Индивидуальная программа развития профессиональных компетенций в контексте профессионального стандарта педагога
проект

Орина Эмма Григорьевна

Индивидуальная программа развития профессиональных компетенций учителя английского языка Ориной Э.Г. на 2018-2021 гг.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №594

        Московского района Санкт-Петербурга        

        

Индивидуальная программа развития профессиональных компетенций в контексте профессионального стандарта педагога

учителя английского языка

Ориной Эммы Григорьевны

 (2018-2021гг.)

по теме:

«Использование мнемотехник и электронных приложений для повышения эффективности обучения иностранным языкам»

Санкт-Петербург

Пояснительная записка

В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу.

Современная система образования нуждается в высокообразованных и высококвалифицированных специалистах, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых технологий. Образовательная среда школы способствует становлению и развитию современного учителя как профессионала и творческой личности, обладающей высоким уровнем компетентности, соответствующим характеристикам профессионального стандарта педагога.

Этот уровень должен постоянно расти и немалую роль здесь играет самообразование учителя, постановка цели и рефлексия собственной педагогической деятельности.

         Цель программы – развитие профессиональных компетенций, соответствующих квалификационным требованиям профессионального стандарта педагога и эффективное использование личностных ресурсов, собственного потенциала для успешной самореализации.

Актуальность выбранной темы для самообразования

Английский язык считается одним из самых простых языков для изучения. Однако выучить его многим так и не удается - забываются слова, не удается запомнить грамматические правила, не получается читать книги и смотреть сериалы, поскольку поминутно приходится искать значения одних и тех же выражений. Причина сложности изучения иностранного языка кроется в незнании технологий запоминания. Использование мнемотехники (различных приемов заучивания информации) помогает усвоить и слова, и правила в английском качественно и быстро. Эти методы запоминания учитывают особенности человеческой памяти. Например, тот факт, что картинки обрабатываются мозгом быстрее, чем текст или речь. Или, что активное воспроизведение материала и повторение на скорость позволяет перенести изученное в долгосрочную память

Мобильный телефон и другие электронные гаджеты стали незаменимым атрибутом в жизни любого современного человека. В настоящее время подростки практически не расстаются с модными гаджетами. Они используют смартфоны не только в качестве средства для осуществления коммуникации с друзьями, близкими людьми, но и в других целях. Многие мобильные устройства последнего поколения могут выполнять роль калькулятора, фонарика, видеокамеры, диктофона, аудиоплеера, видеоплеера, фотокамеры, и наконец, имеют доступ к сети Интернет. В связи с этим современные дети проявляют повышенный интерес к мобильным телефонам, а именно, к тем возможностям, которые эти устройства для них открывают. Не зря многие называют эти гаджеты смартфонами. Слово «смартфон» произошло от двух английских слов: «smart», которое переводится на русский язык как «умный», и «phone», которое переводится на русский язык как «телефон». Благодаря знанию русского перевода слова «smartphone» мы можем с уверенностью сказать, что роль данного гаджета в жизни людей нисколько не преувеличена.

Определенно мобильные телефоны могут принести детям много пользы, если ими пользоваться с умом. Многие учителя замечают, что обучающиеся даже на уроках увлеченно смотрят на экраны смартфонов, не слушая объяснений учителя. От этого, прежде всего, страдает качество образования. Ребята, страдающие такой зависимостью от мобильных телефонов, чаще утомляются, раздражаются, выражают протест на просьбы учителя, родителей, одноклассников, некачественно выполняют задания на уроках. Учитывая тот факт, что иностранный  язык является одной из самых сложных дисциплин в учебной программе, учителю необходимо сделать так, чтобы мобильные устройства не являлись самыми злейшими врагами процесса передачи и получения новых знаний, а наоборот, стали отличными союзниками в этих делах.

В связи с вышеизложенным, я решила объединить использование мнемотехники с использованием современных гаджетов для повышения эффективности обучения английскому языку.

 Для решения данной проблемы я поставила для себя  следующие цели:

 1) повышение эффективности образовательного процесса с помощью использования мобильных устройств, электронных приложений и приемов мнемотехники;

2) активизация познавательной деятельности учащихся и повышение качественной успеваемости школьников с использованием электронных приложений;

3) развитие творческих способностей учащихся;

4) расширение общепедагогических и психологических знаний с целью совершенствования методов обучения и воспитания;

5) повышение научно-методического уровня и профессионального мастерства.

        Для решения поставленных целей необходимо добиться решения задач:

 изучить и проанализировать возможности разнообразных электронных приложений;

 освоить самые эффективные из них и применять их в системе на уроках с учетом возрастных особенностей;

 оценить эффективность использования смартфонов и интерактивных приложений;

  •  развивать творческий потенциал обучающихся и создавать необходимые условия для активизации их познавательной и речевой деятельности;
  •  формировать навыки использования электронных приложений, развивать творческий потенциал обучающихся.

Также я выдвинула гипотезу, что используя электронные образовательные ресурсы сети Интернет на уроках иностранного языка, можно поднять интерес к изучению языка, обеспечить прочное усвоение языкового материала, индивидуальный подход и интерактивность обучения.

Планируемые результаты

  • повышение успеваемости и уровня обученности обучающихся, мотивации к изучению предмета;
  • повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности;
  • разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме;
  • доклады, выступления на заседаниях педагогических советов, участие в конкурсах и конференциях с обобщением опыта.

Применение технологий мобильного обучения в преподавании в целом, и иностранного языка в частности, является достаточно популярной широко обсуждаемой темой в силу ее актуальности, заключающейся в возможности применения средств мобильного обучения иностранному языку среди практически неограниченного круга обучающихся (включая людей с ограниченными возможностями), желающих активно отрабатывать свои навыки и умения.

В настоящее время уже существует много интересных исследований данной проблемы, выполненных как российскими, так и зарубежными учеными (С.В. Титова, А. А. Андреев, Е. Д. Патаракин, И. В. Савиных, В. В. Жуков, А. А. Федосеев, А. В. Тимофеев, Т. Андерсон, М. Шарлз, М. Алли, Д. Аттевель, М. Рагус, Д. Тракслер), однако постоянное обновление существующего программного обеспечения и совершенствование компьютерной техники заставляет педагогов постоянно осваивать новый материал и адаптировать эту информацию для обучающихся.

Главной целью преподавания иностранного языка в школе является формирование коммуникативной компетенции обучающихся. Реализовать данную цель возможно путем систематичного использования различных новых образовательных технологий, приемов и методов обучения иностранному языку, совершенствуя навыки различных видов речевой деятельности школьников (в чтении, аудировании, письме, лексике и грамматике, говорении.

          Среди положительных характеристик мобильного обучения можно выделить следующие:

  1. Свободный доступ к учебным материалам в любом месте и в любое время.
  2. Возможность применения мобильных программ для тренировки многих аспектов речевой деятельности, включая аудирование, без применения дополнительных материалов и устройств.
  3. Красочная подача материала с иллюстрациями и мультимедийными эффектами.
  4. Автоматическая и быстрая проверка упражнений, что дает обучающимся возможность получать наиболее актуальную информацию об их прогрессе. Программа автоматически производит анализ ошибок и предлагает соответствующие упражнения для их устранения.
  5. Возможность эффективного дистанционного обучения, которое на сегодняшний день является крайне востребованным, позволяющим сделать обучение доступным для таких категорий учащихся как: учащиеся с ОВЗ; учащиеся, проживающие в отдалении от базового образовательного учреждения; учащиеся-спорьсмены, не имеющие возможности регулярно посещать очные занятия.
  6. Являясь одной из новейших разработок в сфере обучения иностранным языкам, мобильные приложения как правило создаются на наиболее современном лексическом материале, отражают новейшие языковые и речевые тенденции английского языка.

Популярность электронного обучения растет, и сегодня уже можно говорить о конкретных формах и методах внедрения мобильных технологий в учебный процесс, активно используемых преподавателями. В обучении иностранному языку можно использовать следующие мобильные технологии: электронную почту, блог-технологию, викитехнологию, подкасты, веб-форум, лингвистический корпус, электронные словари, информационно-справочные Интернет-ресурсы, средства синхронной видео-интернет-коммуникации и навигаторы. Каждая из мобильных технологий обладает отличительными дидактическими свойствами, дидактическими и методическими функциями.

С опорой на мобильные технологии можно построить современный урок иностранного языка, который будет отвечать государственным стандартам, создаст траекторию обучения в многогранности и разнообразии в способах получения, хранения и обработки информации, расширит перечень технического и мультимедийного оборудования. Прежде всего, необходима дальнейшая разработка методов, с помощью которых мобильные устройства могут использоваться для обеспечения более надежной обучающей среды, а также развитие теоретической базы мобильного обучения.

Для обучающихся 2—11 классов я использую  интерактивные задания по английскому языку для введения, повторения и закрепления лексического, грамматического, лингвострановедческого материала. Использую сервисы «LearningApps.org », «Quizlet», «Uchi.ru». Обучающимся на уроке можно дать ссылку на то или иное интерактивное задание и они приступят к его выполнению. Выполнять данные задания дети могут также и в домашних условиях, используя свои мобильные устройства, в которых есть доступ к сети Интернет.

Заключение

         У современных детей совершенно иной образ жизни. Каждая минута используется ими максимально полезно, ведь вокруг так много новой информации, так много ребятам нужно успеть сделать, и многое приходится делать на ходу. Учителю важно научить ребят пользоваться электронными ресурсами, которые помогут сократить время на изучение материала на уроках и дома.

         Применяя различные мультимедийные ресурсы на уроках английского языка, мои ученики признались, что для них процесс изучения предмета стал намного интереснее, эффективнее.

Тема самообразования: «Использование мнемотехник и электронных приложений для повышения эффективности обучения иностранным языкам»

Этапы самообразования

Содержание работы

Сроки

I. Диагностический

1.Изучение литературы по использованию мнемотехник и ИКТ для изучения иностранного языка.

2.Сбор и накопление информации из различных источников.

сентябрь – октябрь 2018г.

1.Изучение литературы о работе с флеш-картами.

2.Обзор современных интерактивных платформ для обучения.

август 2019г.

1.Изучение опыта коллег по продвижению мнемотехник и использованию электронных образовательных ресурсов.

август-сентябрь 2020г.

II. Прогностический

1.Определение цели и задач работы над темой.

2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3. Прогнозирование результатов.

4. Выступление на заседании ШМО с мастер-классом по применению мнемотехники на уроках.

5. Выступление перед педагогической общественностью (районный семинар) о применении ИКТ в образовательной практике учителя английского языка в соответствии с требованиями ФГОС.

6. Консультативная помощь учителям и учащимся

сентябрь – октябрь

2018г.

ноябрь-декабрь 2018г.

1.Определение цели и задач на учебный год.

2. Разработка системы мер, направленных на решение поставленных задач.

3.Прогнозирование результатов.

4.Выступление на ШМО о применении электронных флеш-карт на уроках иностранного языка.

сентябрь 2019г.

март 2020г.

III. Практический

1.Внедрение ППО, системы мер, направленных на решение проблемы.

2.Формирование методического комплекса.

3.Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов.

4.Проведение уроков с применением новых форм, методов и приемов

5.Участие учащихся в конкурсах, конференциях, олимпиадах различного уровня.

6.Открытые уроки на школьном, районном и городском уровне.

7.Корректировка работы.

 2018-2021гг.

2018-2019г.

2018-2021гг.

IV. Обобщающий

1.Подведение итогов.

2.Оформление результатов работы по теме самообразования.

3. Мониторинг результативности применения новых форм, методов и приемов

4. Результативное участие на муниципальных и региональных олимпиадах, конкурсах, конференциях.

5. Выступление на педсовете

6.Выступление на международной конференции об интерактивных методах обучения в современном образовании.

6. Выступление на всероссийской конференции об использовании ИКТ-технологий в образовательном процессе в условиях введения ФГОС

2018-2021гг.

октябрь 2020г.

февраль 2020г.

март 2021г.

V. Внедренческий

1. Использование полученного опыта в процессе дальнейшей работы.

2. Открытые уроки, мастер-классы, выступления на школьном и муниципальном уровнях

3.Публикации по теме самообразования

4.Участие в профессиональных педагогических конкурсах

2018-2021

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по самообразованию: «Проведение декады трудового обучения, как средство для развития профессиональной компетенции учителей трудового профессионального обучения».

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т.е. его профессиональной компетенции. Свободно мыслящий, прог...

Проект по самообразованию учителя трудового профессионального обучения: «Проведение декады трудового обучения, как средство для развития профессиональной компетенции учителей трудового профессионального обучения».

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т.е. его профессиональной компетенции. Свободно мыслящий, прогнозиру...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО СВАРОЧНОГО ОБОРУДОВАНИЯ, ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ ( начальное профессиональное образование)

Переход страны к рыночной экономики ставит на одно из важнейших мест конкурентоспособность продукции, технике и технология, высококвалифицированным кадрам. Всё это ставит перед системой профессиональн...

Развитие профессиональных компетенций в контексте внедрения профессионального стандарта педагога

Выступление адресовано учителям русского языка и литературы, интересующимися вопросами развития профессиональных компетенций в контексте внедрения профессионального стандарта педагога. Вторая часть по...

Индивидуальная программа развития профессиональных компетенций с учётом требований профессионального стандарта педагога

Программа составлена по результатам самообследования по выявлению уровня соответствия профессиональной деятельности педагога требованиям профессионального стандарта. В программе представлены направлен...

Программы развития цифровых компетенций педагога

Удостоверение о повышении квалификации...

Индивидуальная программа развития педагога и система наставничества как инструменты наращивания профессиональных компетенций педагогов

В данной статье рассматриваются проблемы и трудности, с которыми сталкивается начинающий учитель в начале своей профессиональной деятельности и которые могут препятствовать его профессиональной адапта...