урок литературы 11 класс Литературный процесс 20 гг. XX века
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Емельянова Белла Сергеевна

 урок литературы 11 класс  Литературный процесс 20 гг.  XX века

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_11_klass_liter_protsess_20_gg_20_veka.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литература 11 класс

Тема: Литературный процесс 20 гг.  XX века.

Цель: познакомить учащихся с процессами литературы 20 гг XX  века; с течениями, особенностями и закономерностями; обучение  конспектированию.

                                                 Ход урока

I.Организационный момент

Целеполагание

Мотивация

II.Составление плана

1.Трагизм  национальной судьбы России и мироощущения русского человека.

2.Три направления литературы: эмигрантская, потаенная, советская.

3.Формы литературной жизни: «Серапионовы братья», «РАПП», «Перевал».

4.Литературные направления 20-х годов: реализм, нормативизм, модернизм, фантастический   гротеск.

III.Работа по теме урока.

Лекция учителя.

1.Русская литература 20 годов 20 века полнее и глубже других форм общественного сознания выразила мироощущения нашего соотечественника – мироощущение разорванное, часто трагическое. Это было обусловлено трагизмом национальной судьбы России.

     Мы знаем, что противостояние народа и образованной части общества на рубеже 19-20 веков достигло опасной остроты. Этот раскол завершился революцией, гражданской войной, нанесшими непоправимый урон национальной русской культуре, в том числе и литературе. После 1917 года литературный процесс развивался по трем  противоположным и часто почти непересекающимся направлениям.

2.В начале 20 века Россия познала явление, невиданное в таких масштабах ранее и ставшее воистину национальной трагедией -  это была эмиграция миллионов русских людей, не желавших подчиниться большевистской диктатуре. Оказавшись на чужбине, они не поддались  ассимиляции(слияние одного народа с другим), не забыли язык и культуру и создали в изгнании, часто без средств к существованию, в чужой языковой и культурной среде, литературу диаспоры, русской эмиграции.

    Две другие ветви национальной литературы развивались в Советской России. Первая из  этих  ветвей – «потаенная литература». Она была создана художниками, которые не имели возможности или же принципиально не хотели публиковать свои произведения. В конце 80-х годов, когда поток этой литературы хлынет на журнальные страницы, станет ясно, что каждое десятилетие было богато рукописями, написанными  «в стол».

     Третья ветвь – Советская литература – это та литература, что создавалась в нашей стране, публиковалась и находила путь к читателям. Но условия её развития были не  менее  драматичны, так как она испытала на себе самое мощное давление политического пресса, так как новая власть стремилась утвердить новый взгляд на мир и на  место человека в нем.

3.Многоголосие, полифония литературной жизни 20-х годов ещё не свелась к монологу, оно выражалось во множестве группировок. Это был период литературных споров и диспутов, вспыхивавших в литературно-артистических кафе. Сами современники называли это время «кафейным периодом». В это время в Политехническом музее устраивались публичные, многолюдные баталии поэтов.

    «Серапионовы братья» -  этот  кружок сложился в Петрограде при Доме Искусств в 1921 году (Всеволод Иванов, Михаил Зощенко, Вениамин Каверин, Константин Федин; поэты – Николай Тихонов, критик  Илья Груздев. Близки к ним были Е. Замятин,  Виктор Шкловский.

    Они собирались каждую субботу и в клубах табачного дыма за яростными спорами, иронией, смехом, шутками   скрывали преданности литературе, ставшей делом жизни каждого из них.

     Они защищали традиционные представления об искусстве,  говорили о самоценности творчества, об общечеловеческой значимости литературы.

Противоположной по взглядам была другая  группа литераторов – они настаивали на классовом подходе к литературе и искусству РАПП- РОССИЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ПРОЛЕТАРСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ.

     РАПП вылилась из организации Пролеткульт 400 тыс.членов, издавала 20  журналов. Безусловен был гуманистический пафос этой организации приобщить к культуре и творчеству  самые широкие народные  массы. В основу программы была положена теория Богданова – любое искусство отражает опыт и миросозерцание лишь одного класса и непригодно для другого. Вся предшествующая литература, шедевры русской классики 19 века созданы не пролетариатом, а значит, по теории Богданова, ему не нужны.

     Из этого делается вывод, что необходимо создать  новую «с иголочки» пролетарскую культуру. Таким образом, отрицались общечеловеческие ценности, проводником которых являлось искусство.

    РАПП оформилась в январе 1925 года  на 1 Всероссийской конференции пролетарских писателей. Из известных писателей в ассоциацию входили : А.Фадеев,Д.Фурманов, Ю.Лебединский. «Пролетарской является литература, которая организует психику и сознание рабочего класса…в  сторону конечных задач пролетариата как переустроителя мира и создателя коммунистического общества».

    Пролетарская литература – это литература, созданная пролетариатом и для пролетариата, непригодная для другого класса. Литературу лишили самой её сути -  общечеловеческого содержания

УЧЕБНИК С. 203 ЗАЧИТАТЬ  САМОЙ.

Это о явных классовых врагах, но были и попутчики (Горький, Маяковский, Пришвин, Федин).

Они не понимали перспектив пролетарской революционной литературы. Они  пытались обеспечить себе организационное лидерство в советской литературе, для этого они вели беспощадную критическую борьбу с оппонентами. Это привело к глубокому кризису организации, так как   о реальном творчестве речь почти не шла, настоящая литература создавалась за пределами ассоциации: вопреки рапповским наскокам работали Горький, Леонов, Шолохов, Каверин, Катаев и др.

    Реальную оппозицию рапповцам сумела составить группировка «Перевал» 1924 г- литературный критик Воронский «Всероссийское объединение рабоче-крестьянских писателей».

ПРОГРАММА

1.Отношение искусства к  действительности: познавательная функция искусства. Искусство как познание жизни, то есть традиционные  взгляды на гуманистический  характер искусства. Искусство должно обеспечивать : комфорт для производителя материальных благ, служанка жизни. Воронский рисковал получить клеймо ретрограда, отступника за традиционные взгляды, а  это требовало мужества.

2.Вопрос о творцах  новой культуры.

Журнал «Красная новь» -   демократические позиции, не рассматривали происхождение автора, решающим фактором  отбора материала была его художественность и актуальность. Факт публикации на страницах журнала «Красная новь» -  был  для писателя поступком

А)профессиональное признание

Б)размежевание с левым и правым фронтом

РАППовцы приняли специальное постановление не печататься в журнале.

3.Вопрос о культурном наследии.

    Классическое наследие, вся настоящая культура прошлого не может не войти в культуру современную, она составляет её фундамент, то есть Вронский оказался на противоположном полюсе от официально признанной литературы. «Красная новь» стала цитаделью(крепостью), в которой многие писатели нашли защиту от «огня и меча» ревнителей пролетарской чистоты. Это и М. Пришвин. «Во время литературного пожара Вронский выносил мне подобных на своих плечах из огня.

Их символы: искренность, гуманизм, эстетическая культура. Эти тезисы кажутся нам сейчас столь естественными, что трудно представить, что  они выдерживали шквал и натиск рапповцев.

   До 1927 года цитадель «Красная новь» была неприступна, в 27 году она пала. Вронский был устранен с литературного поля битвы. По словам Горького, его уход был неожиданным  для современников, ощущался как большая потеря.

В 1930 году группировка «Перевал» была   подвергнута резкой критике Комакадемии, просуществовав  до 1932 года, в которой  «на платформе советской власти» все группировки ликвидировались, всем предписывалось войти в Союз Советских писателей. Создалось литературное Министерство, бессменным министром в сталинское время стал А.Фадеев.  Эпоха полифонии закончилась.

4 ПУНКТ ПЛАНА

За ожесточенной борьбой группировок в  20 году стояли разные взгляды художников на жизнь и  литературу. Этим и обусловлено многообразие творческих методов и направлений эпохи.

РЕАЛИЗМ 20 ВЕКА.  На рубеже веков существенно обновилась эстетическая система русского реализма. Реализм  20 века существенно изменил традиционную систему мотивации характера. Предельно расширилось понимание среды, формирующей личность: в качестве типических обстоятельств выступала теперь  история. Человек (герой) оказывался один на один  с историей.

Вопрос о частном бытие героя 20 века -  человек втянут в  круговорот исторических событий против собственной воли.

19 век -  герой имеет право на частное бытие (лишние люди – Онегин, Печорин; Обломов – диван предпочел карьере).  Личностное направление – М.Горький. Его  персонажи не могут уйти от действительности, даже если хотят (Клим Самгин).

    Утверждая право личности на преобразование мира, новая литература утверждала и право личности на насилие в отношении к   миру.  Насилие оправдывалось высокой целью: на руинах старого несправедливого мира  предполагалось создать мир новый, идеальный, основанный на добре и справедливости(Шолохов «Тихий  Дон», А. Толстой «Хождение по мукам»,  Л. Леонов, К.Федин).

НОРМАТИВИЗМ (социальный реализм)

Эстетика генетически тоже восходит к  традиционному реализму.(Н.Островский, Ф.Гладков). В 20 годы он развивается в тени нового реализма(Ю. Лебединский). Это новое направление принесло в литературу антигуманистический пафос, насилие над личностью, обществом, желание разрушить  весь мир вокруг себя во имя революционного идеала.(Лебединский – «Неделя»,  Фадеев – «Разгром»).

     Новая эстетика утрачивает связи  с  реализмом, исследоват .  методы   реализма  подменяются иллюстративными (как должно быть). Миссия литературы – создание модели социального мира, утверждение нормативных  характеров.

     Идеологической основой стал утопизм.  Вера в идеальное завтра, которого пока не существует, человек должен  жертвовать прошлым и настоящим  во  имя идеала будущего.  Романтизация будущего.

УЧЕБНИК С.213 «Разгром» Фадеева ЗАЧИТАТЬ.

Главная цель соцреализма -  не исследование жизни, а пропаганда того,  какой прекрасной будет жизнь «завтра».

Четкое разграничение: друг, враг, коммунист, крестьянин, кулак, вредитель.

Таким образом, искусство оказалось орудием  создания  художественного мифа, способного организовать общество, отвлечь его от реальных проблем жизни.

МОДЕРНИЗМ  - оппозиционное направление к господствующим политическим установкам, иная концепция человека.

    Опровергается фатальная зависимость человека от среды (социальной,  исторической). Это одна из попыток сохранить право личности  на свободу от обстоятельств исторического  времени.

Жанр: антиутопия – Е. Замятин  «Мы» -  злобный памфлет(острая сатира), направленный против советской власти. (Б.Пильняк «Повесть непогашенной луны»).

События отдаленного будущего, модели, что может произойти с людьми, с обществом, действительность  показана не такою, какая она есть, а такой, какая она должна быть.

ФАНТАСТИЧЕСКИЙ ГРОТЕСК (фантастическая литература). М. Горький – «рассказ о герое», молодой  Каверин – рассказы, Ю. Тынянов, Булгаков «Собачье сердце», «Роковые яйца». Идеальность героя, фантастичность сюжетных  ходов, гротескность образов -  черты фантастики. ( Ю. Олеша – «Зависть»,   Андрей Бабичев -  герой любил колбасу, как женщину, как искусство и т.п.

Оттеняются пороки  современного   общества.

ВЫВОД. 20 годы 20 века – период богатый и многогранный. Это тот момент, когда культура, взорванная революцией и не приведенная еще к единомнению, обнаруживала и реализовывала   свой богатый потенциал.

IV.  Итог  урока

V.Домашнее задание.

Лекции  знать – подготовиться к письменной работе. Индивидуально -  биография Маяковского.   Хрестоматия с. 171-174 Манифест футуристов, текст «Нате»  - прочитать.

VI.Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЦОР презентация к уроку литературы 11 кл "ПОЭЗИЯ “СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА” ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ И ВЗГЛЯДЫ НА НИХ"

ЦОР презентация поможет более подробно рассказать об основных течениях в начале 20 века...

Презентация к уроку литературы в 6 классе. ПоэтыXX века о Родной природе. А.А.Блок Летний вечер, "О, как безумно за окном..."

ПоэтыXX века о Родной природе. А.А.Блок Летний вечер, "О, как безумно за окном..." Презентация к уроку литературы в 6 классе. Анализ стихотворения А.А.Блока "Летний вечер", Самостоятельная работа над ...

Актуализация духовно-нравственных ценностей личности школьника на уроках литературы на примере произведений XX века.

Духовно-нравственное развитие - важнейший компонент социального заказа для общества, ключевое требование ФГОС.В настоящее время понятия морали приобретают более глубокое содержание....

Технология проблемного обучения как средство духовно-нравственного развития личности школьника на уроках литературы в процессе работы с художественным текстом.

В данной статье обобщен опыт работы по применению технологии роблемного обучения на уроках литературы в 5-9 кл.Задача учителя-словесника — сформировать у учащихся потребность размышлять...