Из опыта прочтения художетвенной литературы. Сквозной образ как средство выражения авторской идеи (по рассказу К.Г. Паустовского "Старый повар").
статья по литературе на тему

Ряшенцева Галина Викторовна

Раскрытие идеи рассказа К.Г. Паустовского "Старый повар" посредством сквозного образа музыки, введённого автором уже в экспозиции. Сотворение музыкой чуда очищения человеческой души, обретения покоя и гармонии в последние минуты жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта прочтения произведения художественной литературы. Сквозной образ как средство выражения авторской идеи (по рассказу К.Г. Паустовского «Старый повар)  

   В русской литературе есть произведения, после чтения которых человек приобретает удивительное чувство сопричастности вечности, в нём пробуждаются часто скрытые, но так необходимые вера в добро, чудо. К числу таких творений относится рассказ К.Г. Паустовского «Старый повар». Не может не затронуть удивительная доброта рассказа, чувство любви к человеку. Великое счастье – провести последние минуты не в тревоге о неизвестности будущего, а в сказке волшебных воспоминаний, слушая божественную музыку, несущую мир и покой душе. И то, что главный герой постиг эту тайну, оставляет в читателе сладкое чувство удовлетворённости и справедливости происшедшего.

   Уже в экспозиции рассказа с появлением клавесина автором вводится тема музыки. А «хрустящие», «при каждом шаге шуршащие ветки», «тихо ворчащий в своей будке цепной пёс», шорох и шум листвы в глубине зимнего сада, звуки дома (звукопись) передают ощущение начала пронизывающей текст мелодии, которая потом переходит в мелодию, напеваемую незнакомцем. Затем живительная музыка уже с чудодейственной силой полноправно звучит в произведении, раскрывая свою божественную сущность, гармонично отзываясь с помощью звуков в чувствах людей.

   Ощущение грусти, уныния, увядания всего живого, которое возникло ещё в экспозиции («гнилые ветки, сбитые ветром», «умирал слепой старик», «ветхая сторожка», зимний вечер, «хромые скамейки, грубый стол, фаянсовая посуда, покрытая трещинами»), сменяется чистыми, светлыми красками, вводимыми музыкой («небо… прозрачное, как синее стекло»; «ночь из чёрной сделалась синей, а потом голубой, и тёплый свет уже падает откуда-то сверху, и на старых ветках…деревьев распускаются белые цветы»). Изменение цветовой гаммы рассказа от тёмного к светлому говорит о свершившемся очищении от греха. Музыка очистила душу человека, и окружающее оживает в его глазах, приобретая светлые, врачующие краски.

   Творит чудо очищения музыка, которую создаёт с помощью клавесина музыкант. Его внешность, изящество и простота в одежде вызывают уважение и доверие. А вдохновение и уверенность в своих силах и в силе музыки («…властью, данной мне не от бога, а от искусства, которому я служу, я облегчу ваши последние минуты и сниму тяжесть с вашей души») не вызывает и тени сомнения в возможностях искусства и в читателе.

   Когда зазвучала музыка, произошло чудо. Незнакомец своей игрой сумел вернуть умирающего на много лет назад, где он встретился с любимым и дорогим человеком. Повар вновь обрёл способность видеть. Музыка исполнила последнее святое желание умирающего, подарив драгоценные минуты счастья, успокоила душу старика. Теперь он легко может расстаться с жизнью и поспешить на встрече к своей Марте. Старик снова ощутил удивительное чувство весны, молодости, любви: «Я вижу день, когда я встретился с Мартой и она от смущения разбила кувшин с молоком. Это было зимой в горах. Небо стояло прозрачное, как синее стекло. И Марта смеялась».

   Волшебная игра на клавесине затронула и Марию. Очарованная картиной, которая возникла благодаря чарующей силе музыки, она видит несуществующий сад, яблони, распустившиеся за одну только ночь.

   Незнакомцу удалось выполнить просьбу старика с помощью своего удивительного мастерства и чудесной силы музыки. Не случайно этот момент является кульминацией рассказа. Здесь свершилось то, что казалось повару несбыточной мечтой. Произошло разрешение основного противоречия рассказа: сможет ли повар перед смертью очистить свою совесть, не прибегая к помощи священника. Старик чувствует отпущение грехов, обретает покой и свет. Вершится таинство. Музыка, искусство в руках гения выполняют функцию священника, посредника между небом и землёй. Святая цель достигнута с помощью искусства, что ещё раз доказывает божественное происхождение, божественную силу этого явления. И то, что музыке удалось совершить чудо, подтверждает абсолютную веру автора в её силу и назначение (пробуждать в людях только самое лучшее, дарить счастье, возрождать к жизни и, если необходимо, готовить к смерти).

   В конце рассказа незнакомец обретает имя – Амадей Моцарт. Художественный смысл его имени – символ гениальности, возможности совершения невероятного, гарантия качества музыки.

   Одним из способов выражения авторской позиции в рассказе является антитеза, по принципу которой построен текст. Противопоставление первоначального уныния, умирания живого и светлой, возрождающей силы искусства – основной художественный принцип композиции данного рассказа, подтверждающий закономерность финала.

   Заключительные слова рассказа («Заря загоралась за окном, и в её свете стоял сад, засыпанный цветами мокрого снега») являются метафорическим выражением идеи произведения: властью, данной гению «не от бога, а от искусства», можно облегчить «последние минуты и снять тяжесть с …души».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Образ учителя в русской литературе» («сквозная» тема на уроках литературы)

Методический комментарийУчитель… Школа… Начало начал. Здесь истоки  характеров, идеалов, убеждений. Врачи и строители, лётчики и инженеры – всё начинается здесь. Какими сумеешь вырастить и ...

Программа элективного курса «Изобразительно-выразительные средства русского языка как средство выражения авторской позиции»

Авторская программа элективного курса по русскому языку «Изобразительно-выразительные средства русского языка как средство выражения авторской позиции» составлена  для учащихся 10 (11) классов об...

Методическая разработка урока « Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Портрет и речь героя как средство выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы. Подготовка к сочинению»

Цели урока:Образовательные: продолжить изучение поэмы, раскрыть выяснить способы изображения образа главного героя поэмы, организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации зн...

Из опыта изучения «Слова о полку Игореве» в 9 классе от сквозных образов тьмы, света, солнца и золота к мотиву мудрости.

       При изучении  в школе  «Слова о полку Игореве» мы сталкиваемся с целым рядом трудностей, в частности, с тем, что произведение это ученикам непон...

Образы героев как одно из средств выражения идеи автора. Три девочки (сравнительная характеристика). По пьесе – сказке С. Я. Маршака « Двенадцать месяцев».

Сопоставить поведение и поступки Королевы, мачехиной Дочки и Падчерицы с целью выявления их характеров, стремлений....

Презентация "Роль мистики в раскрытии образа главной героини и авторской идеи в балладе В.А.Жуковского "Людмила"

В работе представлен аналитический подход к изучению баллады В.А.Жуковского "Людмила"....