЭПа»

После выступления класс заполняет сравнительную таблицу:

НЭП и военный коммунизм

(материалы по НЭПу  и военному коммунизму берутся на примере Мурома)

Линия сравнения

Военный коммунизм

НЭП

Производство

Национализация промышленности: в январе государству перешел водный транспорт, в октябре - крахмалопаточные заводы и мануфактурные магазины, в декабре - маслобойные заводы и текстильные фабрики. Национализации подлежали и металлургические заводы.

В годы НЭПа число предприятий в Муроме значительно увеличилось, и если в 1920 г. их было тридцать девять, то в 1923 года уже сто сорок шесть. Увеличение произошло в основном за счет частных ремесленных заведений.

Разрешена сдача предприятий в аренду. Развивалась металлообрабатывающая промышленность. 1912г. – строительство паровозоремонтных мастерских сейчас это завод имени Дзержинского.

Торговля

Запрещение  частной торговли, отмена оплаты топлива. Жилья, электроэнергии

С разрешением частной торговли в годы НЭПа в городе открылись многочисленные частные магазины, трактиры, чайные, появились частные хлебопекарни, домашние цеха по производству и продаже колбасы.

Сельское хозяйство

С 1918 года в уезде началось перераспределение земли, в ходе которого было конфисковано 12.990 десятин частновладельческих земель. Все частные хозяйства, помещичьи владения передавались крестьянам, совхозам и сельскохозяйственным артелям в бесплатное пользование. Уездные земельные отделы обязывались принять все меры к внедрению коллективного хозяйства. В бывших помещичьих имениях создавались трудовые земледельческие коммуны. Коммуны были основаны на общинном, уравнительном принципе распределения продуктов, в них проводилось полное обобществление земли, инвентаря, рабочего и продуктивного скота, жилых и хозяйственных построек.

С введением НЭПа крестьяне получили возможность свободно продавать на рынке свои продукты. Одновременно государство призывало крестьян и рабочих объединяться в кооперативы.  В Муромском уезде организовывали различные сельскохозяйственные объединения, союзы, производственные кооперативы - машинные, семенные, мелиоративные и другие товарищества. В 1922 году в Муроме был организован Приокский районный союз сельскохозяйственных и кустарно-промысловых кооперативов.

Характер труда

Всеобщая трудовая повинность, милитаризация труда. Труженики отчуждены от результатов труда

Возрождение экономических стимулов к труду. отменена трудовая повинность, созданы биржи труда

Положительные стороны

Эффективна при чрезвычайных обстоятельствах

Создает стимулы к труду, обеспечивает экономический подъем рыночными методами.

Далее учащимся предлагается заслушать отрывок из произведения М.Булгакова «Сорок сороков».

Каковы причины происходящих перемен?

  1. 1 панорама – военный коммунизм – карточная система, отсутствие товара, запустение и т.д.
  2. 2 панорама – НЭП – обилие продуктов, магазинов, трактиров, чайных.

Индивидуальное  творческое задание: написать очерк «Вслед за Булгаковым» панорама 5 «Муром сегодня 2009 год». (Домашнее задание)

 В тетрадях делается запись о причинах свертывания НЭПа:

  1. НЭП – это временная мера
  2. Государству нужны средства для модернизации промышленности
  3. Идет создание тоталитарного государства
  4. В сознании людей господствует психология «военного коммунизма»
  5. НЭП не гарантировал бескризисного состояния экономики.

Задание учащимся:

Как развивался Муром в годы свертывания НЭПа?

Какие виды кустарного производства существовали в Муромском уезде?

(Изготовление сундуков, кузнечных мехов, стальных изделий. В деревнях работали рогожники, ткачи, плотники, столяры, ведерники, кузнецы, сапожники, маслобойщики, калачники. Существовали транспортные промыслы: речной  и  извоз).

Вывод: Но, несмотря на развитие промышленности, и кустарного дела безработица в муроме изжила себя только в первую пятилетку.

На заключительном этапе урока выполняется самостоятельная работа учащихся с текстом учебника по истории Мурома и Муромского края. Заполняется таблица:

Сильные  и слабые стороны индустриализации

Сильные стороны

Слабые стороны

Стахановское движение

Возникновение новых предприятий

Сверхнапряжение, а  в результате аварии  и прогулы.

Подведение итогов урока: Что нового вы узнали на этом уроке?

Домашнее задание: выпишите в тетради виды кустарного промысла и при помощи словаря найдите определения к незнакомым словам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обзор литературы 20 -30 годов 20 века

Можно использовать на уроках литературы в 11 классе....

Урок-путешествие по Новой истории в 8 классе "Страны промышленной цивилизации в конце 19- начале 20 века"

Урок содержит задания в виде маршрутных листов. Учащиеся выполняют задания, двигаясь по маршруту....

Реформы 60-70 - х годов XIX века

урок истории для 8 класса...

"Общественная жизнь в России в 40-е годы XIX века"

Презентация к уроку в 8 классе по теме "Общественная жизнь в России в 40-е годы XIX века" (спор западников и славянофилов и судьбах России)....

презентация по истории "Расширение границ СССР в конце 30-х годов 20 века" 9 класс

презентация рассказывает о присоединениии к СССР западной Украины и Белоруссии, Прибалтики, о советско-финской войне....

Тематический зачет. Литература в годы Великой Октябрьской революции и литературный процесс 20-х годов ХХ века.

Тематический зачет состоит из двух частей: тестовых заданий (с выбором ответа)  и  творческой  работы....