Проектно – исследовательская деятельность учителя и учащихся в обучении физики в школе
методическая разработка по физике по теме

Алексеева Людмила Германовна

Этот материал предназначен тем кому интересна и знакома тема проектно-исследовательской деятельности,  кто занимается и  кто в ближайшем будущем планирует заняться работой над исследовательскими проектами. Дело это очень нелегкое, но очень интересное и нужное современному обществу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskiy_seminar.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  «Проектно – исследовательская      деятельность учителя и учащихся в обучении физики в школе».

Форма проведения:  Методический  семинар.

Цели:

Образовательные:  Углубить знания учащихся и учителей об учебно-исследовательском проекте, об этапах проектно-исследовательской деятельности, о том, как организовать работу на каждом из них.

Развивающая: Развитие творческих способностей учителей и учащихся.

Воспитательные: Воспитание инициативности, активной самостоятельности в обучении, укрепление интереса к проектно- исследовательской деятельности и желания к выполнению проектов. Формирование у учащихся опыта коллективной работы над проблемой.

План семинара:

Оргмомент -  2 минуты;

Вступительное слово – 3 минуты;

Повторение материала, необходимого для семинара в форме работы с ключевыми словами – 7 минут;

Выступления участников – 40 минут;

Итог семинара – 5 минут;

Заключительное слово ведущего – 3 минуты.

Ключевые понятия: исследование, проект, проектно- исследовательская деятельность.

Оборудование:  компьютер, проектор, экран.

Участники: учителя и учащиеся школы.

I.Оргмомент. Ведущий проверяет присутствие участников и готовность проведения мероприятия, помогает им психологически настроиться на мероприятие, затем занимает место председателя.

II.Вступительное слово. «Уважаемые участники и гости семинара. Сегодня в этом кабинете собрались те, кому интересна и знакома тема проектно-исследовательской деятельности, те кто, занимается, и те, кто в ближайшем будущем планирует заняться работой над исследовательскими проектами. Дело это очень нелегкое, но очень интересное и нужное современному обществу. Участниками нашей панорамы являются наши юные исследователи, которые будут защищать свои работы. Разрешите мне их вам представить:

Васильев К, 5 класс « История возникновения натуральных чисел»;

Скороходова Т., 7 класс «Силы. Виды сил»

Григорьева Т., 7 класс «Различают ли животные цвет?»

Фомин С., 8 класс «Проценты»

Григорьев В., 9 класс «Первые впечатления о космическом пространстве»

IV.Повторение  материала, необходимого для семинара.

Ведущий предлагает вспомнить понятия: исследование, проект, проектно-исследовательская деятельность. Рассказывает об основных этапах проекта:

 ПРОБЛЕМА исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать.

ТЕМА – отражает характерные черты проблемы..

ОБЪЕКТ – это та совокупность связей и отношений, свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации.

ПРЕДМЕТ же исследования более конкретен. Он включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования. Предмет исследования определяет

ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ  самого исследования.

ЦЕЛЬ формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Цель конкретизируется и развивается в ЗАДАЧАХ исследования.

V. Выступления участников.

Каждому участнику дается регламент по 8 минут. За это время они должны защитить свой проект. Работы проектируются с помощью мультимедиапроектора на экран. Здесь ученики должны уметь работать компьютером.

VI. Заключительное слово ведущего. В заключении мне хочется подчеркнуть, что при выполнении научно-исследовательских проектов ученик и учитель приобретают опыт, самостоятельной, творческой исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр  психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя. Прошу высказать свои мнения по поводу полученной информации. Участники высказывают свои мнения.

Всем участникам выражается благодарность.

 VII. Итог семинара:

– шире внедрять инновационные технологии в образовательный процесс;

– продолжить работу по созданию мониторинга учебной деятельности;

– продолжить более качественную работу с “одаренными” детьми.

- использовать разнообразные формы современного урока для обеспечения качественного образования

Список литературы используемой при подготовке:

1   Госин Е.Г. Воспитательная система в школе. // Классный руководитель. – 2001, № 3. - с. 56-60.

2.   Дереклеевич  Н.И. Научно-исследовательская работа школьников – М: Вербум – М,

 3.  Леонтович В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности. //Исследовательская работа школьников. – 2003, № 4.  - с. 12-15.

8.    Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании. //Исследования школьников. – 2004, № 1. – с. 22 – 31.

11. Федотова Т.И. Прививать любовь к исследовательской работе. //Внешкольник. – 2001, № 10. – с. 18 – 19.

ный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация дифференцированной работы учащихся при обучении физике

Дифференциация обучения является сложной задачей, т.к. ученики        различаются не      только...

Проверка способностей и компетентностей учащихся при обучении физике. Методические рекомендации

В работе поднимается и анализируется автором актуальная при изучении физики проблема – осуществление контроля знаний обучающихся  (текущего, промежуточного, итогового), его методическое обеспечен...

Активизация познавательной деятельности учащихся при обучении физике. (методические рекомендации)

В данной  работе  преподаватель физики раскрывает формы и методы, способствующие побуждению учащихся к мыслительной деятельности, формированию и развитию познавательных интересов, логическог...

МЕТОДЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ В ШКОЛЕ.

Проблемное обучение – это система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счёт создания проблемной ситуации и управления поиском решения ...

Элементы проектной деятельности на уроках профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида.

Использование метода проектной деятельности на уроках ПТО учит учащихся общению в трудовом процессе, вырабатывает умение формулировать свои желания и потребности, развивает коммуникативные качества ли...

Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся в ходе обучения физике. (Из опыта работы)

Выполнение пректно-исследовательских работ на уроках физики является одним  из современных направлений в системе образования. Данная публикация содержит материал, который раскрывает формы проектн...

Выступление по теме "Формы организации внеурочной деятельности - проектная деятельность учителя и учащихся"

Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школь...


 

Комментарии

Алексеева Людмила Германовна

Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, формирует самооценку. Проектная деятельность обладает всеми преимуществами совместной деятельности учителя и ученика, в процессе ее осуществления учащиеся приобретают богатый опыт совместной деятельности и со сверстниками, со взрослыми. В проектной деятельности школьников приобретение знаний, умений и навыков происходит на каждом этапе работы над проектом. Причем, основная цель учебной деятельности выступает перед школьниками в косвенной форме. И необходимость ее достижения усваивается школьниками постепенно, принимая характер самостоятельно найденной и принятой цели. Ученик приобретает и усваивает новые знания не сами по себе, а для достижения целей каждого этапа проектной деятельности. Поэтому процесс усвоения знаний проходит без нажима сверху и обретает личную значимость.Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Это, пожалуй, его самая сильная сторона.