Методическая исследовательская деятельность учителя по теме: «Формирование компетенций обучающихся посредством проектной деятельности»
методическая разработка на тему

Чугунова Маргарита Викторовна

  Ведущей педагогической технологией в работе учителя на данном этапе является технология «Проектная технология» (Полат Е.С.). Ее широкое использование на уроке и во внеклассной работе способствует созданию благоприятной среды для творческого развития и профессионального самоопределения обучающихся.
 Данную педагогическую технологию учитель внедряет через реализацию своей методической темы как на уроках, так и во внеклассной работе. Темой инновационного педагогического опыта является: «Формирование компетенций обучающихся посредством проектной деятельности».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_metodicheskogo_opyta_po_teme.doc157 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая исследовательская деятельность учителя

  по теме: «Формирование компетенций обучающихся посредством проектной деятельности»


1. Реализации методической темы способствуют образовательные программы, широко используемые в образовательном процессе.

 Программы, реализуемые в образовательном процессе: 
 -
Программы для основной и средней (полной) общеобразовательной школы

-Программы для обучающихся, имеющих повышенные образовательные потребности
-Примерная программа основного общего образования по предмету технология адаптированные учителем ,
 
-Примерная программа среднего (полного) общего образования по предмету технология адаптированные учителем

  Программы для основной и средней (полной) общеобразовательной школы, используемые в учебном процессе при обучении технологии, позволяют реализовать государственный образовательный стандарт.
   Реализация программ для обучающихся, имеющих повышенные образовательные потребности способствует созданию среды, обеспечивающей реализацию творческого потенциала ученика; формированию интеллектуальной, творческой, учащейся молодежи на основе исследовательской деятельности; успешной социализации обучающихся в современном обществе.

2.В ходе реализации методической темы учителем  освоены и активно внедряются в практику современные образовательные технологии, направленные на достижение высокого качества обучения.
Образовательные технологии:
-Информационно-коммуникационные технологии
-Технология дифференцированного(разноуровневого) обучения

- Игровая технология

- Технология проблемно-развивающего обучения (исследовательская деятельность обучающихся)

- Здоровьесберегающая технология

- Личностно-ориентированное обучение

- Проектная технология
  Ведущей педагогической технологией в работе учителя  является технология «Проектная технология» (Полат Е.С.). Ее широкое использование на уроке и во внеклассной работе способствует созданию благоприятной среды для творческого развития и профессионального самоопределения обучающихся.
 Данную педагогическую технологию учитель внедряет через реализацию своей методической темы как на уроках, так и во внеклассной работе. Темой инновационного педагогического опыта является: «Формирование компетенций обучающихся посредством проектной деятельности».

 Целью работы над данной темой является формирование у обучающихся исследовательских, рефлексивных, самооценочных  компетенций, необходимых для успешной социализации в современном обществе. В своей работе учитель применяет  и элементы других педагогических технологий, которые способствуют развитию творческой активности обучающихся. В 5-8 классах – это игровые технологии. Все работы для диагностики и контроля знаний и умений обучающихся составлены с применением технологии дифференцированного обучения. На уроках технологии и вовнеурочной работе Чугунова М.В.  применяет также технологию проблемно-развивающего обучения (исследовательская деятельность обучающихся). Активно применяет в работе информационные компьютерные технологии, которые являются эффективным механизмом реализации методической темы и исследовательских подходов в обучении предмета технология. Элементы всех перечисленных технологий включает в проектную технологию. Достоинством данной технологии считает ее обучающую, воспитательную и развивающую функции, направленность на эффективную социализацию, социальную адаптацию обучающихся. По подходу к ребенку данная технология относится к личностно-ориентированной технологии, а методы, применяемые в данной технологии (поисковые, исследовательские и проблемные) наилучшим образом помогают раскрываться обучающимся.
 
Для совершенствования информационной компетенции   успешно  прошла  на базе НОУ «Балаковский институт профессиональной подготовки и повышения квалификации» курсы  «Пользователь ПК»  и дополнительную профессиональную подготовку по программе Intel «Обучение для будущего». На уроках и во внеурочной деятельности широко использую ИКТ. Владею программами Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point. В 2012 - 2013 учебном году создала персональный сайт «Век - живи, век - учись» , где представила опыт своей работы. В своей деятельности использует интерактивные компьютерные технологии:

  • электронные энциклопедии, словари, определители;
  • интерактивные репетиторы, тренажёры производства «1С»; 
  • интерактивные компьютерные лабораторные, экскурсии; 
  • набор электронных тестов, кроссвордов; 
  • проектная деятельность обучающихся на основе современных информационных компьютерных технологий; 
  • интеллектуально-творческие игры с использованием мультимедийной установки. 

   Учителем  систематизирован методический комплект мультимедийных продуктов и презентаций по курсам технологии 5 – 11 класса. Мультимедийные презентации позволяют представлять объекты и процессы с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, т.е. во всех известных формах. 
   Электронные комплекты  и энциклопедии, программы-тренажеры учитель использует для подготовки обучающихся к олимпиадам, которые помимо результата, дают объяснение и правильный ответ, обучающие игры.
  Активно использует Интернет для поиска информации по учебным вопросам; повышения квалификации; размещения собственной информации на школьном сайте; участия в конкурсах и олимпиадах обучающихся школы, дистанционного обучения детей, а также для общения и оказания при необходимости методической помощи.
  Во внеклассной работе при подготовке защиты проектов под  руководством учителя обучающиеся создают содержательные презентации, которые используют на конкурсах и конференциях разных уровней при представлении докладов. 
  При планировании уроков стараюсь найти оптимальное сочетание обучающих компьютерных программ с традиционными средствами обучения. 

3. Сущностные характеристики опыта

1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)


Формирование компетенций обучающихся посредством проектной деятельности

2. Источники изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.)


Формирование у школьников исследовательских, рефлексивных, самооценочных компетенций, необходимых для успешной социализации в современном обществе 

3. Идея изменений 
(в чем сущность ИПО: 
в использовании образовательных, коммуникационно – информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)


Использование технологии «Проектная деятельность обучающихся» и информационно-коммуникационных технологий как на уроках, так и во внеклассной работе, способствует обогащению содержания технологического  образования, формированию и развитию учебно-познавательной компетенции обучающихся и выявлению высокомотивированных и одаренных детей, создает тем самым более благоприятную среду для их творческого развития и дальнейшего самоопределения.

4. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Основана на дифференцированном подходе, требующем предоставления ученикам возможностей самим творить знания, создавать образовательную продукцию по предметам, на личностно – деятельностном подходе, предполагающем организацию специальной работы по формированию творческой деятельности обучающихся, обучения их целеполаганию и планированию, организации и регулированию собственных действий, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности. В результате происходит расширение собственного опыта, что способствует личностному и социальному росту ребенка.
Проектная  деятельность обучающихся дает возможность для участия в школьных, муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах, научно-практических конференция, олимпиадах, способствует расширению кругозора

5. Условия реализации изменений 
(включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Технология «Проектная  деятельность обучающихся» широко используется в общеобразовательных школах. Реализации данной технологии в образовательном пространстве школы должно быть отведено особое место – она должна стать приоритетной. В реализации данной технологии особая роль принадлежит учителю, который должен обладать высоким уровнем инновационного мышления, сформированностью профессиональных компетенций. Чтобы развить и сформировать у обучающихся проектную культуру, обучить научному исследованию, рефлексии, самоанализу, учитель должен сам обладать данными компетенциями. Для этого в каждой школе достаточно ресурсов: кадровых, материально-технических и научно-методических.

6. Результат изменений

Проявление у обучающихся устойчивого интереса к творческой и проектной  работе; развитие компетенций, необходимых для успешной самореализации в современном обществе; овладение обучающимися различными приемами учебной деятельности и принципами естественнонаучного метода познания; оптимальный уровень знаний, умений и навыков

7. Представление ИПО

Выступление на педагогических советах в школе, на методическом объединении учителей технологии города Пугачева и Пугачевского района, на районном семинаре учителей технологии, на 6-ом Межмуниципальном фестивале методического творчества в рамках Регионального Ресурсного центра непрерывного образования педагогов, на областных семинарах по технологии


4. Информационные характеристики опыта

Характеристика инновационного опыта


Обучение


1. Ценности и ценности ориентации

  • Развитие самостоятельности, инициативности, активной жизненной позиции
  • Формирование способности оперативно добывать знания из различных источников информации
  • Развитие способности к анализу, сопоставлению фактов, обобщению и поиска пути решения проблемы
  • Формирование способности подтверждать теорию практической деятельностью
  • Развитие творческого подхода к решению различных проблемных ситуаций
  • Развитие творческой личности, способной к успешной адаптации в обществе в современных условиях (Учащиеся становятся более мобильными, коммуникабельными, психологически устойчивыми, приобретают гибкость мышления, способны выдерживать высокие перегрузки и стрессовые ситуации).

2. Цели и задачи

Цель: создание условий для выявления и поддержки способных учащихся, развитие их интеллектуальных, творческих способностей посредством проектной деятельности, поддержка исследовательских интересов учеников. 
Задачи:

  • Повышение мотивации учащихся к самостоятельному научному поиску, овладению компетенциями с помощью проектной деятельности.
  • Привлечение одаренных детей к участию в творческой, познавательной, интеллектуальной деятельности, вовлечение их в проектную деятельность по предмету «технология» и межпредметных областях. 
  • Организация успешного опыта участия школьников в проектной  деятельности через основные учебные занятия - уроки, кружки, индивидуальная работа с учащимися


4. Содержание образования

 Проектная деятельность учащихся - образовательная технология, использующая в качестве главного средства достижения образовательных задач направленность учебно-познавательной деятельности обучающихся на результат, который получается при решении проблемной ситуации. Проектная деятельность предполагает выполнение учащимися различных учебных  задач, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира. В процессе проектной  деятельности реализуются следующие этапы (независимо от формы работы): постановку проблемы (или выделение основополагающего вопроса), изучение теории, связанной с выбранной темой, выдвижение гипотезы по теме проекта, подбор методик и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. 
На уроках при выполнении задач данного характера, обучающимся, чаще всего, предлагается проблемный вопрос темы, а обучающиеся определяют цель, задачи, выдвигают гипотезу, определяют ход работы (методы, средства), анализируют, обобщают, делают выводы.


5. Технологии (в том числе ИКТ)

  • Проектная  деятельность обучающихся
  •  Технология проблемно-развивающего обучения (исследовательская деятельность)
  • Технологии дифференцированного обучения
  • Информационно-коммуникационные технологии
  • Игровая технология
  • Здоровьесберегающая технология
  • Личностно-ориентированное обучение


6. Средства

  • Традиционные средства (учебник, дополнительная литература) 
  • Технические средства обучения
  • Собственные средства обучения (разработаны учителем): тесты, презентации, творческие задания, задачи практического характера


7. Методы

  • метод проблемного изложения
  • частично-поисковый, или эвристический, метод; 
  • исследовательский метод
  • метод проектов


8. Организационные формы

  • Традиционные уроки, урок– практикум, урок – исследование, урок – конференция, урок – игра, урок – защита проектов
  • «Технология проектной деятельности»
  • Работа над  проектами в рамках школьного НОУ «Эрудит»
  •  Научно-практические конференции, конкурсы, олимпиады
  • Использование форм ИКТ:
  • электронные энциклопедии, словари, определители;
  • интерактивные репетиторы, тренажёры производства  «1С»; 
  • интерактивные компьютерные  экскурсии; 
  • набор электронных тестов, кроссвордов; 
  • проектная деятельность учащихся на основе современных информационных компьютерных технологий; 
  • интеллектуально-творческие игры с использованием мультимедийной установки. 


9.Образовательные среды


Развивающая


10.Информационно-методическая среда

  • В школе существует организационно-методическое и информационное обеспечение. Практикуются такие формы методической работы для реализации технологии «Проектная  деятельность учащихся»
  1. Тематические заседания методических объединений (выступление с темой самообразования);
  2. Обзоры научной, педагогической и другой литературы;
  3. Творческие отчеты отдельных учителей, получивших общее признание за их мастерство и опыт (творческие отчеты по теме самообразования);
  4. Предметные  недели (Открытые уроки)

5.  Формирование банка педагогической, нормативно-правовой и методической информации


11. Информационные ресурсы

  • Медиатека, библиотека города, школы, интернет-ресурсы
  • Организация электронных библиотек учебных материалов и обеспечение доступа к ним
  • Размещение информации на школьном сайте и на сайте учителя


12. Организационные ресурсы

Индивидуальная, групповая работа учащихся над исследовательскими темами, занятия элективного курса (рабочая программа, календарно-тематический план), занятия в рамках НОУ «Эврика» (индивидуальные планы учащихся в соответствии с темой исследования»


13. Мотивационные ресурсы

Опора на внешнюю мотивацию для пробуждения внутренней мотивации

  • Убеждение в необходимости учения для дальнейшей жизни
  • Использование процесса учения как возможность общения учащихся друг с другом и учителем (содружество учащегося и учителя)
  • Похвала ученика, достигшего более высоких результатов
  • Опора на желание учащегося быть первым (престижная мотивация)
  • Участие в научно-практических конференциях, конкурсах, олимпиадах
  • Создание Портфолио

15. Материально-технические ресурсы
(важны как для ОУ, так и для учителей)

Материально-техническая база школы

5. Описание инновационного опыта
    Метод проектов  -  образовательная технология, использующая в качестве средства достижения образовательных задач направленность учебно-познавательной деятельности обучающихся на результат, который получается при решении проблемной ситуации. Проектная деятельность  – образовательный процесс, реализуемый на основе исследовательской деятельности учащихся. Основная задача учителя – формирование у обучающихся компетенций, т.е. умений, непосредственно сопряженных с опытом их применения в практической деятельности, посредствам работы над проектами. Данные компетенции можно формировать на уроке и внеурочной деятельности.

  • 1 уровень реализуется через урок
  • 2 уровень реализуется через кружковую работу
  • 3 уровень через индивидуальную работу в рамках НОУ «Эрудит»

 Урок – начальный этап в развитии  компетенций обучающихся. Ведущими на уроке выступают эвристический и проектный методы, а также общедидактические приемы (анализ и установление причинно – следственных связей; сравнение, обобщение и конкретизация; выдвижение гипотез; перенос знаний в новую ситуацию; поиск аналога для нового варианта решения проблемы, доказательство и опровержение гипотезы; планирование исследования; оформление результатов исследования). На уроках технологии учитель повышает мотивацию обучающихся к самостоятельному  поиску и решению проблем, овладению умениями и навыками проектной  работы, используя разнообразные формы и методы и приемы работы.
 На кружке  происходит погружение в мир творчества. Учащиеся работают над собственными темами учебного проекта. Занятия  позволяют выявить ребят, наиболее успешно овладевающих  проектной методикой. На занятиях кружка учитель развивает высокую степень самостоятельности в выполнении проектов различной  направленности, в ходе которой учащиеся проходят  этапы постановки проблемы, планирования своих действий,  исследовательской работы и представляют результаты своих работ на практических конференциях.
  На третьем этапе происходит переход от учебной к социально-значимой проблеме.  Через индивидуальную работу привлекаю одаренных детей к участию в творческой, познавательной, интеллектуальной деятельности, вовлечение их в проектную  деятельность в области технологии и межпредметных областях. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к выступлению на МО учителей гуманитарного цикла "Развитие компетенций обучающихся через проектную деятельность во внеурочное время"

Презентация подготовлена совместно с учителем английского языка Балясниковой Т.И. Может быть интересна, т.к. показывает как оценивать проект....

Презентация к выступлению на МО учителей английского языка "Развитие компетенций обучающихся в проектной деятельности "

материал был подготовлен совместно с учителем английского языка МБОУ СОШ №10 "Успех" Карниковой Е.А....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПО ТЕМЕ «Формирование компетенции проектирования на основе информационно-коммуникационных технологий» ДЛЯ 10 класса

Среди многообразия новых педагогических технологий, направленных на реализацию личностно – ориентированного подхода  в методике преподавания английского  языка важную роль играет проек...

Тема:«Тимбилдинг как эффективный инструмент формирования детского коллектива посредством проектной деятельности».

В жизни ученика важную роль играют взаимоотношения в коллективе. Особое значение приобретает такая характеристика  коллектива, как сплоченность. Но для того чтобы превратить классную организацию ...

Статья "Формирование у обучающихся навыков проектной деятельности на уроках литературы" (из опыта работы)

Данная статья поможет учителю привлечь своих учеников к проектной деятельности....

Педагогический проект "Формирование функциональной грамотности и читательской компетенции обучающихся средствами проектной деятельности на этапе реализации ФГОС ООО."

В своей педагогической практике авторский коллектив проектной группы   активно использует в работе с обучающимися проектную технологию и убедилась в том, что проектная деятельность учащихся ...