Статья "Проблемы эстетического воспитания обучающихся на уроках литературы в процессе сотрудничества с библиотекой"
статья по русскому языку (9 класс)

Татьяна Васильевна Климова

Предназначена для учителей литературы. Цель публикации - обмен опытом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx18.27 КБ
Файл urok_1._pushkin._zimnee_utro.docx14.71 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №1

г. Азова

Климова Татьяна Васильевна

Проблемы эстетического воспитания обучающихся на уроках литературы, сотрудничество с библиотекой.

Литература- один из предметов школьного курса, призванных формировать эстетические чувства, творческое отношение детей к жизни.

В гуманизации образования искусству слова присуща ведущая роль. Силой чувства и мысли, во взаимосвязи со всеми видами искусства мы призваны растить человека нравственно чистого и эстетически одухотворенного. Именно детский возраст наиболее впечатлителен для восприятия поэзии, художественной литературы, музыки, живописи, театра. Мы, учителя литературы, воспитываем созидателя, а не разрушителя.                                           Вся вековая культура России включает в себя вместе с понятием добра и понятие красоты. Всем нам известно знаменитое выражение Ф.М. Достоевского «красотой спасется мир».                                                                  Одной из важнейших задач преподавания литературы является воспитание нравственного идеала. Он включает в себя: добро, красоту, чувство долга.           Воспитание души человека осуществляется через его эстетическое восприятие мира.

Непосредственно о категории «прекрасного» мы говорим на уроках литературы в 10 классе, рассматривая основные положения статьи Н. Г. Чернышевского «Эстетическое отношение искусства к действительности». В отличие от Гегеля и его русских последователей Чернышевский видит источник прекрасного не в искусстве, а в жизни. »Прекрасное есть жизнь . Прекрасно то существо, в котором мы видим жизнь такою, какова должна быть она по нашим понятиям.» Отсюда логически следует мысль Черны шевского о необходимости пересоздания самой жизни по законам красоты. А литература и есть учебник жизни.                                                                                    Включение смежных искусств в изучение литературы оправдывается учеными, установившими, что зрительная информация во много раз превышает возможности слуховой.                                                                                         Интерес к изобразительному искусству, музыке, театру и поэзии связан с общим развитием культуры человека. Литература в союзе с другими искусствами скорее найдет путь к сердцу ученика, разбудит его мысль, оживит воображение, взволнует его чувства, окрылит его желанием действовать. Присутствие музыки и изобразительного искусства на уроке не только создает определенное настроение, на сплав поэзии, музыки , живописи содействует возникновению яркого образа в сознании обучающихся.

Так, при изучении романа Гончарова «Обломов» естественно возникает вопрос, почему арией Casta vita (5 глава 2 части) Ольга Ильинская разбудила душу Обломова. Обломов, который признается. Что у него «душа не рвется, ум спит покойно», Обломов, не способный побороть смущения и неловкость при первой встрече с Ольгой Ильинской, после CASTA VITA оказывается поднятым до порыва:

«Ах!-вырвалось у Обломова. Он вдруг схватил Ольгу за руку и тотчас же оставил и сильно смутился.»

Когда учащиеся услышали casta vita , они почувствовали, что сдержанная страстность арии из оперы Беллини «Норма», медленное одушевление, постепенно поднимающееся до порыва и снова свободно растворяющееся в мелодии, непременно должны были увлечь Обломова.

Использование музыкальных произведений развивает образное впечатление ,   заставляет сопереживать.                                                                                                  На открытый урок в 9 классе по теме: »…и божество , и вдохновенье, и жизнь, и слезы ,и любовь» я пригласила преподавателя музыкальной школы       Гуздь  Л .В.  , исполнившую романсы «Я помню чудное мгновенье» на стихи А .С. Пушкина и «Я встретил вас» на стихи Ф .И. Тютчева, аккомпанируя на фортепьяно .Прекрасная обстановка, тишина читального зала городской библиотеки ( где мы с учащимися уже в течение двадцати лет активно сотрудничаем и являемся участниками клуба «Возрождение») способствовали созданию эмоционального фона урока, его лиричности,    раскрытию добрых чувств. Мы с детьми почувствовали очарованье романса, вообразили себя в гостиной девятнадцатого века: звуки фортепьяно, сольное исполнение…

При изучении отдельных тем приобщение к миру искусства происходит с привлечением произведений живописи.                                                                            К уроку по теме:» Мир А. С. Пушкина в живописи и скульптуре» ребята увлеченно отыскивали материал, работая в библиотеке, (хотелось, чтобы ребята пообщались, подержали хорошо иллюстрированные альбомы в руках, отвлеклись немножко от своих современных гаджетов), расширяя кругозор, знакомясь с творчеством Кипренского, Тропинина, Аникушина, Опекушина.           Учителю непросто дать интегрированный урок, поскольку требуется широта эрудиции, высокая общая культура, глубина знаний по нескольким предметам.

Интересно прошел такой урок в 7 «б» классе, проведенный вместе с учителем рисования по теме «Русская природа в поэзии 19 века и картинах художника-пейзажиста И. И. Шишкина.»

Получив импульс на уроке, мы возвращаемся к нему во внеклассной и внеурочной работе, на факультативных занятиях. мы побывали в Музее изобразительных искусств в г. Ростове-на-Дону, прошло несколько творческих встреч с художниками - азовчанами.

Заседания клуба» Возрождение» при городской центральной библиотеке им. Н. К. Крупской познавательны и разнообразны: это и литературно-музыкальные композиции, и игра «Счастливый случай», и встречи с интересными людьми, и театральные капустники, и круглые столы, и брейн-ринги. Особая наша признательность и благодарность увлеченному, неравнодушному, эрудированному руководителю клуба Глушковой Валентине Ивановне.

Чем раньше самые элементарные частицы высоких человеческих чувств, выраженных поэтами, художниками, музыкантами, дойдут до сознания, сердца и памяти наших детей, тем больше надежда вырастить их эмоционально грамотными, душевно чуткими, эстетически образованными.

Самым главным в своей работе считаю, чтобы ребята поняли и почувствовали, какое это удовольствие—читать классическую литературу, слушать классическую музыку, видеть шедевры мировой живописи, жить в культуре и вообще жить.



Предварительный просмотр:



Тема: Образы природы в стихотворении А.С. Пушкина «Зимняя дорога». 
Цели. 
Образовательная: Выявление мотива одиночества, печали, тоски в описании зимней дороги, 
внутреннем монологе героя. 
Развивающая: Формирование умения выразительного чтения, работы с иллюстрациями и 
учебником, навыков лексической работы. 
Воспитательная: Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе 
выявления смысла названия стихотворения. 

Формируемые УУД. 
Предметные УУД: Владение терминами тема, лирический герой, троп, эпитет, олицетворение. Умение выявить тему поэтического текста. Овладение навыками анализа поэтического текста. 
Метапредметные УУД: Реализуются стратегии смыслового чтения
Личностные УУД: Ценностно-смысловая ориентация учащихся, формирование нравственно-эстетических представлений. 
Создание условий для формирования умения работать в группе.


Хронометраж урока : 1. Орг.момент – 1 мин.
2. Выявление первичных впечатлений – 8 мин. 
3. Обращение к теории литературы – 15 мин.
4. Анализ поэтического текста – 15 мин. 
5. Рефлексия – 1 мин. 
6. Итоги урока – 1 мин.
7. Запись домашнего задания – 1 мин. 
8. Оценивание – 3 мин. 
Ход урока.
1.Просмотр оформления учебного места в группах:Литературоведы,Чтецы,Художники,Музыканты,Архивариусы,Искусствоведы,Чтецы(домашнее задание)
Орг.момент.
Выявление первичных впечатлений (звучит романс )

Мотивация
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

Цель:

1.Я хочу узнать…  2.Я хочу научиться…3.Я хочу понять…( 
3. Обращение к теории литературы. 
- Вспомните, какие 3 литературных рода существует? 
- К какому роду относится произведение Пушкина «Зимняя дорога»? 
- Скажите, как называется изображение природы в художественном произведении? (Пейзаж)
-Пейзажная лирика – стихотворения о природе. Произведения, изображающие пейзажные зарисовки. 

-Помимо картин природы в произведении пейзажной лирики может присутствовать персонаж. Лирический герой – персонаж лирического произведения (стихотворения). Чувства и мысли которого созвучны с чувствами и мыслями автора. 

· 4. Анализ поэтического текста

Предоставить слово группе ЧТЕЦОВ.
- Какой представляется вам зимняя дорога? Составьте ассоциативный ряд к словосочетанию зимняя дорога. (Синквейн)

Предоставить слово группе ХУДОЖНИКОВ.
- Давайте рассмотрим, какой представляется зимняя дорога русским художникам. (Слайды 4-6 )

Предоставить слово группе МУЗЫКАНТОВ.
- Скажите, совпадают ли настроения, переданные в музыке и лирическом произведении? 
Предоставить слово группе АРХИВАРИУСОВ.
-Назовите слова и словосочетания, помогающие создать образ зимней дороги. Какая картина предстаёт перед глазами? 
Значения слов: верста, ямщик, тройка, колокольчик

Предоставить слово группе ЛИТЕРАТУРОВЕДОВ.
- Назовите изобразительно-выразительные средства, с помощью которых воссоздана картина печальной зимней дороги. 
Эпитеты: волнистые туманы, печальные поляны. 
Олицетворения: пробирается луна, льёт печально свет она. 

- Назовите однокоренные слова, встретившиеся в первой строфе. Для чего автор дважды употребляет их? 
(Печальные, печально. Чтобы подчеркнуть эмоциональное состояние лирического героя)

- Скажите, соответствует ли эмоциональное состояние героя пейзажу? (Да)
- Такой приём в литературе называется образным параллелизмом. 

- Как меняется состояние героя в 5 и 6 строфах? (Герой надеется на тёплую приятную встречу) 

- Какой образ природы появляется в 1 и последней строфах стихотворения? (образ луны)

- И всё-таки в центре стихотворения – зимний пейзаж. Не случайно оно называется «Зимняя дорога». А название произведения всегда отражает его тему. 
- Рассмотрим определение на стр. 141. Тема. 

- Обратите внимание на 4 строфу. В них упоминается о полосатых вёрстах. И в 5 строфе настроение лирического героя меняется. Как вы думаете, есть ли в этом особый символический смысл? (В жизни всегда есть чёрные и белые полосы. На смену грусти придёт радость, разочарование уступит место надежде.)

5. Рефлексия
- Подумайте, с каким цветом у вас ассоциируется стихотворение «Зимняя дорога» и почему? 
- А с какими звуками? 
- Какая картина возникает в вашем воображении?

1.я узнал…2.Я научился …  3.Я понял…


6. Итоги урока
- Почему же стихотворение называется «Зимняя дорога»?

 
7. Запись домашнего задания. 
8. Оценивание. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках литературы ( православный аспект)

Опыт работы по использованию Библейских сюжетов на уроках литературы....

выступление на районных педчтениях 06.11.13 по теме ".Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на уроках литературы и грамматики нравственности."

             Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда в...

Методическая тема: « Нравственно-эстетическое воспитание учащихся на уроках литературы».

Методическая тема:« Нравственно-эстетическое воспитание учащихся на уроках литературы»....

Эстетическое воспитание обучающихся на уроках музыки.

  Темой самообразования, которую я выбрала, является эстетическое воспитание обучающихся на уроках музыки.    Актуальность темы обусловлена тем, что эстетическое воспитание ...

Статья "Эстетическое воспитание обучающихся в системе учебно – воспитательного процесса"

Эстетическое воспитание играет большую роль в воспитании высокообразованного, культурного и нравственного человека, обеспечивает комплексный подход к развитию личности, и проявляется это в его отношен...

Организация патриотического воспитания обучающихся средствами музыкального искусства в процессе сотрудничества между общеобразовательной организацией и организацией дополнительного образования

Организация патриотического воспитания обучающихся средствами музыкального искусства в процессе сотрудничества между общеобразовательной организацией и организацией дополнительного образования...

Статья. Метапредметный подход как инструмент формирования духовно-нравственного и эстетического воспитания обучающихся на уроках географии.

Метапредметный подход как инструмент формирования духовно-нравственного и эстетического воспитания обучающихся на уроках географии....