Нравственные проблемы повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель», её гуманизм
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Ерофеева Елена Владимировна

Нравственные проблемы повести А. С. Пушкина  «Станционный смотритель», её гуманизм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_stants._smotr.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Нравственные проблемы повести А. С. Пушкина  «Станционный смотритель», её гуманизм. Общечеловеческая тема «блудных детей».

Цели урока: чтение и изучение повести «Станционный смотритель», формирование у школьников навыков социально-психологической характеристики персонажа; выявление и обозначение основных приёмов создания художественного образа; пейзаж как срество характеристики героя; описание интерьера и его функции в создании образа героя; роль и значение авторской характеристики; поступок героя как способ его характеристики; выявить ключевую идею печальной повести о судьбах Самсона Вырина и его дочери.

Оборудование: портрет Пушкина А. С., иллюстрации к повести, аудиозапись «Вальс к повести А.Пушкина «Метель» Г.Свиридова

Содержание урока:

1. Оформление доски: 

-эпиграф урока: "Береги честь смолоду, а платье снову".(Русская пословица.)

-лексическое толкование слов, записанных на доске:

Нравственность- правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.

Гуманизм-человечность в общественной деятельности, в отношении к людям.

Обитель- 1.То же, что монастырь (устар.).2. Место, где кто-нибудь живёт, жилище (устар. и шутл.) (Словарь русского языка С.И.Ожегова).

-основные вопросы урока: 1) О чём плакала Авдотья Самсоновна? 2) О чём эта повесть?

2.Вступительное слово учителя: объявляется тема и цели урока.

3.Слово учителя о музее "Домик станционного смотрителя" .

        В деревне Выра Гатчинского района Ленинградской области находится "Домик станционного смотрителя"-первый в стране музей литературных героев, созданный по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель" ,по архивным документам и материалам Центрального музея связи.Это памятник дорожного быта России, ушедшего в прошлое.

        Музей открылся в октябре 1972 года в сохранившемся здании Вырской почтовой станции. История станции началась в 1800 году. В пушкинское время здесь проходил Белорусский почтовый тракт, и Выра была третьей станцией от Петербурга. Здесь путешествующие меняли лошадей. Все почтовые станции делились на четыре разряда. Выра была станцией третьего разряда: 55 лошадей, без гостиницы, трактира, все постройки деревянные. К примеру, соседняя станция в Ящере имела 60 лошадей,гостиницу, каменные постройки, и была станцией второго разряда. Станций первого разряда на тракте не было.

        К 40-ым годам 19 века Вырская станция представляла собой уже целый комплекс построек : два каменных корпуса, две конюшни, кузница, амбар, колодец, мощёный двор. Здесь кипела жизнь: въезжали и выезжали тройки, суетились ямщики, конюхи уводили взмыленных лошадей и выводили свежих. Смотритель в форменном сюртуке покрикивал на нерасторопных, проезжающие отряхивали шубы, торопясь в тепло. Звон бубенцов, храп лошадей, скрип полозьев... Как знакома была эта картина русскому человеку 19 столетия! Путешествия по почтовым тпактам, медлительные, с долгим ожиданием на станциях, превращались для современников Пушкина в событие и ,конечно,отражались в литературе.

        (Учитель включает магнитофон с аудиозаписью музыки Г.Свиридова, и несколько учеников по очереди читают наизусть отрывки из произведений русских поэтов.)

4.Ученики:

        Вот мчится тройка удалая

        В Казань дорогой столбовой,

        И колокольчик, дар Валдая,

        Гудет уныло под дугой.

                        (Ф.И.Глинка.)

        Тройка мчится, тройка скачет,

        Вьётся пыль из-под копыт;

        Колокольчик звонко плачет,

        И хохочет , и визжит.

                        (П.А.Вяземский.)

        Вот  мчится тройка почтовая

        По Волге-матушке зимой,

        Ямщик, уныло напевая,

        Качает буйной головой.

                        (Неизвестный автор.)

        В поле чистом серебрится

        Снег волнистый и рябой,        

            Светит месяц, тройка мчится

        По дороге столбовой.

           Пой : в часы дорожной скуки,

        На дороге , в тьме ночной

        Сладки мне родные звуки

        Звонкой песни удалой.

                        (А.С.Пушкин.)

5. Учитель : Тему дороги можно встретить в произведениях А.Н.Радищева, Н.М.Карамзина, М.Ю.Лермонтова и других писателей. Пушкин любил путешествовать. Сотни почтовых станций довелось ему посетить, со многими смотрителями встретиться. Не менее 13 раз был он на Вырской станции, которую народное предание связывало с повестью "Станционный смотритель". И как бы сам Пушкин подтверждает это:

-гусар Минский едет из Смоленска в Петербург;

-станция расположена близ Петербурга- смотритель идёт пешком в Петербург за "бедной" Дуней;

-из архивных документов известно, что на Вырской станции действительно в течение многих лет служил смотритель с дочерью. Был ли прототипом пушкинского Самсона Вырина конкретный вырский смотритель, или поэт создал обобщённый образ 1649 "сущих мученников" 14 класса, обслуживающих тогда почтовые тракты необъятной России?

-фамилия главного героя созвучна названию действительной станции.

6. Беседа по содержанию повести, выборочное чтение повести.

1) Главным героем повести является станционный смотритель Самсон Вырин. Вспомните, что говорит автор об отношении богатых путешественников к станционным смотрителям?

Учитель дополняет ответ учеников: Как видим, защитить этих людей некому, к унижениям и издевательствам они привыкли. Должность их- "настоящая каторга" , станционный смотритель- это "сущий мученник 14 класса" (это самый низший чин в "Табеле о рангах").

2) Попытайтесь по содержанию вступительной части раскрыть смысл эпиграфа повести.(Эпиграф и вступительная часть повести соотносятся друг с другом по принципу "кривого зеркала".)

3) Познакомимся с героями. Как изображает повествователь хозяина?

4) Как выглядит жилище Самсона Вырина?

5) Картинки, украшавшие обитель смотрителя, являются: а) свидетельством религиозности хозяина; б) скромным украшением небогатого жилища; в) предзнаменованием будущих трагических обстоятельств. (Учащиеся выбирают правильный ответ и обосновывают выбор.)

6) Почему жилище Самсона Вырина названо "смеренная обитель"? Прочитайте лексическое значение слова "обитель" , записанное на доске.

7) Соответствует ли внешний облик героя имени Самсон? Кто был библейский Самсон? (Учитель знакомит учащихся с отрывком из Библии, где рассказывается о силе и могуществе библейского богатыря Самсона . )

8) Как повествователь изображает дочь Самсона Вырина?

9) Что можно сказать о взаимоотношениях отца и дочери? Как это отражено в речи смотрителя?

10) "Свежим и бодрым " увидел повествователь Вырина в самом начале их знакомства. Найдите в повести другой портрет героя. Что изменилось в его облике?

11) Как изменился интерьер "смиренной обители"? А что осталось неизменным? (По - прежнему на стенах висят картинки - иллюстрации к Притче о блудном сыне. Из бодрого мужчины герой превратился в хилого старика. Как библейский Самсон, потерявший силу вместе с волосами, Вырин оказался бессильным, потеряв дочь.)

12) Вдумайтесь в происшедшее с героями. Что оказалось причиной несчастий в доме смотрителя? Что разрушило семью?(Смотритель принял Минского как друга, как гостя: когда Минский оказался во власти "недуга", он лёг на лавку , а затем "смотритель уступил ему свою кровать...")

13) Но вот что интересно. Мы, читатели, сразу почувствовали "мнимость" болезни Минского. Какие детали выдают, что он здоров? Приведите пример из текста.(Хороший аппетит.)

14) Почему смотритель ничего не увидел? Что мешало отцовскому сердцу почуять беду? (Учитель приводит аналогии слепоты библейского Самсона и "слепоты" Самсона Вырина. Наивность, доверчивость, доброта.)

15) Сам смотритель предлагает растерявшейся Дуне сесть в колязку с Минским. Он знает : она не ослушается. Смотритель загипнотизирован собственной увереностью, что жизнь и счастье дочери в его руках, и всякий шаг по его указке- благо для неё. Так и Минский считает, что никто другой не сможет позаботиться о ней. Минский и Вырин в одном очень схожи : "спасая" Дуню от другого, хотят "присвоить" её себе. Обратимся к первой встрече Вырина с Минским в Петербурге. Найдите отрывок , прочитайте его.

16) Сделаем выводы: Минский, утешая отца, говорит, что она будет счастлива, а разве не того же хочет Вырин? О чём спорят герои? За счастье Дуни? А разве можно решать за другого человека? Дуня становится "предметом" спора. Поэтому отцу можно дать деньги, откупить дочь. А где же её, собственное Дунино мнение о счастье? Что же желает она сама?

17) Было ли это бегство со стороны Дуни? (Нет, это было похищение.)

18) Представим себе, что Минский "натешился" и отдал Дуню отцу. Что стало бы с ней? Вернулись бы на почтовую станцию прежние мир, покой, любовь?

19) Проанализируем эпизод "Последняя встреча". Выразительно прочитайте и ответьте на вопорсы :

- Что переживает в момент изображаемого каждый герой? Как выглядят герои?

- Что  испытывал Самсон Вырин, готовясь к встрече?

- Как складываются взаимоотношения Минского и Дуни?

- В какой момент смотритель понял, что ему не вернуть дочь? (Это фраза автора: "Бедный смотритель!")

- Какой предстала перед отцом Дуня?

- Почему она, увидя отца, упала в обморок? Можно ли сказать, что это был испуг?

- Что показал автор в этой сцене? (Счастье двух людей, идиллию почти семейную.Не случайно отец залюбовался дочерью - радость любви сделала её прекраснее прежнего. Причина обморока и в затаённом чувстве собственной виновности перед покинутым её отцом, старым и одиноким.)

20) Как закнчивает свою повесть Пушкин? Сравним два пейзажа. Первый приезд повествователя: "День был жарким..."- и последний приезд : "Это случилось осенью..."

21) Ответим на основные вопросы урока, которые записаны на доске:

- О чём плачет Авдотья Самсоновна на могиле отца? (Финал повести скуп. "Она легла здесь и лежала долго"-вот и всё. На переднем плане Дуня. Она сделала свой выбор - с нею её дети, она так же прекрасна. Но в устремлении к обретению счастья для себя она проявила эгоизм. С ней остаётся непрерывная вина перед отцом. Концовка повести возвращает нас опять к "вечной" теме "отцов и детей", к вечной Притче о блудном сыне. )

22) Какова в Притче позиция отца и позиция Самсона Вырина? (Одинаковая.)

23) Какова позиция детей? Кто оказался счастливее? Блудный сын, успевший вернуться к своему отцу, или Дуня, нарядная, разбогатевшая?(Сын, потому что был прощён отцом, а Дуня - нет.)

7. Работа с иллюстациями к повести.

Учитель: Основной мотив повести - это мотив любви к униженному и печальному человеку. Грустная повесть о станционном смотрителе вызвала отклики у художников. Многие художники к ней обращались. Тонкое ощущение литературного произведения и мастерство рассказчика своиственно иллюстрациям Мстислава Валериановича Добужинского. В воображении многих поколений читателей Пушкина Самсон Вырин предстаёт именно таким, каким он изображён на иллюстрациях Добужинского. Наибольшую популярность приобрёл рисунок "Вырин в Петербурге", который заставляет горячо сочувствовать герою, переживать вместе с ним страх за свою дочь и тяжесть предстоящего одиночества. Мастер городского пейзажа, художник так нарисовал дом на Литейной, с его холодными, неприветливыми окнами, полосами на замкнутых воротах, что ещё более обострил мысль о невозвратимости прежней тихой жизни.  

        В своих воспоминаниях "Вчера,позавчера..." художник Милашевский , который тоже иллюстрировал "Станционного смотрителя" , отмечал :"Художник, иллюстируя литературное произведение, совершает путешествие в ладье чужой души."

        Ответьте на вопросы:

- Какая из иллюстраций наиболее отвечает вашему пониманию художественного произведения?

- Подберите подписи  к иллюстрациям словами из текста повести.

8. Подведём итоги. Ответим на второй основной вопрос урока:

- О чём эта повесть?

        Эта повесть о потере человеком доброго имени. Эта повесть о том, что если материальные проблемы и вопросы могут быть решены, то проблемы и потери нравственные практически невосполнимы. Эта повесть о нарушении завета "Береги честь смолоду". Эта повесть о взрослении и о сознании этой справедливости. Эта повесть об ответственности, ответственности человека за свою судьбу и судьбу близких. Смысл повести в её гуманистической идее.Повесть пробуждает в нас сострадание к слабому, беспомощному и даёт понимание истинной любви и истинной мудрости. Пушкин как бы предупреждает : как важно успеть сказать родителям,что мы их любим, принести им не одни неприятности, а хоть немного счастья.Подумайте над этим.

9. Домашнее задание:

 Ответить на вопрос: "Виноваты ли герои Пушкина друг перед другом? И если да, то в чём?"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Нравственные проблемы повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»

Предмет: литература       Класс: 6а       Учебник: «Литература. 6 класс»...

Нравственные проблемы в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель"

Презентация к уроку в 6 классе по программе В.Я.Коровина....

Нравственные проблемы в повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель."

Разработка открытого урока по литературе  в  7  классе А.С. Пушкин «Станционный смотритель». Нравственные проблемы в повести....

Нравственные проблемы повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель"

Разработка урока. Обучение анализу художественного произведения. Отслеживание общечеловеческой темы "блудных детей"....

технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Нравственные проблемы в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель."Урок внеклассного чтения.

данный материал поможет составить технологическую карту урока.Урок проведен с использованием элементов ФГОС,что будет интересно педагогам,работающим по новым стандартам....

Нетрадиционный урок по теме «Нравственные проблемы по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».

Обобщающий урок литературы в 6 классе на тему "Нетрадиционный урок по теме «Нравственные проблемы по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель». Урок включает в себя викторину-игру и часть урока в ...