Эстетическое воспитание обучающихся на уроках музыки.
методическая разработка по музыке на тему

Кульбицкая Олеся Олеговна

    Темой самообразования, которую я выбрала, является эстетическое воспитание обучающихся на уроках музыки.

    Актуальность темы обусловлена тем, что эстетическое воспитание тесно связано со всеми сторонами воспитания. Оно усиливает воспитательный эффект других сторон воспитания через формирование эстетических чувств, эстетической отзывчивости, начальных эстетических и этических понятий и оценок. Все это обеспечивает комплексный подход к грамотному и гармоничному развитию детей...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_samoobrazovaniya_2016-2017_god.docx20.4 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

       Эстетическое воспитание обучающихся на уроках музыки.

    В нашей жизни серьёзной проблемой является уровень культуры в школьной среде. Я полагаю, зачастую, этот уровень находится на довольно низком положении. Учащиеся не умеют видеть красоту повседневной жизни, слушая музыку, не слышат ее, смотря на великие произведения искусства, не видят их, их красоты, величия. В данное время очень важно сформировать у учащихся чувство прекрасного, научить видеть красоту, отличать подлинное искусство от его жалкого подобия.

    Темой самообразования, которую я выбрала, является эстетическое воспитание обучающихся на уроках музыки.

    Актуальность темы обусловлена тем, что эстетическое воспитание тесно связано со всеми сторонами воспитания. Оно усиливает воспитательный эффект других сторон воспитания через формирование эстетических чувств, эстетической отзывчивости, начальных эстетических и этических понятий и оценок. Все это обеспечивает комплексный подход к грамотному и гармоничному развитию детей. Не для кого не секрет, что и во всех современных нормативных документах об образовании подчеркивается важность гуманистических ценностей в воспитании подрастающего поколения (Закон Российской Федерации «Об образовании», «Национальная доктрина образования до 2025 г.», Образовательная инициатива «Наша новая школа», Концепция «Духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», тексты ФГОС второго поколения, «Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию» и др.). Поэтому особую актуальность сегодня приобретает система этического и эстетического воспитания как важнейшей составляющей культуры личности.

    Конечно, я считаю, что во время любых школьных занятий необходимо указывать обучающимся на красоту совершаемых действий... Разумеется, воспитать в учащихся полноценных ценителей прекрасного невозможно только посредством учебного процесса. Этому должны способствовать воспитание в семье, а также кружки различных видов деятельности, походы в театры, на экскурсии, а также живое слово учителя, либо воспитателя. Великим достижением в области эстетического воспитания была теория К.Маркса и В.И.Ленина. «Искусство должно пробуждать в людях художников». Речь идет не о профессии художника, а о чуткости к прекрасному, о развитии способности вносить художественное начало в повседневную жизнь. Эстетическое наслаждение при восприятии произведений искусства возникает как результат сопричастности творчеству художников. Марксистско-ленинская эстетика убедительно доказала, что жизнь выше искусства и лишь тот идеал может быть воплощен художественно, который предоставлен реальной действительностью.

    Эстетическое воспитание является очень важным компонентом всего воспитания в целом, и невозможно видеть нынешний мир без прекрасного. Вследствие всего этого необходимо прививать учащимся любовь к природе, жизни. Необходимо поставить перед собой задачу найти пути совершенствования эстетического воспитания, способы его гармоничного и непрерывного развития.

    Потребность в красоте и доброте у ребенка появляется с его первых дней. Важно, чтобы с детства восприятие красоты сохранилось на всю жизнь, а для этого ребенка надо учить видеть прекрасное вокруг себя – в природе, в деятельности человека, в отношениях между людьми, их поступках, взглядах, суждениях. В самой материальности мира, во взаимодействии его явлений заключена природная основа прекрасного. Гармония и симметрия наблюдается и в листке дерева, и в строении тела, и в многообразии цветовых сочетаний растений, в смене дня и ночи. Постепенно познавая эту красоту окружающего бытия, ребенок обогащает свой внутренний мир, откликается на жизненные явления, отношения, предметы.

    Эстетическое воспитание – целенаправленное систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, то есть формирования эстетических восприятий, суждений, вкусов, чувств, эстетического сознания, правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве; развитие эстетических потребностей и интересов, способностей к творческому участию в преобразовании жизни по законам красоты. Эстетическое развитие – это длительный процесс становления и совершенствования эстетического сознания, отношений и эстетической деятельности личности.

    Приведу  толкования основных понятий из заслуживающих уважение источников.

    Этика (греч.) – учение об основных принципах нравственности и о нормах человеческой деятельности с точки зрения понятий о добре и зле. 

    Эстетика – наука о прекрасном в природе и искусстве, имеет задачей выяснение сущности прекрасного и тех эстетических эмоций, которые прекрасное вызывает в человеке.

    Энциклопедический педагогический словарь дает следующее определение эстетического воспитания: «процесс формирования и развития эстетического эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности под влиянием искусства и многообразных эстетических объектов и явлений реальности».

    В общую систему духовного формирования личности ученика включается и Музыка. На уроках искусства ребенок вступает в особую форму духовного общения с эстетически преображенным и этически содержательным миром человеческих чувств и эмоций. Эстетическое переживание и связанный с ним процесс сотворческого восприятия музыки становится основой для самостоятельной созидательной деятельности детей.

    Поэтому нелишним будет сказать, что велико и многообразно влияние искусства как важнейшего элемента красоты и эстетического отношения к действительности на человека. Оно прежде всего выполняет большую познавательную функцию и тем самым способствует развитию сознания и чувств личности, ее взглядов и убеждений. В.Г. Белинский отмечал, что в познании окружающего мира имеются два пути: путь научного познания и познание средствами искусства. Он указывал, что ученый говорит фактами, силлогизмами, понятиями, а писатель, художник — образами, картинами, но говорят они об одном и том же. Экономист, вооружаясь статистическими данными, доказывает, что положение того или иного класса ухудшилось или улучшилось вследствие таких-то и таких-то причин. Поэт же показывает эти изменения с помощью образного, художественного изображения действительности, воздействуя на фантазию и воображение читателей. В этой связи Белинский подчеркивал, что искусство способствует развитию сознания и убеждений человека не меньше, чем наука.

    Большую роль играет искусство и эстетическое воспитание в формировании нравственности. Еще Аристотель писал, что музыка способна оказывать влияние на этическую сторону души, и поскольку она обладает таким свойством, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи. Отмечая эту сторону воздействия искусства на личность, A.M. Горький называл эстетику этикой будущего. Это воздействие носит сложный характер и опосредуется силой и глубиной его влияния на сознание, эмоции и чувства человека.

    В процессе своей педагогической деятельности я исхожу, прежде всего, из духовно- нравственной проблематики жизни и искусства. Человек мог создать музыку только по «образу и подобию своему», на основе закономерностей своего восприятия мира. Легко понять, что вне человека музыка просто не имела бы никакого смысла. Да и вряд ли была бы создана как человечески содержательное искусство.

Исходя из этого, понятие «классический» понимаем как «достойный подражания», а свою деятельность как отыскание достойных для подражания образцов. Постоянно «возбуждать» и культивировать в детях те внутренние «импульсы», состояния, мысли и чувства, которые человечество выработало и выбрало в качестве нравственных идеалов, возвышающих человека. Этот процесс в чувственно- интеллектуальном мире мы организовали (хотя это очень трудно) как бы «изнутри», как идущий от самих детей.

    Любой учитель создает на уроке духовную атмосферу, внутри которой соотносится свое с лучшим, идеальным. В процессе осмысления нравственных ценностей и перевода их во внутренний план, они, становясъ ценностными ориентациями личности, начинают выполнять функцию регулятора поведения и поступков ребенка.

    Данной формой педагогической деятельности мы достигаем таких условий процесса ценностного ориентирования, в которых путем организации комплексного эмоционального воздействия музыки на человека и влияния на его мотивационную сферу осуществляется собственно активная деятельность подростка. У детей формируется ощущение того, что музыка – не «фоновый атрибут» повседневности (не «гарнир к жизни», по выражению Д.Б. Кабалевского), а атрибут самого человека, если можно так выразиться – форма существования его как Духовного существа. Школьник обучается музыке как инструменту познания и выражения самого себя, своей духовно- нравственной сущности. Именно это становится «точкой отсчета», основой для выведения любого рода знаний о музыке.

    Существуют определенные этапы эстетического воспитания. Условно их можно разбить на группы. 

    Первая группа направлена на приобщение детей к искусству, то есть первичное восприятие, творческое воссоздание в сознании художественных образов. Основными методами для решения этих задач являются: наблюдение, объяснение, показ, пример взрослого, анализ. С самого начала при знакомстве детей с искусством необходимо развивать комплекс способностей и восприятия: талант слушателя, талант зрителя, а так же соучастия в творчестве.
    Вторая группа направлена на формирование навыков в творческой деятельности. Получения педагогом обратной информации о глубине усвоения воспитанниками материала, развития интеллектуальных и художественных способностей. Педагогом могут использоваться практические методы: моделирование, показ, объяснение, упражнение, совместная или индивидуальная деятельность. 

    Третья группа – это этап достижения результата в творческой деятельности. В качестве главных методов выступают методы теоретического художественного и научного анализа. 
    Выбор форм, методов эстетического воспитания определяется, прежде всего, индивидуальными особенностями детей, целями, задачами.

    Нельзя забывать, что эстетическое воспитание детей должно быть адекватным современной социокультурной ситуации, поэтому необходимо готовить подрастающее поколение не только к общению с театральной деятельностью, но и к общению с экранной культурой. Самыми массовыми видами экранного искусства являются кино и телевидение, впитавшие в себя возможности всех искусств и новейшие достижения научно-технического прогресса.

    "Постижение искусства есть познавательный процесс глубоко творческого характера", - отмечают авторы книги "Эстетическое воспитание школьников". "Энергия активного, творческого отношения человека к искусству зависит как от качества самого искусства, так и от индивидуальных способностей человека, от его собственного духовного напряжения и от уровня его художественного образования". Те же авторы сделали правильное замечание: "Только подлинное искусство воспитывает, но только человек с развитыми способностями может пробудиться сотворчеству и творчеству". Искусство может и не выполнить своей воспитательной роли, если ребенок не получит собственно художественного развития и образования, не научится видеть, чувствовать и понимать прекрасное в искусстве и жизни.

    Музыка как интегративный предмет органически вбирает в себя изучение собственно музыкальных произведений, историю, теорию музыки, а также простейшие навыки исполнительства в области пения и игры на музыкальных инструментах.

    Итак, важнейший предмет художественного цикла в школе — «Музыка». Известный детский композитор и автор программы по музыке Д.Б. Кабалевский особо отмечает важность этого предмета: «Музыка – искусство, обладающее большой силой эмоционального воздействия на человека… и именно поэтому она может играть громадную роль в воспитании духовного мира детей и юношества». Он включает в себя музыку, хоровое исполнение как искусство, элементы теории, истории музыки, музыковедение как часть искусствознания. В содержание предмета «Музыка» введено восприятие звучащей музыки и хоровое исполнение, усвоение нотной грамоты и элементов музыковедения, овладение навыками игры на простейших музыкальных инструментах и развитие способности к музыкальной импровизации. Другой известный педагог Ю.Б. Алиев пишет: «Урок музыки дает осознание радости музыкального творчества, формирует чувство сопричастности к прекрасному, способность наслаждаться тем нравственно-эстетическим содержанием, которое вложено композитором или народом в произведение музыки». По учебнику и программе последнего я и осуществляю преподавательскую деятельность, стремясь позволить детям извлечь максимальную пользу из общения с прекрасным и научиться видеть оное во всех проявлениях окружающей действительности!

    Я считаю, что искусство в общении учителя и ученика дает им обоим урок. Из этого вытекает, что само понятие «школа» получает новое содержание и понимается как школа мысли и чувства, школа концентрированной духовно- нравственной сущности человека, выраженной в искусстве художественным языком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий в эстетическом воспитании обучающихся посредством искусства флористики

Программа занятий студии "Флоренталь" составлена с учетомВсестороннего развития личности; Возрастных и индивидуальных особенностей детей;Сознательности, творческой активности и самостоятель...

Нравственное и эстетическое воспитание обучающихся с ОВЗ на уроках биологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Эстетическое воспитание на уроках биологии необходимо для всестороннего развития школьников, поскольку оно стимулирует присущую им от рождения способность чувствовать и воспринимать прекрасное в...

Нравственное и эстетическое воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках биологии в школе VIII вида

Формирование личности ребёнка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определённой нравственной позиции – сложный педагогический процес...

Статья «Научно исследовательская деятельность учителя музыки в эстетическом воспитании обучающихся в школе в контексте профессионального стандарта»

Музыка, как всякое искусство помогает детям познавать мир и воспитывает их, причем воспитывает не только их художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, к человеку, к приро...

Статья. Метапредметный подход как инструмент формирования духовно-нравственного и эстетического воспитания обучающихся на уроках географии.

Метапредметный подход как инструмент формирования духовно-нравственного и эстетического воспитания обучающихся на уроках географии....

СТАТЬЯ Нравственное и эстетическое воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках биологии

СТАТЬЯ Нравственное и эстетическое воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках биологии...