Рабочая программа по литературе 8 класс (по авторской программе А. Г. Кутузова
рабочая программа по литературе (8 класс) по теме

Ларионова Елена Анатольевна

 

Рабочая программа предназначена учащимся 8 класса  и рассчитана на базовый уровень.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_kl_literatura.doc156 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Верх-Обская  средняя общеобразовательная   школа им. М.С.Евдокимова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Пояснительная записка

Рабочая программа предназначена учащимся 8 класса МОУ « Верх-Обская средняя общеобразовательная школа им. М. С. Евдокимова» и рассчитана на базовый уровень.

Основу рабочей программы составляют:

*Государственный стандарт общего образования

*Примерная программа основного общего образования по литературе

*Программа по литературе  для общеобразовательных учреждений (5-11 классы) под редакцией А. Г. Кутузова  / М., Дрофа,  2010 г. /.

* «В мире литературы». 8класс. Учебник- хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Под общей редакцией А. Г. Кутузова /М., Дрофа, 2010 г. /.  

Предлагаемая программа реализует концепцию литературного образования с опорой на творческую деятельность. Она составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе. При этом данная программа включает технологические приемы освоения содержательной части, которые представлены системой коммуникативно-творческих работ.

Необходимость содержательного и структурного обновления программы обусловлена появлением стандартов литературного образования для основной (V—IX классы) школы.

Под литературным образованием понимается освоение литературы как искусства слова. Литературное произведение изучается как результат творческой деятельности, как культурно-знаковое явление, как эстетическое преображение реальности.

В соответствии с этим целью литературного образования становится формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.

Задачи литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы. К их числу можно отнести:

  1. освоение текстов художественных произведений;
  2. формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;
  3. осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции;
  4. формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;
  5. формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
  6. формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;
  7. формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
  8. формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и интерпретации литературно-художественных произведений;
  9. освоение историко-литературных сведений, обеспечивающих адекватное и полноценное понимание художественного произведения.

Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема — базовое понятие:

V        класс — жанры;

VI        класс — роды и жанры;

VII        класс — характер — герой — образ;

VIII        класс — литература и традиция;

IX        класс — автор — образ — читатель;

X—XI классы — художественный мир писателя.

Базовые теоретико-литературные понятия, формирующиеся в каждом из классов, не противоречат традиционной системе. Разница заключается в том, что при ранее сложившейся системе, соответствуя логике развития подростка и юноши, формирование теоретико-литературных понятий идет «вслед» за школьником. Предлагаемая же в данной программе система направлена на формирование читательской квалификации, она не исключает логику возрастного литературного развития, а, опираясь на нее, формирует основы эстетического подхода к искусству слова.

Система теоретико-литературных понятий — неотъемлемый компонент интеллектуального багажа культурного читателя. Это не значит, что художественное произведение лишь иллюстрирует то или иное понятие. Главными условиями отбора программных произведений являются их эстетическая ценность, личностно-значимый потенциал и включенность в сферу читательских интересов учащихся. Вместе с тем всякое художественное произведение имеет двойную ориентацию на читателя и на культурную (литературную) традицию, поэтому
выведение базовых теоретико-литературных понятий в качестве
структурообразующего элемента кажется не только возможным, но и обязательным. Именно они обеспечивают литературное образование.

Программа определяет практическую направленность обучения в каждом классе:

V класс — переход от литературного чтения к изучению литературы;

VI—IX классы — изучение литературы как искусства слова;

X—XI классы — изучение литературы в историко-культурном и историко-функциональном аспектах.

Учебные цели изучения предмета более конкретны и охватывают деятельность учащихся на каждом этапе литературного развития:

V—VIII классы — обучение эстетическому анализу в различных аспектах;

IX класс — интерпретация текстов;

X—XI классы — освоение художественного мира писателя в историко-культурном и историко-функциональном аспектах.

Историко-функциональный подход позволяет преодолеть «издержки» историко-генетического изучения художественного произведения, размыкает рамки «малого времени» бытия текста и позволяет ученику вступить в диалог с автором и профессиональными читателями (критиками и литературоведами). Тем самым преодолевается отчужденность, закрытость классического произведения от современного читателя, оно включается в сферу читательских интересов школьников.

Необходимо отметить, что в программе помимо произведений русской классики достаточно широко представлены произведения мировой литературы, расширен жанровый спектр литературы, так как формальная и содержательная специфика родной литературы может быть понята только на широком культурном фоне.

В программе не введено понятие «Развитие связной речи учащихся». Речевое развитие — психологический процесс. На всех уроках идет последовательное речевое развитие, т. е. формирование навыков слушания, говорения, чтения, письма.

Работа учителя и учащихся в этом направлении обозначена в таких разделах программы, как «Творческая мастерская» и «Творческий практикум». Именно в них намечена технология освоения предмета, которая целенаправленно осуществлена в учебниках «В мире литературы».

Рассматривая литературное образование как единство трех компонентов: творчество — сотворчество — знания и умения, составители настоящей программы предлагают систему коммуникативно-творческих работ, реализованную в учебниках.

 В «Творческих практикумах» предложены возможные варианты заданий разного характера, которые могут быть предложены ученику. При этом у учителя и учеников всегда есть возможность выбрать задания. Таким образом, можно сказать, что программа не только конкретизирует содержание предметных тем, но и задает технологию их освоения.

На освоение содержания программы федеральным базисным учебным планом отведено:

VIII класс — 2 часа в неделю, т. е. 70 часов в год.

УМК

Примерная программа

Кол-во ч.

Авторская программа

Кол-во ч.

Рабочая программа

Кол-во ч.

* «В мире литературы». 8класс. Учебник- хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Под общей редакцией А. Г. Кутузова /М., Дрофа, 2010 г. /.  


70


70


70

 Расхождений  в часах нет 

Содержание тем учебного курса

Введение

Понятие о традиции в культуре и литературе. Традиция и развитие литературы. Первоначальное понятие о новаторстве в искусстве.

Гораций. «К Мельпомене»; М В. Ломоносов. «Я знак бессмертия себе во зд в и гнул...»; Г.Р.Державин. «Памят-н и к»; А. С. Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» Поэзия и история. Поэт и его предназначение. «Вечная жизнь» как художественная метафора и реальность. Понятия живая традиция и «вечная тема».

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЕЕ ТРАДИЦИИ

«Слово о полку Игореве». Историческая основа и сюжет. Система образов. Образ Русской земли. «Слово...» и фольклор. Значение «Слова...» для судеб русской литературы.

Творческая мастерская.

Жизнь произведения в культуре другого времени (//. А. Бунин. «К о в ы л ь»; И. Северянин. «Игорь и Ярославна»).

Творческий практикум.

Сравнение поэтических переводов или поиски скрытого цитирования (М. А. Волошин. «Гроз а»).

ДУХОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЕЕ ТРАДИЦИИ

«Поучение Владимира Мономаха».

«Письмо преподобного оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к превосходительной NN». Жанр поучения в духовной литературе.

Оптина пустынь и русская литература.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЕЕ ТРАДИЦИИ

Начальное представление о культурных эпохах и литературных направлениях. Общечеловеческое в литературе. Сонет как литературный жанр.

Данте Алигьери. Сонет XLIX (из книги «Новая жизнь»); Ф. Петрарка. Сонет CCLVII (из «Книги песен на жизнь мадонны Лауры»); У. Шекспир. Сонет XXIII («Как на подмостках жалкий лицедей...»).

А. С. Пушкин. Сонет. Начальное представление о взаимовлиянии национальных литературных традиций.

Творческая мастерская.

Как сделан сонет.

Творческий практикум.

Западноевропейский сонет в русских переводах (сонет LXVI У. Шекспира в переводах С. Маршака и Б. Пастернака).

Катулл. «Н е т, ни одна средь жен щин...». Лаконизм образов и напряженность чувств.

Данте Алигьери. «Божественная комедия» (отрывки) как поэма восхождения к совершенству. Трехчастная композиция. Тема страдания и очищения. Данте и Вергилий, Данте и Беатриче.

У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». «Вечные образы и проблемы» в трагедии. Тема, сюжет, жанр, образы главных героев. Основной конфликт.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА И ЕЕ ТРАДИЦИИ

Традиции древнерусской, античной и зарубежной литературы в новой русской литературе XVIII века. Понятие о влиянии литератур.

Д. И. Фонвизин. «Н е д о р о с л ь». Основные характеры. Драматургический конфликт. Особенности композиции. Способы создания комического эффекта. Отражение в комедии идей XVIII века. Значение комедии для современников и последующих поколений.

 Р. Державин. «Осень во время осады Очакова» (отрывок), «Снигирь». Понятие о философской лирике. Духовный мир человека XVIII века. «Высокая» и «низкая» лексика. Аллегория, олицетворение. Ода как жанр.

Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза». Изменение взгляда на человека в литературе XVIII века. Основа конфликта. Характеры главных героев. Демократизм повести. Представление о сентиментализме. Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» в русской литературе.

А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» (отрывок). Жанр путешествия как форма панорамного изображения жизни. Нравственно-социальная проблематика. Автор на страницах «Путешествия...».

Творческая мастерская.

Традиции и новаторство произведений XVIII века.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА И ЕЕ ТРАДИЦИИ

Романтические традиции в литературе. Романтизм и романтический герой.

А. С. Пушкин. «Братья разбойники» как романтическая поэма. Образ главного героя.

М. Ю.Лермонтов. «Мцыри». Развитие литературной традиции романтической поэмы. Образ главного героя. Пейзаж и его функции. Своеобразие композиции.

Е.А.Баратынский. «Водопад», «Чудный град порой сольется...»; Ф. И. Тютчев. «С поляны коршун поднял-с я...»; А. А. Фет. «В е ч е р», «У ч и с ь у них — у дуба, у березы...». Романтические традиции в русской лирике.

Творческая мастерская.

Традиции в создании образа романтического героя.

Э. Т. А. Гофман. «Щ е л к у н ч и к» как романтическое произведение. Основной конфликт и его разрешение. Гофман и русская культура.

Дж. Г. Байрон. «К о р с а р» как романтическая поэма. Образ «байронического героя». Своеобразие композиции. Байрон и русская литература.

РЕАЛИСТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ В ЛИТЕРАТУРЕ

А. С. Пушкин. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Предисловие «От издателя» и его художественные функции. «Станционный смотритель». Образ и тема «маленького человека». Автор и рассказчик.

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». Человек в русской литературе XIX века. Проблема нравственного долга, верности и чести. Две России. Тема «русского бунта». Автор, герой, рассказчик. Композиция и система образов. Особенности повествовательной манеры. Реализм романа.

И. В. Гоголь. «Ш и н е л ь». Человек и государство. Гуманистический пафос произведения. Традиции и новаторство в изображении образа «маленького человека». Человек, лицо и вещь в художественном мире Гоголя.

И. С. Тургенев. «А с я». Проблема счастья в повести. Автор и рассказчик. Образ «тургеневской девушки». Лиризм повести. Злободневное и вечное в повести.

Ф. М. Достоевский. «Белые ночи». Русская действительность в художественном мире повести. Нравственно-философская проблематика. Утверждение самоценности человеческой личности.

Н.А.Некрасов. «Тройка», «Внимая ужасам войны...». Социальное и общечеловеческое в русской лирике. Демократизм поэзии Некрасова.

Творческая мастерская. Реалистические традиции в поэзии и прозе XIX века. Библиотечный урок (одно произведение по выбору). О. де Бальзак. «Г о б с е к». Образ главного героя. Тема власти денег в повести.

Ги де Мопассан. «О ж е р е л ь е». Реалистические традиции в европейской литературе. Взаимовлияние литератур. Творческий практикум.

Сочинение-рассуждение «Борьба чувства и долга в литературном произведении».

Сочинение-характеристика «Герой реалистического произведения^. Сочинение-рассуждение или дискуссия «Злободневное и вечное в произведении».

Мини-исследование «Общие сюжетные мотивы в художественном произведении».

Советы библиотеки.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА И ЕЕ ТРАДИЦИИ

М. Горький. «Старуха Изергиль», «Ч е л каш». Романтические традиции в рассказе: новое в образе героя, конфликте, стиле.

А. И. Куприн. «Г а м б р и н у с». Сюжет как средство характеристики героя. Контраст внешнего и внутреннего состояния героя. Антитеза. Первое представление о неоромантическом герое.

А. П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Романтические и реалистические традиции в произведении. Роль метафоры. Особенность портрета.

A.  Т. Твардовский. Из «Автобиографии», «Василий Теркин» («От автора», «Переправа», «Гармонь», «Бой в болоте», «Смерть и воин»). Реалистические традиции. Романтическое и реалистическое в изображении войны. Человек на войне. Обобщенный образ героя. Национальный характер в литературе. Фольклорная основа, свободный сюжет. Особенности жанра.

B. М. Шукшин. «Дядя Ермолай», «Стенька Разин». Традиции реализма. Образ «маленького человека». Смысл жизни и назначение человека. Герой-правдоискатель. «Открытый» финал как художественный прием.

Творческая мастерская.

Традиции в создании образа героя романтического и реалистического произведения.

А. С. Грин. «Алые паруса». Повесть и феерия. Художественный символ. Сказочное и реальное в повести. Чистота и возвышенность чувств, лиризм повести.

А. де Сент-Экзюпери. «М аленький прин ц». Развитие романтических традиций в европейской литературе. Идеал и реальность в философской повести-сказке.

М. Карим. «Бессмертие» (отрывок). Близость образов героев в литературе разных народов.

Р. Бах. «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Жанр произведения. Евангельские и сказочные мотивы, особенности композиции. Читательская интерпретация.

Творческий практикум.

Интерпретация или презентация самостоятельно прочитанного рассказа писателя XX века.

Советы библиотеки.

Итоговая читательская конференция. Роль традиции в развитии литературы.

Календарно-тематический план

Тема

Кол-во часов

Контрольные работы

Творческие мастерские

Вид самостоятельной работы

дата

1-2.

Введение. Понятие о традиции в культуре и литературе. Традиция и развитие литературы. Первоначальное понятие о новаторстве в искусстве.

Гораций. «К Мельпомене»; М В. Ломоносов. «Я знак бессмертия себе воздвигнул...»; Г.Р.Державин. «Памятник»; А. С. Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» Поэзия и история. Поэт и его предназначение. «Вечная жизнь» как художественная метафора и реальность. Понятия живая традиция и «вечная тема».

1

Коллективная

Творческий практикум.

Развитие темы поэтического памятника в поэзии XX века.

1

Творческий практикум.

Развитие темы поэтического памятника в поэзии XX века.

Коллективная, индивидуальная

3-5

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЕЕ ТРАДИЦИИ

«Слово о полку Игореве». Историческая основа и сюжет. Система образов.

1

Коллективная

Образ Русской земли. «Слово...» и фольклор. Значение «Слова...» для судеб русской литературы.

1

Коллективная

Творческая мастерская.

Жизнь произведения в культуре другого времени (И. А. Бунин. «К о в ы л ь»; И. Северянин. «Игорь и Ярославна»).

1

Творческая мастерская.

Жизнь произведения в культуре другого времени (И. А. Бунин. «К о в ы л ь»; И. Северянин. «Игорь и Ярославна»).

Коллективная

6

ДУХОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЕЕ ТРАДИЦИИ

«Поучение Владимира Мономаха».

«Письмо преподобного оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к превосходительной NN». Жанр поучения в духовной литературе.

Оптина пустынь и русская литература.

1

Коллективная, групповая, индивидуальная.

7

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЕЕ ТРАДИЦИИ

Начальное представление о культурных эпохах и литературных направлениях. Общечеловеческое в литературе. Сонет как литературный жанр.

Данте Алигьери. Сонет XLIX (из книги «Новая жизнь»); Ф. Петрарка. Сонет CCLVII (из «Книги песен на жизнь мадонны Лауры»); У. Шекспир. Сонет XXIII («Как на подмостках жалкий лицедей...»).

1

Коллективная, индивидуальная

8

А. С. Пушкин. Сонет. Начальное представление о взаимовлиянии национальных литературных традиций.

Творческая мастерская.

Как сделан сонет.

1

Коллективная

9

Катулл. «Н е т, ни одна средь жен щин...». Лаконизм образов и напряженность чувств.

1

Коллективная

10

Данте Алигьери. «Божественная комедия» (отрывки) как поэма восхождения к совершенству. Трехчастная композиция. Тема страдания и очищения. Данте и Вергилий, Данте и Беатриче.

1

Коллективная

11-12

У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». «Вечные образы и проблемы» в трагедии. Тема, сюжет, жанр, образы главных героев. Основной конфликт.

2

Коллективная, групповая, индивидуальная.

13-16

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА И ЕЕ ТРАДИЦИИ

Традиции древнерусской, античной и зарубежной литературы в новой русской литературе XVIII века. Понятие о влиянии литератур.

1

Коллективная, индивидуальная

Д. И. Фонвизин. «Недоросль». Основные характеры. Драматургический конфликт. Особенности композиции.

1

Коллективная

 Способы создания комического эффекта. Отражение в комедии идей XVIII века.

1

Коллективная

 Значение комедии для современников и последующих поколений

1

Коллективная

17

Р. Державин. «Осень во время осады Очакова» (отрывок), «Снегирь». Понятие о философской лирике. Духовный мир человека XVIII века. «Высокая» и «низкая» лексика. Аллегория, олицетворение. Ода как жанр.

1

Коллективная, индивидуальная

18-19

Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза». Изменение взгляда на человека в литературе XVIII века. Основа конфликта.

1

Коллективная

Характеры главных героев. Демократизм повести. Представление о сентиментализме. Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» в русской литературе.

1

Коллективная

20

А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Моск-в у» (отрывок). Жанр путешествия как форма панорамного изображения жизни. Нравственно-социальная проблематика. Автор на страницах «Путешествия...».

1

Коллективная

21

Творческий практикум.

Литературная стилизация.

1

Творческий практикум.

Литературная стилизация.

Коллективная, групповая, индивидуальная.

22

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА И ЕЕ ТРАДИЦИИ

Романтические традиции в литературе. Романтизм и романтический герой.

А. С. Пушкин. «Братья разбойники» как романтическая поэма. Образ главного героя.

1

Коллективная, индивидуальная

23

М. Ю.Лермонтов. «М цыр и». Развитие литературной традиции романтической поэмы. Образ главного героя. Пейзаж и его функции. Своеобразие композиции.

1

Коллективная

24

Романтические традиции в русской лирике Е.А.Баратынский. «Водопад», «Чудный град порой сольется...»; Ф. И. Тютчев. «С поляны коршун поднял-с я...»; А. А. Фет. «Вечер», «Учись у них — у дуба, у б резы...».

1

Коллективная

25

Э. Т. А. Гофман. «Щ е л к у н ч и к» как романтическое произведение. Основной конфликт и его разрешение. Гофман и русская культура.

1

Коллективная

26

Дж. Г. Байрон. «К о р с а р» как романтическая поэма. Образ «байронического героя». Своеобразие композиции. Байрон и русская литература.

1

Коллективная, групповая, индивидуальная.

27

Творческий практикум.

Литературный манифест (от лица писателя-романтика).

1

Творческий практикум.

28

Контрольная работа

1

Контрольная работа

29-30

РЕАЛИСТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ В ЛИТЕРАТУРЕ

А. С. Пушкин. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Предисловие «От издателя» и его художественные функции. «Станционный смотритель». Образ и тема «маленького человека». Автор и рассказчик

2

31-32

Резерв

2

33-35

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». Человек в русской литературе XIX века. Проблема нравственного долга, верности и чести. Две России. Тема «русского бунта». Автор, герой, рассказчик. Композиция и система образов. Особенности повествовательной манеры. Реализм романа.

3

Коллективная, индивидуальная

36

И. В. Гоголь. «Ш и н е л ь». Человек и государство. Гуманистический пафос произведения. Традиции и новаторство в изображении образа «маленького человека». Человек, лицо и вещь в художественном мире Гоголя.

1

Коллективная

37-38

И. С. Тургенев. «А с я». Проблема счастья в повести. Автор и рассказчик. Образ «тургеневской девушки». Лиризм повести. Злободневное и вечное в повести.

2

Коллективная

39

Ф. М. Достоевский. «Белые н о ч и». Русская действительность в художественном мире повести. Нравственно-философская проблематика. Утверждение самоценности человеческой личности.

1

Коллективная

40

Н.А.Некрасов. «Тройка», «Внимая ужасам войны...». Социальное и общечеловеческое в русской лирике. Демократизм поэзии Некрасова.

1

Коллективная, групповая, индивидуальная.

41

Библиотечный урок (одно произведение по выбору). О. де Бальзак. «Г о б с е к». Образ главного героя. Тема власти денег в повести.

1

42

Творческий практикум. (на выбор)

Сочинение-рассуждение «Борьба чувства и долга в литературном произведении».

Сочинение-характеристика «Герой реалистического произведения».

Мини-исследование «Общие сюжетные мотивы в художественном произведении».

1

Творческий практикум. (на выбор)

Сочинение-рассуждение «Борьба чувства и долга в литературном произведении».

Сочинение-характеристика «Герой реалистического произведения».

Мини-исследование «Общие сюжетные мотивы в художественном произведении».

Коллективная, индивидуальная

43-44

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА И ЕЕ ТРАДИЦИИ

М. Горький. «Старуха Изергиль», «Ч е л к а ш». Романтические традиции в рассказе: новое в образе героя, конфликте, стиле.

2

Коллективная

45-47

А. И. Куприн. «Г а м б р и н у с». Сюжет как средство характеристики героя. Контраст внешнего и внутреннего состояния героя. Антитеза. Первое представление о неоромантическом герое.

1

Коллективная

А. П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Романтические и реалистические традиции в произведении. Роль метафоры. Особенность портрета.

2

Коллективная

48-49

A.  Т. Твардовский. Из «Автобиографии», «Василий Тер-к и н» («От автора», «Переправа», «Гармонь», «Бой в болоте», «Смерть и воин»). Реалистические традиции. Романтическое и реалистическое в изображении войны. Человек на войне. Обобщенный образ героя. Национальный характер в литературе. Фольклорная основа, свободный сюжет. Особенности жанра.

2

Коллективная, групповая, индивидуальная.

50

B. М. Шукшин. «Дядя Ермолай», «Стенька Разин». Традиции реализма. Образ «маленького человека». Смысл жизни и назначение человека. Герой-правдоискатель. «Открытый» финал как художественный прием.

1

51-53

Резерв

3

54-55

А. С. Грин. «Алые паруса». Повесть и феерия. Художественный символ. Сказочное и реальное в повести. Чистота и возвышенность чувств, лиризм повести.

2

Коллективная, индивидуальная

56-57

А. де Сент-Экзюпери. «М аленький прин ц». Развитие романтических традиций в европейской литературе. Идеал и реальность в философской повести-сказке.

2

Коллективная

58-59

Р. Бах. «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Жанр произведения. Евангельские и сказочные мотивы, особенности композиции. Читательская интерпретация

2

Коллективная

60-61

Творческий практикум.

Интерпретация или презентация самостоятельно прочитанного рассказа писателя XX века.

2

Творческий практикум.

Интерпретация или презентация самостоятельно прочитанного рассказа писателя XX века.

Коллективная

61-65

Итоговая читательская конференция. Роль традиции в развитии литературы.

4

Коллективная, групповая, индивидуальная.

66-68

Резерв

3

Итого

68

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ  ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Литературное развитие школьника предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и литературно-творческих возможностей, не только накопление читательского опыта и обогащение понятийного аппарата, но и самореализацию в деятельностной сфере, поэтому программа направлена на выработку у учащихся следующих основных умений:

  1. владение техникой грамотного и осмысленного чтения;
  2. владение умениями выразительного чтения;
  3. восприятие художественного произведения как сюжетно-ком-позиционного единства в его причинно-следственных связях;
  4. умение видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;
  5. умение выделять этическую, социально-историческую и нравственно-философскую проблематику произведения;
  6. умение определять жанрово-родовую природу произведения как воплощение историко-культурного развития искусства слова;
  7. умение самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;
  8. умение давать эстетическую оценку произведения и аргументировать ее..(интерпретация произведения в контексте художественной культуры и традиции);
  9. умение грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;
  10. умение выполнять письменные работы различных жанров, в том числе творческого характера;
  11. умение выполнять элементарные исследовательские работы, грамотно презентовать и оформлять исследовательские результаты (профильный уровень).

Последовательное формирование умений идет на протяжении всех лет обучения.

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;

изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

воспринимать и анализировать художественный текст;

выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

определять род и жанр литературного произведения;

выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

выявлять авторскую позицию;

выражать свое отношение к прочитанному;

выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

владеть различными видами пересказа;

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

В образовательных учреждениях с родным (нерусским) язы-ком обучения, наряду с вышеуказанным, ученик должен уметь:

сопоставлять тематически близкие произведения русской и родной литературы, произведения, раскрывающие сходные проблемы, а также произведения, близкие по жанру; раскрывать в них национально обусловленные различия;

самостоятельно переводить на родной язык фрагменты русского художественного текста;

создавать устные и письменные высказывания в связи с изученными произведениями русской и родной литературы, писать изложения с элементами сочинения.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 6 класс (по авторской программе А. Г. Кутузова)

Данная рабочая учебная программа является продолжением курса литературы в 5 классе по авторской программе А.Г.  Кутузова....

Рабочая программа по литературе 7 класс (по авторской программе А. Г. Кутузова

Рабочая программа предназначена учащимся 7 класса и рассчитана на базовый уровень....

Рабочая программа по литературе 9 класс (по авторской программе А. Г. Кутузова

Рабочая программа предназначена учащимся 9 класса и рассчитана на базовый уровень....

Рабочая программа по литературе 10 класс (по авторской программе А. Г. Кутузова

Рабочая программа предназначена учащимся 10 класса  и рассчитана на базовый уровень....

Рабочая программа по литературе 11 класс (по авторской программе А. Г. Кутузова

Рабочая программа предназначена учащимся 11 класса  и рассчитана на базовый уровень....

Рабочая программа в рамках ФГОС по литературе 5-8 классы по авторской программе Коровиной.

Рабочая программа по литературе в рамках ФГОС, основанная на авторской программе Коровиной, 2016 года. 5-8 классы...