И в тылу была война...
статья по литературе (11 класс) по теме

Довженко Наталия Михайловна

Материал для научно-практической конференции по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uvch_dumbadze_ya_vizhu_solnce_a4.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

И в тылу была война…

                          ГБОУ СОШ № 510 Пестовская Мария 11а класс

   Говоря о традициях национальной литературы, мы привыкли повсеместно упоминать таких признанных классиков, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой. Но на самом деле понятие русской литературы несоизмеримо шире, оно выходит за рамки не только общеизвестных имен, но и за границы понятий «время», «страна», «национальность». Литература становится национальной, когда она касается сердца народа, затрагивает темы, близкие и знакомые каждому. Единственный критерий оценки литературы: ее отклик в душах читателей. К примеру, советский писатель Нодар Думбадзе, описывая жизнь обитателей маленького грузинского села, затрагивает историю всего СССР, рассказывая об ужасах Отечественной войны. Трагедии военного времени знакомы каждому, поэтому ни один из читателей не сможет равнодушно пройти мимо такого произведения. Истории Думбадзе заставляют плакать от жестокости и несправедливости войны, ужасов фашизма, но самое главное, они воспитывают и направляют. Книги о войне пишутся для того, чтобы больше не было войны. Нодару Думбадзе удалось самое главное: отразить отношение нации к фашизму и насилию. Его книги пронизаны трагизмом и болью за такую разную, но такую единую для всех Родину.

   Признание широкого круга читателей пришло к Н. Думбадзе рано. Первая его повесть «Я, бабушка, Илико и Илларион» была напечатана в 1959 году в журнале «Цискари» в разделе сатиры и юмора. Теплый, тонкий юмор - одна из самых обаятельных черт таланта Н. Думбадзе - в полной мере проявился в этой повести, хотя рассказано в ней о трудных годах Великой Отечественной войны. История возмужания детской души, приобщение подростка к величию народного подвига - вот основная тема, с которой вошел в литературу Н. Думбадзе. По его первой книге был снят фильм, поставлен спектакль.

   Повесть «Я вижу солнце» продолжает и развивает тему нравственного становления юного человека в годы труднейших всенародных испытаний. За эти книги писателю была присуждена премия Ленинского комсомола.

   Повесть «Я вижу солнце» рассказывает о жителях маленького грузинского села, переживающих вместе со всей страной тяжкие годы Великой Отечественной войны. Рассказ ведется от лица мальчика Сосойи, и читатель видит, как растет в нем чувство ответственности за судьбу тех, кого он любит, за судьбу своего села и за судьбу всей страны.

   Одна из главных тем повести - тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне.

   В книге Н. Думбадзе нет изображения боевых действий, подвигов бойцов на фронте, а показана жизнь маленького грузинского села в годы войны. Эта повесть - исповедь героя, она написана от лица мальчика, он вместе со всем народом переживает все трудности, он взрослеет. Рассказ от первого лица помогает понять душу героя и его переживания.

   Автор показал сначала мирные картины: тихий летний вечер, в саду поет кедровка, солнце садится, Сосойа собирается утром идти с бригадой в поле. Такое начало  помогает читателю почувствовать, насколько внезапно оборвалась эта мирная жизнь, как неожиданно обрушилось горе.

    «Сосойа увидел односельчан возле репродуктора. Люди молча слушали сообщение. Никто даже не ответил Сосойе, когда он поздоровался».

    Мальчик еще не мог до конца понять, что случилось. Но по лицам взрослых понял, какое это большое несчастье. Он старается ободрить стариков, которые провожают сыновей на фронт: «Все вернутся!.. Я еще не видел человека, который ушел бы в армию и не вернулся!».

   Очень проникновенно показана сцена проводов на фронт из главы «Отлив». Н. Думбадзе нашел свои, особенные краски для изображения этого драматического события. Соединение трагического и комического, высокого чувства и озорной шутки - отличительная черта художественной манеры писателя, которая помогает ему показать нравственную стойкость, жизнелюбие, оптимизм своих героев, не покидающие их и в дни тяжелых испытаний. Этот художественный прием не раз еще встретится на страницах повести «Я вижу солнце».

   Что же помогло героям книги переносить тяготы войны, не пасть духом? Братская сплоченность, дружба между людьми и непоколебимая вера в победу.

   Вот женщины и старики с тревогой обсуждают последнюю сводку. Еще несколько городов оставлены нашими войсками в результате ожесточенных боев. «Милый мой, вся Европа на него работает... А для нас кто?» - размышляет вслух Бессарион. «Для нас мы сами работаем...- я, ты, Бессарионова слепая дочка, этот парень и эти вот женщины»,- говорит дядя Герасим. И в его словах - великая истина: судьба Родины - в наших руках, в руках всего народа; победа над фашизмом зависит от каждого из нас. Так думает Сосойа, так думают и чувствуют все его односельчане. «Я видел золотое солнце, которое сверкало над землей, и знал, что ни у кого не хватит жизни, чтобы уничтожить эту землю, эту реку, это море и тех, кто их бережет».

   Так в повести начинает звучать тема солнца - символ непобедимости жизни, символ величия и красоты души советского человека.

   Нельзя не остановиться на тех эпизодах, где с особенной силой проявляется щедрость народной души. Такова, например, история спасения «сосоиного русского». Русский парень, раненый солдат Анатолий Романов, лечился в госпитале в тылу, в Грузии. После выписки он был признан негодным к строевой службе, но решил самовольно вернуться в полк. Не дойдя до станции, он упал без памяти на окраине села, там его и нашел Сосойа. Раненого принесли в дом тети Кето, где живет Сосойа, и вся деревня приняла горячее участие в судьбе «сосоиного русского». Особенно ярко братская дружба, сердечность и самоотверженность односельчан Сосойи проявилась в том, как добывали дети козье молоко, необходимое для спасения раненого. Невозможно было просить молока в доме, где плачут голодные дети, и Хатиа предлагает Сосойе тайком выдаивать коз прямо на пастбище.

   «Бедная, ничего не ведавшая тетя благословляла добрых соседей и поила живительной влагой обросшего бородой человека без имени и фамилии, столь неожиданно очутившегося в нашем доме». С возмущением говорили на собрании женщины и старики о «воре», похищающем молоко на пастбище. Но когда истина открылась, старик Эдемика с той же горячностью укоряет мальчика: «Сосойа, опозорил ты меня! Почему ты не пришел и не сказал мне прямо, в чем дело, подарил бы я тебе эту проклятую козу!».

   Глава «Что спрашивается в задаче», где описывается колхозное собрание, - одна из важнейших в повести. Собрание проводится в здании школы. Вместе со взрослыми бегут туда и дети. Им весело смотреть, как взрослые сидят за партами, где утром томились они сами на школьном уроке. Сосойа рассказывает: «Мы, ребята, сидим на полу и ловим каждое слово, произнесенное на этом странном уроке, где учитель не проверяет списка, ученики не поднимают рук...».

   Как можно понять эти слова о собрании-«уроке»? Каким уроком стало собрание колхозников для Сосойи и его сверстников?

   Его можно назвать школой жизни для молодого поколения жителей села, потому что в речах взрослых звучала и горячая любовь к Родине, и сознание ответственности каждого за судьбу страны, и презрение к дезертиру Датико, и, наконец, огромная людская доброта. Этот урок  научил Сосойю честности. Сила людей в их единстве и взаимной помощи. Когда  почтальон отказался разносить похоронки, то Сосойа еще сильнее почувствовал, сколько горя приносит война. Анализ этой главы дает возможность еще раз увидеть мастерство писателя в изображении драматических сцен, в слиянии трагического и комического в одном эпизоде.

    Собрание завершается словами почтальона Котиа: «Зачем жить мне, соседи, если вы боитесь моего прихода?.. Боже, пожалей хоть ты меня! Сойди сюда к нам и разноси все эти известия, ты еси Бог и все выдержишь...». Полное драматизма напоминание о бесчеловечности войны с особой силой поражает читателя, только что убедившегося, какие прекрасные люди живут в этом маленьком грузинском селе, сколько доброты и человечности в их душе. Но именно потому, что они настоящие люди, их не сломит ни горе, ни тяжкие испытания войны.

   Эти страницы повести вызывают чувство ненависти к фашизму, к жестокости войны.

   Читатели узнают о гибели друга Сосойи — Бежана, которого убил дезертир Датико. Сосойа как будто ни в чем не виноват, но ведь именно он разъярил Датико неосторожными словами, и теперь он горько упрекает себя за это, он понял, что даже невольный обман может привести к трагическим последствиям.

Автор рассказывает о дружбе Сосойи и слепой девочки Хатии, о том, как заботливо относился к ней Сосойа. В главе «Такова жизнь» Сосойа и Хатиа первый раз выезжают за пределы родного села, узнают новых людей, глубже начинают понимать жизнь.

   Идет уже третий год войны. Дети голодают. Кончились все скудные запасы в домё тети Кето. И тогда Сосойа решает обменять дорогие ему вещи отца — сапоги и куртку — на кукурузу. Это первое самостоятельное решение повзрослевшего Сосойи, решение мужчины. И тетя Кето соглашается с ним, признает его правоту. Вместе с Хатией Сосойа отправляется в соседнее село.

    Хатиа полна бескорыстной горячей любви и сострадания к людям. В доме, куда пришли дети, третий год нет вестей с фронта от двух сыновей-близнецов, и мать, не осушая глаз, оплакивает своих мальчиков. Хатиа старается внушить женщине надежду на возвращение сыновей: рассказ Хатии о том, как в их селе недавно вернулся человек, которого все считали погибшим, обнадеживает несчастную мать: она «жадно ловила каждое слово, как рыба, выброшенная на берег, надеясь найти в нем живительные капли воды». Отец понимает святую ложь девочки, но благодарен ей за участие и доброту. Он отказывается взять вещи у Сосойи и дарит кукурузу от чистого сердца.

   В чем смысл названия главы «Такова жизнь»? О чем размышляет Сосойа, что нового открылось ему в людях, в Хатии после этой поездки?

   Прочитаем отрывок из этой главы о раздумьях Сосойи: «Как хорошо было бы, если бы в небе отражалось все как в зеркале. Тогда мы, глядя в небо, видели бы друг друга. Тогда все мы узнали бы друг друга, подружились... Я увидел бы много стран, все страны, и все увидели бы нашу страну. И тогда, наверное, не было бы больше войны, потому что люди поняли бы, что все они не такие уж плохие, как думают друг о друге, увидели бы, что в мире много добра». Так приходит к герою книги духовная зрелость, понимание смысла жизни во имя других людей.

   Особое место в повести занимает история дезертира Датико, которая навсегда запомнилась Сосойе.

   Как в отношении к поступку Датико проявилась нравственная стойкость героев романа, их понимание долга перед Родиной?  Нет ни одного человека в селе, кто не проклял бы Датико, даже Кето, которую Датико любил, прогоняет его из своего дома. «На весь мир нас опозорил и обесчестил», - говорят о нем односельчане. Выражая презрение к дезертиру и его угрозам, старый мельник Беглар отказывается молоть зерно, которое принес Датико.

   Сосойа понимает, что его односельчане считают предательство самым страшным преступлением и нет для предателя большего наказания, чем быть проклятым своим народом. Люди не прощают Датико даже тогда, когда, он, рискуя жизнью, спасает Хатию; не прощает его и Сосойа.

   «Датико стоял... словно нищий на церковной паперти, и глаза его молили о подаянии - о том, чтобы признали его человеком, казнили или помиловали, но признали». «Куда же мне теперь идти, Сосойа?» - спрашивает Датико.

   Почему, потрясенный молчаливым приговором людей, за последней поддержкой Датико обращается к Сосойе? Этот мальчик, сын своего народа, впитавший уроки народного мужества и мудрости, словно воплощает в себе народную справедливость. Но нет у Сосойи ответа для Датико, как нет прощения у односельчан для дезертира.

   Война отняла детство у Сосойи, Хатии и их друзей. Детям наравне со взрослыми приходится испытывать и голод, и непосильный труд, и горе потерь. Но война не ожесточила их души, потому что они живут среди людей, которые умеют любить, сочувствовать, сострадать, дружить, верить, и свет их доброты спасает детей, помогает им сохранить веру в добро и справедливость.

   Одна из главных черт облика Сосойи - любовь к Родине, презрение к предателю. Основное в характере Сосойи - чувство ответственности. Он ощущает себя защитником и помощником не только тех, кого любит, но и всех, кто нуждается в его защите. Его чувства глубоки и серьезны, нравственные устои непоколебимы. В то же время он остается озорным, насмешливым мальчишкой - стоит вспомнить его рассказы об уроке военного дела или об учебном сражении на берегу реки и о награде, которую он лукаво просит у учителя: «Дайте нам одну папиросу, учитель, на весь класс, мы вон туда сбегаем, и Вы не увидите, как мы курим!».

   Чувство юмора, присущее Сосойе, - одно из самых привлекательных свойств его натуры.

   Обратим внимание на самобытность таланта писателя, зоркость его взгляда, выразительность художественной детали. В главе «Данке шон!..» говорится о том, как Сосойа впервые ощутил близость победы.

   Идет уже четвертый год войны, в районе появились пленные немцы - их привезли работать на стройке. Один из пленных солдат, жалко улыбаясь, просит у тети Кето хлеба. Чтобы испечь лепешку на ужин, тете пришлось занимать горсть муки у соседки. Но, услышав просьбу пленного, она вынесла ему весь хлеб, отдала и сыр, и табак...

   Отметим необычность ситуации, некоторую загадочность в поведении тети Кето, недоумение Сосойи, юмор, с каким описаны переживания мальчика. Чем же объясняется поведение тети Кето? Ответ находится  в тексте главы: «Война кончилась, Сосойа, раз уже мы дождались, что немец пришел к нам за подаянием!»

   Сломлен дух кичливых завоевателей, враг признает свое поражение: пленный немец просит милостыню - вот в чем видит писатель знамение победы, подвига народа, воодушевленного чувством советского патриотизма, непобедимого в своей человечности и братской сплоченности.

   Это книга о войне, о тяжелых испытаниях, но у героев книги было свое солнце - вера в свою Родину, в победу. Солнце - это тепло людей, дружба, взаимная помощь, и поэтому они побеждают.

Слепая девочка Хатиа - любимица всего села, она не замыкается в своем несчастье, а умеет приносить радость другим. Хатиа видит солнце, которое олицетворяет в повести все самое светлое и счастливое на земле.

   «Я вижу солнце» — произведение высоко патриотическое, повествующее о братской солидарности народов нашей страны, о мужестве, стойкости советских людей, о их благородстве и человечности.

   Гуманизм творчества Н. Думбадзе особенно ярко проявляется в изображении отношения взрослых к детям. Сироту Сосойю в селе уважают, любят, поучают, заботятся о том, чтобы он вырос настоящим человеком; его подругу, слепую девочку Хатию, берегут и охраняют и дети, и взрослые. В свою очередь Сосойа и Хатиа стараются быть достойными этой заботы и не жалеют сил, чтобы быть полезными людям.

   Герои повести, возмужавшие в годы народной трагедии, выходят в большую жизнь. Наступает их время. Они не забудут уроков, которые им дали люди, и солнце любви к Родине будет светить им так же ясно, как в дни трудного, но счастливого детства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Была война. Была блокада Ленинграда".

Конспект классного часа....

"Была война. Была блокада." Урок Мужества

Материал раскрывает одно из главных событий в Великой Отечественной войне – период блокады Ленинграда и является ключевым мероприятием в рамках мероприятий, проводимых к памятной дате – Освобождению г...

Внеклассное мероприятие с поддержкой ИКТ "Агитокно "Чтобы не было войны..." (из цикла историко-краеведческой панорамы "В Сибири не было войны, но мы огнём её задеты, и наши подвиги видны на светлом знамени Победы!"

   Методическая разработка внеклассного мероприятия «Агитокно "Чтобы не было войны…» относится к циклу историко-краеведческой панорамы «В Сибири не было войны, но мы огнём её задеты, ...

Была война… Была Победа…

Предлагаем вам посмотреть работу выполненой  в технике пластинография....

Литературно-музыкальная композиция, посвященная празднованию Дня окончания Второй мировой войны (2 сентября 1945 года) « Была война….Была победа…»

Целью литературно-музыкальной композиции, посвященной  празднованию Дня окончания  Второй мировой войны (2 сентября 1945 года)   " Была война….Была побе...

Труженики тыла - герои войны

В годы  Великой Отечественной войны колхозники «Улан-Шанай» под руководством  председателя колхоза Ш.И.Фролова собрали и сдали Родине и фронту 820 голов  крупного рогатого с...

Внеклассное мероприятие "Была война,была Блокада"

патриотическое воспитание школьников...