Формирование у обучающихся навыков проектной деятельности на уроке (из опыта работы учителя ИЗО)
статья по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Солоделова Анна Алексеевна

Внедрение новых способов работы на уроке позволяет развить у учащихся способности к самостоятельному освоению знаний, решать с помощью полученных знаний задачи в различных областях жизни, формировать способность действовать и быть успешным. Использование в учебной деятельности метода проектов позволяет активно развивать у учеников основные виды мышления, творческие способности, стремление созидать, развивает критическое мышления, познавательные навыки учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Метод проектов развивает коммуникативность, умение сотрудничать.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Солоделова Анна Алексеевна

учитель изобразительного искусства

ГБОУ гимназия№11 Василеостровского района Санкт Петербурга

Формирование у обучающихся навыков проектной деятельности на уроке

(из опыта работы учителя ИЗО)

Внедрение новых способов работы на уроке позволяет развить у учащихся способности к самостоятельному освоению знаний, решать с помощью полученных знаний задачи в различных областях жизни, формировать способность действовать и быть успешным. Использование в учебной деятельности метода проектов позволяет активно развивать у учеников основные виды мышления, творческие способности, стремление созидать, развивает критическое мышления, познавательные навыки учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Метод проектов развивает коммуникативность, умение сотрудничать.

Внедрение метода проектов обогащает детей знаниями, умениями и навыками, создает у них внутреннее состояние уверенности. Приводя в систему приобретенные знания, умения и навыки, этот метод устанавливает внутреннее и межпредметные связи, совершенствует мировоззренческий подход к анализу явлений действительности. При этом ребенок учится самостоятельно разбираться в потоке научной и художественной информации.

            Для работы над проектом необходимо: выбрать тему проекта; определить характер проекта; выделить проблему, сформировать обоснование проектной деятельности; обозначить пути реализации проекта; спрогнозировать результат проекта.

Задача школы воспитывать обучающихся всестороннее развитыми личностями, для чего необходим особый подход. Со стороны учителя – это развёрнутая аргументация своих мыслей и описание переживания, использование особых речевых средств для усиления воздействия на учащихся, выстраивание многоуровневых логических ходов пережитого. Со стороны учащихся – это возможность построения собственного действия, что способствует развитию его способностей в сфере мышления и речи. 
       Идёт совместная работа, обсуждение вопросов, принятие решений. Как учитель я объясняю, показываю, намекаю, подвожу к проблеме, создаю ситуацию успеха, поощряю, стараюсь вселить уверенность, формирую мотивы учения, помогаю закрепить авторитет ученика среди товарищей. 
       Идёт процесс коллективного учебного исследования. Предполагается критическое сопоставление различных позиций, методов, результатов. Соединяются групповая и коллективно-распределительная деятельность учащихся в виде: «Учитель – ученик», «ученик – ученик», «ученик – учебник», «учебник – художественная деятельность» и т.д.. 
Школьники в группах сами ставят цели и ищут свои средства решения, то есть у учащихся подросткового возраста формируются исследовательские возможности, формируются способности самостоятельно строить и проверять гипотезы и делать выводы. 
Особенности работы: использование современных образовательных технологий (развивающее обучение, личностно-ориентированный технологии обучения, метод проектов, разноуровневое обучение) и компонентов: примеры из литературы и искусства своего края. 
        Проектная деятельность - это приобретение новых знаний, умений на основе работы учащегося с учебным содержанием под руководством педагога, исполняющего роль союзника - консультанта, а на стадии презентации – эксперта. Я оцениваю каждую часть проектной работы учащихся: содержание работы (текст), выступление (презентация), динамика проектно-исследовательских умений. 

Проектный метод постепенно начинала вводить в условиях урочной системы с 5 класса. Сейчас работаю с проектами в 5, 6, и 7 классах. На уроках использую индивидуальные, групповые проекты: группы формируются до 4 человек. Групповые проекты развивают терпимость и уважение к мнению партнеров, умение отстаивать свою точку зрения, что в целом благотворно влияет на сплочение коллектива класса. Кроме того, формируются коммуникативные, организационно-управленческие, рефлексивные умения и навыки работы в команде. Результатами художественно-коммуникативных действий в процессе обучения являются умение понимать намерения и интересы взаимодействующих с ним людей, умение понимать и вести свою роль в общей работе, соблюдать правила общения, умение отстаивать свои позиции без подавления прав окружающих. Длительность проектов в рамках урочной системы рассчитываю, начиная от двух уроков. Возможно выполнение проекта и в один урок, но в проектной деятельности на уроках изобразительного искусства важна презентация продукта, а на выполнение работы и последующую защиту обычно не хватает одного урока.

Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства предполагает подготовку докладов о творчестве художников, создание презентаций о художественных течениях, плакатов, макетов. Дидактической целью проекта может быть: ознакомление обучающихся с технологией проектной деятельности; обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения; поддержка мотивации в обучении; реализация потенциала личности и т.д.

Наибольшее количество проектных работ выполняют учащиеся 7 классов. При изучении раздела «Дизайн и архитектура» обучающиеся создают архитектурный макет (Приложение 4), разрабатывают дизайн здания, создают проект дизайна сада, дизайна интерьера. При изучении дизайна и архитектуры в жизни человека, ребята выполняют групповые проекты комплектов упаковок. Здесь принцип работы похож, но у обучающихся есть широкий выбор тем: парфюмерный, канцелярский, кондитерский и т.д. Творческие идеи, которые возникают у учащихся гораздо шире, чем предложенные мною. По теме «Вещь как сочетание объемов и образ времени» предлагаю ребятам выполнить индивидуальные проекты. Они включают в себя самостоятельное углубленное изучение одного из направлений инсталляции, создание презентации и представление её перед классом, а затем создание творческих работ в любой из понравившейся теме инсталляций. В единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей. Глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Важна и форма защиты проекта, где учащиеся проявляют творческий подход. Поэтому дети изначально учатся не только видеть конечный продукт, но и оценивать личностное выражение отношения к выполненному. Проектная деятельность развивает творческое мышление, фантазию и воображение, любознательность, способность импровизировать в процессе и при защите проекта. Она также позволяет развивать абстрактно-логическое мышление, память, способность к анализу и синтезу. При защите проектов вырабатываются навыки публичной речи. Ожидаемыми результатами являются: - самоопределение учащегося в различных видах и формах проектной деятельности; - самооценка и рефлексия процесса и результата собственной художественной деятельности.
         При оценке успешности обучающегося в проекте необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося. Оценивается: степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом; степень включенности в групповую работу и четкость выполнения определенной роли; практическое использование предметных знаний, умений, навыков; степень осмысления использованной информации; оригинальность идеи, способа решения проблемы; осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта; уровень организации и проведение презентации; творческий подход в подготовке объектов наглядности; социальное и прикладное значение полученных результатов.
        При защите проектов представляю детям критерии, по которым обучающиеся могут оценить работу своей и другой группы. Как показал опыт моей работы, учащиеся доброжелательны даже к очень слабым работам и отдают должное восхищение успешным проектам. Но важнее, что приобретая опыт коллективной творческой деятельности они стремятся и дальше участвовать в подобных проектах.

         Проект – это особая часть школьной воспитательной среды, которая дает учащимся возможность применить свои знания на деле, помогает сориентироваться в мире профессий, формирует технологическую культуру и творческое отношение к труду, чувство гордости за свои умелые руки и творчески мыслящую голову. В процессе выполнения проекта учащиеся не только изготовляют конечный продукт, но и проводят своеобразные исследования. Это поисково-исследовательское начало напрямую связано с внедрением в технологическую подготовку школьников метода проектов. У детей появляется желание и возможность разработать, проанализировать, проверить и воплотить свои идеи на практике.

Метод проектов и использование информационных технологий  способствует воспитанию личности, подготовленной к жизни в современном обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у обучающихся навыков исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы приёмами критичекого мышления.

Статья подробно рассказывает о стадиях и некоторых приёмах критического мышления, характерных для каждой из них. А также о влиянии приобретенных навыков на формирование высокоинтеллектуальной, социали...

Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя русского языка и литературы)

Самостоятельный поиск информации является одним из ключевых навыков, необходимых для жизни в нашем обществе. Информация постоянно обновляется, поэтому, чтобы быть компетентным и востребованным, челове...

Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя английского языка)

Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя английского языка)...

"Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке" (из опыта работы учителя математики)

Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке(из опыта работы учителя математики)...

ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ и ОБЩЕСТОВЗНАНИЯ)

В данной статье на основе личного опыта я делюсь своими наработками по формированию навыков самомтоятельной работы у обучающихся. Рассматриваю основные виды самостоятельной деятельности учащихся на ур...

Статья "Формирование у обучающихся навыков проектной деятельности на уроках литературы" (из опыта работы)

Данная статья поможет учителю привлечь своих учеников к проектной деятельности....