Трагический тенор эпохи
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Зиатдинова Татьяна Александровна

Урок-загадка (первый урок знакомство с А.Блоком)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon a_blok.doc77 КБ
Office presentation icon a.blok_.ppt609.5 КБ

Предварительный просмотр:

                        «Трагический тенор эпохи».

               

                                                                    Как памятник началу века

                                                                    Здесь этот человек стоит…

                                                                                           А. Ахматова

Оборудование урока.

1. Репродукция картины И. Крамского «Неизвестная».

2. Репродукции картин М. Врубеля.

3. Портрет А. Блока.

4. Аудиозапись вальсов Шопена.

                               

                                Ход урока.

             Герой нашего урока – человек необычный, одаренный. Анна Ахматова называла его трагическим тенором эпохи. Чтобы узнать его имя, нужно провести расследование.

            Нашему герою довелось родиться в доме, принадлежавшем Петербургскому университету, в семье «столбовой» русской интеллигенции. Дед его – крупнейший русский ученый-ботаник, профессор и ректор Петербургского университета, мать– дочь ректора петербургского университета, широко известная переводчица. Отец – философ, профессор Варшавского университета. С детства он дышал атмосферой живого культурного предания. В их доме часто бывали Баратынский, Тютчев, Аксаков. В кабинете деда стоял старинный диван, на котором сиживали Достоевский и Щедрин. Наш герой впитывал в себя высокие представления о ценностях литературы и искусства, об идеалах и  традициях.

1 Вопрос  

          Герой нашего урока жил в тревожное время, когда чувствовалось, что грядут большие перемены. Неудивительно, что многие поэты, писатели, художники отвратили свой взор от повседневности, обратив его к историческому пошлому, к миру своих грез и фантазий. В 1890-1900 годы в России сформировалось литературное направление, в русле которого выступил и наш герой. Для этого направления характерно индивидуальное видение мира, чаще всего смутное и неопределенное. Сторонники этого направления считали, что красота и истина постигаются не рассудком, а интуицией. «Никаких цветов: ничего, кроме нюансов» (Поль Верлен).

2. Вопрос  ( Олеся)

        В жизни нашего героя большое место занимала любовь. В 1903 году он женился на любимой женщине, которой посвятил впоследствии около 800 стихов. Она была дочерью известного русского химика, профессора Петербургского университета, автора книги «Основы химии». На счету этого ученого много открытий: открытие периодического закона, гидратантная теория растворов. Много времени он уделял вопросам технологии нефти, интересовался железорудной промышленностью Урала. Велики его заслуги в разработке техники точных измерений, в теории воздухоплавания.

Вопрос: Назовите имя этого ученого-химика. (Д. И. Менделеев)

3 Вопрос  

        Наш герой любит музыку, живопись. Его окружают не только поэты, но и художники, музыканты. Поэтические образы, созданные им, иногда как будто переносятся на картины и наоборот. Сравните описание лирической героини стихотворений нашего героя и героини картины одного известного русского художника:

         Стихотворения.                                                       Картина.

«Она стройна и высока,/                                  Она, подобно видению,                                                                  

Всегда надменна и сурова».                          возникает в колеблющейся

На ней «серебристо-черный мех»,               морозной дымке. Богато и  

«стан, шелками схваченный»,                      со вкусом одета: на ней

«шляпа с траурными перьями»,                  темно-синяя бархатная

«в кольцах узкая рука».                                шубка, отороченная серебристым

Она таинственна и непостижима,                мехом, изящная шляпка с

«дышит духами и туманами»,                      страусовым пером, на руке

от нее веет «древними поверьями»             поблескивает золотой браслет.  

                                                                        Дама недоступна в своей

                                                                         величавой красоте.

(Учитель показывает картину И. Крамского «Неизвестная»).сл 2-3

         Эта картина появилась на выставке передвижников в ноябре 1883 года, когда герою  нашего урока было всего три года, но впоследствии многие связывали образ женщины на портрете с лирической героиней стихотворений нашего героя.

Вопрос: Назовите автора картины и ее название.

4 Вопрос   (Яна)

        В своих стихах наш герой часто обращается к историческому прошлому России. Этому событию он посвящает целый цикл своих стихов. Что же это за событие? Вот как о нем рассказывают историки:

«Наступило утро. Скрытая густым туманом отборная русская рать под командованием князя Серпуховского и воеводы Дмитрия Боброка-Волынца засела в лесу в засаде, а остальные силы русских выстроились на поле. Когда туман рассеялся, русское и ордынское войска начали сближаться и вскоре встали друг против друга. Русские и ордынские полки сошлись в кровавой схватке. Стрелы падали дождем, копья ломались, как солома, молниями сверкали на солнце мечи. Войско противника было разгромлено. Победа русских была полной. Но к чувству торжества и ликования примешивалась горечь и скорбь по убитым. Многие славные сыны Родины полегли на этом поле. Все оно обильно пропиталось кровью, а воды Дона, как потом рассказывали, три дня были красны». (Ворожейкина Н. И. и др. «Рассказы по родной истории»). Сл 4-6

Вопрос: Назовите это историческое событие. Когда оно произошло?

          (Куликовская битва, 1380 год).

5 Вопрос  

         Необычайно красивые стихи нашего героя всегда были близки к живописи, но с творчеством этого художника он чувствовал особенную связь. Когда в апреле 1910 года художник умер, для нашего героя это стало потрясением. Через день после похорон он пишет матери: «С … я связан жизненно и, оказывается, похож на него лицом».

  (Учитель показывает репродукции картин М. Врубеля)    сл.7-8

         Его картины – таинственное, призрачное чудо, цветовой сплав синих и лиловых тонов. Герой нашего урока писал о картинах этого художника: «Небывалый закат озолотил небывалые сине-лиловые горы. Это только наше названье тех преобладающих трех цветов, которые слепили…всю жизнь и которым нет еще названия. Эти цвета – лишь обозначение, символ того, что таит в себе житель гор: «и зло наскучило ему». Вся громада этой мысли…заключена лишь в трех цветах».

Вопрос: Назовите этого художника.  (М. Врубель).

6 Вопрос  (Олеся)

        Наш герой обладал прекрасным музыкальным слухом, умел играть на музыкальных инструментах. Часто друзья заставали его играющим на пианино. Музыка значила для него многое, он умел ее слушать:

                     В ночи, когда уснет тревога,

                     И город скроется во мгле, -

                     О, сколько музыки у Бога,

                     Какие звуки на земле!

Был у него и любимый композитор.

   (Звучит «Вальс №7 Шопена)

Это великий польский музыкант, романтик, который ввел полонез и мазурку. Это композитор волшебной поэтичности, так прославивший вальс, что даже люди, не имеющие о музыке почти никакого представления, вальсы этого композитора знают и любят. Он написал всего 14 вальсов, но каждый из них необыкновенно красив, наполнен богатством содержания.

Вопрос: Назовите этого композитора.  (Фредерик Шопен).

7 Вопрос  (Яна)

В январе 1918 года герой нашего урока закончил поэму, которая стала высшей ступенью его творческого пути. Он писал: «…Поэма написана в ту исключительную и всегда короткую пору, когда проносящийся революционный циклон производит бурю во всех морях – природы, жизни и искусства», Она вызвала шквал эмоций: бурные споры, восторженные отклики, гневные отзывы. После выхода поэмы Зинаида Гиппиус посвятила герою нашей игры такие строки:

                  По камням ночной столицы,

                  Провозвестник Божьих роз,

                  Шел, сверкая багряницей,

                  Негодующий Христос.

                  Темен лик его суровый,

                  Очи гневные светлы.

                  На веревке, на пеньковой,

                  Туго свитые узлы.

                  Волочатся, пыль целуют

                  Змеевидные концы…

                  Он придет, Он не минует,

                  В ваши храмы и дворцы,

                   К вам, убийцы, изуверы,

                   Расточители, скопцы,

                   Торгаши и лицемеры,

                   Фарисеи и слепцы!

                   Вот, на празднике нечистом

                   Он застигнет палачей,

                   И вопьются в них со свистом

                   Жала тонкие бичей!

                   Хлещут, мечут, рвут и режут,

                  Опрокинуты столы…

                  Будет вой, и будет скрежет –

                  Злы пеньковые узлы!

                  Тише город. Ночь безмолвней.

                  Даль притайная пуста.

                  Но сверкает ярче молний

                  Пик идущего Христа.

Эта поэма называется «12». О нашем герое    можно сказать словами великого Гете: «Талант рождается в тиши, характер – в мировом потоке». Стихи его никого не оставляли равнодушным. Его обожали, ему посвящали стихи: (Даша)

                    Имя твое – птица в руке,

                    Имя твое – льдинка на языке,

                    Одно-единственное движенье губ,

                    Имя твое – пять букв.

                          Мячик, пойманный на лету,

                    Серебряный бубенец во рту.

                  Камень, кинутый в тихий пруд,

                  Всхлипнет так, как тебя зовут.

                  В легком щелканье ночных копыт

                  Громкое имя твое гремит.

                  И назовет его нам в висок

                  Звонко щелкающий курок.

                  Имя твое, - ах, нельзя! –

                  Имя твое – поцелуй в глаза,

                  В нежную стужу недвижных век.

                  Имя твое – поцелуй в снег.

                  Ключевой, ледяной, голубой глоток…

                  С именем твоим – сон глубок.

                                       (М. Цветаева)

Итак, кто же он, наш герой?

      (Учитель показывает портрет А. Блока)сл 9

Это он – «трагический тенор эпохи» - Александр Александрович Блок.

                 

  Записываем имя в тетрадь.          сл 10

Небольшая викторина на усвоение биографии поэта.

  1. В какой семье родился Блок?
  2. Имя жены Блока. Сколько стихов он ей посвятил?
  3. Любимый художник? Композитор?
  4. Какому историческому событию посвящён цикл стихов Блока?      

2. Поэт вошёл в литературу как певец Прекрасной Дамы.              

 Цикл “Стихи о Прекрасной Даме” был вдохновлен Любовью Дмитриевной Менделеевой, дочерью знаменитого русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева.  Эта книга – истинное начало, исток всего творчества А.Блока.

В марте 1908 года поэт писал: “Стихи о Прекрасной Даме” – ранняя утренняя заря, те сны и туманы, с которыми борется душа, чтобы получить право на жизнь. Одиночество, мгла, тишина – закрытая книга бытия, которая пленяет недоступностью…. Там все будущее – за семью печатями. В утренней мгле сквозит уже чародейный, Единый Лик, который посещал в видениях над полями и городами….”.

Книга написана в одиночестве. В ней деревенское преобладает над городским. Это повесть о том, как молодой человек из своей возлюбленной создал образ Лучезарной Девы, а весь окружающий ее деревенский пейзаж преобразил в неземные селения.

Тема всей книги – “Вечно женственное, несомненное”.         Сл 1

 Таинственный сумрак, таинственный мол, таинственное дело – всюду у него были тайны и таинства. И тайной для него была та Таинственная, которой он посвятил свою первую книгу стихов, эту Таинственную он величает:  

 Мадонной: ( слайд 2)

“Она молода и прекрасна была
И чистой мадонной осталась,
Как зеркало речки спокойной, светла.
Как сердце мое разрывалось!..”

 - Виденьем и Спасеньем: слайд 3               читаем стих со слайда

 - Таинственной Девой: слайд 4                      читаем стих со слайда

- Язычницей младой:  слайд 5                       читаем стих со слайда

- Девой, Зарей, Купиной         слайд 6                

“Белая ты, в глубинах несмутима,
В жизни строга и гневна.
Тайно тревожна и тайно любима
Дева, Заря, Купина”.

- Царевной: слайд 7

 - Милым другом, Красотой: сл 8

 - Подругой желанной: сл 9

- Хранительницей: сл 10

 - Недоступной мечтой: сл 11

 - Вечно Юной:  сл 12

- Прекрасной Дамой: сл 13               Читаем стих полностью

Таинственность, необычное отношение к женщине является особенность цикла «Стихи о Пр Даме»

 3. Обратимся к стих-ю «Девушка пела в церковном хоре» (учебник стр. 352)

1) Попробуйте определить тему этого стих-я.

Какова композиция стих-я?

Какие цвета выделяются в этом стих-ии? Почему?

Как в стих-е входит трагический мотив столкновения красоты и реального мира?

Итог урока:

Сегодня на уроке мы с вами прикоснулись к таинственному миру великого русского поэта А.А.Блока.

Назовите особенности цикла «Стихи о Прекрасной даме».

Д/З: выучить наизусть любое стих-Блока.

Таинственность была главным свойством лирической героини Блока. Мы не знаем, кто она, какая она. Знаем только, что она таинственна. Ее образ вечно зыблется, клубится, двоится: не то она звезда, не то женщина, не то икона.

Только уклончивая, сбивчивая, невнятная, дремотная речь Блока могла передать Таинственность образа. Если бы поэт не смог говорить таким языком, то эта тема иссякла бы на первой же странице. Всякое отчетливое слово убило бы Прекрасную Даму.

Но он всегда говорил о ней так, будто он уже за чертой человеческой речи, будто он собирается рассказать несказанное, будто все его слова – только намеки на какую-то неизреченную тайну.

Все хаотично в этих дремотных стихах, но с самого начала в них четко и резко выделились два слова, два образа: Свет и Тьма.

Всю первую книгу А. Блока можно было бы назвать “Книга о Свете и Тьме”:

“Пусть светит месяц – ночь темна…”
……………………………………………..
“Ступлю вперед – навстречу мрак,
Ступлю назад – слепая мгла”.

И единственным огнем его ночи была та, кого он называл “Лучезарная”. Все, что в природе есть огненного, было связано для него с ее образом, а все, что не она – была тьма.

Стоило ему упомянуть о ней, возникало видение огня: либо светильника, либо зари, либо маяка, либо пожара, либо звезды.

И к звукам он прислушивался только к таким, которые говорили о Ней. Все другие звуки мешали ему слушать Ее:

“Кругом о злате иль о хлебе
Народы шумные кричат…”

Но что ему до шумных народов. К людям в то время поэт относился холодно. Он еле следил за их смутными мирскими делами. Вся жизнь человечества казалась ему суетными мирскими делами, от которых чем дальше, тем лучше.

А когда ему пришлось на миг оторваться от видений, сновидений и взгянуть на суетливые мирские дела, то он увидел в них только бессмысленную боль.

Святость его возлюбленной была для него непререкаемой истиной:

“О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!”

Ее образ часто являлся ему в окружении церковных святынь и был связан с колокольным звоном, хором ангелов, иконами, соборами.

Замечательно, что он никогда не чувствовал ее слишком близкой к себе. Ему неизменно казалось, что она неблагосклонна и сурова, надменно строгая и забыла о нем, но он медлит, прислушивается, шепчет: “Приди…”.

Любовь принимает характер возвышенного служения, молитв, возносимых не простой женщине, а Владычице Вселенной:

“…Здесь, внизу, в пыли, в уничиженьи
Узрев на миг бессмертные черты,
Безвестный раб, исполнен вдохновенья,
Тебя поет. Его не знаешь Ты”.

“Прозрачные, неведомые тени...”

Можно отметить три облика лирической героини цикла “Стихи о Прекрасной Даме”: в космическом плане – Душа Мира; в религиозном плане – Царица Небесная; в повседневном плане – Возлюбленная.

Символ становится знаком иного мира. Мир и все в этом мире рассматривается как символ бесконечного. Весна, заря, туманы, сумрак, тени, сны становятся сквозными образами книги. А.Блок метафорический смысл превращает в символы: сквозь привычный смысл просвечивает тайный, запредельный – и мир романтически преображается, становится таинственным. Постичь его можно лишь мистически.

Так символы призваны были стать своеобразными ключами к постижению тайн.

Для А.Блока назначение поэзии – откровение бесконечного в конечном, откровение тайн.

Смутные предчувствия, тревожные ожидания, мистические предзнаменования переполняют стихи поэта. Идеальный мир противопоставлен событиям реальной действительности, которую Блок воссоздает в отвлеченных или обобщенных символистских образах.

Вопросы к ученику:

  1. Назови поэтические особенности цикла “Стихи о Прекрасной Даме”.
  2. Имеют ли названные тобой поэтические особенности какое-либо отношение к принципам символистов и, если – да, то какое?

Домашнее задание

Разобрать (по выбору ученика) стихотворение по схеме:

  1. история создания;
  2. тема;
  3. идейный замысел;
  4. многообразие символов;
  5. центральный образ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературы: "Трагическая любовь в рассказе А.И.Куприна "Гранатовый браслет"

Методическая разработка урока по творчеству А.И.Куприна:Тема: «Трагическая любовь в рассказе Куприна «Гранатовый браслет»Аудитория: 2 курс профессионального училищаАвтор: Бирюкова Наталья Никола...

Методическая разработка интегрированного урока "Судьба человека -воплощение трагической судьбы народа"

Методическая разработка интегрированного урока (литературы и истории)Тема: «Судьба человека – воплощение трагической судьбы народа» (по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»)Класс...

методическая разработка интегрированного урока "Судьба человека" - воплощение трагической судьбы народа в годы войны"

Методическая разработка интегрированного урока Тема:  «Судьба человека» - воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны. Класс: 11 Преподаватель: Бирюкова На...

тенора

выдающиеся исполнители- тенора...

Трагическая хроника эпохи в поэме А.А. Ахматовой "Реквием"

Конспект урока литеретуры, проведенного на 1 курсе колледжа. Может быть использован на уроках  литературы в 11 классе.Сопровождается компьютерной презентацией "Анна Ахматова. Творческий путь и су...

Урок по теме "Трагическая хроника эпохи в поэме А. А. Ахматовой "Реквием"

Урок по теме "Трагическая хроника эпохи в поэме А. А. Ахматовой "Реквием"...

Курсовая работа на тему: «Трагическое одиночество С. Есенина в контексте революционной эпохи»

Интерес русского читателя к творчеству этого замечательного мастера слова не удалось подорвать даже массовыми запретами. С.А. Есенин уже давно возвращен в отечественную литературу. Современный читател...