Развитие профессиональных компетенций в контексте внедрения профессионального стандарта педагога
статья на тему

Кочетова Ольга Борисовна

Выступление адресовано учителям русского языка и литературы, интересующимися вопросами развития профессиональных компетенций в контексте внедрения профессионального стандарта педагога. Вторая часть посвящена целям и задачам исследования компетенций учителей русского языка и литературы, а также предварительным результатам, полученным в ходе проведенной апробации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_rmo.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие профессиональных компетенций в контексте внедрения профессионального стандарта педагога

О.Б.Кочетова, учитель РЯ и Л

Нижнеспасского филиала

Профессиональный Стандарт педагога был принят в 2013 году, а введение Стандарта в штатном режиме утверждено Министерством труда и социальной защиты РФ только с 1 сентября 2017 года.

Профессиональный стандарт педагога - своевременный и необходимый документ для системы образования.

Основная причина – это новые вызовы системе образования, с которыми столкнулся педагог, как центральная фигура образовательного процесса. Меняется  структура общества и потребности родителей и детей, повысился уровень финансирования образовательных учреждений, выросла их материальная обеспеченность и степень автономии. Самое главное – дети стали другими, и они разные. С тем багажом, которым владеет массовый российский учитель, достичь нового качества образования, освоить новые стандарты невозможно, т.к они требуют другого уровня интеллекта, эрудиции, общей культуры. Профессиональный стандарт дает новый импульс для развития педагога.

Область применения профессионального стандарта педагога:
- при приеме на работу в общеобразовательное учреждение на должность «педагог»;
- при проведении аттестации педагогов образовательных учреждений региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования;
- при проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями, в случае предоставления им соответствующих полномочий.
Цель применения профессионального образовательного стандарта включает следующее:
- определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка;
- обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда;
- обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях;
- содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования;
- определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка;
- обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда;
- обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях;
- содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.
Структура профстандарта педагога

Документ содержит описание трудовых функций педагогов — учителей, воспитателей, в том числе учителей математики (модуль «Предметное обучение. Математика») и учителей русского языка (модуль «Предметное обучение. Русский язык»), и состоит из 4 разделов:

I.. Общие сведения.

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).

III. Характеристика обобщенных трудовых функций.

IV. Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта.

(схема обобщенные трудовые функции)

Соответственно, педагогические работники должны обладать такими компетенциями  как:

работа с одаренными учащимися;

работа в условиях реализации программ инклюзивного образования;

преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным;

работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии;

работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении;

владение современными информационно-коммуникативными технологиями (ИКТ), знание и использование социальных сетей;

определение зоны ближайшего развития ребенка, разработка и реализация  индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной

программы развития обучающихся.

Педагог обязан

Эффективно вовлекать учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность;

Ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера

Педагог должен уметь

Формировать и развивать УУД, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции и т.д

работать с одаренными учащимися;

работать в условиях реализации программ инклюзивного образования;

преподавать русский язык учащимся, для которых он не является родным;

работать с учащимися, имеющими проблемы в развитии;

работать с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.

Учитель должен обладать личностными качествами, неотделимыми от его  профессиональных компетенций, такими как: готовность учить всех без исключения детей вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.  

Для кого-то из педагогов новые требования не являются проблемой, потому что они уже используют в своей работе современные методы и технологии, но кому-то придется серьезно заняться повышением своей квалификации и освоением на практике новых для них трудовых действий.

3.2.5. Трудовая функция

Наименование

Модуль «Предметное обучение. Русский язык»

Код

B/05.6

Уровень (подуровень) квалификации

6

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер                          

профессионального стандарта

Трудовые действия

Обучение методам понимания сообщения: анализ, структуризация, реорганизация, трансформация, сопоставление с другими сообщениями, выявление необходимой для анализирующего информации

Осуществление совместно с обучающимися поиска и обсуждения изменений в языковой реальности и реакции на них социума, формирование у обучающихся «чувства меняющегося языка»

Использование совместно  с обучающимися источников языковой информации для решения практических или познавательных задач, в частности, этимологической информации, подчеркивая отличия научного метода изучения языка от так называемого «бытового» подхода («народной лингвистики»)

Формирование культуры диалога через организацию устных и письменных дискуссий по проблемам, требующим принятия решений и разрешения конфликтных ситуаций

Организация публичных выступлений обучающихся, поощрение их участия в дебатах на школьных конференциях и других форумах, включая интернет-форумы и интернет-конференции

Формирование установки обучающихся на коммуникацию в максимально широком контексте, в том числе в гипермедиа-формате

Стимулирование сообщений обучающихся о событии или объекте (рассказ о поездке, событии семейной жизни, спектакле и т.п.), анализируя их структуру, используемые языковые и изобразительные средства

Обсуждение с обучающимися образцов лучших произведений художественной и научной прозы, журналистики, рекламы и т.п.

Поощрение индивидуального и коллективного литературного творчества обучающихся

Поощрение участия обучающихся в театральных постановках, стимулирование создания ими анимационных и других видеопродуктов

Моделирование видов профессиональной деятельности, где коммуникативная компетентность является основным качеством работника, включая в нее заинтересованных обучающихся (издание школьной газеты, художественного или научного альманаха, организация школьного радио и телевидения, разработка сценария театральной постановки или видеофильма и т.д.)

Формирование у обучающихся умения применения в практике устной и письменной речи норм современного литературного русского языка

Формирование у обучающихся культуры ссылок на источники опубликования, цитирования, сопоставления, диалога с автором, недопущения нарушения авторских прав

Необходимые умения

Владеть методами и приемами обучения русскому языку, в том числе как не родному

Использовать специальные коррекционные приемы обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья

Вести постоянную работу с семьями обучающихся и местным сообществом по формированию речевой культуры, фиксируя различия местной и национальной языковой нормы

Проявлять позитивное отношение к местным языковым явлениям, отражающим культурно-исторические особенности развития региона

Проявлять позитивное отношение к родным языкам обучающихся

Давать этическую и эстетическую оценку языковых проявлений в повседневной жизни: интернет-языка, языка субкультур, языка СМИ, ненормативной лексики

Поощрять формирование эмоциональной и рациональной потребности обучающихся в коммуникации как процессе, жизненно необходимом для человека

Необходимые знания

Основы лингвистической теории и перспективных направлений развития современной лингвистики

Представление о широком спектре приложений лингвистики и знание доступных обучающимся лингвистических элементов этих приложений

Теория и методика преподавания русского языка

Контекстная языковая норма

Стандартное общерусское произношение и лексика, их отличия от местной языковой среды

Другие характеристики

Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики

             «Оценка компетенций учителей должна стать одной из составляющих национальной системы учительского роста, сформировать которую поручил президент России Владимир Путин по итогам заседания Госсовета 23 декабря 2015 года. «Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки начала исследование компетенций учителей русского языка, литературы и математики, которое было проведено с 25 апреля по 20 мая 2016 года.           

Главная цель проводимого исследования — содействовать повышению качества подготовки педагогов российских школ», — отметил глава Рособрнадзора Сергей Кравцов. Исследование проводится с учетом международного и отечественного опыта оценки и развития профессиональных компетенций учителей. В его рамках  изучается уровень предметной подготовки преподавателей, методические компетенции и умение оценивать ответы и решения обучающихся в соответствии со стандартизированными критериями. Также  проводится анкетирование участников исследования.

Цели и задачи исследования

Цель: Содействие повышению качества подготовки педагогов путем создания научно-обоснованной системы комплексной оценки компетенций учителей.

В октябре-ноябре 2015 года Рособрнадзором было проведено предварительное исследование, участие в котором приняли две тысячи преподавателей русского языка, литературы и математики из 27 субъектов РФ. В новом исследовании более широкого охвата, которое начинается в апреле, будут участвовать около 15 тысяч учителей из примерно двух тысяч школ более чем 50 регионов России.

По результатам предварительного исследования сделаны следующие выводы:  

1. Положенные в основу исследования принципы разработки инструментария для исследования профессиональных компетенций учителей одобряются профессиональным сообществом, что подтверждается результатами общественно-профессионального обсуждения.

2. Учителя по каждому из предметов в целом справились с работой. Лучше выполнялись задания, типичные для ЕГЭ по предмету, что говорит об определенной направленности в практической работе учителей на отработку именно заданий ЕГЭ.

3. Наибольшей дифференцирующей способностью обладают задания с развернутым ответом (то есть наиболее эффективны для диагностики). Это дает и более эффективный выход на использование такой диагностики в системе повышения квалификации, поскольку позволяет привлечь к проверке методистов или тьюторов (учителей, имеющих признанно высокую квалификацию), а по результатам начать отработку выявленных при проверке развернутых ответов проблем.

4. Исследованием установлена значимая связь между результатами выполнения учителями диагностической работы и их опытом работы экспертом ЕГЭ: эксперты ЕГЭ выполняли работу существенно более успешно, чем учителя, не работавшие экспертами ЕГЭ.

5. Полученные результаты показывают наличие устойчивой связи между результатами выполнения заданий конкретным учителем и уровнем результатов его выпускников на ЕГЭ по соответствующему предмету. Однако эта связь проявляется только при большой разнице в баллах выпускников. Таким образом, выполнение заданий является более точной измерительной процедурой оценки компетенций учителей, чем анализ баллов ЕГЭ их выпускников.

Блок 1. Предметная подготовка

Объекты контроля[1]:

  • знание преподаваемого предмета в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, истории преподаваемого предмета и его места в мировой культуре и науке.

Модели оценки объектов контроля:

  • оценка выполнения стандартных для соответствующей предметной области заданий, включая задания с кратким и развернутым ответом.

Общие подходы к оцениванию:

  • в заданиях с кратким ответом оценивается правильность и полнота ответа;
  • в заданиях с развернутым ответом (решением) оценивается правильность и полнота ответа, соответствие приведенного решения уровню подготовки и познавательным возможностям обучающихся.

Блок 2. Методика преподавания

Объекты контроля:

  • знание основ методики преподавания, основных принципов системно-деятельностного подхода, видов и приемов современных педагогических технологий;
  • владение формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий (проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.);
  • использование специальных подходов к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Модели оценки объектов контроля:

  • оценка выполнения задания на поиск методов и способов решения проблем в заданной педагогической ситуации.

Общие подходы к оцениванию:

  • оценивается адекватность предложенных методов и способов решения проблемы;
  • оценивается наличие обоснования, полнота и точность аргументации.

Блок 3. Оценивание

Объекты контроля:

  • знание путей достижения образовательных результатов и способов оценки результатов обучения;
  • умение объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.

Модели оценки объектов контроля:

  • оценка результатов оценивания развернутых ответов обучающихся по стандартизированным критериям, включая анализ ошибок.

Общие подходы к оцениванию:

  • оценивается точность следования стандартизированным критериям оценивания;

оценивается точность идентификации и интерпретации ошибок в ответе обучающегося

Сведения об участниках

  • Преподаваемый предмет (предметы)
  • Стаж работы
  • Классы
  • Школа (полное название)
  • Недельная нагрузка
  • Используемые образовательные программы
  • Используемые учебники и учебные пособия, методические и дидактические материалы
  • Источники заданий для проведения тематического и рубежного контроля
  • Вопросы формирования оценок и отметок
  • Оценка времени выполнения домашнего задания учениками
  • Практикуемые методы мониторинга образовательных целей обучающихся
  • Участие во внеурочной деятельности
  • Использование информационно-коммуникационных технологий
  • Использование социальных сетей
  • Квалификационная категория
  • Опыт работы экспертом ЕГЭ
  • Опыт преподавания вне школы
  • Опыт методической работы
  • Пол
  • Возраст
  • Образование

Сведения об образовательной организации,
в которой работает участник исследования

  • Название образовательной организации
  • Название региона и его код;
  • Район (муниципалитет);
  • Код ОО в базе ЕГЭ при наличии;
  • Размер населенного пункта – обобщенно – до 1 000, до 10 000, до 100 000, до 1 000 000, свыше миллиона человек
  • Тип образовательной организации
  • Численность обучающихся по параллелям от 1 до 11 на момент проведения исследования


[1] Здесь и далее – в соответствии с текстом Профессионального стандарта педагога, характеристики трудовой функции «Общепедагогическая функция, обучение», код А/01.6



 

Комментарии

Спасибо большое. Очень нужная вещь. Особенно для нашей местности.
Позволю только небольшой комментарий. Скорее всего, у вас тоже есть мигранты. Как только вы забудете термин "неродной язык", а будете говорить об иностранном языке, все встанет на свои места. Сразу появится веками наработанная, отвечающая международным стандартам методика преподавания. И дети заговорят благодаря учителю, а не улице.