Методическая разработка урока в 5 классе «Русское чаепитие» (обслуживающий труд и литература - 2 часа)
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Изучение традиции «русского чаепития» на уроке литературы как способ приобщения к народной культуре
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«СОШ №2 городского округа город Волгореченск Костромской области»
Методическая разработка урока в 5 классе
«Русское чаепитие»
(обслуживающий труд и литература - 2 часа)
Автор: Катулина Галина Викторовна,
учитель русского языка и литературы
Изучение традиции «русского чаепития» на уроке литературы как способ приобщения к народной культуре
Интегрированный урок «Русское чаепитие»
(обслуживающий труд и литература - 5 класс, 2 часа)
Цели занятия:
1.Образовательные:
- изучить историю «русского чаепития»;
- научиться заваривать чай и сервировать стол в стиле русских традиций;
- уметь работать с произведениями русской литературы.
2. Воспитательные:
- воспитывать любовь к родной культуре;
- бережно относиться к народным традициям, к русской литературе.
3. Развивающие:
- развивать наблюдательность;
- работать над выразительным чтением;
- творческое отношение к изучению народной культуры и литературы.
Предварительное задание:
Ученики собирают материал о «русском чаепитии», готовят сообщения о чае, его свойствах, подбирают рецепты заваривания чая; работают со словарем В.И.Даля, подбирают пословицы и поговорки о чае, традиции чаепития; 7 человек с учителем инсценируют сказку М.Горького «Самовар». Ребята работают над выразительным чтением стихотворений, сочиняют собственные четверостишия о «русском чаепитии».
Ход урока:
Учитель. Тема сегодняшнего занятия «Русское чаепитие». Вы узнаете о чае, его происхождении и питательных свойствах. Познакомитесь с традициями русского чаепития, рецептами заваривания чая. Наш урок необычен. «На чай» приглашены русские писатели, литературные герои. Сегодня мы попробуем возродить традицию русского чаепития. Хотелось бы, чтобы вы поняли, что же значил чай для русского человека.
В качестве литературного эксперта будет выступать учитель литературы.
(учитель читает стихотворение П.А.Вяземского).
По-православному, не на манер немецкий,
Не жидкий, как вода или напиток детский,
Но Русью веющий, но сочный, но густой,
Душистый льется чай янтарною струей. [4,с.266]
Учитель. Что же такое чай: куст, трава, дерево?
(Показать иллюстрацию чайной плантации).
Учитель. Давайте узнаем историю о том, как чай появился на Руси.
Ученик. Более 300 лет назад, в 1638 году, боярский сын Василий Старков привез чай в Россию от одного монгольского хана в подарок царю Михаилу Федоровичу. С опаской пробовали московитяне диковинный напиток. Вот отзыв того времени: «Питие доброе, и когда привыкнешь, гораздо вкусно». Придворные лекари вынесли свое заключение: «Изрядное есть лекарство против насморков, головоболезней». Вплоть до 18 века чай можно было купить только в Москве и на ярмарках. Стоил он дорого, и простому люду был недоступен. В Россию его ввозили из-за границы. Только в 1814 году в Ботаническом саду в Крыму был посажен первый опытный куст. И затем чай прижился в южных краях России. С 19 века чай стал народным напитком. Повсеместно открывались чайные трактиры, где за пузатым самоваром собирался русский люд потолковать о том, о сем.
Учитель. А вот что можно прочитать в статье В. Г. Белинского «Петербург и Москва»:
«В Москве много трактиров, и они всегда битком набиты преимущественно тем народом, который в них только пьет чай. <…> это народ, выпивающий в день по пятнадцати самоваров, народ, который не может жить без чая, который пять раз пьет чай дома и столько же раз в трактирах». [1, с.230]
Ученик. Средневековый врач и ученый Авиценна говорил о питательных свойствах чая: «Чай освежает тело, укрепляет дух, смягчает сердце, пробуждает мысли, гонит лень». С древних времен известно, что чай повышает работоспособность, снижает усталость». Созревший чайный лист содержит различные вещества: кофеин (тонизирующее свойство), танин ( терпкий вкус чая), эфирное масло (неповторимый аромат), витамины С, В, Р. Горячий чай – освежающий, утоляющий жажду напиток. Крепким настоем чая лечили расстройства желудка, отравления. Но лишь недавно узнали, что чай убивает не только микробы гниения, но и возбудителей опасных болезней (тиф).
Учитель. А что вы еще прочитали о полезных свойствах чая? (Ребята готовили сообщения).
Немало пословиц и поговорок сложил русский народ о чае и его свойствах. Какие вы знаете? (ученики называют пословицы и поговорки)
Где есть чай, там и под елью рай.
Чай пьешь - до ста лет проживешь.
Чай не пьешь - откуда силы берешь?
Чай пить – не дрова рубить.
От чая лиха не бывает.
Выпей чайку – забудешь тоску.
В Тулу со своим самоваром не ездят.
Напой, накорми, а потом и спрашивай.
Самовар, что море Соловецкое, пьют из него за здоровье молодецкое.
Учитель. Мы думаем, что заваривать чай – обыденное дело. А оказывается, это целое искусство. Об этом можно прочитать у А.И.Куприна в повести «Яма»:
«...Искусство заваривать чай — великое искусство. Ему надо учиться в Москве. Сначала слегка прогревается сухой чайник. Потом в него всыпается чай и быстро ошпаривается кипятком. Первую жидкость надо сейчас же слить в полоскательную чашку,— от этого чай становится чище и ароматнее... Затем надо вновь налить чайник до четверти его объема, оставить на подносе, прикрыть сверху полотенцем и так продержать три с половиной минуты. После долить почти доверху кипятком, опять прикрыть, дать чуточку настояться — и у вас... готов божественный напиток, благовонный, освежающий и укрепляющий». [7, с.164]
Практическая работа.
Учитель. Давайте заварим чай.
(Дано предварительное задание бригадам – найти рецепты заварки чая с добавлением трав: липовый цвет, малины, черной смородины…).
Практическое задание – заваривание чая, сервировка стола. Обсуждение рецептов и сервировки стола. Чаепитие.
Учитель. Какие предметы вы видите на столе?
Ученики. Чайник, чашки, сахарница, молочник…
Учитель. Подождите, а в сказке М.Горького «Самовар» мы встречаемся с такими же персонажами.
Чтение по ролям или инсценирование сказки М.Горького «Самовар».
(Персонажи: ведущий, самовар, чайник, сливочник, сахарница, тушилка, чашки).
«Было это летней ночью на даче.
В маленькой комнате стоял на столе у окна пузатый самовар и смотрел в небо, горячо распевая:
Замечаете ли, чайник, что луна
Чрезвычайно в самовар влюблена?
Дело в том, что люди забыли прикрыть трубу самовара тушилкой и ушли, оставив чайник на конфорке; углей в самоваре было много, а воды мало — вот он и кипятился, хвастаясь пред всеми блеском своих медных боков.
Чайник был старенький, с трещиной на боку, и очень любил дразнить самовар. Он уж тоже начинал закипать; это ему не нравилось,— вот он поднял рыльце кверху и шипит самовару, подзадоривая его:
На тебя луна
Смотрит свысока,
Как на чудака,—
Вот тебе и на!
Самовар фыркает паром и ворчит:
Вовсе нет.
Мы с ней — соседи,
Даже несколько родня:
Оба сделаны из меди!
Но она — тусклей меня,
Эта рыжая лунишка,—
Вон на ней какие пятна!
Ах, какой ты хвастунишка,
Даже слушать неприятно! —
зашипел чайник, тоже выпуская из рыльца горячий пар.
Этот маленький самовар и вправду очень любил хвастаться; он считал себя умницей, красавцем, ему давно уже хотелось, чтоб луну сняли с неба и сделали из нее поднос для него.
Самовар до того раскалился, что посинел весь и дрожит-гудит:
Покиплю еще немножко,
А когда наскучит мне,—
Сразу выпрыгну в окошко
И женюся на луне!
Так они оба всё кипели и кипели, мешая спать всем, кто был на столе. Чайник дразнит:
Она тебя круглей.
Зато в ней нет углей,—
отвечает самовар.
Синий сливочник, из которого вылили все сливки, сказал пустой стеклянной сахарнице:
Всё пустое, всё пустое!
Надоели эти двое!
Да, их болтовня
Раздражает и меня,—
ответила сахарница сладеньким голосом. Она была толстая, широкая и очень смешлива, а сливочник — так себе: горбатенький господин унылого характера с одной ручкой; он всегда говорил что-нибудь печальное.
Проснулась чумазая тушилка и зазвенела:
Дзинь!
Кто это шипит!
Что за разговоры?
Даже кит ночью спит,
А уж полночь скоро!
Тут проснулись чашки и давай дребезжать:
Мы скромные чашки,
Нам всё — всё равно!
Все эти замашки
Мы знаем давно!
Нам ни холодно, ни жарко,
Мы привыкли ко всему!
Хвастун самоварко,
И не верим мы ему!
А самовар чувствовал себя совсем плохо: вода в нем давно вся выкипела, а он раскалился, кран у него отпаялся и повис.
Но тут — крак! — развалился самовар на кусочки, кран клюкнулся в полоскательную чашку и разбил ее, труба с крышкой высунулась вверх, покачалась-покачалась и упала набок, отколов ручку у сливочника; тушилка, испугавшись, откатилась на край стола и бормочет:
Вот смотрите: люди вечно
Жалуются на судьбу,
А тушилку позабыли
Надеть на трубу!
А чашки, ничего не боясь, хохочут и поют:
Жил-был самовар,
Маленький, да пылкий,
И однажды не прикрыли
Самовар тушилкой!
Был в нем сильный жар,
А воды немного;
Распаялся самовар,—
Туда ему дорога,
Туда и до-ро-га-а!» [5, с.15; в сокращении]
Учитель. А вы поняли, почему самовар распаялся? И что такое тушилка?
Давайте я вам расскажу, как устроен самовар. (Рассказ сопровождается показом иллюстраций с самоварами разных форм, демонстрацией самовара).
Ученик. Вот теперь понятно, почему в стихотворении Сергея Михалкова «Самовар» говорится про жар и пар.
Что вы знаете про старый,
Русский, тульский самовар?
В нем пылал когда-то жар,
В нем бурлил когда-то пар,
В золотой, пузатый бок
Глухо бился кипяток.
Что за чай без самовара,
Без душистого завара,
Без крутого кипятка,
Без угарного дымка?! [8, с.29]
Учитель. История появления самовара очень интересна, как и сам «генерал стола». Самовар для русского человека был своеобразным символом очага, домашнего уюта. А что про самовар мы прочитаем в словаре В.И.Даля? [6, с.132, с.580]
Сообщение ученицы:
«Самовар – водогрейный сосуд для чаю, больше медный с трубою и жаровнею внутри». Самоварец, самоварчик, самоваришка, самоварища, самогар – так величали самовар в разных губерниях.
Выражения, поговорки, пословицы:
На Руси никто еще чаем не подавился.
Чай да сахар! (пожелание как хлеб – соль, застав кого за чаем).
Пожалуйте чай кушать!
Чай внакладку, вприкуску.
Вместе чай пить (купить-продать что, заключить обязательство).
Такой чай, что насквозь Москву видно!
По-купецки чай пьет, да не по-купецки расплачивается!
Самовар кипит – уходить не велит.
Учитель. А как уважительно величали самовар в народе? («Золотой Иван Иваныч», «генерал», «самовар Иван Иваныч»…) Было много примет, связанных с самоваром. Об этом можно прочесть в рассказе «Друг семьи» А.И. Вьюркова:
«Если самовар, потрескивая углями, «пел песни», суеверный москвич радовался: это к добру. Если же при прогоревших угольях самовар вдруг ни с того ни с сего начинал свистеть, москвич испуганно хватал крышку, прикрывал ею самовар и начинал трясти. Заглушив таким способом свист, москвич долго потом находился в тревоге и ожидании всяких неприятностей. Самой плохой приметой считалось, если самовар распаяется. В этом случае обязательно жди беды». [3, с.12]
Учитель. А теперь посмотрим, как и с чем пили чай на Руси.
Ученик. К концу 19 века выработался русский ритуал чаепития. Так выражение «пригласить на чай» относилось к хорошим знакомым и друзьям дома, которые приходили для беседы, во время которой устраивался чайный стол. Еще читали вслух книги, иногда устраивали тихие игры, викторины, шарады. Это было принято в среде интеллигентных, скромных, воспитанных людей.
Самовар ставили на небольшой самоварный столик или прямо на поднос по левую руку от хозяйки. Чай разливала хозяйка или старшая дочь. Необходим опытный в этом деле человек, чтобы у всех гостей чай оказался одинаковой крепости.
Учитель. У А.И. Вьюркова в рассказе «Друг семьи» читаем:
«Чай москвичи пили утром, в полдень и обязательно в четыре часа. В это время в Москве в каждом доме кипели самовары. Чайные и трактиры были полны, и жизнь на время замирала. Пили его вечером; пили, когда взгрустнется; пили и от нечего делать, и «просто так». Пили с молоком, с лимоном, с вареньем, а главное — с удовольствием, причем москвич любил чай крепкий, настоистый и горячий, чтобы губы жег. От жидкого чая, «сквозь который Москву видать», москвич деликатно отказывался и терпеть не мог пить его из чайника... Если москвич, выпив десяток стаканов, отставлял стакан в сторону, это не значило еще, что он напился: так он делал передышку. А вот, когда он, опрокинув стакан вверх дном, клал на него остаток сахару и благодарил, это означало, что с чаепитием покончено и никакие уж тут уговоры не помогут.
Во время чаепития москвич внимательно следил, как ему наливали чай. Если стакан наливали не доверху, гость тут же просил долить его, чтобы жизнь была полнее». [3, с.71]
Ученик читает отрывок из стихотворения С.Михалкова:
Пили чай в любом трактире,
Кто в избе, а кто в квартире.
Соберутся млад и стар —
Раздувают самовар.
Пили чай с особым рвеньем
Зимним вечером, с вареньем,
С пастилой и с мармеладом,
После бани — с рафинадом.
По старинному порядку,
Кто вприкуску, кто внакладку.
Пили, чашек не считая,
Отдуваясь после чая. [8, с.29]
Учитель. А в каких произведениях герои пили чай? Зачитайте отрывки из произведений. (Е.Пермяк «Как самовар запрягли», К.И.Чуковский «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр», В.Бианки «Сова», А.Платонов «Волшебное кольцо», А.П.Чехов «Мальчики», А.Толстой «Детство Никиты» и др.).
Учитель. Обратите внимание на репродукции картин: (Кустодиев Б.М. «Купчиха за чаем», Кустодиев Б.М. «Московский трактир», Кустодиев Б.М. «На террасе»; Неверов Н.В. «Смотрины»).
Обсуждение работ художников.
Учитель. Мы с вами общались с героями из произведений русских писателей. А теперь давайте послушаем то, что вы сами придумали. Продемонстрируйте свое творчество. Ведь вам было дано задание: сочинить или найти загадки, написать небольшие стихи о чае и чаепитии.
Творчество учеников:
Самоварчик разогреем,
Чаю с травкой заварим.
Кто простудой заболеет -
Приходите, напоим!
Я иду, иду, иду,
Самовар в руках несу.
Поскорее приходите,
Чаем с медом угощу!
Ой, чай, крепкий чай,
Пейте чай - чаёчек.
Чтобы радость приносил
Каждый день – денёчек.
После баньки свежий чай
Русским удальцам подай!
Он – бальзам от всех болезней.
И напитка нет полезней!
У самовара не скучаем,
Разговор ведем за чаем!
Если болезнь к тебе придет,
Выпей чай – и все пройдет!
Чай стоит горячий.
Это чудеса!
Каждый любит чаю выпить у окна.
Чай с вареньем и печеньем.
Что за чудо угощенье!
Лучший чай мы выбираем,
Понемножку выпиваем.
Вкусный чай всё пьем и пьем
Да конфеточки жуем.
Кто здоровым хочет быть,
Больше чая надо пить.
Чай с вареньем и лимоном
Для друзей, родных, знакомых.
Мы за чаем не скучаем
Вместе песни сочиняем.
Рады всех вас пригласить
Вволю чаем напоить.
Наливаешь в чашку чай
Ароматный вкусный.
И в компании с друзьями
Не бывает скучно.
Пьем его с вареньем, медом,
С бубликом, с блинами.
Скуден стол без самовара.
Самовар – без чая.
Ты устал, в душе уныло.
Люди в шутку говорят:
«Чай не пил. Какая сила?
А попил – совсем ослаб!»
Учитель. Сегодня ребята порадовали нас своей любознательностью (отыскали много материала к уроку), показали умение выразительно читать, создавать свои произведения. Вы умеете думать, рассуждать, делать выводы. А еще научились вкусно приготовить замечательный напиток – чай! Молодцы! Ребята, скажите, а чем же был для русского человека чай?
Ученики. Это горячий напиток, который согревал тело и душу человека, лечил от разных болезней. Он любимый на Руси. За чашкой чая решались разные вопросы, вели неторопливые разговоры. Самовар стал символом домашнего уюта, благополучия и мира в семье. Чаепитие сближало людей.
Да, сейчас чай – обыденный напиток. Мы забываем традицию русского чаепития. В наше время нам некогда посидеть за чашкой чая, неспешно поговорить, помечтать, обсудить что-то. А вот в книге И.С.Шмелева «Лето Господне» автор любовно воскрешает в памяти ушедший быт, праздники, которые объединяют людей. Прочтите эту книгу обязательно. В ней говорится и о русском чаепитии. Хорошо бы вернуть утраченные традиции. Не так ли?
Вы знаете, что у нас в школе создан музей, который помогает понять, как жили люди в старину, как трудились и отдыхали. Об этом рассказывают предметы – экспонаты музея. (Демонстрация самоваров и другой утвари, предметов старины). Это наша история, наши корни, наша культура.
Урок «Русское чаепитие», я надеюсь, оказался интересным и полезным для вас. И с сегодняшнего занятия вы что-то возьмете для себя, для будущей жизни.
А в заключение мне бы хотелось прочитать стихи А.А.Блока:
Глухая тоска без причины
И дум неотвязный угар.
Давай-ка наколем лучины,
Раздуем себе самовар!
За верность старинному чину!
За то, чтобы жить не спеша!
Авось, и распарит кручину
Хлебнувшая чаю душа! [2, с. 170]
Список использованной литературы:
1. Белинский В.Г. Петербург и Москва //Современные заметки. М., 1983.
2. Блок А. Избранное. М., 1985.
3. Вьюрков А.И. Друг семьи // Русский самовар / Авт.- сост. А.А.Гилодо.
М., 1991.
4. Вяземский П.А. Стихотворения. М., 1986.
5. Горький М. Самовар // Сказки русских писателей. М.,1990.
6. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: т. 1- 4. т.4. М., 1998.
7. Куприн А.И. Яма. М., 1992.
8. Михалков С. Самовар // Избранные произведения: В 3т. Т.1. М., 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
Методическая разработка урока на тему "Русский народный костюм"
Методическая разработка для занятий с детьми 6 -7 классов в системе дополнительного образования....
Методическая разработка урока "Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества"
Данный урок разработан для проведения его в 6 классе. Материал содержит причины объединения русских земель и возвышения Московского княжества, используется интерактивная карта, а также акцентируется в...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ: «Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка».
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ:«Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка». Цель урока: формирование...
Методическая разработка урока обществознания по теме "Право на труд. Трудовые правоотношения", 9 класс
Разработка урока по трудовому праву в 9 классе с позиций деятельностного подхода. Урок построен на групповой работе по изучению положений Трудового кодекса Российской Федерации, предусмотренных станда...
методическая разработка урока 5 класс по русскому языку по теме " Вид глагола"
Презентация к уроку, подсказка по ходу урока, маршрутный лист. Урок проводился по технологии " Перевернутый класс"...
Методическая разработка урока по ФГОС. Русский язык 6 класс. Урок по теме "Различение форм глаголов повелительного наклонения и глаголов 2 лица мн. числа»"
Данный урок является серьезной самостоятельной работой детей, обучающихся в 6 классе. Тема урока "Различение форм глаголов повелительного наклонения и глаголов 2 лица мн. числа»" ...