МЕТОДЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ В ШКОЛЕ.
методическая разработка по физике по теме

Потылицина Елена Алексевна

Проблемное обучение – это система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счёт создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. Усвоение новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя.Средством реализации проблемного обучения, кроме задач и вопросов, являются методы проблемного обучения. Они различаются степенью возрастания сложности и самостоятельности учащихся при решении учебных проблем: проблемное изложение знаний; изложение с проблемным началом; частично-поисковый, или эвристический метод; исследовательский метод. В работе подробно рассказывается о структуре исследовательского метода, о значении эксперимента на уроках физики. Для проведения одного их уроков-исследований мной был изготовлен самодельный пружинный ареометр, о чем также говориться в статье.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДЫ  РАЗВИВАЮЩЕГО  ПРОБЛЕМНОГО  ОБУЧЕНИЯ  ФИЗИКЕ В ШКОЛЕ.

Потылицина Е.А.

МОБУООШ № 22 п. Зорька Новокубанского района Краснодарского края

    Реализация принципа проблемности в педагогическом взаимодействии ведёт к изменению ролей и функций учителя и ученика. Учитель не воспитывает, не даёт готовые знания, но актуализирует, извлекает из сознания ученика, стимулирует глубоко спрятанную тенденцию к личностному росту, создаёт условия для совершенствования ученика, для самостоятельного обнаружения, постановки познавательных проблем и задач.

      Проблемное обучение – это система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счёт создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. Усвоение новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя.

      Из моей практики учителя физики  сельской школы могу сделать вывод: чтобы проблемное обучение было успешным, необходимо соблюдать некоторые принципы:

- обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы;

- обеспечение посильности работы с возникающими на каждом этапе проблемами;

- значимость информации, получаемой при решении проблемы для обучаемого;

- необходимость доброжелательного диалогического общения педагога с учащимися.

      Выделю главные цели проблемного обучения:

- развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений;

- усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении;

- воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и решать нестандартные проблемы;

- развитие профессионального проблемного мышления.

     Средством реализации проблемного обучения, кроме задач и вопросов, являются методы проблемного обучения. Они различаются степенью возрастания сложности и самостоятельности учащихся при решении учебных проблем: проблемное изложение знаний; изложение с проблемным началом; частично-поисковый, или эвристический метод; исследовательский метод.

1. Проблемное изложение – это активизирующее изложение, когда учитель в ходе сообщения новых знаний систематически создаёт проблемные ситуации, ставит вопросы и указывает пути решения учебных проблем, постоянно побуждает учащихся к самостоятельной познавательной деятельности. Он показывает основные этапы этого процесса, а ученики следят за логикой изложения нового материала. Основными приёмами преподавания в методе проблемного изложения являются: постановка проблемы, создание проблемной ситуации, разрешение проблемной ситуации (поиск), анализ полученного решения, приёмами учения – выполнение логических операций, воспроизведение знаний и способов деятельности, рассказ, составление плана, восприятие информации. Мои ученики любят такие уроки, хотя часто их провожу я их нечасто.

2. Изложение с проблемным началом. Учитель, создав в начале изложения новых знаний проблемную ситуацию, далее объясняет учебный материал традиционным, информационным способом. Из всех методов проблемного обучения этот метод является наиболее доступным, и я часто использую его в своей практике.

3. Поисковая (эвристическая) беседа (частично-поисковый метод). Эвристической беседой называют систему логически взаимосвязанных вопросов учителя и ответов учащихся, конечной целью которого является решение целостной, новой для учащихся проблемы или её части. При этом методе обучения  объяснения учителя сочетаются с поисковой деятельностью школьников на всех или на отдельных этапах познавательного процесса. На уроках существуют большие возможности для использования частично-поискового метода. После постановки  преподавателем учебных задач учащиеся сами ищут правильное решение и делают выводы, выполняют самостоятельные работы, устанавливают те или иные закономерности, мотивируют свои действия, систематизируют и творчески применяют полученные знания, используют их в практической деятельности и устных ответах. Основными приёмами преподавания здесь являются эвристическая беседа, самостоятельная работа с элементами исследования, игра; приёмами учения – самостоятельные обобщения по частным вопросам, решение познавательных задач, составление плана самостоятельной работы, участие в эвристической беседе, частичный мыслительный эксперимент. Этот метод хорош при проведении уроков по таким темам, как «Сила Архимеда», «Условия плавания тел», «Правило равновесия рычага», «Закон Всемирного тяготения». Приведу пример вопросов к эвристической беседе на тему: «Строение вещества»:

1.Почему воздушный шарик под действием малой силы изменяет свою форму и объём?

2.Почему стальной шарик, проходящий через кольцо, после нагревания уже не пройдёт через него?

3. Если на фильтровальную бумагу капнуть спиртом, то пятно быстро исчезнет. Куда исчез одеколон? Мгновенно ли он исчез? Видели ли вы, как одеколон «покидал» бумагу? Где сейчас одеколон? Какую гипотезу о строении вещества можно выдвинуть для объяснения такого постепенного исчезновения?

4.Что приводит к изменению объёма тела?

5. Как вы объясните распространение запаха, испарение жидкости и твёрдых тел?

6.На что указывает то, что любое тело кажется сплошным ?

7. Как же «упакованы» молекулы, если вещество может расширяться и сжиматься? Какие гипотезы можно выдвинуть?

8. Рука золотой статуи в древнегреческом храме, которую целовали прихожане, за десятки лет заметно похудела. Что это, чудо, или  кто-то украл золото?

9. Износ обуви, углубления в ступенях древних лестниц, протирание локтей пиджаков, брюк? Наводят ли эти  явления на глубокие научные размышления? На какие?

10.По дому разносится аппетитный запах жаркого.Как это произошло, согласно гипотезе Демокрита? Не доказывает ли это существование промежутков между молекулами?

    В каждом случае учитель выслушивает ученика, а затем повторяет его, употребляя «язык физики», добиваясь того, чтобы ученики сами стали употреблять терминологию.

     4. Исследовательский метод – это организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путём постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Структура исследовательского метода обучения включает приёмы преподавания (сопоставление с новыми фактами, консультации, анализ известных фактов, оценку, эксперимент, управление исследовательской деятельностью) и приёмы учения (исследование учебной проблемы, самостоятельное выдвижение гипотезы по решению задачи, соотнесение полученных результатов с выдвинутым предположением, обобщение по проблеме в целом). Главное требование – самостоятельность поиска способов решения задачи. К экспериментальным задачам относятся составление гипотезы, формулировка выводов из результатов опыта, доказательство выдвинутых предположений.  Это самый сложный метод ведения проблемного урока, но наиболее эффективный  в физике, так как физика – наука экспериментальная. Так как исследовательский метод позволяет максимально приблизить процесс ученического познания к научному познанию, и его в полной мере можно назвать инновационным, то он меня очень заинтересовал. Мной была разработана и проведена серия уроков – исследований, для них изготавливались модели приборов по собственному замыслу. Итогом работы стал районный семинар по теме: «Исследовательский подход в изучении физики в условиях сельской школы», который проходил на базе нашей школы 14 ноября 2006 года, где я поделилась опытом работы и  провела урок-исследование в 7 классе по теме: «Плотность вещества».

В ходе урока учащимися были выдвинуты 3 гипотезы: масса тела зависит:1)от объёма тела; 2)от рода вещества, 3)от формы тела (неверно) и были проведены 3 исследования:

   1) проверка зависимости  m  от  v. Учащиеся кладут на весы алюминиевые цилиндры разного объёма. В ходе исследования делают вывод: Тела, имеющие разные объёмы, но изготовленные из одного и того же вещества, имеют разные массы.

  2) проверка зависимости  m  от рода вещества. Учащиеся кладут на весы алюминиевый и свинцовый цилиндры одинакового объёма. Делают вывод: Тела, имеющие равные объёмы, но изготовленные из различных веществ, имеют разные массы.

  3) проверка зависимости  m  от формы тела. Учащиеся кладут на весы фигурки разной формы, вылепленные из одинаковых кусков пластилина. В ходе научного исследования  делают вывод: Тела, имеющие равные объёмы и массы, могут иметь различную форму, но масса тела от формы не зависит. Гипотеза была неверна.

     При подготовке к уроку мной был изготовлен самодельный пружинный ареометр, способный измерять плотности жидкостей фиксированного объёма, с его помощью измерялись плотности неизвестных жидкостей. Характеристики элементов экспериментальной установки: жёсткость пружины – 5-15 Н/м; сосуд с креплением и стрелкой-указателем вместимостью 100мл изготовлен из пластиковой бутылки 0,5л с указанием деления 100мл; крепление и стрелка-указатель изготовлены из проволоки диаметром 1мм; в качестве градуировочной рейки использовалась  деревянная линейка от трибометра. Использовались жидкости: растительное масло, вода, раствор хлорида натрия.

    Возможности проблемных уроков намного шире, поэтому психолого-педагогические основы проблемного обучения продолжают быть предметом многих исследований.

                                                             ЛИТЕРАТУРА:

1.Кульневич С.В. Современный урок, часть3. Проблемные уроки. – Издательство «Учитель», 2006. – стр.3 – 5, 27, 49 – 73.

2.Лернер И.Я. Вопросы проблемного обучения на Всесоюзных педагогических чтениях. – Советская педагогика. – 1968 - №7, - стр.51.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект « Школа здоровья, школа успеха, школа радости»

Успешность усвоения знаний в школе во многом зависит от  здоровья  ребенка. В свою очередь условия и режим обучения способны повлиять на развитие ряда заболеваний. В настоящее время весьма т...

Модель образовательного пространства начальной школы МБОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа №2» «Школа полного дня»

Модель образовательного пространства начальной школыМОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа№2»разработана в соответствии с целью современного начального образования – Создание услови...

Развитие учительского потенциала в проекте «школа СОК «Камчия»- школа будущего, школа успеха»

В статье содержится описание опыта формирования педагогического коллектива, развития его потенциала  в процессе реализации проекта "Наша новая школа- школа будущего" в СОК "Камчия" (Болгария).htt...

Современная школа - школа для всех. Инновационная деятельность учителя специальной (коррекционной) школы.

Современная школа - современный учитель.  Инклюзивное образование, принципы инклюзии. Инновационная деятельность в специальной школе....

ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС "ИСТОРИЯ МУЗЫКИ"для Центров детского творчества,Школ искусств, Музыкальных школ,и Средних образовательных школ

Дистанционный курс по предмету "История музыки"  разработан специально для учащихся различных возрастных групп детей от 9 до 13 лет и предназначен в основном для самостоятельного изучения и самоо...