Статья «Научно исследовательская деятельность учителя музыки в эстетическом воспитании обучающихся в школе в контексте профессионального стандарта»
статья

Елефтериади Ольга Георгиевна

 Музыка, как всякое искусство помогает детям познавать мир и воспитывает их, причем воспитывает не только их художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, к человеку, к природе, любовь к Родине, интерес и чувство дружбы к народам  других стран.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Учитель музыки  Елефтериади Ольга Георгиевна

 МБОУ «СОШ №1 с. Октябрьское» Пригородный район РСО-Алания

«Научно исследовательская деятельность учителя музыки в эстетическом воспитании обучающихся в школе в контексте профессионального стандарта» (из опыта работы)

Музыка, как всякое искусство помогает детям познавать мир и воспитывает их, причем воспитывает не только их художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, к человеку, к природе, любовь к Родине, интерес и чувство дружбы к народам  других стран.

        Поэтому музыка должна быть постоянным спутником повседневной жизни детей, отражать окружающий их мир в ярких образах, вызывать сопереживание  этих образов, будить чувства, мысли, стремление к деятельности, формировать внутренний духовный мир ребенка, побуждать к  творчеству.

        «Они играли «Крейцерову сонату» Бетховена. Знаете ли вы первое престо? Знаете? – У?… Страшная вещь эта соната. Именно эта часть. И вообще…

        …Страшная вещь музыка. Что это такое? Я не понимаю. Что такое музыка? Что она делает? И зачем она делает то, что она делает? Говорят, музыка действует возвышающим душу образом, - вздор, неправда! Она действует, страшно действует, но вовсе не возвышающим душу образом. Она действует ни возвышающим, ни принижающим душу образом, а раздражающим душу образом. Как вам сказать? Музыка заставляет меня забывать себя, мое истинное положение, она переносит меня в какое-то другое, не свое положение: мне под влиянием музыки кажется, что я чувствую, что я понимаю то, чего не понимаю, что могу то, чего не могу.

        Она, музыка, сразу, непосредственно переносит меня в то душевное состояние, в котором находится тот, кто писал ее. Я сливаюсь с ним душою и вместе с ним переношусь из одного состояния в другое.

        Мне как будто открылись совсем новые чувства, новые возможности, о которых я не знал до сих пор. Что такое было то новое, что я узнал, я не мог себе дать отчета, но сознание этого нового состояния было очень радостно».

        Так в чем же сила музыки, о которой писал Л.Н. Толстой?

        Музыка рождается из жизни, но сама по себе не оказывает никакого воздействия на жизнь, она способна с большой силой влиять на человека, рождать в нем те или иные чувства и мысли, менять его характер и даже отношение к жизни, укреплять или ослаблять его силу воли. Она способна возбуждать в человеке смелость, воспитывать благородство, гуманность, доброту, но, в то же время она может сделать его бессердечным, жестоким.

        Влияние музыки сказывается на всей деятельности человека, на его  отношении к миру, к людям, на его труде, на его идейных, нравственных и эстетических идеалах.

        Значит, музыка воздействует на жизнь через человека и в этом ее огромная преобразующая сила.

        Незадолго до первой мировой войны газеты всего мира сообщили трагической гибели огромного океанского парохода «Титаник», предназначенного для регулярных пассажирских рейсов между  Европой и Америкой. В открытом море «Титаник», наскочил на плавающую ледяную гору-айсберг и затонул.

        В первые же минуты после катастрофы обнаружилось,

что спасти удастся только женщин, детей, да и то не всех. Ужас охватил людей, находившихся на пароходе…

        И тут произошло нечто невероятное. На верхнюю палубу вышли музыканты симфонического оркестра, ехавшего на «Титанике», дававшего по вечерам концерты для пассажиров. Они вышли со своими инструментами в руках, расселись в таком же порядке, как всегда сидели в концертах, и  заиграли…

        Заиграли Третью симфонию Бетховена. «Героическую» симфонию героического композитора. Симфонию великого музыканта, чья жизнь и чье творчество были насыщены неустанной, напряженной борьбой против жестоких ударов судьбы, обрушивавшихся на него буквально с первых до последних  дней его жизни, борьба с горем, нуждой, унижениями и несправедливостью, борьбой за жизнь, за счастье, за радость…

        Смертельно раненый «Титаник» погибал медленно, мучительно долго, словно не хотел расставаться с жизнью. А сотни людей, обреченные с ним на гибель, слушали музыку бетховенской симфонии, и эта музыка укрепляла их волю, вливала в них мужество, уберегала от паники, от душевных мук,  от сумасшествия, от всего, что неизбежно угрожало каждому, кто находился в эти минуты на тонувшем корабле.

        Музыка Бетховена звучала мужественно и величаво, заглушая шум воды, заполнявшей тело корабля, заглушала страдания гибнущих людей. Она звучала до той минуты, пока волны не нарыли палубу вместе с музыкантами, вместе с последними звуками бетховенской симфонии.

        Какой могучей силой должна обладать музыка, способная оказать людям поддержу в такую трагическую минуту жизни, помочь им  сохранить душевное равновесие, человеческое достоинство, почему исполнялась музыка именно  Бетховена? Да потому, что его музыка делала человека сильным и мужественным. И в этом ее сила.

         А в чем сила Шестой симфонии Чайковского?

        Чайковский безмерно любил жизнь, любил людей, свой народ, родную природу, и в музыке, которую он создавал, отразилось его постоянное стремление к добру, к свету. Шестая симфония завершается трагической картиной смерти, но главное в ней – вовсе не смерть, а борьба за жизнь, поразительное по силе устремление к свету, к красоте человеческой души.

        Чайковский мечтал о том, чтобы его музыка приносила людям «подпору и утешение». Вся его музыка проникнута любовью к человеку, пониманием его переживаний от едва заметных движений чувств до их сокрушительных порывов. В этой глубокой человечности музыки Чайковского – основа ее невероятно широкой популярности, главная причина того, что люди ощущают потребность в этой музыке, подобно потребности в добром, ласковом слове близкого, родного человека.

        В книжке одного нашего музыкального писателя есть волнующий рассказ о том, как советский солдат, попавший домой с фронта всего лишь на несколько часов, «побрился, помылся и что вы думаете, - завел пластинку! А потом сказал: «Теперь можно идти. Отлегло» И ушел».

        Как это все понятно! Такая музыка, действительно делает нас чище и лучше, и сильнее… за это мы ее любим

        В нартском эпосе маленький Ацамаз, играющий на золотой свирели, пробуждал своей музыкой все вокруг.

        Под звуки его золотой свирели звери завели такую пляску, что весь мир с восхищением глядел на них.

        «И стали горы громовыми голосами вторить свирели Ацамаза. В пляс пошли Черная гора с Белой горой, и потрескалась Черная гора, и белым песком растеклась белая гора.

Еще слаще заиграл маленький Ацамаз, - и все в мире пробудилось, Таять начали вечные ледники, с громовым шумом устремились вниз по своим тесным ущельям на широту равнин. И весь мир весело оглядело весеннее солнце красивым глазом своим. Вышли люди из жилищ, и каждый, во всю ширь груди вздохнул животворящего воздуха и сладко потянулся. Все восемь ладов свирели Ацамаза на восемь языков заговорили, еще чудеснее запели над миром, и вот раздвинулся сплошной скалистый отвес Черной горы, дверь там открылась узкая, как щель, выглянула Агунда – красавица из жилища отца своего, владетеля Черной горы. Дошла до сердца ее песня удальца Ацамаза, и, оставив свое рукоделие, захотела она взглянуть на него. «Как же так?» - подумал Ацамаз; - ведь даже солнце  ни разу не видело красавицу Агунду. Никогда не выходит она из отцовской башни в недрах Черной горы, - так почему теперь взглянула на меня, стоя на выступе крутой скалы?»…

Ацамаз с помощью музыка пробудил любовь красавицы Агунды. Еще раз мы убеждаемся, что музыка способна творить чудеса.

Все мы хорошо знаем легенду и Садко гусляре. Силой своего искусства он смог согреть холодное сердце морской царевны Волховы. Оно стало способным любить, страдать и радовать.

Мысль о преобразующей силе искусства звучит во многих сказках, книгах таких титанов мысли, как Толстой, Тургенев, Чехов, Ромен Ролан, Есенин.

В книге Дмитрия Фурманова «Чапаев» ярко описана сцена воздействия песни на Чапаева и его солдат. Наблюдая за бойцами, Фурманов говорит, «Ах, песня, песня, что ты можешь сделать с сердцем человека?».

Песня имеет огромную силу: она может заставить нас переживать, радоваться, смеяться, она даже может стать грозным оружием.

Так, например, песни Микиса Теодоракиса, которые были запрещены в Греции под страхом жестокой расправы с теми, кто их будет исполнять. Стали оружием в руках людей против фашистского режима генерала Ангелиса. Если песни эти нельзя было петь, то молчать их никто не мог запретить.

Крылатой песне не страшны ни танки, ни пули. Она летит туда, где кипит борьба за свободу, в тюремной камере и в открытой схватке всегда рядом с борцами героические и нежные, боевые и насмешливые – бесстрашные  песни.

Песня оказала неоценимую услугу замечательному немецкому певцу и артисту Эрнсту Бушу.

«…Буш в своей одиночной камере не слышал человеческого голоса. Плотные тяжелые двери отгородили его от всего мира. В апреле 1945 года железный засов тяжело брякнул, и дверь камеры распахнулась, на пороге Буш увидел советского солдата.

Свобода! Скорее в Берлин, куда стремились советские войска. Буш вышел из тюрьмы и поплелся пешком по шоссе, он был оборван, голоден, лицо искалечено до неузнаваемости. Первый глоток свободы придал ему силы. Но как все же длина оказалась дорога… На шоссе валялось много разбитых немецких машин. На глаза попался брошенный кем-то велосипед. Удача! Теперь быстрее к цели! Но невдалеке от Берлина – застава. Советский патруль задержал странного, подозрительного немца. Немец пытается объяснить, что он не враг, он свой, но он помнит так мало русских слов, а солдаты не понимают по-немецки! Придя в отчаяние, Буш вдруг запел знаменитую «Песню единства». И тогда советский лейтенант подхватил по-русски:

Марш левой – два, три,

Марш левой – два, три,

Встань в ряды, товарищ, к нам,    

Ты войдешь в наш единый рабочий  фронт,                          

        Потому, что рабочий ты сам!

        Выручила песня! Офицер, право, не был виновен, что не узнал Буша. Разве таким видел он этого артиста в Москве на сверкающей сцене Колонного зала Дома Союзов!…»

        Что же делала песня с бойцами Гражданской, Отечественной войны? Почему наши песни стали интернациональными. Звучали и звучат в Италии, Японии, Африке, Америке и других странах. Песни помогали людям бороться, верить в победу в самых трудных, почти безнадежных ситуациях, помогали скрашивать тоску по Родине, по любимым.

        Вспомним славную судьбу таких песен как: «Катюша», «Темная ночь», «Землянка», «Подмосковные вечера» и др.

        За что же так любят российскую песню во всех странах мира? За ее теплоту, душевность, человечность, доброту, желание утешить, а, если надо, то и поднять на борьбу миллионы людей.  

                                        

                                        Источники:

https://ru.wikipedia.org/wiki/ 

http://kabalevsky.ru

«Крейцерова соната».  Л.Н.Толстой

Как рассказывать детям о музыке. Советский композитор, М., 1977.

Живет стобой песня. М. Л. Гольденштейн. - Москва; Ленинград: Советский композитор, 1971.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно – исследовательская деятельность учителя и учащихся в обучении физики в школе

Этот материал предназначен тем кому интересна и знакома тема проектно-исследовательской деятельности,  кто занимается и  кто в ближайшем будущем планирует заняться работой над исследовательс...

Заседание МО учителей естественно-математического цикла «Компетентностная модель современного учителя в контексте профессионального стандарта».

Наряду с новым законом об образовании, государственными образовательными стандартами, рассматривается еще один документ «Профессиональный стандарт педагога», который  планируется к введению...

Деятельность учителя музыки на уроке в классах эстетического профиля в общеобразовательной школе.

Основной целью деятельности учителя музыки является музыкально-эстетическое воспитание учащихся, особенно в деятельности учителя музыки в классах эстетического профиля, в которых, на наш взгляд, именн...

Методическая исследовательская деятельность учителя по теме: «Формирование компетенций обучающихся посредством проектной деятельности»

Ведущей педагогической технологией в работе учителя на данном этапе является технология «Проектная технология» (Полат Е.С.). Ее широкое использование на уроке и во внеклассной работе ...

Проектно-исследовательская деятельность как основа духовно-нравственного воспитания обучающихся

Проектно- исследовательская деятельность как основа духовно- нравственного воспитания обучающихся...

Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках по иностранному языку в школе в контексте личностно-ориентированного подхода в обучении.

Проектно-исследовательская деятельность представляет собой образовательную технологию, предполагающую решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством учителя, в ходе которой ре...

Индивидуальная программа развития профессиональных компетенций в контексте профессионального стандарта педагога

Индивидуальная программа развития профессиональных компетенций учителя английского языка Ориной Э.Г. на 2018-2021 гг....