Методическая тема: « Нравственно-эстетическое воспитание учащихся на уроках литературы».
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Наталья Николаевна Киселева

Методическая тема:

« Нравственно-эстетическое воспитание учащихся на уроках литературы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvenno-esteticheskoe_vospitanie.docx25.06 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая тема:

« Нравственно-эстетическое воспитание учащихся на уроках литературы».

                                                                             

Санкт – Петербург,

2016 г.

                                                         

В преподавателе знание предмета

далеко не составляет главного достоинства,

главное достоинство преподавателя в том,

чтобы он умел воспитывать своим предметом.

К. Д. Ушинский

Проблема формирования нравственно-эстетического воспитания учащихся сегодня особенно актуальна. Это связано с тем, что в современном российском обществе существенно изменилось функционирование образовательных учреждений, средств массовой информации, молодёжных общественных объединений, а также социокультурная жизнь молодёжи в целом.

  В общественной атмосфере сегодняшнего дня, когда романтизм не в моде, когда бескорыстие, милосердие, доброта, патриотизм стали дефицитом, духовно-нравственное возрождение человека – это проблема, от решения которой зависит будущее страны, а будущее любой страны решается за школьной партой.

Эта проблема не раз поднималась  на государственном уровне, об этом же говорится и в стандартах второго поколения. Разработана «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», где обозначено, что «Духовно- нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования».

По словарю С. И. Ожегова, нравственность – это правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.

         Духовный – 1) относящийся к умственной деятельности, к области духа;  2) церковный.

У писателя Ю. Азарова есть замечательные слова: "Не борись с тьмой. Чтобы победить тьму, надо зажечь свет". Этим светом является наша русская литература. Зажигая на уроках литературы огоньки веры и любви в сердцах учеников, стремлюсь научить их жить по законам добра. Настойчиво формирую систему ценностей, относящихся к лучшим традициям отечественной культуры. Именно они, эти традиции, станут прочной основой духовной высоты личностей сегодняшних школьников. Ведь, как известно, люди "не рождаются, а становятся теми, кто они есть".

Основным содержанием духовно - нравственного воспитания на уроках литературы являются базовые национальные ценности:

патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, свобода совести и вероисповедания;
семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших; труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

В своей работе я опираюсь на основные положения системы Е. Н. Ильина: преподавания литературы как предмета, формирующего человека.

« Общение с книгой – это  прежде всего общение с жизнью!»- писал  Е. Н. Ильин.

Когда я думаю  над уроком, то выбираю то,  что  прежде всего художественно значимо, тот материал, который будет воздействовать на сердце, ум учащихся, думаю о том, как скажется он на нравственном развитии моих учеников.

Остановлюсь на основных формах обучения, применяемых мною на уроках литературы.
1.Предлагая различные виды работы на уроках литературы, обязательно в его начале использую в качестве эпиграфа высказывания писателя или его героя. Цель не столько удивить ученика, а настроить его на идейную волну урока, пробудить в нем душевные переживания.

2. Убеждена, что урок обретает смысл, если объектом изучения является сама жизнь, столь дорогая и интересная для любого человека. Соединяя жизнь, изображенную в книге, с реальной, окружающей ребят, учу их разбираться в людях, делать нравственные открытия:

Случайно ли Андрей Петрович Гринев нарек своего сына Петром? Как вы думаете, почему А.С. Пушкину важно было закончить повесть упоминанием о продолжении рода? Достойны ли вы своих дедов и отцов? (А.С. Пушкин "Капитанская дочка").

Почему Лидия Михайловна решилась на игру в "замеряшки" со своим учеником? Сформулируйте "Законы доброты" на основе содержания рассказа В.Г. Распутина "Уроки французского". Расскажите о человеке, который самоотверженно и бескорыстно делал людям добро.

Чем напоминает судьба Дуни историю блудного сына из библейской притчи? Кто оказался счастливее: блудный сын, вернувшийся с раскаянием в дом отца, или "прекрасная барыня" Дуня? (А. С. Пушкин "Станционный смотритель"). Почему так страдают ваши родители, когда вы доставляете им неприятности?

Разрешить проблему, содержащуюся в вопросе, можно только путем анализа художественного произведения. Размышляя над проблемой, ученик может всесторонне раскрыться, в том числе и для себя самого. А это и есть нравственное прозрение!

3.На мой взгляд, тема свободы выбора - одна из самых актуальных для формирования души человека, и поэтому на каждом уроке мы обсуждаем ситуации, в которых героям произведений приходится делать выбор:

Почему молодой Дубровский стал разбойником? Правильно ли он поступил?

Почему Маша Троекурова не уходит с Владимиром, а остается со старым князем Верейским? Права ли она в своем выборе?

В ситуации жизненного выбора проявляется характер человека. Были ли такие моменты в жизни Маши Мироновой? Почему именно она стала смысловым стержнем повести "Капитанская дочка"?

Размышляя над страницами прочитанных произведений, учащиеся осознают, какую важную роль в жизни человека играет правильный нравственный выбор.

4. На уроке анализируем с ребятами разные художественные способы - описание портрета героя, его жилища, поведения, жестов, отношения к природе и другим героям.
5.Большое значение имеет внимательное прочтение, ведь именно оно учит детей видеть внешние проявления внутреннего состояния героев, глубже воспринять мир их чувств, отражающийся в  мимике, жестах, действиях, интонации. Ведь даже одна реплика, прочитанная с нужной глубиной восприятия и правильной интонацией, требует повышенного внимания и заслуживает похвалы. Сами ученики отмечают такое чтение своими отзывами о герое: «Мне его жалко», « Я понял, почему он так делал».
 

6.Большим педагогическим потенциалом для развития духовности и нравственности учащихся является учебная дискуссия.

В качестве примеров можно привести некоторые вопросы, которые предлагаю учащимся для дискуссий при изучении литературных произведений:

Для героев поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» счастье заключается в материальных или духовных ценностях?

Во что бы ни рядился хищник, он остается хищником. Вот это народное восприятие Наполеона Крылов передал своей басней «Волк на псарне». Согласны ли вы с этим утверждением?

Почему Жуковский назвал свою балладу «Кубок»?

 Если бы вы получили волшебное семечко сейчас, помогло бы оно вам написать сочинение, выиграть олимпиаду по математике или, скажем, по географии, либо придумать собственную компьютерную программу?         (А. Погорельский).

Какая сказка — «Спящая царевна» В. А. Жуковского или «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина — ближе к народной?

Почему рассказ называется «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники», ведь пленников было двое? (Л. Н. Толстой).

 В процессе дискуссий учащиеся дают личностную оценку литературному произведению, героям и событиям, осмысливают авторское отношение к ним, обсуждают нравственные вопросы, поднимаемые авторами, и связанные с ними социальные проблемы.

7.  В среднем звене предлагаю учащимся дома нарисовать иллюстрации к прочитанному тексту, которые высоко оцениваю, ведь ученики интерпретируют по-своему произведение, выражают свое эмоциональное отношение к нему. У данного вида работы есть психологическое обоснование: ребенок через краски выдает свои положительные или отрицательные эмоции.

8. Ценность нравственного воздействия письменных творческих работ (сочинений, эссе, ответов на проблемные вопросы) очевидна, так как дети сами ставят нравственные проблемы на своем возрастном уровне их языком. Считаю главным то, что они не столько говорят о проблемах нравственности, сколько их решают для себя, а в будущем это выразится в поступке.
9.Важным в работе учителя вижу создание атмосферы «творческого комфорта», «общего вдохновения» на уроке. Почему не все ученики пишут искренне? Возможно, боятся быть непонятыми. У меня свой подход к творчеству учащихся:
1)Никогда не читать вслух работы учеников (только по их желанию).
2) Самые удачные мысли подчеркиваю в тексте и выношу на поля: «Молодец!» или «!».
3)Предлагаю темы, которые увлекают ребят, являются актуальными для этого класса и доступными, побуждающими каждого к самоанализу, но не провоцирующие на излишнюю откровенность. Тем бывает не менее 5-и (на выбор ученика).
4) Каждая работа требует индивидуального похода, поэтому комментарии (2-3 предложения) в виде пожелания, похвалы обязательно даю после творческой работы.

В основу своей деятельности  я  закладываю следующие принципы:

- Личностно – развивающий принцип – каждый урок должен воспитывать нравственно.

- Принцип  деятельностного  подхода  -  на каждом уроке  должны быть разнообразные  виды работ.

- Принцип сотрудничества и взаимопомощи – использовать различные формы работы.

- Принцип  проблемности  обучения – каждый урок - решение личностно – значимой проблемы.

В бурное время гаснут маяки, свергаются идолы, линяют герои, но у нас есть опора – великая русская литература. Ее высокая мораль и жертвенность. Ее несравненная человечность, сострадание и всегда свет в конце самого мрачного и темного туннеля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание учащихся на уроках литературы.

Как же решить проблему патриотического воспитания учащихся? Педагогический арсенал средств воздействия на ум и сердце ученика богат. Важнейшее место...

Нравственное воспитание учащихся на уроках литературы.

В статье изложены отдельные аспекты нравственного воспитания детей на уроках литературы. Имеются ссылки на конкретные произведения. Определены подходы к решению данной проблемы при изучении неко...

Исторические события как средство патриотического воспитания учащихся на уроках литературы.

В данной статье рассматривается вопрос о том, как на уроках литературы  в старших классах при изучении романа-эпопеи Л.Н.Толстого "Война и мир" учитель проводит работу по патриотическому воспитан...

Методическая разработка урока по теме: « Развитие критического мышления учащихся на уроках литературы»

Данная разработка показывает, какие приёмы технологии развития критического мышления можно использовать на уроках литературы....

Статья на тему Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы.

Статья на тему "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы."...

Мастер-класс на тему: «Духовно – нравственное и патриотическое воспитание учащихся на уроках литературы"

Мастер-класс на тему:      «Духовно – нравственное и патриотическое воспитание учащихся на уроках литературы...

Презентация .Мастер-класс на тему: «Духовно – нравственное и патриотическое воспитание учащихся на уроках литературы

Презентация .Мастер-класс на тему:      «Духовно – нравственное и патриотическое воспитание учащихся на уроках литературы...