Развитие учительского потенциала в проекте «школа СОК «Камчия»- школа будущего, школа успеха»
статья (5 класс) по теме

Бадаев Анатолий Никандрович

В статье содержится описание опыта формирования педагогического коллектива, развития его потенциала  в процессе реализации проекта "Наша новая школа- школа будущего" в СОК "Камчия" (Болгария).http://www.sok-kamchia.com/ru/%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8/%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BD%D0%B0%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0-%D1%81%D0%BE%D0%BA-%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D1%87%D0%B8%D1%8F.aspx

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие    учительского потенциала                                                                                .       в   проекте  «школа   СОК   «Камчия» - школа  будущего,   школа  успеха»

Развитие учительского потенциала в проекте  «школа СОК «Камчия»- школа будущего, школа успеха»

Без названия

       Почему мы говорим о школе будущего?  Что нас убеждает в том, что мы её построим?

Только ли большие материальные вложения,  отпущенные на  строительство и оснащение   школы  СОК «Камчия», или ещё что-то?  Сможем ли мы и наше руководство исполь-зовать  имеющиеся возможности  для организации специфичного, ультрасовременного учебного процесса на чудесной земле Болгарии?  

           Для  того  чтобы  ответить на  все эти вопросы, реализовать их на практике,  необходимо  представить школу в перспективе развития, определить  образ  ученика и учителя.

           В нашей новой школе,  которая называется школа  СОК «Камчия», уже самим созданием ее запущен проект «школа будущего - школа успеха». Здесь обучаются московские дети, приезжающие в  детские оздоровительные лагеря  в СОК «Камчия».

Сам факт приезда ученика в зарубежный оздоровительный лагерь подразумевает успешность воспитанника.  А учителя  школы и педагогический  персонал лагеря, в тесном сотрудничестве друг с другом и учеником,  обязаны направлять развитие ребёнка,  ориентируясь на идеальные качества  ученика будущего.  

Каким должен быть учитель школы будущего?

Учитель  должен иметь:

- высокий уровень профессиональной компетенции;

- широкую  эрудицию и глубокое знание предмета;

- активное использование технологий развивающего обучения.

                Учитель должен участвовать:

- в процедуре модернизации образования;

- в профессиональных конкурсах и проектах;

- в организации  исследовательской деятельности  учащихся  с  помощью ИКТ;

- в проведении  on-line  и  of-line консультаций;

- в организации работы по элективным курсам.

    Профессиональная компетентность учителя – главный ресурс качества образовательного процесса.

          Учитель. Качество. Ресурсы. Каждое из этих слов и все они вместе в неразрывной связи  определяют развитие того, что мы называем «наша новая школа». Кажется, привычные формулы, но самое сложное для практика заключается в том, что привычные формулы не отметаются новыми идеями и концепциями, а, опираясь на них как на освоенный этап, продолжают развиваться.

          В нашей новой школе  уровень подготовки, обученности и обучаемости воспитанников всегда разный.  И каждый раз - это особенный, уникальный набор личностных ориентиров, постоянно обновляемый коллаж того многообразия учебно-методических комплексов по всем  предметам, которым так богата наша российская школа вообще и московская - в частности. В такой ситуации не только не потерять из образовательного багажа ничего, но и максимально пополнить его,  взаимно обогатить  уверенностью в себе,  вкусом к процессу познания, стремлением к развитию и саморазвитию своей личности - одна из важнейших наших задач.  Эта задача  имеет множество решений.  И  тут уже трудно переоценить роль учительского потенциала, его профессиональной компетентности. Это согласуется  с  президентской  инициативой «Наша новая школа»,  главным из пяти  ключевых направлений  которой названо развитие потенциала учительских кадров.

          В школе все начинается с формирования команды. Под словосочетанием «педагогическая  команда» мы подразумеваем группу педагогов – профессионалов, организованных для совместной работы ради достижения общей цели и разделяющих ответственность за полученные результаты.

          Назвать группу педагогов командой не означает создать ее  формально, по приказу,  и только одного желания директора школы заставить их работать в команде недостаточно. В команде, в отличие от других организационных формирований, цели и задачи, индивидуальные функции, обязанности,  личная и взаимная ответственность определяются руководителем команды совместно с ее членами  для достижения командного результата. Это особый, командно-демократический стиль управления, когда практически каждый член команды наделен  определенными полномочиями с передачей ответственности.   Не пустым звуком является также забота о результатах деятельности каждого педагога и коллективное преодоление трудностей, стоящих перед командой. В структуре управления  знакомые образования:  Педагогический совет, методическое объединение,  творческая группа – имеют в нашей школе  свое содержание и свои формы.     Они призваны:
- привести команду к принятию сознательного решения о коллективной ответственности

   по отношению ко всем членам группы и ко всей организации в целом;
- вести развитие творческой мысли членов команды через столкновение идей;
- дать возможность всем и каждому работать в инновационном режиме;
- создавать общую историю;
- выработать Хартию общих ценностей;
- создать сеть взаимодействий;
- определить цели и четко им следовать;
- создать атмосферу коллективной солидарности.

В нашей школе представлены  педагоги всех возрастных групп, педагогических школ и традиций от Благовещенска до  Смоленска, отличающиеся  по стажу работы и аттестационным результатам. Поэтому основополагающими понятиями в педагогической деятельности  коллектива являются развитие, сотрудничество, интеграция, компетенции и компетентность.

Развитие личности каждого ученика сопровождается развитием личности каждого учителя, изучением и использованием педагогических технологий развивающего обучения, педагогического опыта каждого  члена команды.  Современный урок  в существующих условиях пронизан духом творческой непредсказуемости. А школа, как и культура, питается талантами. От профессионализма учителя, его компетентности зависит не только успешное обучение учащихся в школе, но и успешность в жизни. Учитель практически существует в режиме эксперимента в каждую минуту урока, так как основным предметом его исследовательской деятельности является учебная ситуация. 

          Сотрудничество осуществляется  на линии учитель-ученик, когда ученик является не столько объектом, сколько субъектом образовательного процесса, когда система взаимоотношений выстраивается предельно уважительно, когда личностно ориентированное обучение является основным педагогическим принципом. Учитель на каждом уроке организует эффективную передачу наиболее ценного опыта так, чтобы ученики смогли максимально качественно овладеть им.  При этом, продвигаясь по пути приумножения знаний, они обрели бы потребность в обучении,  смогли бы найти свое собственное «Я» в этом мире, максимально раскрыть свой личностный потенциал и реализовать его с пользой для общества. И здесь трудно переоценить такое понятие, как интерактивность.
          Главной особенностью использования методов интерактивного обучения является вынужденная интеллектуальная активность, так как сама организация учебно-воспитательного  процесса (школа-лагерь) призвана активизировать мышление его участников. Вовлекаясь в интерактивную деятельность, школьники учатся критически мыслить, решать самостоятельно поставленные задачи на основе анализа информации, извлекаемой из различных источников, участвовать в дискуссиях, доказывать правильность своего мнения, совместно решать значимые проблемы.
    Интерактивное обучение предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению.  Опыт и знания учащихся служат источником их взаимообучения и взаимообогащения. Делясь своими знаниями и опытом деятельности, ученики берут на себя часть некоторых функций учителя, что повышает их мотивацию и способствует большей продуктивности обучения. 
             В свою очередь учитель нашей новой школы, использующий интерактивную модель обучения, выступает в нескольких основных ролях.

          В роли информатора-эксперта он излагает текстовый материал, демонстрирует предметный ряд, отвечает на вопросы учащихся, отслеживает результаты процесса и т.д. 
        В роли организатора он налаживает взаимодействие учащихся (разбивает на подгруппы, побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий, подготовку мини - презентаций). 
         В роли консультанта он обращается к опыту учеников, помогает искать решения  поставленных задач, самостоятельно ставить новые. 

          Будущее - это развитые коммуникации, поэтому в школе будущего на уроках происходит многосторонний тип коммуникации между  учителем и учащимися, а также между самими учениками.  Учителя  школы используют коммуникативные взаимодействия: «ученик-ученик» (работа в парах), «ученик – группа учеников» (работа в группах), «ученик – аудитория» или «группа учеников – аудитория» (презентация работы в группах), «ученик – компьютер». Урок перестает быть актом передачи информации от учителя к ученику, формируются новые отношения, в которых учитель и ученик выступают в роли партнеров при достижении одной цели, каждый из которых вносит индивидуальный вклад. Ученик при этом испытывает ощущение успешности. Создается ситуация личностного творческого роста учителя, благодаря которой он выходит на более высокий виток своего профессионального развития.
           Сотрудничество стало жизненно важным фактором в общении педагогов, которые вдали от Родины, от близких, от друзей и привычного образа жизни становятся единым  организмом, Семьей.  А взаимопомощь учителей и педагогических работников лагеря позволяет достигать  желательных результатов в работе с детьми.

          Интеграция  - ключевое понятие в образовании в школе будущего. Для нашей школы - это принципиальное, системообразующее понятие. Концептуально мы исходим из теории и практики развития гуманистических воспитательных систем,  образование рассматривается как неотъемлемая составная часть воспитания. Но «воспитание успешно, если оно системно». В нашей гуманистической системе системообразующими является ИНТЕГРАЦИЯ познавательной деятельности в учебной и внеучебной работе.  Кроме обеспечения  развития познавательной активности во внеучебной работе, в проведении  кружков, секций, разработке и осуществлении  внешкольных тематических проектов,  на уроках учителя используют формы и методы, определяемые как внеклассные.  Это эвристическая беседа, презентации, дискуссии, «мозговая атака», метод «круглого стола», метод «деловой игры», конкурсы практических работ с обсуждением, ролевые игры, дидактический театр, коллективные решения творческих задач, кейс-метод (разбор конкретных производственных ситуаций), кино-урок, урок-путешествие,  моделирование производственных ситуаций и др. 
          Перевод школы в режим развития происходит в систематизации  и развитии мониторинга, диагностики,  информатизации. Систематизируется  и работа по учету и ликвидации пробелов в знаниях, мотивации обучения, работа с одаренными детьми.    
Интеграция в ограничении режима работы школы 4-мя уроками без домашних заданий, когда в одном классе  занимаются  дети, обучающиеся на Родине по глобально несоответствующим  друг другу программам и учебникам, либо разных возрастов  (3-5-х или 8-10-х классов)   является насущной необходимостью. Это понятие глобально шире внутри - и межпредметных связей как по отбору содержания,  применению форм и методов урока, так и организационно, когда классно-урочная система сочетается с предметно-урочной. Здесь возникает такое понятие, как компетенция. Развитие нашей школы неразрывно связано с осуществлением компетентностного подхода в обучении, с  развитием ключевых и предметных компетенций.  Принципиальным отличием компетентностей является то, что они как результат образования формируются и проявляются в деятельности. А потому именно деятельностный подход в обучении является основным для наших учителей.
          Основные принципы, которые наши учителя используют при формировании компетентностей учащихся, являются постепенность и непрерывность. В том числе: 
• системой продуманных мер содействуем формированию у школьников положительной мотивации учения; 
• излагаем, объясняем и показываем практическое применение алгоритма о способах учебной деятельности; 
• ученики отрабатывают знания алгоритма, действуя  по образцу, применяя знания в аналогичных ситуациях; 
• ученики самостоятельно и осознанно применяют приобретенные навыки в новых ситуациях, делают самоанализ результатов. 
          В зависимости от содержания учебного материала, уровня подготовки класса методы обучения варьируются. Но, как правило, при изучении новой темы чаще всего используются для формирования теоретических знаний – проблемно-поисковые методы, для формирования фактических знаний – репродуктивные методы, так как для организации работы необходимы базовые знания. На этапе формирования умений и навыков репродуктивные методы постепенно заменяются частично поисковыми и творческими, так как необходимо научить учащихся использовать полученные знания в нестандартной, измененной ситуации. Кроме того, на этом этапе, а также на этапе обобщения и систематизации знаний и умений используются проблемные и исследовательские методы. 
         В развитии учительского потенциала  Педагогический совет становится педагогическим университетом, методические объединения -  исследовательскими кафедрами, лабораториями, творческие группы педагогов - лабораториями, где  рассматриваются вопросы эффективности обучения в современной школе.   В школе будущего,  апробируются приемы и формы работы, совместно решаются сложные проблемы педагогического взаимодействия,  анализируются пути  решения  сложных  педагогических ситуаций.

           МО учителей предметников участвуют в разработке учебных планов, распределении учебной нагрузки в каждой смене, обеспечивают сопровождение  молодых специалистов. Проводятся научно-практические конференции, семинары, в том числе и международные, педагогические чтения, деловые игры.  Учителя с большим энтузиазмом вовлекаются в инновационную, исследовательскую деятельность.

          Эффективное взаимодействие администрации и общественной организации школы по созданию условий для творческого роста учителей, повышения их профессиональной компетенции трудно переоценить. Организуются встречи с учеными, деятелями науки, культуры, общественных организаций, учебных заведений различных стран, познавательные экскурсии,  творческие вечера, выступления, совместные праздники. Оперативно решаются бытовые и социальные вопросы.  Все учителя нашей школы системно используют в работе ИТ технологии.

           Ультрасовременное здание новой школы  начнёт функционировать с сентября 2012 года.  Учебный процесс в ней, наряду с обычными занятиями, в тесном контакте с подразделениями СОК «Камчия» и Болгарской стороной, будет содержать и другие формы организации учебного труда школьников.  

           «Учитель должен обладать всем тем, в чём нуждается ученик»- эта восточная мудрость становится истиной.    В результате:

- любой эффективный образовательный процесс должен быть направлен на действие, ибо знания бессмысленны без практического применения;

- знания нужны, но только через действие формируются их понимания, а так же необходимые для человека навыки, автоматизмы,  умения,  увеличение творческого потенциала и всего,  что  необходимо для достижения поставленной человеком цели;

- вопрос о том каким должен быть учитель обязательно предполагает вторую часть:  а каким он может быть? Профессиональным, ответственным, любящим и понимающим, инициативным и творческим, духовным и нравственным и,  конечно, успешным.

           Проект «Школа будущего - школа успеха, школа радости» в СОК «Камчия» начинает осуществляться. От смены к смене мечтают дети, планируют и готовятся к претворению проекта в жизнь учителя и администрация.  Руководство ГАУ МЦДСО, правительство Москвы воплощают мечты и планы  в жизнь уже сегодня.  Масштабное строительство уникального здания с прекрасными лабораториями, оснащением классов всем, что необходимо для современного урока на любом уровне, музеями «Космонавтики» и «Истории славянской культуры», актовыми залами, школьной обсерваторией и планетарием, спортивными комплексами - это уже почти есть, это уже  зримо.

            Остается сделать все, чтобы наши дети уже сегодня, завтра смогли поучиться действительно в школе Будущего.  А лучшие педагоги Москвы, страны  и Мира сочли бы за честь  заложить кирпичики своего  потенциала, профессионализма, таланта, творчества в это здание.  По истечении 2-3 летнего срока работы в школе в отзыве о работе учителя будет сказано, что преподаватель  прошёл курс переподготовки  и является  носителем  инновационных   знаний  по предмету.  И каждый ребенок, хотя бы раз почувствовавший вкус обучения успехом, обучения радостью, пронес через всю жизнь потребность  к великому таинству Познания.

         Вспоминая известное выражение великого психолога Р. Юнга, мы сегодня говорим:

                         «А будущее уже наступило, оказывается!»

Директор школы                                Бадаев А.Н.

Заместитель директора школы                        Бадаева Г.В.

24.01.2012

Библиографический список:

1.ГалановА.Б. Система повышения квалификации: приоритетные направления и основные проблемы (по материалам Всероссийского научно-практической конференции).-Башкортостан укытыусыһы.-20011.№1

2.Гаргай В.Б. Школьная модель повышения квалификации учителей на Западе (по материалам США и Великобритании). – Сибирский учитель. – 2004. № 1.

3.Змеев С.И. Основы андрагогики. – М.: Флинта, 1999.

4.Калинкина Е.Г. Повышение квалификации педагогических кадров как ресурс развития современной школы / Тенденции развития образования: проблемы управления современной школой: материалы III Международной научно-практической конференции Центра изучения образовательной политики. – М.: Университетская книга, 2006.

5. Моисеев А.М. Функции управления школой / Практика административной работы в школе. – 2004. № 5.

6. Каримова А.Т. Внутришкольная модель развития учительского потенциала.

7.Фокин Д.Ю. МОУ ФМШ №32 Общая характеристика профессионализма современного учителя   

8.Любовь Федоркова .Развитие учительского потенциала.