Нравственные проблемы повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель"
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

Разработка урока. Обучение анализу художественного произведения. Отслеживание общечеловеческой темы "блудных детей".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл станционный смотритель21.32 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственные проблемы повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»

Цели урока:

- обучение анализу художественного произведения;

- отслеживание общечеловеческой темы «блудных» детей на примере образа Дуни.

Ход урока

Учитель:

      Сегодня речь пойдёт о повести А.С. Пушкина, которая вошла в цикл «Повести Белкина».

     Проверим, насколько хорошо вы знаете изучаемый текст.

Викторина                              

1.Сколько повестей  вошло в цикл «Повести  Белкина»? Назовите их.

2.Из какого города и в какой ехал Минский?

3.Как был одет Минский, приехав на станцию?

4.Чем была занята Дуня в тот момент, когда Минский ворвался в комнату, требуя немедленно  лошадей?

5.Кем по профессии был новый хозяин дома, в котором ранее жил станционный смотритель?

6.Сынишка пивовара с теплотой вспоминает старого смотрителя, так как тот любил детей, часто угощал их чем - нибудь вкусненьким, например, орехами. Но не только за это Ванька помнил его. Чему научил старый смотритель мальчика?

7.На протяжении всей повести Пушкин только 1 раз упоминает имя и фамилию своего героя. Как же звали станционного смотрителя?

        -А  кого называли станционными смотрителями? Найдите в тексте ключевые слова, характеризующие  их, и зачитайте.

        -Совпадает ли с этими представлениями образ Вырина? Каким вы увидели его впервые?

(«Вижу как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти…)

          -Найдите в повести другой портрет этого героя. Что изменилось в этом портрете?

(Это был точно Самсон Вырин; но как он постарел…)

        -Сопоставьте 2 картины с изображением Самсона Вырина. Вы согласны с тем, что Самсон Вырин изменился?

         -Чем вызваны были эти перемены?

         -Какие качества в характере Вырина вам понравились? Какие чувства вызывает у вас этот человек?

(Самсон Вырин – человек, всеми унижаемый, но исполненный чувства достоинства. Это вызывает уважение к нему, сочувствие его горю.)

          -А что мы знаем о Дуне – его дочери?

          -Нарисуйте образно портрет Дуни.

          -Какую роль играла Дуня в жизни Вырина? Подтвердите цитатами.

          -Какую очень важную библейскую заповедь нарушила Дуня?

(Почитай отца своего и мать свою.)

         -Над чем заставляет задуматься ее судьба?

(Судьба девушки заставляет задуматься об ответственности за свои поступки перед самыми близкими нам людьми – родителями.

         - Давайте вернемся к 1 части повести. Найдите описание комнаты, где остановился повествователь. На чем он заострил внимание?

(На картинках, изображающих историю блудного сына)

        -Как вы понимаете слова «блудный»?

(Заблудший, ошибавшийся, впавший в заблуждение)

-Сейчас мы посмотрим мультфильм «Притча о блудном сыне», ответьте на вопрос:

В чём заключается смысл «Притчи о блудном сыне»?

  1. Просмотр мультфильма «Притча о блудном сыне»

       - В чем заключается  смысл притчи?  

       -Найдите в повести «Станционный смотритель» цитату, в которой явно говорится о заблудшем человеке.

(«Авось, - думал смотритель, привезу я домой заблудшую овечку мою»)

      - Чем схожи и чем различны судьбы Дуни и героя библейской притчи?

(И Дуня и юноша уходят из дома против воли отца, герои раскаялись. Дуня была счастлива,

не вела распутную жизнь. Но герой притчи прощён, а Дуня не получила прощения, и тем горше её слёзы.)

           -Это явное отличие мы видим, рассматривая картины Алексея Венецианова «Дуня на могиле отца» и Рембрандта «Возвращение блудного сына».

          -Обвиняете вы Дуню или защищаете?

Проверка индивидуального задания.

(ученица написала поучение для ровесников «Как нужно относиться к родителям?». Послушаем её.

Учитель: именно доброе, гуманное отношение к людям независимо от их положения проповедует А.С. Пушкин. Он не просто рассказывает о судьбе своих героев, а словно заглядывает им в душу и заставляет нас с вами прожить их жизнью и чувствами, предупреждает о возможных ошибках.

             -Над чем вы сегодня на уроке задумались?

             - Каким высказыванием вы бы закончили урок?

«Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты» (Р.Роллан)

«Как вы хотите, чтобы люди поступали с вами, так поступайте и вы с ними» (Из Библии)

«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои» (Из Библии)

Учитель: Будьте добры и отзывчивы, почитайте и уважайте своих родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Нравственные проблемы повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»

Предмет: литература       Класс: 6а       Учебник: «Литература. 6 класс»...

Нравственные проблемы в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель"

Презентация к уроку в 6 классе по программе В.Я.Коровина....

Нравственные проблемы в повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель."

Разработка открытого урока по литературе  в  7  классе А.С. Пушкин «Станционный смотритель». Нравственные проблемы в повести....

План урока на тему: "Эрнест Хемингуэй. Жизнь и творчество. Духовно – нравственные проблемы повести «Старик и море»."

Урок литературы в 11 классе. Изучение творчества американского писателя Эрнеста Хемингуэя. Духовно - нравственные проблемы повести "Старик и море"....

Нравственные проблемы повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель», её гуманизм

Нравственные проблемы повести А. С. Пушкина  «Станционный смотритель», её гуманизм....

В. Распутин. Нравственные проблемы повести «Живи и помни». Конспект урока

В. Распутин. Нравственные проблемы повести «Живи и помни». Конспект урока...


 

Комментарии

Разработка урока для 7 класса по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель". Обучение анализу художественного произведения.