Статья "Формирование у обучающихся навыков проектной деятельности на уроках литературы" (из опыта работы)
статья по литературе (9 класс)

Гучигова Наталья Алексеевна

Данная статья поможет учителю привлечь своих учеников к проектной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья учителя русского языка и литературы

Гучиговой Натальи Алексеевны

«Формирование у обучающихся навыков проектной деятельности на уроке литературы»

 (из опыта работы)

1.Использование основных типов проектов на уроках литературы.

Проектная деятельность - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. "Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить". Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью .

Литература как учебный предмет - замечательная, плодородная почва для проектной деятельности. Учителя-словесники часто сталкиваются с такими проблемами как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группе даст ребятам почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю - решить вышеперечисленные проблемы. Знания по истории, мировой художественной культуре - дисциплинам, смежным с литературой,- могут и должны помогать в работе над литературным проектом

Цель проектного обучения , в том числе и по литературе, состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся:

1) самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

2) учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

3) приобретают коммуникативные умения, работая в группах;

4) развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

5) развивают системное мышление.

В современной методической литературе существует несколько разновидностей учебных проектов. Можно выделить несколько видов проектной деятельности на уроках литературы:

- исследовательский проект,

-информационный проект,

- ролево- игровой проект,

- практико- ориентированный проект,

- творческий проект.

Исследовательские проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Они полностью подчинены логике небольшого исследования и имеют структуру, приближенную к подлинно научному исследованию или полностью совпадающую с ним (аргументация актуальности принятой для исследования темы; определение проблемы исследования, его предмета и объекта; обозначение задач исследования; определение методов исследования, источников информации; выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения; обсуждение полученных результатов, выводы; оформление результатов исследования; обозначение новых проблем для дальнейшего процесса исследования). Все сказанное, разумеется, должно полностью соответствовать уровню языковой подготовки школьников определенного этапа обучения. В качестве примера такого проекта можно предложить учащимся десятого класса исследовать следующую тему: «Проблема выбора в произведениях русских писателей 19-го века». Данная тема может быть продолжена и в одиннадцатом классе, причем можно расширить рамки темы, включив в исследование произведения и зарубежных писателей 20-го века.

Информационный проект изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу работы над проектом. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, предмет информационного поиска, источники информации (средства СМИ, базы данных, в том числе электронные, анкетирование, проведение «мозговой атаки» и т.п.); способы обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы, результат информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видеофильм); презентация (публикация, в том числе в сети Интернет, обсуждение на конференции). Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью, модулем.Например, биографические данные того или иного писателя или поэта, история создания книги.

В ролево- игровых проектах структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые ситуациями, придуманными участниками. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут проявляться лишь к его окончанию. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая. Например, инсценировка эпизода любого произведения.

Практико- ориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (документ, созданный на основе полученных результатов исследования языкового, литературоведческого, исторического характера; программа действий и т.д.) Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определение функций каждого из них, четких результатов совместной деятельности и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организация систематической внешней оценки проекта. Например, проект « Роль книги в жизни современного подростка».

Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и дальше развивается, подчиняясь принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, драматизации). Это могут быть проблемы, связанные с содержанием какого-то произведения, статьи, фильма, жизненной ситуации.

Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и т.д. Например, « Устное народное творчество в нашей жизни».

Проектная деятельность по литературе включает в себя актуальность избранной темы, обозначает задачи проекта, выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов.

Проекты по литературе распределяются и по продолжительности.

Мини- проекты можно создать за один урок, например, « Слово о писателе», « Мой любимый писатель». Над такими проектами работа ведётся в группах в составе не более 3-4 человек. Краткосрочные проекты по литературе занимают от 2 до 4 уроков. Например, « Уроки доброты»( по произведению В.Распутина  «Уроки французского»). Среднесрочные (недельные) проекты выполняются в группах. Работа идёт под руководством учителя, возможно сочетание классных форм работы( лекции, мастерские) с внеклассными формами. Например, проект « Адресаты любовной лирики Лермонтова». Долгосрочные (годичные) проекты по литературе могут выполняться как лично, так и индивидуально. Весь годичный проект- от определения проблемы, темы до презентации- выполняется во внеурочное время. Это серьезное исследование, защита которого чаще всего проводится на научно- практических конференциях. Например, «Быт и нравы симбирских дворян в произведениях писателей XIX века». 

К созданию проектов по литературе ученики могут приступить уже в 5-ом классе. Этому возрасту в наибольшей степени соответствуют творческие проекты. Для таких проектов характерно творческое осмысление учащимися художественного текста и создания оригинальных работ. Это может быть совместная газета, альманах, сочинение, видеофильм, сценарий праздника, драматизация и т.д. Часто для работы над творческими проектами привлекаются другие виды искусства.

Необычные по форме, такие проекты вызывают особый интерес учащихся, при этом учитель решает серьезные образовательные задачи. Например, в 5 классе учим детей работать с текстом: видеть особенности жанра, структуру произведения, вычленять эпизоды. Эти задачи решаем, предлагая такой творческий проект: создать комиксы по произведению (небольшого объема, хорошо известного жанра). Сама форма «приказывает» ученикам внимательно прочитать произведение, выделить самые важные эпизоды, отобрать текст, в рисунках попытаться выразить характер персонажей. Работа проходит в группах, где роли распределяют сами ученики.

Чем старше становятся учащиеся, тем сложнее проектные задания. Так, в 7 классе ученики не только самостоятельно изучают произведение, но и рассматривают его в контексте эпохи. При изучении раздела «Духовная литература» ученики получают задание: создать сценарий лекции для Виртуального литературного музея по «Житию Сергия Радонежского» Епифания Премудрого. Этот проект опирается на ролевую игру, и работа организуется следующим образом: после обсуждения класс делится на творческие группы «историков», «литературоведов», «искусствоведов». Ребята самостоятельно находят исторические сведения об эпохе, в которую жил Сергий, дают комментарии к тексту, подбирают музыкальное и художественное оформление, отрывки для выразительного чтения. Традиционные сочинения на литературную тему можно легко превратить в проект, если придать работе практическую направленность: написать статьи для хрестоматии, литературного альманаха. «Значительность» такого задания вызывает в среднем звене желание выполнить работу как можно лучше.

2.Правила успешной проектной деятельности .

1. В команде нет лидеров. Все члены команды равны.

2. Команды не соревнуются.

3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.

4. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.

5. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.

6. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

3. Общие подходы к структурированию проекта.

1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

2. Далее необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна "мозговая атака" с последующим коллективным обсуждением.

3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).

6. Защита проектов, оппонирование.

7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты оценки.

4. План действий учащихся в проекте.

В основе каждого проекта лежит проблема. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы. Алгоритм подготовки к запуску учебного проекта по литературе можно представить в виде схемы:

Учебный проект

Проблема проекта

"Почему?"

Актуальность проблемы - мотивация

Цель проекта

"Зачем?" (мы делаем проект)

Целеполагание

Задачи проекта

"Что?" (для этого мы делаем)

Постановка задач

Методы и способы

"Как?" (мы это можем делать)

Выбор способ и методов, планирование

Результат

"Что получится?" (как решение проблемы)

Ожидаемый результат

В самом общем виде при осуществлении проекта по литературе можно выделить следующие этапы:

1. Погружение в проект;

2. Организация деятельности;

3. Осуществление деятельности;

4. Презентация результатов.

Продуктом проектной деятельности учащихся станут тематические статьи реферативного характера, сочинения по личным впечатлениям, анализ стихотворений, статьи исследовательского характера по анализу различных аспектов мастерства поэта, иллюстрации к стихотворениям Тютчева.

Каждая группа, участвующая в проекте, получает "План действий учащихся в проекте", включающий в себя:

1. Выбор темы проекта (исследования).

2. Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь?) Записать ответы.

3. Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение - гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему?) Записать ответы.

4. Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат?) Записать план своих действий, время выполнения каждого шага.

5. Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).

6. Получаем результаты. (Если что-то не удалось - это тоже результат).

7. Анализируем результаты. (Сравниваем полученные результаты с данной гипотезой).

8. Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.

9. Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.

5. Опыт организации проектной деятельности по литературе при изучении произведений о Великой Отечественной войне. Тема «Мы этой памяти верны…»

1 Вступление

Великая Отечественная война – незаживающая рана в памяти советского народа. Нет, наверное, семьи, где она не оставила бы свой страшный след. Война прокатилась по нашей стране вихрем смерти и разрушения. Сколько бед, трагедий и горя оставила она после себя. Неслучайно ее называют Великой, так как весь советский народ поднялся на борьбу с фашистами, вероломно напавшими на СССР. Каждый человек в годы войны старался своим трудом на фронте и в тылу приблизить победу. «Не было в мире такой силы, которая могла бы сломить и сокрушить германскую армию и нанести ей такие колоссальные потери, как это сделали русские, Советская Армия», - говорил премьер-министр Англии У.Черчилль.

2 Актуальность

Я считаю, что моя работа актуальна. Великая Отечественная война – это целая страница в  истории нашей страны. Молодое поколение должно знать, какой ценой была добыта Победа, должны чтить  тех, кто приближал эту Победу, и тех, кто за нее отдал жизнь. Хочется верить, что мы останемся великим народом, помнящим о страшных событиях 1941-1945 гг, заботящихся о ветеранах. «И 100, и 200 лет пройдет, никто войны забыть не сможет…» (К.Симонов).

3 Цели и задачи

Цель работы: увековечить подвиг советского народа в лирических произведениях собственного сочинения о Великой Отечественной войне.

Задачи:

Познакомиться с военной поэзией.

Выявить жанровое своеобразие военной поэзии.

Выяснить влияние поэзии на эмоциональное состояние человека в тяжелые военные годы.

Создание своих стихотворений о войне.

4 Практическая значимость работы

Работу можно рассматривать с нескольких позиций:

  • Как повлияла поэзия военных лет лично на меня
  • Какое впечатление произвели стихи собственного сочинения о войне на одноклассников
  • Метапредметные связи
  • Преемственность

5 Лирические произведения о войне

5.1 Военная песня

5.2 Военная лирика

6 Заключение

Память о Великой Отечественной войне жива и по сей день. Можно бесконечно перечитывать прозаические и лирические произведения, документальные хроники о страшных событиях 1941-1945 гг. Читая их, ощущаешь себя частью великого народа, который встал на защиту своей родины и, преодолевая невыносимые мучения, победил.

7 Поэтическая мастерская

Каждое произведение затрагивает душу, и моя душа жаждет откликнуться новым произведением, собственным, стремящимся показать, что мы, молодое поколение, благодарны людям, которые приближали Победу. Низкий поклон тем, кто пал, защищая родину.

Я снова и снова листаю альбом,

Который мне дорог как память о деде.

Вот здесь он на фронте, под Курской дугой,

А здесь Сталинград и решающий бой,

Когда наш народ так стремился к победе.

Спасибо солдатам за мирное небо,

Что мы говорим на родном языке.

Спасибо за «теплое» слово «победа».

Что было бы, если бы не было деда,

Который остался на Курской дуге.

Я снова и снова листаю альбом.

С листов пожелтелых на нас смотрят лица

Солдат, офицеров да просто советских бойцов,

Что отдали жизнь за детей, матерей, стариков.

 Война никогда не должна повториться!

Список литературы.

1.Борисенко Н.А. Как мы работали над проектом… Литература в школе, №7, 2002.

2.Бычков А. В. Метод проектов в современной школе / А. В. Бычков – М. : 2000. – 97 с.

3. Даутова О. Б. Современные технологии в профильном обучении / О. Б. Даутова – СПб. : 2006.

4.Донцова О.В. Метод проектов как одна из форм ученического исследования на уроках литературы. Литература в школе, №11, 2008.

5. Новикова Т.А Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. Народное образование, 2000, №7, стр. 151-157.

6.Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. – с. 42.

7.Полат Е. С. Метод проектов в современной школе / М. : МИПКРО, 2000. – 205 с.

8.Полат Е. С. Как рождается проект / Е. С. Полат – М. :1995.- 340 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта "Проектная деятельность на уроках литературы как инструмент социализации личности"

    В работе филологической кафедры принимают участие учащиеся с достаточно высоким уровнем учебной мотивации.  Но большой проблемой для учителя, я думаю, с этим многие согласятс...

Обучение студентов навыкам проектной деятельности на уроках литературы.

Статья знакомит с формированием основ проектной деятельности у студентов на уроках литературы и обучением навыкам пректировать свою деятельность....

Проектная деятельность на уроках математики (из опыта работы)

Статьясодержит краткое описание некоторых проектов моих учеников, А так же  и совместно разработанные с учениками критерии оценивания проектов в виде бланка оценивания. Материал может быть полезе...

Проектная деятельность на уроках музыки (презентация опыта работы)

Презентация к выступлению на I районном открытом педагогическом Фестивале-2016 «Воспитание и обучение – традиции, инновации, результативность»...

ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ И КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»

Представление собственного инновационного педагогического опыта по теме "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы"...

Формирование у обучающихся навыков проектной деятельности на уроке (из опыта работы учителя ИЗО)

Внедрение новых способов работы на уроке позволяет развить у учащихся способности к самостоятельному освоению знаний, решать с помощью полученных знаний задачи в различных областях жизни, формировать ...