Обучение анализу стихотворения А.С.Пушкина "Виноград"
материал по литературе (9 класс) по теме

 

Цель: создание условий для анализа стихотворения, освоение алгоритма, составление анализа.

Задачи:

-познавательные

-развивающие

-воспитательные.

Характеристика используемого материла:

     Составленный алгоритм анализа текста основан на исследованиях Л.Выготского, касающихся психологии воспитания искусства и закономерностей развитие мышления и воображения.

     Искусство анализа не самоцель, а средство развития (эстетического, интеллектуального, творческого).

     Этот анализ может быть альтернативой традиционному, основывается на обращении к эмоциональной сфере личности, подключение фантазии, ассоциативного мышления.

     Методика анализа требует внимания к художественной форме текста: структуре образной системы, полисемантизму, многозначности ключевых слов и т.д.

     Необходимый компонент- развитие воображения и ассоциативного мышления.

Результат: углубленное чтение, расширенные возможности, интерпретации, обогащение содержания.

Материал для практической работы- стихотворение Пушкина «Виноград»- не входит в базовую школьную программу.

Но оно позволяет пройтись по всем ступенькам погружения в текст и, несмотря на небольшой объем, несет в себе все основные черты неповторимого художественного мира Пушкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 Урок.

Обучение анализу стихотворения А.С.Пушкина «Виноград». Составление алгоритма анализа.

Цель: создание условий для анализа стихотворения, освоение алгоритма, составление анализа.

Задачи:

-познавательные

-развивающие

-воспитательные.

Характеристика используемого материла:

     Составленный алгоритм анализа текста основан на исследованиях Л.Выготского, касающихся психологии воспитания искусства и закономерностей развитие мышления и воображения.

     Искусство анализа не самоцель, а средство развития (эстетического, интеллектуального, творческого).

     Этот анализ может быть альтернативой традиционному, основывается на обращении к эмоциональной сфере личности, подключение фантазии, ассоциативного мышления.

     Методика анализа требует внимания к художественной форме текста: структуре образной системы, полисемантизму, многозначности ключевых слов и т.д.

     Необходимый компонент- развитие воображения и ассоциативного мышления.

Результат: углубленное чтение, расширенные возможности, интерпретации, обогащение содержания.

Материал для практической работы- стихотворение Пушкина «Виноград»- не входит в базовую школьную программу.

Но оно позволяет пройтись по всем ступенькам погружения в текст и, несмотря на небольшой объем, несет в себе все основные черты неповторимого художественного мира Пушкина.

Методы обучения.

Отдается почтение словесным методам, так как

1)Надо разбудить воображение словом, а не давать готовую картинку-подсказку.

2)Избавиться от клипового мышления поэтому наглядности ровно столько, сколько необходимо для продуктивной работы.

Формы организационной познавательной деятельности.

Обусловлены спецификой урока.

-в споре рождается истина

-ум хорошо, а два лучше

Средства обучения:

-первоисточник- стих Пушкина

-таблицы для записей (экономят время)

-трафарет алгоритма (подсказка на будущее)

Метод контроля

-самоконтроль- контроль учителя за оформлением готового продукта.

Предполагаемый результат

Применение полученных знаний на уроках и в самостоятельной творческой деятельности.

Итог урока- готовый продукт- алгоритм анализ стихотворения Пушкина «Виноград».

Ход урока:

I. 1.Два образных полюса, вокруг которых вызываются различные эмоции.

2.    С каким временем года связывает?

3.    О чем это стихотворение?

       Что хотел донести до нас поэт?- Идея это лишь основа.

II. Задача- проследить движение поэтической мысли.(Мы не можем понюхать…, попробовать…)

НО яркость описания будет воображение.

     Попробуем соотнести «Розы» и «Виноград», «Весну» и «Осень» с жизнью человека – юность, зрелость .

     «Розы»                                                                                          «Виноград»

Не только цветок, а                                                                       «отрада»- не вкус

-девушка                                                                                          долина- жизнь

-любовь (символ любви)                                                               «злачная»- богатая, красивая

     «Весна»                                                                                      - зрелость- мудрость                                                      

-радость- счастье                                                                            - подведение итогов

- красота- обновление

        Для чего противопоставление равно прекрасные розы и виноград? Что предпочитает?

Задача- максимально приблизиться к авторскому замыслу, к движению авторский ассоциаций, работе его воображения.

-Найдите в стихах строки о том, как относится автор к розам и винограду.

-Уберем их. Понятно ли. Что предпочитает поэт?

1.Название

2.Количество строк

3.Построение предложения

4.Что ярче, многогранней описывает?

Весна прекрасна, но быстротечна.

Ближе осень- время наслаждения «плодами» прошлых лет.(ценность человеческой жизни, смысл бытия, важность творческих свершений)

       «Как персты девы молодой» Есть ли глубинный смысл, идея гармонии мира, вечного круговорота жизни.

Вывод: у каждого человека свои «розы» и свой «виноград», но для всех един закон гармонии земного бытия.

II. Посмотрим в контексте философской лирике Пушкина

      Известное позднее стихотворение «Осень»

-время, ход жизни (мотив)

-соотношение с человеческой жизнью(прием)

-круговорот, вечность жизни(философская мысль)

      С какими словами из «Винограда» соотносятся строки из «Осени»? (долина, отрада- творчество)оба несут глубинные, сущностные черты художественного мира Пушкина.

IV. В контексте мировой литературы(Саади)

(в «Е.О.», эпиграф к «Бахчисарайскому фонтану?»)

«Гулистан»- «Сад цветов», «Бустан»- «Сад плодов».

      Соотнесем со стихотворением Пушкина.

      (мотив бессмертия творческого начала)

И у Пушкина- плоды- творчество.

!Заполнение трафарета алгоритма

I Восприятие (2 полюса, лексические ряды, тема и идея)

II Интерпретация (ассоциации, ассоциативные цепочки, авторская позиция)

III Сопоставление

IV Сопоставление (сравним с готовым)

Вывод: Алгоритм дает возможность упорядочить свои знания в вопросе  анализа   текста и открывает новые возможности интерпретации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стихотворение Мустая Карима "В городе далеком".Презентация к стихотворению.

Стихотворение, подготовленный на конкурс ко Дню Республики Башкортостан " Пою мою Республику". Чтение - это радость, удовольствие, счастье познания и творчества....

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...

Смотр-конкурс стихотворений «Природа в стихотворениях русских поэтов»

Смотр- конкурс был проведен ко дню языков народов Казахстана в 3-4 классах национальной школы...

Урок литературы .ФГОС. 5 класс."М.Ю.Лермонтов. Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения"

Урок литературы в 5 классе, соответствует ФГОС. Тема:"М.Ю.Лермонтов. Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения"...

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Анализ стихотворения.

Данная разработка урока предназначена для учителей русского языка и литературы. Она поможет провести урок по теме "Стихотворение "Бородино""...

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение "Бородино". Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. (Урок литературы в 5 классе).

Данная тема является программной в курсе литературы 5 класса. Предлагается подробный конспект урока, который дополняется дидактическим материалом. Интересным видом работы на уроке является заполнение ...