Урок внеклассного чтения в 10 классе "Литературный проект "Омар Хайям"
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Максимова Лариса Владимировна

Урок внеклассного чтения знакомит учащихся с жизнью и творчеством Омара Хайяма

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_uroka.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

Литературный проект

Омар Хайям

  1. Пояснительная записка

Изучение зарубежной литературы представляет собой обширный материал для духовного обогащения учащихся. Задача учителя – вернуть классической литературе её юных читателей, возбудить на уроках литературы интерес именно к текстам произведений, чтобы они способствовали воспитанию учеников, чтобы слово писателя или поэта осталось на всю жизнь. Произведения зарубежных авторов оказываются в этом отношении в силу меньшей известности в наиболее выигрышном положении. Передо мной, как перед учителем словесности, встаёт задача не только познакомить с ними учащихся, но и извлечь из них всё, что будет способствовать обогащению духовного мира детей и подростков, их знаний и речи.

Литература является одним из главных источников сведений о культуре, какой - либо страны. Поэтому развитие общечеловеческой культуры есть не что иное, как взаимодействие национальных литератур. Актуальность проблемы взаимосвязей и взаимодействия национальных литератур определяется не только новым уровнем науки о литературе, но и эволюцией самой литературы. Точно и современно звучит утверждение о том, что «кроме частных историй отдельных народов, есть ещё история человечества».

        Имена многих зарубежных писателей и поэтов призваны приобщить учащихся к мировому историко-литературному процессу. А имя  персидского поэта, учёного, философа Омара Хайяма занимает особое, почётное место. Его творчество не только удивительное явление в истории культуры народов Средней Азии и Ирана, но и всего человечества.

К сожалению, школьный курс литературы не предусматривает систематического изучения зарубежной литературы; к тому же в программы входит в основном литература европейских стран и Америки. Литературе Востока отводят немного места наши учебники для 5–6-го классов, не учитывая трудностей восприятия младшими школьниками своеобразной прелести, образности и глубины философского содержания, например, японской поэзии. Естественно, что преподаватели литературы “обыкновенных” школ сталкиваются с такими проблемами, как недостаток времени, нехватка методической литературы, да, что греха таить, и нежелание учащихся порой воспринимать “лишнее” накануне окончания школы... Но разве можно представить мировую культуру, мировую литературу без чудеснейших четверостиший — рубаи! Разве будет целостным представление наших подопечных о поэзии предшествующего тысячелетия, если не услышат они строк Хайяма?

Поэтому, выбирая тему для очередного проекта, я остановилась именно на творчестве Омара Хайяма. Очень захотелось познакомить одиннадцатиклассников, которые заканчивают изучение литературы, с творчеством великого поэта,  древней формой персидской поэзии – рубаями.

Предложенная мной кандидатура заинтересовала ребят. Многие услышали это имя впервые.

Вместе с ребятами мы наметили план нашей будущей работы и  решили не только сделать компьютерную презентацию, но и задумали представить небольшую литературную постановку.

        Каждый из учеников получил своё задание – исследовать жизнь и творчество Омара Хайяма. Были определены следующие направления.

  1. Фрагменты биографии.
  2. Рубая Омара Хайяма.
  3. Иллюстрации к произведениям персидского поэта.
  4. Литературный анализ некоторых рубай.
  5. Создание электронной презентации.
  6. Художественная культура исламского Востока
  7. Книжная выставка по теме.

Этапы работы над проектом:

Информационный: определение целей и задач проекта, формирование мотивации к выполнению проекта, определение общего направления работы, углубление знаний о принципах и приёмах анализа литературного произведения.

Плановый: определение конкретной цели проекта, его задач, структуры, формы; обдумывание условий, необходимых для реализации проекта, определение поля деятельности

Поисковый: сбор и анализ информации, работа с источниками.

                                                « Поэты помогают человеку открыть очи, направленные

                                                   внутрь» (Уильям Блейк)

Вид проекта: групповой, информационный, краткосрочный.

Цели проекта:

1) Дать представление о творчестве великого учёного, философа и поэта;

2) Получить определённые литературоведческие навыки в анализе поэтических произведений;

3)  Расширить словарный запас, литературный кругозор и базу теоретических сведений учащихся;

4)  Научить наслаждаться звучанием поэтического произведения;

5) развивать память и внимание, прививать навыки самостоятельной оценки произведений художественной литературы;

6)  Учить находить книгу для себя.

В течение определённого времени класс работал над проектом

Диагностические цели:

  1. Что смогут узнать ученики, готовясь к презентации проекта?

Узнают о том, что Омар Хайям   – поэт, учёный и философ, создатель древней формы персидской поэзии – рубаи.

  1. Какие понятия ученики освоят на уроке?

Познакомятся с шедеврами исламской культуры, с рубаями Омара Хайяма.

  1. Чему научатся, какие умения будут осваивать, на каком уровне?

Будут учиться работать с книгой

- отбирать нужный материал по заданной теме;

- передавать в выразительном чтении чувства автора;

- определять отношение автора к жизни;

- совершенствовать умение определять тему, зрительно конкретизировать образы.

4) В какой самостоятельной деятельности проявятся их знания, понимание и умения?  (индивидуальная)

Я поставила учебную задачу в творческой форме.

Творческое задание:

     1) Подобрать живописные и музыкальные иллюстрации к стихам поэта.

2) Стать актёрами-чтецами

  1. Изучить биографию поэта
  2. Стать художниками-иллюстраторами
  3. Составить сценарий
  4. Оформить папку по творчеству Омара Хайяма
  5. Компьютерная презентация

7) Подобрать музыку для проекта    

8) Приготовить танец

 Группы:

Историки

Биографы

Музыковеды

Сценаристы

Литературоведы

Художники

Презентация проекта

Оборудование: музыка, портреты и фотографии, картины, иллюстрации, книги.

1-я часть презентации

  1. Организационный момент
  2. Звучит музыка Востока. Девочка танцует восточный танец.
  3. Слово учителя

Мы не случайно начали презентацию нашего проекта с Восточного танца. Восток издавна пленял путешественников самобытной культурой. Богатством и какой – то тайной. Восточная красавица, восточные песни, танцы, стихи – всё это поражало побывавших в восточных странах. Утончённость во всём: в ароматах, в одежде,  манерах.

Многие называют Восток мудрым. Кто-то красочным. Многие -  прекрасным. Сегодня мы попытаемся заглянуть         под таинственное покрывало восточной культуры и познакомимся с творчеством поэта Древней Персии – Омара Хайяма.

4.Выступление первой группы учащихся.

«Художественная культура исламского Востока»

Ислам, как религия появился в III тысячелетии до н.э.. Зародился он в Междуречье и распространился по всему миру . Основателем ислама стал Синдхартха Гаутама. Во время медитаций ему превидился аллах, который говорил пророчества. В дальнейшем данные пророчества составили священную книгу мусульман «Талмуд». Главными мусульманскими центрами являются Афины и Рим, куда один раз в год съезжаются мусульмане. Гаутаму назвали пророком. Все мусульмане должны соблюдать 10 заповедей. (Впишите их в пустые строки).

В священной для всех мусульман день в воскресенье, верующие должны    

пребывать в молитвах и соблюдать пост.

Слово учителя:

         «Запад есть Запад, Восток есть Восток, не встретиться им никогда…». Эти слова, сказанные Р.Киплингом, к счастью не оказались пророческими. Восточная культура развивалась не изолированно от культуры европейских стран. Вобрав в себя многие её черты, она в тоже время оказала существенное влияние на общий характер культуры народов Европы. По Великому шелковому пути, проходившему в древности через многие государства, в течение двух тысячелетий осуществлялся не только обмен товаров, но и шло взаимопроникновение культур народов Востока и Запада. Долгое время восточная культура оставалась за семью печатями. Изучать её начали сравнительно недавно, в XIX веке. И сейчас мы сделаем шаг в сторону познания загадочной и неповторимой восточной, исламской культуры.

Выступление 1 группы учащихся

Самым ранним созданием мусульманской архитектуры была мечеть, где собирались верующие для молитвы. Первоначально она представляла собой квадратный двор или зал, окруженный галереями на столбах или колоннах. Балочные перекрытия галерей располагаются на стрельчатых или подковообразных арках, опирающихся на небольшие колонны. На одной из стен находится алтарная ниша (михраб), обращенная в сторону Мекки – священного города мусульман. Главный фасад всего сооружения со стороны улицы оформлялся айваном, т.е. арочным порталом больших масштабов. Кроме того, он дополнялся минаретами – стройными башнями, с верхней площадки которых священник (муэдзин) пять раз в день созывал верующих на молитву.         

Медресе – это духовное, учебное заведение, отличается от мечети тем, что галерея двора делится на мелкие помещения – хиджры, в которых живут семинаристы

Учитель: Восток славен не только памятниками, но ещё есть прекрасная музыка и танцы. Вашему вниманию предлагается посмотреть такой танец.

На экране высвечивается рубаи Омара Хайяма, учитель читает: -

Мы цель сознанья, смысл его отменный,

Взор божества и сущность зрящих глаз.

Окружность мира – перстень драгоценный,

А мы в том перстне - вправленный алмаз.

Вопрос учителя: Как вы думаете, кому принадлежат эти слова?

Эти строки из  поэтического сборника "Любовный напиток". В него включены бессмертные рубаи Омара Хайяма, классика персидско-таджикской поэзии, великого ученого Средневековья, философа, математика, астронома. Его рубаи стали всемирно известны. Омара Хайяма читают и перечитывают, его переводят и ему подражают. В России интерес к Хайяму не угасает с конца XIX века.

Учитель: Рубаи Омара Хайяма представляют собой яркое явление в культуре мусульманского Востока. Они поражают своей мудростью и стремлением к гармонии, которую великий мастер умел видеть в мире. Многое в творчестве великого гения ещё не понято до конца и не оценено по достоинству, загадкой остаётся его личность. Этот урок – только «глазок» в мир одного из титанов удивительной эпохи. Я желаю вам распахнуть «двери во Вселенную, имя которой - Омар Хайям».

Выступление 2 группы учащихся

2 часть презентации

Мультимедийная презентация

Слайд № 1 – 3 (Портреты Омара Хайяма)

Звучит восточная музыка

           Слайд №4

Учащийся 2 группы рассказывает биографию Омара Хайяма

Слайд № 5

1 Гиясаддин Абу-ль-Фатх Омар ибн Ибрахим Хайям Нишапури родился 18 мая 1048 года в Иране (Нишапур), умер 4 декабря 1122 года. Занимался поэзией, математикой, астрономией и философией.

     В литературе добился признания своими четверостишиями ("рубаи"), в алгебре построил классификацию кубических уравнений, плюс создал более точный, чем европейский, календарь.

     Родился Омар в семье палаточника. Его детство было тяжелым, ведь оно пришлось на период сельджукского завоевания Центральной Азии.

     Омар был способный и умный, он все схватывал на лету. В 8 лет уже знал Коран (священная книга мусульман) по памяти, глубоко занимался астрономией, математикой и философией. В 12 лет стал учеником Нишапурского медресе (мусульманское учебное заведение, выполняющее роль средней школы и мусульманской духовной семинарии). Он блестяще закончил курс по мусульманскому праву и медицине, получив квалификацию хакима, то есть врача. Но медицинская практика мало интересовала Омара. Он изучал сочинения известного математика и астронома Сабита ибн Курры, труды греческих математиков.

     Слово "Хайям" буквально означает "палаточный мастер", от слова "хайма" - палатка, от этого же слова происходит старорусское "хамовник", т.е. текстильщик. Ибн Ибрахим - значит сын Ибрахима. Таким образом, отца Хайяма звали Ибрахим и происходил он из рода ремесленников. Можно предположить, что этот человек имел достаточные средства и не жалел их, чтобы дать сыну образование, соответствующее его блестящим способностям.

     В возрасте шестнадцати лет Хайям пережил первую в своей жизни утрату: во время эпидемии умер его отец, а потом и мать. Омар продал отцовский дом и мастерскую и отправился в Самарканд. В Самарканде Хайям становится вначале учеником одного из медресе, но после нескольких выступлений на диспутах он настолько поразил всех своей учёностью, что его сразу же сделали наставником.

     В 1074г., вскоре после того, как после длительного противостояния сельджукам Шамс ал-Мулук признал себя вассалом султана Малик-шаха, Хайям был приглашен в столицу огромного Сельджукского государства Исфахан ко двору Малик-шаха для руководства реформой иранского солнечного календаря. Приглашение было, по-видимому, сделано сельджукским визирем Низам ал- Мулком. Тем самым другом юности Хайяма, если все-таки верить легенде, вопреки упоминавшемуся выше расхождению в возрасте Хайяма и знаменитого визиря. 1074 год стал знаменательной датой в жизни Омара Хайяма: ею начался двадцатилетний период его особенно плодотворной научной деятельности, блестящей по достигнутым результатам.

     Омар Хайям был приглашен султаном Малик-шахом - по настоянию Низам ал-Мулка - для строительства и управления дворцовой обсерваторией. Собрав у себя при дворе "лучших астрономов века", как об этом говорят источники, и, выделив крупные денежные средства для приобретения самого совершенного оборудования, султан поставил перед Омаром Хайямом задачу - разработать новый календарь.

Слайд №6

 В 1074 г. возглавил крупнейшую астрономическую обсерваторию в Исфахане. В 1077 г. завершил работу над книгой «Комментарии к трудным постулатам книги Евклида». В 1079 г. вместе с сотрудниками вводит в действие календарь. В последние годы 11 века меняется правитель Исфахана и обсерватория закрывается. Омар Хайям совершает паломничество в Мекку. В 1097 году работает врачом в Хорсане и пишет трактат на языке фарси «о всеобщности бытия». Последние 10-15 лет жизни Хайям проводит очень тяжело в уединении в Нишапури, мало общается с людьми и много читает. Как сообщают историки, в последние часы жизни Омар Хайям читал «Книгу исцеления» Ибн Сины (Авиценны). Он дошёл до раздела «О единстве и всеобщности» философского сочинения, положил на книгу зубочистку, встал, помолился и умер.

Хайям известен благодаря своим четверостишиям — мудрым, полным юмора, лукавства и дерзости рубаи. Долгое время был забыт, но его творчество стало известным европейцам в новое время благодаря переводам Эдварда Фицджеральда.

Слайд №7

     Не спрашивают мяч согласия с броском.

     По полю носится, гонимый Игроком.

     Лишь Тот, Кто некогда тебя сюда забросил, —

     Тому все ведомо, Тот знает обо всем.

Во время выступления учащиеся заполняют таблицу

Слайд № 8

Чтение учащимися 3 группы рубай

Слайд 9  

3часть презентации

Что такое рубаи?

        Рубаи – философские сентенции. Слово «сентенции» имеет 2 значения.

Изречение морального характера, нравоучение;

Юридический приговор.

Выступление учащегося

 Рубаи называли летучей формой персидской поэзии. Представляя собой одну из древнейших форм персидской поэзии, четверостишие пришло в письменную литературу из устного народного творчества.

Рубаи Хайяма изумляют своей предельной логической точностью, философской весомостью, мрачной и дерзкой иронией. Эти стихи – спор с Богом о разумности и справедливости мироустройства, спор, который бесстрашный учёный, вечно сомневающийся и бунтующий, вёл всю свою жизнь. Хайям насыщает народную песенную форму не свойственными ей ранее темами рефлективной лирики, характерными для иных видов поэзии. Он был первооткрывателем этих тем в рубаи, освоив крошечное замкнутое пространство четырёх строк для разговора с богом о месте человека во вселенной. Малая поэтическая форма требует чрезвычайной экономности в применении средств поэтической выразительности и высокой концентрации смысла. Опираясь на свой аналитический, острый ум, используя опыт народного и литературного красноречия. Хайям создал удивительно гибкую жанровую форму, способную вмещать глубины философской мысли, злую эпиграмму, застольный куплет, любовную зарисовку.

Слайды №10 - 25

Чтение учащимися 4 группы стихов персидского поэта

Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало,

Два важных правила запомни для начала:

Ты лучше голодай, чем что попало есть,

И лучше будь один, чем вместе с кем попало.

                            *  *  *

Трясу надежды ветвь, но где желанный плод?

Как смертный нить судьбы в кромешной тьме найдёт?

Тесна мне бытия печальная темница, -

О, если б дверь найти, что к вечности ведёт!

                            *  *  *

Растить в душе побег унынья – преступленье,

Пока не прочтена вся книга наслажденья

Лови же радости и жадно пей вино:

Жизнь коротка, увы! Летят её мгновенья.

                            *  *  *

Жестокий этот мир нас подвергает смене

Безвыходных скорбей, безжалостных мучений.

Блажен, кто побыл в нём недолго и ушёл,

А кто не приходил совсем, ещё блаженней.

                           *  *  *

От страха смерти я, - поверьте мне, - далёк:

          Страшнее жизни, что мне приготовил рок?

Я душу получил на подержанье только

И возвращу её, когда наступит срок.

                           *  *  *

Общаясь с дураком, не оберёшься срама,

Поэтому совет ты выслушай Хайяма:

Яд, мудрецом тебе предложенный, прими,

Из рук же дурака не принимай бальзама.

                            *  *  *

Я знаю этот вид напыщенных ослов:

Пусты, как барабан, а сколько громких слов!

Они рабы имён. Составь себе лишь имя,

И ползать пред тобой любой из них готов.

                            *  *  *

Нам жизнь навязана; её водоворот

Ошеломляет нас, но миг один – и вот

Уже пора уйти, не зная цели жизни…

Приход бессмысленный, бессмысленный уход

1 чтец

Слайд №26

Острый ум Хайяма сумел создать как бы заново эту удивительную, гибкую форму, вместившую в себя всё — от тоста до любовной записки, от эпиграммы (в том числе и на себя самого) до молитвы, от афоризма до формулировки законов философии...

Он с полным основанием мог сказать о себе:

Я познание сделал своим ремеслом,

Я знаком с низшей правдой и низменным злом,

Все тугие узлы я распутал на свете,

Кроме смерти, завязанной мёртвым узлом.

2 чтец

А до какого резкого тона поднимается Хайям, осуждающий ханжество во всех его проявлениях! Несправедливые судьи и стяжатели, злокозненные визири и тайные развратники, лжефилософы и мусульмане-ортодоксы! Трепещите! Дерзкий язык Хайяма разит без промаха!

Тот усердствует слишком, кричит: “Это — я!”

В кошельке золотишком бренчит: “Это — я!”

Но едва лишь успеет наладить делишки —

Смерть в окно к хвастунишке стучит: “Это — я!”

Знай, рождённый в рубашке любимец судьбы:

Твой шатёр подпирают гнилые столбы.

Если плотью душа, как палаткой укрыта —

Берегись, ибо колья палатки слабы!

Лучше впасть в нищету, голодать или красть,

Чем в число блюдолизов презренных попасть.

Лучше кости глодать, чем прельститься сластями

За столом у мерзавцев, имеющих власть.

Где мудрец, мирозданья открывший секрет?

Смысла в жизни ищи до конца своих лет:

Всё равно ничего достоверного нет —

Только саван, в который ты будешь одет..

3 чтец

Горечь звучит и в строках о невозможности познать этот мир до конца, и таких строк у великого Омара множество, видно, мучило его собственное бессилие, невозможность приблизиться к истине, но разве не движение к ней, вечное желание приблизиться, найти, сам поиск её, путь — разве не это определяет истинного мудреца, да просто человека?!

Те, что веруют слепо, — пути не найдут.

Тех, кто мыслит, — сомнения вечно гнетут.

Опасаюсь, что голос раздастся однажды:

“О невежды! Дорога не там и не тут!”

Удивленья достойны поступки Творца!

Переполнены горечью наши сердца,

Мы уходим из этого мира, не зная

Ни начала, ни смысла его, ни конца.

Круг небес ослепляет нас блеском своим.

Ни конца, ни начала его мы не зрим.

Этот круг недоступен для логики нашей,

Меркой разума нашего неизмерим.

Вместо солнца весь мир озарить — не могу,

В тайну сущего дверь отворить — не могу.

В море мыслей нашёл я жемчужину смысла,

Но от страха её просверлить не могу.

4 чтец

И всё же звучит в поэзии Хайяма настоящий гимн человеку и человечеству несмотря ни на что; эти диалектически точные слова нашёл великий, чтобы сказать своё слово о землянах, слово, которое запомнится навсегда!

Слайд № 27 - 30

Мы источник веселья — и скорби рудник.

Мы вместилище скверны — и чистый родник.

Человек, словно в зеркале мир — многолик.

Он ничтожен — и он же безмерно велик!

Мы цель создания, смысл его отменный,

Взор Божества и сущность зрящих глаз.

Окружность мира — перстень драгоценный,

А мы в том перстне — вправленный алмаз.

Слово учителя

Учитель: Рубаи Омара Хайяма представляют собой яркое явление в культуре мусульманского Востока. Они поражают своей мудростью и стремлением к гармонии, которую великий мастер умел видеть в мире. Многое в творчестве великого гения ещё не понято до конца и не оценено по достоинству, загадкой остаётся его личность. Этот урок – только «глазок» в мир одного из титанов удивительной эпохи. Я желаю вам распахнуть «двери во Вселенную, имя которой - Омар Хайям».

4 часть презентации

Выставка книг Омара Хайяма

Представление сборников учащимися 5 группы

И вчера, и сегодня во всем Мире (осмелюсь даже так сказать) прекрасно все знакомы с творчеством Омара Хайяма - с его поэтическими, философскими, краткими и точными по смыслу стихами "Рубаи". Человек этот был талантлив не только в поэзии - он был ученым, философом того времени, астрономом, математиком, физиком, увлекался музыкой, теософией, правоведением... и есть даже предположение, что еще он врачевал и предсказывал будущее! Для нас он и сегодня является истинным Мудрецом! Его стихи с божественными мыслями, вплетенными в прекрасные строки, и сегодня для нас являются волнительным образцом - и для восторженного прочтения, и для примера написания! А творческое сложение его стихов о любви, дошедшее до нас в виде четырехстиший - это бесценный клад, которым мы владеем и наслаждаемся сегодня!

Ну, и как пример:

Чтение рубай учащимися 4 группы

О, мудрец! Если Бог тебе дал напрокат,

Музыкантшу, вино, ручеек и закат...

Не выращивай в сердце безумных желаний,

Если все это есть - ты безмерно богат!

Я - школяр в этом лучшем из лучших миров,

Труд мой тяжек: Учитель уж больно суров.

До седин я у жизни хожу в подмастерьях,

Всё ещё не зачислен в разряд мастеров...

             

***

Недостойно — стремиться к тарелке любой,

Словно жадная муха, рискуя собой.

Лучше пусть у Хайяма ни крошки не будет,

Чем подлец его будет кормить на убой!

***

Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало,

Два важных правила запомни для начала:

Ты лучше голодай, чем что попало есть,

И лучше будь один, чем вместе с кем попало.

***

Общаясь с дураком, не оберёшься срама,

Поэтому совет ты выслушай Хайяма:

Яд, мудрецом тебе предложенный, прими,

Из рук же дурака не принимай бальзама.

***

Назовут меня пьяным - воистину так!

Нечестивцем, смутьяном - воистину так!

Я есмь я. И болтайте себе, что хотите:

Я останусь Хайямом. Воистину так!

Есть изумительный романс о старости Александра Суханова,

который он написал, очень удачно подобрав рубаи Омара Хайяма:

Выступление 4 группы учащихся

1 чтец

Романс старости

Стихи Омара Хайяма

Ухожу, ибо в этой обители бед

Ничего постоянного, прочного нет

Пусть смеется лишь тот уходящему вслед

Кто прожить собирается тысячу лет

Книга жизни моей перелистана жаль

От весны, от веселья осталась печаль

Юность птица не помню когда ты пришла

И когда легкокрылая вдаль уплыла

Месяца месяцами сменялись до нас

Мудрецы мудрецами сменялись до нас

Эти камни в пыли под ногами у нас

Были прежде зрачками пленительных глаз

Вместо солнца весь мир осветить не могу

Тайну сущего дверь отворить не могу

В море мысли нашел я жемчужину суть

Но от страха боюсь на себя повернуть

До того как мы чашу судьбы изопьем

Лучше милая чашу иную нальем

Может статься что сделать глоток пред концом

Не позволит нам небо в безумстве своем

Мы источник веселья и скорби рудник

Мы вместилище скверны и чистый родник

Человек словно в зеркале мир многолик

Он ничтожен и все-же безмерно велик

Счастье смелым даётся, не любит тихонь,

Ты за счастье и в воду иди и в огонь.

Перед богом равны и бунтарь и покорный,

Не зевай - своё счастье не проворонь.

                                *  *  *

Не завидуй тому, кто силён и богат.

За рассветом всегда наступает закат.

С этой жизнью короткою, равною вздоху,

Обращайся, как с данной тебе напрокат.

Заключительное слово учителя

Ребята, сегодня вы познакомились с биографией Омара Хайяма, прикоснулись к его творчеству. Желаю всем прекрасных воспоминаний о красивейших и мудрых стихах  одного из величайших персидских поэтов прошлых лет и ныне так же горячо всеми любимого!

Подведение итогов. Выступают учащиеся, учитель.

Звучит восточная музыка

Литература

  1. Алиев Р.М., Османов М.Н. Омар Хайям. – Москва, 1959. – 213 с.
  2. Лэмб Г. Омар Хайям. Гений, поэт, учёный. – Москва, 2002. –   227 с.
  3. Омар Хайям: http://uk.wikipedia.org/wiki/Омар_Хайям
  4. Омар Хайям. Рубаи. Москва.  Олма Медиа Групп. 2009

МБОУ «Дружбинская средняя (полная) общеобразовательная школа»

Литературный проект

«Омар Хайям»

(урок внеклассного чтения в 10 классе)

Автор:  Л. В. Максимова, учитель

 русского языка и литературы

Дружба, 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по теме "Письма с фронта и на фронт" Урок-мастерская "Историческая и духовная ценность фронтовых писем"

Основой данного урока литературы является краеведческий материал, имеющий неоспоримую воспитательную ценность...

Интегрированный урок по литературе и географии «Берегите природу» (урок внеклассного чтения по произведениям М. Пришвина и В. Бианки)

Цели урока: 1. Познакомить учащихся с творчеством Михаила Пришвина и Валентина Бианки. 2. Рассмотреть особенности природы средней полосы России по временам года.Задачи урока: 1. Учить детей получат...

Статья "решение проблемы формирования читательских интересов у школьников через организацию семейного чтения и уроки внеклассного чтения"

В статье рассматриваются некоторые пути решения проблемы формирования читательских интересов у учащихся....

Урок внеклассного чтения на тему: «Виды камней Тувы» (интегрированный урок можно провести после чтения и обсуждения рассказа А.Куприна «Гранатовый браслет» в 11 классе)

Рисунок на скале, в какие временаНанёс своим резцом тебя арат иль воин?Какие времена, какие семенаНесёшь ты в наши дни, бесстрастен и спокоен?.. Рисунок на скале, в моём воспрянув сне,Явили снова...

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...

Урок внеклассного чтения в 7 классе "Много ли человеку надо?" Чтение с остановками рассказа В.П.астафьева "Приветное слово".

quot;Чтение  с  остановками"  способствует  критическому  мышлению, поиску  здравого смысла. Школьники  учатся  рассуждать  объективно и  поступ...

Урок внеклассного чтения по юмористическим и сатирическим рассказам М. Зощенко, Н. Тэффи, А. Аверченко). Особенности моноспектакля. Требования выразительного чтения.

Урок внеклассного чтения по юмористическим и сатирическим рассказам М. Зощенко, Н. Тэффи,  А. Аверченко). Особенности моноспектакля. Требования выразительного чтения.Цель: приобщение ученико...


 

Комментарии

Уважаемая Лариса Владимировна! Приятно видеть интерес к великой литературе Востока. Но вообще-то рубаи писал еще Рудаки в 9 веке. Дата смерти Умара Хайама тоже скрупулезно подсчитана много веков назад индийским ученым Говиндой - 4 декабря 1131 года. То же сказано в Википедии. Послушайте, Вы забыли упомянуть, что выступление первой группы учащихся - шутка и надо подсчитать нарочно допущенные ошибки. На мой взгляд не стоило связывать поэта с исламом. Он, конечно, не перешагнул порог атеизма, но был великим бунтарем и мистификатором. Лучше увязать Хайама с Возрождением на Востоке в 9 - 10 веках. А вы не пробовали связать Умара Хайама и Ломоносова? По профессиональным интересам. Или с Пушкиным? Вакхические мотивы, тема свободы, умер за чтением книги. Или с Тютчевым? Глубокая философская лирика, тема любви, недосказанность. Еще раз простите за упреки, ведь вы сделали очень большое дело.